КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы обучения. Принцип наглядности - использование учителем разнообразных учебных пособий и технических средств обучения
Принцип наглядности - использование учителем разнообразных учебных пособий и технических средств обучения. Общие принципы дидактики 1. Принцип научности - предполагает использование науки как источника системы факторов, понятий, закономерностей. 2. Принцип систематичности. Для лучшего усвоения знания должны быть упорядочены и последовательно включены в систему уже имеющихся знаний. Принцип отражает логику учебных предметов – у каждого предмета имеется своя система. Нет системы – снижается дисциплина, интерес, знания. 3. Принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Все воспринимаемое учащимися осмысливается, обдумывается. Без активного осмысления невозможно усвоение знаний. Принцип заключается в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. 4. Принцип связи теории и практики – предполагает формирование способности учащихся использовать теоретические знания в реальной жизни для решения практических задач. 6. Принцип прочности усвоения знаний. – принцип предполагает прочное, основательное усвоение знаний, которые можно воспроизвести и пользоваться ими в учебных и практических целях. 7. Принцип доступности.
М.В. Попова выделяет основные принципы обучения, имеющие особо важное значение для преподавания психологии – 1. Принцип учета возрастных особенностей в обучении. 2. Принцип индивидуального подхода. 3. Принцип мотивационной готовности.
1. Принцип учета возрастных особенностей в обучении. Каждый психологический возраст характеризуется особой ведущей деятельностью, новообразованиями, наличием особенных доминантных потребностей, сензитивностью, особенностями протекания психической жизни, особенностями анатомо-физиологического (физического) развития и др. Реализация данного принципа обучения на практике решается двумя способами: § через содержание учебного курса - значительная часть содержания учебного курса должна представлять информация, которая является “потребностью возраста” и становится особо значимой для детей данного возраста (раскрыть содержание по каждому возрасту); выводить детей на те психологические проблемы и знания, которые актуальны для данного возраста. § через методы – используемые методы сами по себе (минуя содержание программы) работают на определенный возраст. 2. Принцип индивидуального подхода. Учет особенностей 1) данной аудитории (класса); 2) подгрупп, объединяемых дружбой или общими характеристиками; 3) каждого ученика, имеющего свои психологические особенности, различным образом взаимодействующего с учителем и сверстниками. Использование в курсе “Психология” методов – наблюдения и диагностики позволяет: § сфокусироваться на особенностях групповых процессов, психологического климата в классе и особенностях каждого ученика – это дает ясную картину реального положения дел в данной группе и у конкретного ученика; § учитывать динамику развития группы, особенности личностного роста учащихся; § реагировать на запросы и состояние аудитории. Опираясь на полученную информацию, учитель более гибко и точно выстраивает процесс обучения. Методы, формы, упражнения, применяемые для работы с данной группой, должны соответствовать ее особенностям. 3. Принцип мотивационной готовности – это новый для дидактики принцип обучения. Выстраивая учебный процесс, учитель психологии учитывает и непосредственно ориентируется на то, что наиболее значимым является для аудитории в данный момент (от “конкретного случая” – до месяца, двух и более). Учитель рассматривает определенную тему в то время, когда ребенок (школьник) может это “взять”, когда он будет более мотивирован на принятие этой информации. Проблемы для обсуждения следует подбирать конкретные (в соответствии со сложившейся ситуацией или полученным запросом) или г ипотетические (предполагая, что эта тема интересна данной группе детей или школьникам данного возраста), но обязательно психологически “близкие” детям. Проблему необходимо максимально конкретизировать. Важна положительная реакция принятия. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению темы можно и нужно специально мотивировать аудиторию на ее изучение (заранее, еще до изучения данной темы). Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Эффективность метода зависит от: • адекватности метода цели обучения, • способов усвоения содержания обучения, • характера взаимодействия субъектов обучения (преподавателя и учащихся), • специфики учебного предмета, • методов самой науки. Однако методы обучения не следует отождествлять с методами науки и практики. В отличие от методов науки методы обучения отражают логику изложения добытых знаний, и логику усвоения их учащимися. С понятием “метод обучения” связано понятие “прием обучения”. Прием - это деталь метода, это частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. В мировой педагогической практике накоплен значительный опыт изучения различных методов обучения, представлены многочисленные их классификации. Педагог Ю.К. Бабанский все методы обучения разделил на 3 вида, каждый из которых имеет сложную характеристику: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику получения знаний и умений). - словесные (лекции, объяснения, рассказы, беседы); - наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации); - практические (упражнения, решение задач и т.п.). 2. Методы стимулирования и мотивации учения. К ним относятся: - познавательные игры; - учебные дискуссии; - создание различных учебных ситуаций (эмоционально-нравственного переживания, новизны, занимательности и т.п.). 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Это: индивидуальный и фронтальный опрос, зачеты и экзамены, программированный опрос и т.д. В настоящее время эти методы претерпели изменения, были дополнены новыми видами, а в преподавании психологии обогатились методами самой науки. *** Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений (В.Н. Карандашев) 1. Словесные – источником знаний и умений является слово. Эти методы предполагают: устное изложение знаний преподавателем; формирование интереса к предмету; обучение анализу и обобщению фактов; обучение умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии; наиболее распространенные в школах и системах обучения. Типичными словесными методами являются: Рассказ – используется при восприятии нового учебного материала; резюмировании по определенной теме. Изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально. Беседа применяется при закреплении и осмыслении уже имеющихся у учащихся представлений и знаний. В процессе беседы выявляется имеющийся у учащихся объем знаний; проверяется прочность и сознательность усвоения учебного материала; развивается самостоятельность суждений. Объяснение – метод сообщения новых знаний, суть которого в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы; раскрытии цели изучения данной темы; кратком раскрытии плана. Используется преподавателем: а) прежде чем перейти к рассказу по новой теме; б) в процессе работы с новым учебным материалом.
В зависимости от восприятия учащимся речи (устной или письменной) словесные методы бывают: устные и письменные. В зависимости от формы речи словесные методы разделяются на: монологические – излагается учебный материала преподавателем; обычно используется на лекции; в процессе подготовки лекции необходима переработка исходного текста книги. диалогические – обсуждается учебный материал преподавателем и учащимися/студентами; предполагает взаимодействие, большую активность учащихся; наиболее характерен для семинарских занятий. 2. Наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации) – источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия; 3. Практические методы – источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися. § Учебные модели психологических экспериментов. § Психодиагностические задания § Решение психологических задач § Упражнения § Групповая дискуссия § Дидактические и деловые игры *** Среди методов обучения психологии авторы выделяют: 1) традиционные 2) нетрадиционные (активные). Традиционное обучение основывается на преобладании репродуктивной деятельности учащихся, на достижении ими четко сформированных эталонов усвоения. Такой подход исходит из эффективности репродуктивной деятельности как самостоятельной ценности, ориентирует учащихся на стандартные учебные процедуры, ставит преподавателя в позицию оператора стандартных дидактических материалов и средств обучения. При этом включенность преподавателя (учителя) и учащихся в учебный процесс остается личностно нейтральным, хотя и предполагает положительный эмоциональный фон. К нетрадиционным относят методы: § программированного, § проблемного, § интерактивного (коммуникативного) обучения Наиболее интересные для использования в целях управления ситуацией формирования разных видов мышления (В.Я. Ляудис, 2003). Каждый из этих методов возникал как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения, а также и тех ограничений, которые порождались каждым вновь созданным “активным” методом. Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний (акцентировали аспекты структурирования объективного знания). Методы проблемного обучения были в известной мере реакцией на чрезмерную формализацию процесса обучения в русле методов программирования. Методы проблемного обучения акцентировали ситуации, в которых оказывается личность обучаемого. Они поставили в центр организации и управления – мотивы и способы мыслительной деятельности. Эти методы являются шагом вперед, преодолевающим формализм программированного обучения. Метод проблемного обучения используется на теоретических занятиях. Учащиеся вместе с преподавателем психологии ставят и решают учебную проблему через создание реальных проблемных ситуаций с решением конкретных проблемных задач. Методы интерактивного обучения обращены к способам управления процессом усвоения знаний посредством организации человеческих взаимодействий и отношений – наиболее решительный шаг к тому, чтобы поставить в центр управления обучением самого обучаемого человека в его реальных взаимодействиях с другими участниками учебного процесса, к признанию, что обучение – процесс социальный, коллективный, а не сугубо индивидуальный. Каждый из методов создал присущий ему инструментарий действий, которым выражается сущность метода и очерчиваются границы его влияния. В системе методов программированного обучения – дозированный шаг программы, алгоритм. В проблемном обучении – проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы. В интерактивном обучении – коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии диалогов, полилогов и др. в процессе коллективного решения проблем с выделением фаз и циклов взаимодействия между участниками совместного решения задач.
М.В.Попова описывает методы, основанные на практико-ориентированных технологиях личностного роста. Эти методы работают на задачи развития личности. Активные групповые методы социального тренинга: а) дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора); б) игровые методы – дидактические игры (поведенческое научение, интонационно-речевой, видеотренинг); творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осонания коммуникативного поведения); в) сензитивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии). Метод творческого самовыражения (адаптированный вариант методики М.Е.Бурно, 1989г.) - через литературное, научное, художественное и др. виды творчества. Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций - аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки. Метод экспрессии. Метод чтения вслух. Метод интроспективного анализа. Метод по развитию творческого самочувствия. Рефлексивный тренинг.
Активные методы делают акцент на развитие потенциалов обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят педагога в позицию партнера по учебному исследованию, предполагают личностную включенность всех участников обучения, высокую личностно-профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимися/студентами.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |