1. Согласно стандарту Украины – ДСТУ 3868-99 [3] в зависимости от условий применения устанавливаются следующие марки дизельного топлива (таблица Б.1): Л — летнее, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха не ниже минус 5 °С; З — зимнее, рекомендуется для применения при температуре окружающего воздуха не ниже минус 15 °С.
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на четыре вида: I - массовая доля серы не более 0,05 %; II - массовая доля серы не более 0,10%; III - массовая доля серы не более 0,20 %; IV - массовая доля серы не более 0,50 %.
Примеры условного обозначения дизельного летнего и зимнего топлива с массовой долей серы до 0,10 % и температурой вспышки 40 °С (летнего) и температурой застывания минус 25 °С (зимнего): Топливо дизельное Л-0,10-40 по ДСТУ 3868—99; Топливо дизельное 3-0,10-(-25) по ДСТУ 3868—99.
Таблица Б.1 – Требования и нормы, предъявляемые к дизельному топливу
№ п/п
Наименование показателя
Значение для марок
Л
З
Цетановое число, не менее
Фракционный состав:
- 50 % перегоняется при температуре, °С, не выше
- 96 % перегоняется при температуре, °С, не выше
Кинематическая вязкость при температуре 20 °С, мм2/с
3,0…6,0
1,8…6,0
Температура застывания, °С, не выше
-10
-25
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
Массовая доля серы, %, не более:
- вида I;
- вида II;
- вида III;
- вида IV.
0,05
0,10
0,20
0,50
0,05
0,10
0,20
0,50
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более
0,01
0,01
Содержание сероводорода
Отсутствие
Отсутствие
Испытание на медной пластинке
Выдерживает
Выдерживает
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более
Йодное число, г иода/100 г топлива, не более
Зольность, %, не более
0.01
0,01
Коксуемость 10 %-го остатка, %, не более
0,30
0,30
Коэффициент фильтруемости, не более
Содержание механических примесей
Отсутствие
Отсутствие
Содержание воды
Отсутствие
Отсутствие
Плотность при температуре 20 °С, кг/м3, не более
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше
-5
-15
Продолжение таблицы Б.1
Примечание 1. В дизельном топливе всех марок после пяти лет хранения допускается увеличение кислотности на 1 мг КОН и концентрации фактических смол на 10 мг/100 см3 топлива.
Примечание 2. Допускается вырабатывать дизельное топливо вида IV с содержанием серы не более 0,5 % до 01. 01. 2005 г.
Примечание 3. По соглашению с потребителем допускается вырабатывать дизельное топливо марки Л с температурой застывания не выше 0 °С без определения предельной температуры фильтруемости, при минимальной температуре воздуха на месте применения не ниже 5 °С.
Примечание 4. По соглашению с потребителем допускается для АО «Укртатнефть» вырабатывать и применять топливо марки 3 с цетановым числом не менее 40.
Примечание 5. По соглашению с Минобороны Украины допускается вырабатывать и применять топливо с предельной температурой фильтруемости не выше минус 25 °С.
2. Украинский стандарт ДСТУ 4840:2007-Топливо дизельное повышенного качества. Технические условия [4] является копией европейского стандарта EN 590 - Automotive fuels – Diesel – Requirements and test methods, который разработан европейским комитетом стандартизации и введен в 2004 году. Этот стандарт определяет требования к 16 характеристикам дизельного топлива, среди которых цетановое число, цетановый индекс, содержание серы, зольность, воды, фракционный состав и т.д. Наиболее существенными с точки зрения эксплуатационных свойств и характеристик являются цетановое число и индекс, содержание серы, массовая часть полициклических ароматических углеводородов.
ДСТУ 4840:2007 был введен в Украине с 1 января 2008 года. На данный момент на территории Украины действуют два стандарта: новый ДСТУ 4840:2007 и старый ДСТУ 3868-99-Топливо дизельное. Технические условия, действия которого продлены до 1 июля 2013 г.
По новому стандарту ДСТУ 4840:2007 дизельное топливо классифицируется в зависимости от содержания серы и условий применения.
По содержанию серы дизельные топлива подразделяются на два вида: I – содержание серы не более 10 мг/кг; II – содержание серы не более 50 мг/кг.
В зависимости от условий применения устанавливаются следующие марки и классы дизельного топлива. Для эксплуатации в условиях умеренного климата:
- марка А – температура фильтруемости не выше 5 °С;
- марка B – температура фильтруемости не выше 0 °С;
- марка C – температура фильтруемости не выше минус 5 °С;
- марка D – температура фильтруемости не выше минус 10 °С;
- марка E – температура фильтруемости не выше минус 15 °С;
- марка F – температура фильтруемости не выше минус 20 °С.
Для эксплуатации в условиях арктического климата:
- класс 0 - температура фильтруемости не выше минус 20 °С;
- класс 1 - температура фильтруемости не выше минус 26 °С.
Пример условного обозначения для заказа дизельного топлива:
- для умеренного климата «Топливо дизельное повышенного качества (Евро) марки C вида I согласно ДСТУ 4840—2007»;
- для арктического климата «Топливо дизельное повышенного качества (Евро) класса 1 вида II согласно ДСТУ 4840—2007».
Дизельное топливо всех марок должно соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице Б.2. Дизельное топливо обоих классов - в таблице Б.2 (пункты 4…13).
Таблица Б.2 – Требования и нормы, предъявляемые к дизельному топливу
согласно ДСТУ 4840—2007.
№ п/п
Наименование показателя
Значение
Цетановое число, не менее
Цетановый индекс, не менее
Плотность при температуре 15 °С, кг/м3, в пределах
820…845
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, %, не более
Содержание серы, мг/кг, не более:
- вида I;
- вида II.
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже
Коксуемость 10 %-го остатка, % (масс), не более
0,30
Зольность, % (масс), не более
0.01
Содержание воды
или содержание воды, мг/кг, не более
Отсутствие
Содержание механических примесей
или содержание осадка, мг/кг, не более
Отсутствие
Испытание на медной пластинке
или коррозия медной пластины 3 часа ±5 мин при температуре 50 °С, класс, не более
Выдерживает
Окислительная стабильность, г/м3, не более
Смазывающая способность: диаметр капли износа при температуре
60 °С мкм, не более
Кинематическая вязкость при температуре 40 °С, мм2/с в пределах
2,0…4,5
Фракционной состав:
- при температуре 250 °С испаряется, % (об.), не более
- при температуре 350 °С испаряется, % (об.), не менее
- 95% (об.) перегоняется при температуре, °С, не более
Объемная часть метиловых эфиров жирных кислот, %, не более
3. Стандарт ДСТУ 4058-2001 – Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия [5] распространяется на мазут, полученный из продуктов первичной и вторичной переработки нефти, и устанавливает следующие марки мазута, указанные в таблице Б.3.
Таблица Б.3 – Марки мазута по стандарту ДСТУ 4058-2001
Марка мазута
Зольность
Сернистость
Флотский Ф5
зольный
малосернистый
сернистый
Флотский Ф12
зольный
малосернистый
Топочный 40
малозольный
низкосернистый
малосернистый
сернистый
высокосернистый
зольный
низкосернистый
малосернистый
сернистый
высокосернистый
Топочный 100
малозольный
низкосернистый
малосернистый
сернистый
высокосернистый
зольный
низкосернистый
малосернистый
сернистый
высокосернистый
В обозначении мазута должно входить полное название марки. Для мазута топочный 40 с температурой застывания не выше 25 °С и топочный 100 с температурой застывание не выше 42 °С, полученных из парафинистой и высокопарафинистой нефти, дополнительной указываются слова «парафинистый» или «высокопарафинистый».
По физико-химическим и эксплуатационным показателям мазут должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице Б.4.
Таблица Б.4 – Требования и нормы, предъявляемые к мазуту согласно
ДСТУ 4840—2007
№ п/п
Назва показника
Значення показника для марок мазуту
Ф5
Ф12
В`язкість умовна, умовні градуси, не більше:
– за температури 50 °С;
– за температури 80 °С.
5,0
–
12,0
–
–
8,0
–
16,0
В`язкість динамічна за температури 0 °С, Па∙с, не більше ніж
0,1∙27
–
–
–
Зольність, % мас., не більше ніж, для мазуту:
– малозольного;
– зольного.
–
0,05
–
0,10
0,04
0,12
0,05
0,14
Масова частка механічних домішок, %, не більше ніж
0,10
0,12
0,50
1,00
Масова частка води, %, не більше ніж
0,3
0,3
1,0
1,0
Вміст водорозчинних кислот та лугів
Відсутні
Масова частка сірки, %, не більше ніж, для мазуту:
– низькосірчистого;
– малосірчистого;
– сірчистого;
– високосірчистого.
–
1,0
2,0
–
–
0,6
–
–
0,5
1,0
2,0
3,5
0,5
1,0
2,0
3,5
Коксівність, %, не більше ніж
6,0
6,0
–
–
Вміст сірководню
Відсутні
–
–
–
Температура спалаху, °С, не нижче ніж:
– у закритому тиглі;
– у відкритому тиглі.
–
–
–
–
Температура застигання, °С, не вище ніж
для мазуту із парафінистої та високопарафінистої нафти
-5
–
-8
–
Теплота згорання (нижча) в перерахунку на сухе паливо (невбракувальна), кДж/кг, не менше ніж, для мазуту:
– низькосірчистого, малосірчистого та сірчистого;
– високосірчистого.
–
–
Густина за температури 20 °С, кг/м3,
не більше ніж
Не нор-мується. Визна-чення обов`яз-кове
Не нор-мується. Визна-чення обов`яз-кове
Мазути марок 40 та 100, які виготовлені із високопарафінистої нафти, не призначені для суднових котельних установок
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Европейский стандарт EN 590 [6]
Таблица В.1 – Основные требования
Property
Unit
Limits
minimum
maximum
Cetane number
51,0
–
Cetane index
46,0
–
Density at 15 °С
kg/m3
Polycyclic aromatic hydrocarbons
%(m/m)
–
Sulfur content
mg/kg
–
Flash point
°С
Above 55
–
Carbon residue (on 10% distillation residue)
%(m/m)
–
0,30
Ash content
%(m/m)
–
0,01
Water content
mg/kg
–
Total contamination
mg/kg
–
Copper strip corrosion (3 h at 50 °С)
rating
class 1
Oxidation stability
g/m3
–
Lubricity, corrected wear scar diameter (wsd 1,4) at 60 °С
μ m
–
Viscosity at 40 °С
mm2/s
2,00
4,50
Distillation
% (V/V) recovered at 250 °С
% (V/V) recovered at 350 °С
95% (V/V) recovered at
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление