Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цивилизации Древнего Востока




(Азиатский способ производства).

В странах Востока, прежде всего в Индии, Китае, нашел классическое выражение восточный тип цивилизации, тип циклического развития.

Общества, относящиеся к подобному типу развития, построены на принципах коллективизма. Поэтому в них отсутствовала классовая структура и классовые категории к ним не применимы. Личные интересы полностью подчинены общим: общинным, государственным. Личное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства являлась община. Интересы личности в общине полностью подчинены интересам коллектива, который определял все стороны жизни: нравственные нормы, духовные приоритеты, культурные предпочтения, принципы социальной справедливости и социальной защиты, норму и характер труда.

В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающегося капитала. Понятие частной собственности в полном смысле отсутствовало. Речь могла идти о коллективном (община, племя, корпоративное объединение) праве на пользование, владение ресурсами (водой, землей и т.п.). Верховным собственником всего выступало государство, власть. Принадлежность к власти (должность) опосредованно давало право на собственность (она могла быть и наследственной). Но это не частная собственность. Попытки приватизации собственности пресекались или резко ограничивались. Полная частная собственность не допускалась. Деньги вкладывались в дом, богатый выезд, безумную роскошь, но не превращались в работающий капитал.

На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства – деспотия. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Деспотия в переводе с греческого означает « неограниченная власть»; форма самодержавной власти. В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Способ производства, при котором основные экономические решения не только принимаются в соответствии с жестко заданными извне (по отношению к производителю) законами, традициями и обычаями, но это делается централизовано – государственными органами, которые стремятся полностью контролировать не только распределение и потребление, но само производство, как необходимого так и прибавочного продукта, а иногда даже и воспроизводство самого работника, получил название «азиатского», или командно-административного.

«Эксперименты» по созданию государств с экономикой такого типа производились не только в Азии. В Древней Спарте с VIII по IV вв. до н. э., в птолемеевском Египте в III–I веках до н. э., в доколумбовой Америке – империи Инков в XIII–XV веках н. э., Византийской Империи в VI–XIV веках, наконец – в Советском Союзе с 1917 по 1991 год предпринимались попытки создания плановой централизованной экономики.

Этот способ производства основывается на системе тождества, неразделенности власти и собственности. Поэтому его еще называют «система власть – собственность».

Обобщая характеристики государственных систем с централизованным управлением экономикой (Шумер Третьей Династии Ура, Спарта, Древний и маоистский Китай, Египет, империя Инков, Византия, Персия, можно выделить следующие типичные черты азиатского способа производства.

• На базе использования «естественных» производительных сил, при помощи ирригации создаются природные машины (Нил, Хуанхэ), способные обеспечить большой объем производства добавочного продукта, изымаемого на нужды государственной бюрократии и армии.

• На основные средства производства (землю, воду, рабов) устанавливается коллективная (общинно-государственная) собственность, становящаяся основой системы «власть-собст-венность».

• Строительство ирригационной системы требует координации усилий десятков и сотен тысяч работников, для чего необходимо в огромных масштабах осуществлять перераспределение труда, становящуюся основой тотального рабства, позволяющего концентрировать труд для строительства циклопических культовых сооружений (пирамид, мавзолеев и т. п.).

• Изъятие и перераспределение прибавочного и части необходимого продукта требует создания мощного госаппарата и бюрократии, власть которых основана на физическом принуждении и терроре, круговой поруке и коллективной ответственности общинников.

Государственная система, основанная на азиатском способе производства, стремится к автаркии – самообеспечению и самоизоляции от других систем, к захвату жизненного пространства – построению территориальных империй.

Система культивируемых ценностей носит элитарный характер – власть, слава, доблесть. Интересы отдельного человека полностью подчинены интересам малой группы (семьи, общины, трудового коллектива), малые группы — большим (слоям, классам, кастам), последние — государству. Оно осуществляет общий (тотальный) контроль за поведением и даже образом мыслей каждого гражданина, жестко подчиняя их своим целям. Поэтому общество, основанное на вышеизложенных началах, именуют «тоталитарным», а систему правления государственной бюрократии – тоталитаризмом.

На краткосрочных интервалах (15–25 лет) командная система способна обеспечить впечатляющие темпы экономического роста – до 20% годовых. В долгосрочном периоде (от 50 лет) стремится к консервации достигнутого уровня, что ведет к застою и деградации.

Возникновение тоталитарных государств с экономикой азиатского типа начинается, как правило, с упразднения или существенного ограничения права частной, семейной собственности. Иногда это делается под предлогом необходимости достижения каких-либо общих целей, например строительства каналов или дорог, отражения агрессии.

В других случаях движущим мотивом является желание добиться «справедливого» (уравнительного) распределения ресурсов и благ среди населения или его части, например свободных, воинов, рабочих.

Вторым шагом становится ограничение или упразднение рыночных механизмов ценообразования и замена их планированием, директивным распределением ресурсов и благ, назначением цен и тарифов оплаты труда. К этому добавляется упразднение денег или придание им исключительно счетных функций.

Следующим шагом становится упразднение или существенное ограничение права – обычного или кодифицированного – и замена его тоталитарным (классовым) законом, а также урезание прав граждан.

Еще одним этапом становится отвержение традиционного для данного народа культа и принятие новой религиозной или идеологической системы в качестве единственно верной.

Венчает процесс физическое уничтожение соратников вождя, всеобщее похолопление знати и средних слоев, формирование культа личности в форме поклонения вождю как Живому божеству, Хозяину.

В таких обществах колоссальную роль играет централизованное государство. Их называют этатическими, т.е. государственными обществами. При ослаблении государства эти общества распадались. Тип государства деспотия. Условие существования такой власти – господство государственной и общественной собственности (прежде всего на землю) и зависимое положение индивида от системы власти. Подобное устройство находит опору в религиозных системах.

Развитие в подобных обществах идет циклами. Его исторический путь графически можно изобразить в виде пружины, где каждый виток – это один цикл развития, шаг от одного витка к другому - поступательное движение.

Структура общества. Общество в древних цивилизациях в отличие от первобытности было неоднородным, в нем появились разные социальные прослойки. Это было связано, с одной стороны, с тем, что образовалось государство, которое требовало специального аппарата для управления. С другой стороны, в цивилизованном обществе усиливались профессиональные, функциональные различия (ремесло отделялось от земледелия, возникла торговля и т. д.), росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их сильная иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями.

Иерархия последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения.

«Одежда зависит от ранга, а потребление богатств – от размеров вознаграждения, соответствующего рангу знатности. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмеливается носить одежду, не соответствующую его рангу; как бы ни был он богат, он не решается воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением...» ( Из китайского философского трактата «Гуаньцзы»,VII в. до н. э.).

Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и многочисленный аппарат чиновников, поэтому ученость приносила большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в поставке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получали снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.

Довольно многочисленны были ремесленники, большей частью они жили в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые), которые работали в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков.

Основную часть общества составляли свободные общинники-крестьяне. Сельская община и в древних цивилизациях, и в эпоху средневековья, вплоть до индустриальной революции, была основной производственной ячейкой. Она уходит корнями в далекое прошлое, в эпоху первобытности, когда люди группировались сначала в родовые, а потом в соседские общины. На основе первобытной соседской общины и сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться и семейные, родственные связи.

Основной хозяйственной единицей в общине была большая патриархальная семья, которая имела свой дом, имущество, иногда рабов, приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем с него, но такие наделы считались собственностью всей общины.

Все члены общины были связаны круговой порукой – это означало и взаимопомощь, и ответственность за совершенные кем-либо из ее членов преступления. Община, например, должна была компенсировать убытки от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами не могли этого сделать.

Государство налагало на общину ряд обязанностей: следить за состоянием ирригационной системы (на своем участке), принимать участие в осушительных работах, строительстве каналов, поставлять рекрутов в случае войны. Кроме того, каждый общинник должен был платить налог государству, т. е. царю, который, как уже говорилось, формально владел всей землей.

Несмотря на достаточно тяжелые повинности, принадлежность к общине была привилегией: свободные общинники обладали гораздо большими правами, чем те, кто лишился земли. Образ жизни общины имел свои особенности: она была замкнута экономически, т. е. жила натуральным хозяйством, сама производила все необходимое для своего существования. Государство вмешивалось в ее жизнь в основном когда нужно было собирать налоги или вести войну. Такая обособленность общины подкреплялась правом самоуправления. Спорные вопросы решались на собраниях общинников. Даже в отношении религии община была вполне самостоятельна: почти в каждой местности были свои особые божества и культы.

Человек в общине чувствовал себя, прежде всего, частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может сама, независимо от других, строить свою жизнь. И поэтому изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание. Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних, тысячелетиями не менявшихся обычаев. Во многом это объяснялось тем, что малейшее отступление от опыта, выработанного предшествующими поколениями, грозило большими потерями для хозяйства и даже гибелью. В результате жизнь общины, и хозяйственная, и духовная, была очень консервативной. Однако не все крестьянство принадлежало к общинам; многие лишались своих наделов, так как в общине шел, хотя и очень медленно, процесс имущественного расслоения. Оказавшиеся вне общины крестьяне, как правило, работали на землях, находившихся во владении храмов, знати или самого царя. Они тоже получали надел, но уже на других основаниях, как бы в аренду; при этом они не только должны были платить оброк, но и не имели права уйти со своих участков.

В древних восточных цивилизациях существовало рабство. Рабы, как правило, входили в состав большой патриархальной семьи, поэтому такой вид рабства принято называть домашним. Труд рабов использовался также на землях и в мастерских, принадлежавших знати, в дворцовых и храмовых хозяйствах, на рудниках и строительстве.

Рабами становились в основном военнопленные, но существовали и внутренние источники – например, долговое рабство, которое росло по мере расслоения общины. Впрочем, долговое рабство необязательно было пожизненным: отработав свой долг, вчерашний невольник вновь становился свободным человеком. Численность рабов могла быть весьма значительной: скажем, в Китае в Ш в. до н. э. работорговля приняла такие размеры, что создавались рынки для продажи невольников. В Египте во II тысячелетии до н. э. рабов имели даже люди среднего достатка: ремесленники, садовники, пастухи.

Труд рабов оставался на Востоке дополняющим по отношению к труду свободных и зависимых крестьян и ремесленников: он не играл определяющей роли в экономической жизни.

Устойчивость и живучесть общины привели к тому, что численность рабов на Востоке была сравнительно невелика; рабский труд здесь не стал основой всего хозяйства, а главной производительной силой общества оставались крестьяне-общинники и в известной степени ремесленники. Восточное рабство носило патриархальный, домашний характер и в основном было приспособлено к обслуживанию личных нужд рабовладельцев. Но в государственном хозяйстве - на строительных работах, сооружении храмов, каналов, плотин, искусственных водоемов, рабов усиленно использовали.

Ирригация в древневосточных государствах дала возможность развиваться здесь полеводству, огородничеству, садоводству (виноградарство и разведение оливкового дерева). В храмовых хозяйствах расширялось применение рабочего скота, началось разведение племенного скота. Наряду с мотыгой и плугом стали использоваться новые земледельческие орудия - металлические серпы, грабли.

Все более важное место в хозяйстве народов Древнего Востока занимает ремесло – текстильное, гончарное, кузнечное производство, обработка дерева, камня, кожи, слоновой кости, драгоценных металлов (золота и серебра). В Египте было освоено производство папируса, использовавшегося для письма. Получило развитие кораблестроение, особенно в Египте и Финикии. Стала развиваться военная техника – осадные орудия боевые колесницы. Древний Восток внес весомую лепту в строительное дело: рациональная организация массового применения труда свободных общинников и рабов позволила соорудить огромные дворцы и храмы, грандиозные пирамиды.

Более заметно стала развиваться торговля, главным образом внешняя (со странами Средиземноморья). Возникли первые металлические деньги (медные, серебряные и золотые слитки и монеты).

Общества, которые можно отнести к восточному, циклическому тип цивилизации, существует в рамках исторического времени. Однако представление о времени имеет свои особенности. Время небесное и время земное текут как бы одновременно. Небесные силы рассматриваются как часть живой природы. Считается, что человек живет одновременно в прошлом настоящем и будущем, так как душа на Востоке считается бессмертной, лишь меняющей форму существования. Цель существования таких обществ понимается как приближение, движение к божественному идеалу. Сосредоточенность на духовном - это отличительная черта общественного сознания.

Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии, общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку и культуру: философия, тончайшее искусство, поражающие мир открытия и т. п. И это при том, что личность на Востоке не имела собственной ценности, с человека ничего не зависело.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.