КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Программно-нормативные основы учебной дисциплины,
Физическая культура личности студента Физическая культура по праву является одной из составляющих культуры человека вообще. Одно из определений понятия «культура» — степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях ее деятельности. Индивидуальный уровень общей культуры чело- века можно охарактеризовать его поведением, поступками и действиями на текущий момент времени. Насколько раскрыты созидательные возможн о- сти человека, мы судим по его духовным ценностям, по его действиям в социальной среде как носителя существующих и создателя новых кул ь- турных ценностей для самосовершенствования и развития культуры буд у- щих поколений. Логично, что по ходу жизни уровень культуры личности должен постоянно повышаться, так как человек приобретает новые знания, жизненный опыт, приобщается к общечеловеческим духовным ценностям. Все это происходит в процессе жизнедеятельности человека. Подобным образом, то есть процессом воздействия на человека, мо ж- но повысить и уровень его физической культуры. Такой процесс в сфере физической культуры имеет два направления — физкультурное об- разование и физическое воспитание. Целью физкультурного образования является усвоение теоретических основ дисциплины, формирование усто й- чивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни, а также по- требности в физическом самосовершенствовании. Цель второго направл е- ния — сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели. Значит, в его основе должна быть положена целесоо б- разная двигательная деятельность в форме физических упражнений, позво- ляющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физиче- ские способности, оптимизировать состояние здоровья, повышать работ о- способность. Сделать это можно только с помощью физического воспит а- ния — педагогического процесса, направленного на эффективное решение этих задач. Оба направления очень важны для формирования физической культу- ры человека, и отсутствие какого-либо из них негативно влияет на гармо- ничное развитие личности. Как бы хорошо ни был физкультурно образован человек, как бы много он ни знал о пользе физических упражнений для ор- ганизма, как бы эмоционально он ни переживал, наблюдая спортивные со- стязания как зритель, если его жизнь никак не связана с целенаправленной двигательной деятельностью для поддержания и укрепления собственного здоровья, мы не можем характеризовать его как человека физической куль- туры. С другой стороны, достаточно традиционный путь освоения ценно- стей физической культуры с явным приоритетом телесного совершенствова- ния и выполнения определенных зачетных нормативов — это лишь базис для достижения конечной цели. Эффективное воспитание физических ка- честв и двигательных способностей не может быть обособленным и незави- симым процессом. Оно непременно должно быть связано с другими сторо- нами воспитания человека — познавательной, нравственной, эстетической, трудовой. Начальным этапом становления физической культуры личности являет- ся формирование ценностно-смыслового отношения человека к своей физи- ческой форме. Сюда входит знание студентом своего физического развития и здоровья, умение оценивать свои физические способности, а также положи- тельный настрой на физкультурно-оздоровительную деятельность. Следующий этап — преобразовательный. Это собственно познава- тельная и физкультурно-спортивная деятельность. Цель педагога по физи- ческой культуре — поэтапно, в процессе освоения предмета оказать по- мощь студентам в своем самопознании и самоопределении в физкультурно- оздоровительной деятельности. Студент должен иметь возможность оц е- нить свое физическое развитие, сравнить его со сверстниками и контроли- ровать свою деятельность в сфере физической культуры в соответствии с требованиями учебной программы дисциплины. Личный образовательный уровень и позитивный опыт преобразования физического потенциала молодых людей создаст фундамент для перехода на последний — творческий — этап самореализации студентов и выпускников вузов в сфере физической культуры. За время обучения в высшем учебном заведении студент должен пройти через все этапы становления физической культуры личности. Без- условно, поступая в вуз, абитуриент уже имеет определенный уровень ли ч- ной физической культуры, характеризующийся общим физическим состо я- нием личности, физической подготовленностью, физическим совершенс т- вом, знаниями из области физической культуры. Однако контингент посту- пающих в вузы не однороден по возрасту, социальному статусу, опыту физкультурно-спортивной деятельности. Кроме того, учащимся старших классов сельских школ зачастую не преподают вообще уроки физической культуры. Поэтому роль дисциплины «Физическая культура» в вузе знач и- тельно выше, так как здесь она и преподается на более высоком уровне, и воспринимается студентом более осознанно, с пониманием значения р е- зультатов физического воспитания и физкультурного обра зования в даль- нейшей жизни человека. Каким должен быть человек, имеющий достаточно высокий уровень физической культуры? Это, прежде всего, человек свободный, способный к самоопределению в сфере физической культуры. Он может самостоятельно выбирать пути реализации социальной программы физической культуры, движение по которым должно воплощаться в специальных физкультурных знаниях и убеждениях, физических качествах и способностях, а также в вы- работавшихся на их основе навыках, привычках и потребностях. Лишь в этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, как фактор самообразования и самосовершенствования и подчиняет образование целям личностного роста. Этому способствуют широкие возможности свободного выбора физкультур- ной деятельности для студентов. Стремление к самопознанию психофизических возможностей, понима- нию красоты человеческого тела и спортивных движений, а также к понима- нию автономии своего внутреннего мира ведет к формированию творческой индивидуальности человека высокого уровня физической культуры. Обычно такие люди не довольствуются достигнутыми результатами, а постоянно стремятся к созиданию нового. Причем их творческий настрой не ограничи- вается лишь физическим самосовершенствованием и охватывает другие сфе- ры жизни — труд, быт, общение, организацию отдыха. Как правило, результатом подобных усилий становится сформирован- ная потребность в саморазвитии, достаточно большой объем усвоенных зна- ний, двигательных умений и навыков, развитое аналитическое и интуитивное мышление, способность и стремление к жизнетворчеству. Молодые люди должны знать, что причины многих человеческих ошибок и трагедий состоят в неумении покорять собственную натуру. Сфера физиче- ской культуры объединяет биологическое и социальное начала в человеке, по- могает личности стать сильнее. Сильная личность — синтез ума, физического здоровья и воли. Безусловно, качества сильной личности нельзя приобрести в бесшабашном веселье, бесполезных развлечениях или поощрениях собствен- ного эгоизма. Только благодаря осознанию природы повседневных забот и не- взгод появляется уверенность в собственных силах и шанс их преодолеть. Вузовская педагогическая практика показывает, что у студентов, включенных в систематические занятия по физическому воспитанию и про- являющих на этих занятиях достаточно высокую активность, вырабатывает- ся определенный стереотип режима дня, наблюдается развитие социально ориентированных установок и более высокий жизненный тонус. Они в большей степени коммуникабельны, выражают готовность к сотрудниче- ству, ценят общественное признание, адекватно реагируют на критику в свой адрес. Этой категории студентов в большей мере присущи ответст- венность, чувство долга, добросовестность, собранность. Они более успе ш- но взаимодействуют в работе, требующей систематического напряжения ор- ганизма, им легче дается эффективный самоконтроль. Все это указывает на основательное положительное влияние регулярных физических нагрузок на характерологические особенности личности студентов. Конечно, здесь важна мотивация, которая стимулирует и мобилизует личность на проявление двигательной активности. Какими могут быть мо- тивы? Это потребность в движениях и физических нагрузках, общение, дружеская солидарность, соперничество, подражание, эмоциональная ра з- рядка, самоутверждение, веяния моды, способ развлечения, активный о т- дых и т. п. Безусловно, для студентов вузов одним из серьезных мот ивов является долженствование — обязанность посещать занятия. Молодые лю- ди должны обязательно находить для себя любые побудительные мотивы для занятий физическими упражнениями и выделять для этого время. Современный ритм жизни требует от молодых людей все большего на- пряжения сил. Нервные, умственные и физические перегрузки, связанные с овладением сложной современной техники, стрессы профессионального и бытового характера ведут к нарушению обмена веществ, избыточному весу, к возникновению сердечно-сосудистых заболеваний. К тому же объем двига- тельной активности человека в течение дня сведен к минимуму: автоматиза- ция, электроника и робототехника на производстве, автомобили, лифты, сти- ральные машины в быту обусловили недопустимый дефицит двигательной деятельности человека. Неблагоприятное влияние этих факторов на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого орга- низма не в состоянии справиться с ними. Человеку нужна более высокая фи- зическая активность и подготовленность. Поэтому чем дальше идет человече- ство в своем развитии, тем в большей степени здоровье человека будет зави- сеть от уровня его физической культуры. Кардинально решить задачу повы- шения объема двигательной деятельности, минуя средства физической куль- туры, в настоящее время практически невозможно. Для того чтобы оценить значение физической культуры, молодой чело- век должен осознать важность ее роли в своей жизни. И чем раньше он это поймет, тем большего сможет добиться и в своей личной жизни, и на профес- сиональном поприще.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |