КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социометрические индексы
Обоснование сферы применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила социометрии. Социометрические опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе. Виды документов: текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный (качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике анализа документов в социально-педагогической работе. Бланки анализа документов. Виды наблюдения: степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при автоматических действиях, при высокой напряженности действий. Бланки социально-педагогического наблюдения. Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов. Социально-педагогическая технология -- подготовленная к практической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели. Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога:
Один из путей предупреждения возможной социальной дезадаптации – создание развитой социальной и психологической службы, в которой первичным звеном является социальная служба школы. В нее могут входить социальный педагог, заместители директора, психолог, наиболее опытные учителя и воспитатели. При планировании деятельности этой службы следует обратить особое внимание на такие направления работы как: 1. Комплексное динамичное изучение особенностей психофизического и личностного развития детей с умственной недостаточностью (совместно с психологом, учителями и воспитателями). 2. Разработка программ, охватывающих в своем содержании этические, социокультурные, правовые и другие нормы поведения, принятые в обществе. 3. Помощь воспитателям в организации досуговой деятельности учащихся вне учебного процесса, учитывающей возрастные, индивидуальные психофизические и интеллектуальные особенности детей. 4. Организация общественно-социальных связей внутри и вне школы (друзья, товарищи, ролевое место в межгрупповых отношениях). 5. Систематический анализ возможных факторов, которые могут снизить результативность социальной адаптации в разных формах самостоятельной жизни воспитанника (здоровье, нетрудоспособность, отсутствие родных и близких, негативное влияние родственников, социально-материальная необеспеченность, индивидуально-личностные, патологические проявления и др.). Особо следует выделить такое направление, как допрофессинальная и профессиональная подготовка учащихся специальных школ. Прежде чем принять решение о выборе профилей трудового обучения для учащихся, специальной школой должен быть проведен глубокий социальный анализ, включающий в себя социологические данные, показывающие, на какие виды труда и по каким специальностям устраиваются на работу выпускники. Важно также выяснить, как долго они удерживаются на своих рабочих местах, что является причиной сменяемости мест работы, имеется ли в регионе возможность трудоустройства с перспективой получения жилья. Такая комплексная работа может быть проведена под руководством социального педагога. Сравнивая деятельность социального педагога в школах-интернатах для детей-сирот с нарушениями интеллекта и других учебно-воспитательных учреждениях, следует подчеркнуть существенные особенности социальной работы с умственно отсталыми детьми. Это усиление диагностического и коррекционного направлений; более ранняя до- и профессиональная ориентация, требующая учета особенностей профессионального самоопределения, оценки готовности подростка к самостоятельной жизни, социальной ориентировки как на производственный, так и индивидуальный труд; обучение семейным ролям ввиду отсутствия института семьи или его недееспособности и др. Оптимальным вариантом развития конформного типа социальной адаптации умственно отсталых воспитанников является педагогическое наблюдение за ними, конкретная помощь и поддержка со стороны социального педагога не менее 2-3 лет после выхода из интерната. Только четкое социально-педагогическое сопровождение детей на всех возрастных уровнях, создание материальных и многообразных социальных условий для коррекционного обучения, воспитания, психолого-педагогической и социально-трудовой реабилитации позволит всесторонне и более оптимистически рассматривать вопросы интеграции этой категории детей в общество.
Основным направлением деятельности социального педагога является постановка социально-педагогического диагноза. Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя множество анкет для выявления различных социальных позиций. Значит, ему необходимо знать основы социологии, позволяющие грамотно составить, обработать, проанализировать результаты анкетирования и на их основе уметь прогнозировать ситуацию. В этом отношении данный работник уже чем-то напоминает психолога. Во многих учреждениях образования выявлением социальной или социально-психологической ситуации занимается именно психолог. Но эффективнее было бы перераспределить эти обязанности. Выявление социальных проблем, например таких, как степень удовлетворенности школьников и родителей учебно-воспитательным процессом, взаимоотношения учеников друг с другом (социометрия), выделение «группы риска» и тому подобное, следует оставить социальному педагогу, что, впрочем, не исключает его взаимодействия с психологом.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |