КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная роль, функции физической культуры и спорта
Физическая культура — вид культуры общества и человека. Это дея- тельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной стороны, специфический процесс, с другой — результат человече- ской деятельности, а также средство и способ физического совершенствова- ния людей. По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает (потребляет), является носителем культуры и создает новые культурные ценности. Освоение, «потребление» физической культуры прояв- ляется в результатах этой деятельности — в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей, «владельцем» которых он и является. Физическая культура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является важной частью культуры общества в целом. С одной стороны, от духовной культуры общества она получает и перераба- тывает идейно-теоретическую и научно-философскую информацию. С другой — она сама обогащает культуру, науку, искусство, литературу специальными ценностями в виде теории, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки. Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, так и духовные ценности. Материальными ценностями являются результаты воздействия физиче- ской культуры на биологическую сторону человека — физические качества, двигательные возможности. К материальным ценностям физической культу- ры относятся также спортивные сооружения, спортивные базы учебных заве- дений, спортивно-медицинские учреждения, учебные заведения, готовящие кадры физической культуры и спорта, научно-исследовательские институты. К материальным ценностям непосредственно относятся здания, лаборатории, аппаратура и пр. К духовным ценностям физической культуры относятся произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту — живопись, скульп- тура, музыка, кино; система управления физкультурной деятельностью в госу- дарстве; наука о физическом воспитании. В целом духовные ценности вопло- щаются в результатах научной, теоретической, методической деятельности. Поэтому физическая культура — это сложное социальное явление, ко- торое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции в области политики, морали, эти- ки и эстетики. Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной деятельности, поскольку создает общественные потребности и побуждает к поискам, открытиям в области науки, новым методикам, новым техниче- ским средствам. Она увеличивает потребности общества в строительстве ма- териально-технических сооружений, созданию приборов, конструированию
и совершенствованию инвентаря и оборудования. Тем самым, она способст- вует созданию новых материальных и духовных ценностей. Физическая культура обогащает культуру общества уникальной ин- формацией о влиянии на человека предельных физических и психических на- грузок (в спорте, космосе), об особенностях адаптации к ним, о биологиче- ских резервах организма. Эта информация может использоваться и использу- ется в смежных науках — физиологии, биохимии и т. д. Она способствует возникновению и развитию новых направлений в тео- рии и практике строительства (безопорные перекрытия стадионов), технологий (необходимость изготовления снарядов, инвентаря, оборудования из искусст- венных материалов, отвечающих требованиям мирового спорта), создании ис- кусственных покрытий (лыжных трасс, трамплинов, ледяных катков). В социальной жизни, в системе образования, воспитания, в сфере орга- низации труда, повседневного быта, здорового отдыха, физическая культура проявляет свои воспитательные, образовательные, оздоровительные, эконо- мические и общекультурные функции, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т. е. совместной деятель- ности людей по использованию, распространению и приумножению ценно- стей физической культуры. Физическая культура призвана выполнять ряд специфических функций: образовательная — получение знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической кул ь- туры общества и личности, способность их творческого использования для личного и профессионального развития; прикладная — повышение специфической физической подготовленно- сти и работоспособности для трудовой деятельности и воинской службы средствами профессионально-прикладной физической культуры; спортивная — достижение максимальных результатов в избранном ви- де спорта; рекреативная — организация содержательного досуга; оздоровительно-реабилитационная — предупреждение утомления и восстановление временно утраченных функциональных возможностей организма. Приведенные функции физической культуры могут удовлетворить за- просы и потребности в физкультурной деятельности любого человека. В современных системах физического воспитания все более видное ме- сто занимает спорт. Это объясняется особой действенностью спорта как сред- ства и метода физического воспитания, его популярностью, широчайшим раз- витием в последние десятилетия международных спортивных связей, неуклон- но возрастающей общекультурной и престижной значимостью спорта. Несмотря на то, что спорт без соревновательной деятельности не суще- ствует, его функции не исчерпываются достижениями чисто состязательных целей. Спорт представляет собой эффективное средство для совершенствова- ния человека, преобразования его духовной и физической природы в соответ- ствии с запросами общества, является действенным фактором воспитания и самовоспитания. Социальная ценность спорта заключается и в том, что он является сред- ством этического, эстетического, нравственного воспитания личности. Достигаемый в процессе занятий спортом повышенный уровень функ- циональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд по- лезных умений и навыков могут в значительной мере предопределить уско- ренное усвоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности. Велико значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей. «Спортивный эталон» предполагает использование спортив- ной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможно- стей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях и обладает широкими возможностями для разви- тия познавательных способностей человека. Спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Зрелищная сущность спорта незаурядна. Она способствует привитию интереса к заняти- ям физической культурой и спортом, внедрению их в образ жизни. Современ- ные технические средства коммуникаций способствовали тому, что аудито- рия спортивных зрелищ, как никогда прежде расширилась, а это увеличило неординарное влияние спорта на эмоциональный мир человечества. При характеристике социальной роли спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в разви- тие спорта многократно окупаются, прежде всего, повышением общего уров- ня работоспособности, укреплением здоровья, увеличением продолжительно- сти жизни человека. Экономически значимы и финансовые доходы, получае- мые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, атрибутики, издательской и научной деятельности. Спорт считают одним из средств социализации личности. Непосредст- венно в процессе спортивной деятельности возникают разнообразные специ- фические отношения соперничества и содружества отдельных спортсменов, между командами, организаторами, спортивными арбитрами и т. д., которые так или иначе включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность всех этих отношений составляет основу форми- рующего влияния спорта на личность, становление социального опыта.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |