Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Руководство самостоятельной работой





Самостоятельная работа школьников и студентов под руководством преподавателя составляет важный компонент учебного процесса. Усвоение учебного материала невозможно без самостоятельной работы обучающихся. В ходе такой работы происходит перевод содержания в соответствие с индивидуальным стилем мышления, способами познания, опытом. Учить самостоятельно учиться – одна из важных задач методики преподавания (в т.ч. психологии).

 

Самостоятельная работа является средством: повышения эффективности урока, активизации мышления, прочного запоминания материала, развития познавательных способностей, лучшей подготовки к жизни.

Объем и характер СР предлагается преподавателем в зависимости от: особенностей учебного материала; предшествующих знаний; возраста учащихся (на старших курсах может предлагаться больше самостоятельной работы).

 

Основные положения по организации самостоятельной работы учащихся/ студентов:

1. Организация самостоятельной работы строится на основе комплексного и системного подхода – чтобы не превращалась в очередную временную кампанию. От лекции (занятия) – к литературе, от литературы – к практике.

Самостоятельная работа может: организовываться на самих занятиях, а также осуществляться в различных видах и формах домашних заданий.

§ Подготовка докладов, рефератов учащихся по темам с использованием разных источников.

§ Выполнение заданий творческого характера.

§ Изучение нового материала по учебнику, новым источникам.

§ Закрепление теоретического материала, изучаемого на уроке. Содержание материала на занятии, записи, сделанные на занятии могут являться лишь ориентиром для дальнейшей самостоятельной работы.

§ Подготовка к практическим занятиям (семинарам)

§ Выполнение различных заданий

 

Структурные элементы системы самостоятельной работы:

§ чтение конспекта лекции,

§ чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы,

§ выполнение контрольной работы,

§ подготовка к экзаменам, зачетам



 

Постепенно преподаватель знакомит с различными видами, приемами самостоятельной работы на занятиях, а затем школьники/студенты задания выполняют дома самостоятельно.

2. Обучение навыкам и умениям, приемам самостоятельно приобретать знания при самостоятельной работе с учебником и другой литературой.

3. Выработка умений и навыков самостоятельного применения знаний, полученных на практике. Обязательное сопоставление теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми в разных жизненных ситуациях.

4. Создание положительной мотивации к изучению психологии.

5. Активизация мыслительной деятельности.

Мыслительная деятельность студента при самостоятельном изучении предмета программируется в русле творчества: задается проблема (учебная задача, задание, вопрос); рекомендуется литература;

 

стимулируют самостоятельный поиск ответа, активизируют мышление вопросы типа ориентируют на поиск готовых ответов, поощряют стремление к бездумному запоминанию вопросы типа
почему что из этого следует какой следует вывод чем объяснить как доказать чем можно обосновать кто что когда сколько
“Существует несколько точек зрения на внимание... . Какая из этих точек зрения представляется вам наиболее убедительной и почему?” – требует довольно глубоких размышлений   “Что такое внимание?” - требует чтения и запоминания.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы (Б.Ц.Бадмаев).

По содержанию задания могут быть разделены на группы и направлены:

1) на адекватное понимание текста; выяснение смыла психологического понятия (“Что такое память”)

2) на анализ примеров из реальной действительности – на понимание теории применительно к практике.

3) на анализ различных точек зрения в психологической науке по определенной психологической проблеме (понятие “личность в психологии”)

4) на сопоставление житейской и научной точек зрения на известные явления психики (признание или отрицание врожденных способностей)

5) на анализ характерных черт личности, а также отдельных актов поведения людей с учетом закономерностей психологии (может ли меланхолик быстро и охотно менять друзей).

6) на выявление психологических критериев оценки поступков и действий людей в различных ситуациях, исходя из общей теоретической посылки; подбор преподавателем фактического материала из реальной жизни (опишите, как поведут себя холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик узнав, что им поставили неудовлетворительную оценку за реферат);

7) на оценку практического значения отдельных теоретических положений психологии (какое значение для родителей имеет знание периодизации психического развития детей)

8) на психологическую характеристику знакомой личности или психологический анализ известной учащимся деятельности (психологическая характеристика моего друга, особенности/структура деятельности ученика)

9) на выявление исторической обусловленности возникновения новой научной идеи (как возникла идея о том, что...)

10) на психологическое объяснение различных заблуждений, иллюзий, предрассудков и т.д.

11) на психологическое объяснение трудностей, испытываемых большинством людей при резких изменениях условий жизни (экономических отношений, социальных условий жизни и т.д.)

12) на психологический анализ личностей героев литературных произведений, поступков, действий; подбор ярких примеров из жизни персонажей для иллюстрации отдельных теоретических положений психологии.

 

А.С.Чернышев и др. как отдельные примеры самостоятельной работы предлагают: просмотр и написание аннотаций (отзывов) видеофильмов по определенным проблемам; аннотации (отзывы) статей, отрывков из книг; решение конфликтных ситуаций; психологический анализ конкретных ситуаций





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.