КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебные задачи в преподавании психологии
Понятие «задача» широко используется в психологической науке. Задача – это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу. Учебной задачей будем называть задачу, специально подобранную или сконструированную для целей обучения. Исследователи мышления, интеллекта (Р. Кеттелл, А. Бине, Дж. Гильфорд и др.) считали наилучшим способом побудить человека думать – это поставить перед ним задачу.
Классификация учебных задач Одна из известных в науке классификаций учебных задач принадлежит Д.Г.Толлингеровой. Она выделяет 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам: 1) задачи на воспроизведение знаний; 2) задачи на простые мыслительные операции; 3) задачи на сложные мыслительные операции; 4) задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение; 5) задачи на продуктивное мышление. *** Представляет определенный интерес и классификация учебных задач Г.А. Балла (5). В зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, выделяется 5 видов: 1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти объекта др.); 2) мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, классификацию и др.); 3) имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти; 4) мнемические задачи (запомнить, вспомнить...); 5) коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.). *** Если за основу классификации учебных задач принять цели профессионального обучения, то можно выделить две группы учебных задач: А) задачи, целью которых является овладение студентами учебной информацией; Б) задачи, целью которых является овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.
Каждая группа задач (А и Б) может содержать: а) прямые вопросы, требующие знаний учебного материала и способности его припомнить. Они обеспечивают актуализацию учебного материала. Это дает возможность студентам понять, какие виды знаний являются наиболее существенными (основные понятия, функции, механизмы, свойства, закономерности различных психических явлений и др.); б) косвенные вопросы, требующие размышления, на которые невозможно ответить путем простого припоминания. Это задачи на интерпретацию психологических фактов, законов, на сравнительный анализ концепций, точек зрения, представлений; в) проблемы, которые требуют продуктивного мышления.
Для обеспечения эффективности учебного процесса важно не только качество самих задач, но и их набор, система. При этом следует учитывать следующие особенности этой системы: оптимальное количество (они должны охватывать все основные понятия и закономерности изучаемой темы); разнообразные по видам (желательна представленность всех); привлекательные по содержанию; кратко сформулированные. Использование учебных задач в процессе преподавания психологии обеспечивает более высокий уровень психологических знаний школьников и подготовки специалистов-психологов, а также способствует формированию у преподавателей умения результативно использовать в своей деятельности законы психологии учения и обучения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |