Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы организации физического воспитания в вузе





Физическая культура в вузе выполняет следующие социальные функции:

· преобразовательно-созидательную, что обеспечивает достижение необходимого уровня физического

развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к

профессиональной деятельности;

· интегративно-организационную, характеризующую возможности объединения молодежи в коллективы,

команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности:

· проективно-творческую, определяющую возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе

которой создаются модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его

творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития,

обеспечивается развитие индивидуальных способностей;

· проективно-прогностическую, позволяющую расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры,

активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с

профессиональными намерениями;

· ценностно-ориентационную. В процессе ее реализации формируются профессионально - и личностно-

ценностные ориентации, их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие и личностное

самосовершенствование;

· коммуникативно-регулятивную, отражающую процесс культурного поведения, общения, взаимодействия

участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающую

влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-

эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения,

алкоголя, токсикомании;

· социализации, в процессе которой происходит включение индивида в систему общественных отношений

для освоения социокультурного опыта, формирования социально ценных качеств.

Изучение социальных функций физкультуры в вузе позволит глубже понять содержание учебной дисциплины

«Физическая культура», зафиксированной в примерной программе для вузов в соответствии с государственным

образовательным стандартом. Примерной она названа потому, что отражает только требования «Стандарта», но в каждом вузе может быть расширена и дополнена с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов, а также особенностей подготовки профессиональных кадров, материально-технических

условий.

Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, важно решить

следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:



· понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной

деятельности;

· знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

· формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку па

здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в

регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление

здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и

свойств личности, самоопределение в физической культуре;

· обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую

психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

· приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения

жизненных и профессиональных целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;

· социально-биологические основы физической культуры;

· основы здорового образа и стиля жизни;

· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение

студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы

функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для

профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при

выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций

представлено в настоящем учебнике.

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-

тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами физкультурно-

спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей.

Примерная тематика занятий может включать:

· методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания;

· методические основы занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной

направленностью;

· основы методики самомассажа;

· « методику корригирующей гимнастики для глаз;

· овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения;

· методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с

содержанием соответствующей тематики лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение в условиях

учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической

деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. Содержание занятий базируется на широком

использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и

профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта

физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность,

поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения,

приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать

средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных

заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической

подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в

области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской,

инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и

качестве освоения теоретических л методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития,

физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает

информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень

освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень

сформированное физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, необходимо выполнить обязательные тесты по

общефизической и профессионально-прикладной (физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»),

предусмотренные в течение последнего семестра обучения (табл. 1.2, 1.3)/

Таблица 1.2. Обязательные тесты физической подготовленности

студенток основного и спортивного учебных отделений

Тест на скорость, силу и выносливость Оценка в очках

5 4 3 2 1

Мужчины

Бег 100 м (с) 13,2 13,6 14,0 14.3 14,6

Подтягивание на перекладине (число

раз)

15 12 9 7 5

Бег 3000 м (мин, с) 12.00 12.35 13.10 13.50 14.30

Женщины

Бег 100 м (с) 15,7 10.0 I7.0 17,1 18.7

Поднимание туловища из положения

лежа на спине руки за головой, ноги

закреплены (число раз)

60 50 40 30 20

Бег 2000 м (мин, с) 10.15 10.50 11.15 11.50 12.10

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке, а также для студентов

специального учебного отделения определяет кафедра ФИС.

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию

программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен:

· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

· знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

· иметь мотивационно-ценностное отношение и самоопределиться в физической культуре с установкой на

здоровый стиль жизни.

Важны физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими

упражнениями и спортом

Таблица 1 3. Контрольные тесты для оценки физической

подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест Оценка и очках

5 4 3 2 1

Мужчины

Бег 5000 м (мин. с) 21.30 22.3

23.30 2150 25.40

Бег на лыжах 5 км (мин, с) 23.50 25.0

26.25 27.45 28.30

или 10 км (мин, с) 50.00 52.0

55.00 58.00 б/врем.

Плавание 50 м (с) 40,0 44,0 48,0 57,0 б/врем.

или 100 м (мин, с) 1.40 1.50 2.00 2.15 2.30

Прыжки в длину с места (см) 250 240 230 223 215

Прыжки в длину с разбега (см) 480 460 435 410 390

или в высоту (см) 145 140 135 130 125

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз) 15 12 9 7 5

Переворот силон в упор па перекладине (число раз) 8 5 3 9 1

Поднимание на висе ног до касания перекладины (число

раз)

10 7 5 3 2

Женщины

Бег 3000 м (мин, с) 19.0 20.1

21.0 22.0 22.30

Бег на лыжах 3 км (мин, с) 18.00 18.3

19.30 20.00 21.00

или 5 км (мни, с) 31.00 32.3

34.15 30.40 б/врсм.

Плавание 50 м (мин, с) 0.54 1.03 1.14 1.24 б/врем.

пли 100 м (мин, с) 2.15 2.40 3.05 3.35 4.10

Прыжки в длину с места (см) 190 180 168 160 150

Прыжки в длину с разбега или в высоту (см) 365 350 325 300 280

Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см)

(число раз)

20 16 10 6 4

Приседание на одной ноге с опорой рукой о стенку (число

раз)

12 10 8 6 4

При итоговой аттестации в окончательной оценке учитывается уровень выполнения студентом практического

раздела программы.

Освоить содержание дисциплины «Физическая культура» необходимо за 408 учебных часов, его можно

дополнить элективными (по выбору) и факультативными курсами различной направленности, учитывающими

индивидуальность студента, его мотивы, интересы, потребности.

Для практических занятий студентов распределяют по учебным отделениям: основному, специальному,

спортивному. Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом

состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты,

не прошедшие медицинского обследования, к практическим учебным занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В

специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом

уровня их функционального состояния, пола.

Тех, кто по состоянию здоровья освобожден от практических занятий на длительный срок, зачисляют в

специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений),

зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную

подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе.

Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на

индивидуальный график занятий, но с. обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного

окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского

заключения может производиться в любое время учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий,

выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания, и сдают зачет

по теоретическому разделу программы.

В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на

протяжении всего периода обучения в вузе.

Учебные занятия проводятся в форме:

· теоретических, практических, контрольных;

· элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий;

· индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций;

· самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя;

Внеучебные занятия организуются в форме:

 выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

 занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

 самодеятельных __________занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

 массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных меро__


 

Глава 1





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. 1ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭВАКУАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  2. II. Оппозиционные организации и их роль в подготовке революции
  3. III. Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения
  4. III. Расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации
  5. III. Формирование личности посредством профориентации и организации досуговой деятельности.
  6. А. Теоретические основы патентной охраны
  7. Анализ имущества организации и источников его формирования
  8. Анализ организации оплаты труда персонала предприятия
  9. Анализ рентабельности организации
  10. Анализ стратегических факторов внешней среды организации. Основные составляющие и типы внешней среды. Применение методов PEST и SWOT анализа.
  11. Анализ уровня и эффективности организации труда
  12. Анализ финансовой устойчивости организации.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.011 сек.