Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словесно-логическая (слуховая) память




Память

Обобщение

Мышление

Рекомендуемые вопросы

Ориентация в окружающем мире

Дети седьмого года жизни должны осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых, обладать сведениями о предметах окружающего мира, иметь элементарные знания о закономерностях природных явлений, о своем ме­сте в окружающем мире (в семье, детском коллективе и т. п.).

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих папу и маму?

4. Где ты живешь? (Название города, поселка, села.)

5. Какие ты знаешь времена года? (Какое у нас сейчас время года? Какие еще времена года ты знаешь? Какие ты знаешь дни недели? Какие ты знаешь месяцы? Какой месяц у нас сейчас?)

6. В какое время года падает снег? (В какое время года появляются листья на деревьях? В какое время года листья на деревьях желтеют? В какое время года созревают ягоды?)

7. Чем отличается день от ночи? (Чем отличается зима от лета? Что бывает на земле после дождя?)

8. Каких ты знаешь домашних животных? Диких животных? Чем отличаются домашние животные от диких?

9. Каких ты знаешь птиц? Чем отличаются птицы от животных?

10.Какие ты знаешь растения? (Какие ты знаешь цветы? Какие растения растут в огороде на грядке? Какие плоды растут на дереве в саду?)

Примечание

Правильными считаются ответы на вопросы 1, 3, если называются уменьшительные имена.

На вопросы 8, 9, 10 если называются 2—3 наименования. При этом в во­просе 8 ребенок не должен путать домашних и диких животных, а в вопро­се 10 должен различать фрукты и овощи.

По результатам опроса определяется итоговый уровень ориентации в окружающем мире. На основе подсчета количества знаков «+»опреде­ляется:

· высокий уровень: 8—9;

· средний уровень: 5—6;

· низкий уровень: меньше 4.


Развитие (сформированность) психических функций

Специалисту, проводящему исследование, необходимо иметь в виду, что мышление — это неоднородный процесс, который состоит из операций и в своем развитии проходит несколько этапов. Поэтому прежде, чем начать диа­гностику, необходимо определить, какие именно виды и операции мышления нужно диагностировать.

Причины неуспеваемости ребенка могут корениться не только в его интеллекту­альных нарушениях, таких, как задержка или отставание развития психических функций, но также и в его индивидуальных особенностях — например, таких, как неумение принять учебную задачу, низкая мотивация к обучению, неумение сосре­доточиться или организовать свою деятельность. Поэтому особенно важно опреде­лить уровень развития мышления ребенка для того, чтобы более точно установить причины его неуспеваемости и помочь ребенку их преодолеть. Задания, которые предлагаются ребенку, должны быть направлены на диагностику различных сторон мыслительной деятельности (продукта процесса самой деятельности) и исследо­вать различные виды мышления. Поскольку мышление предполагает ориентировку в соотношениях между предметами, то эта ориентировка может быть связана с непосредственными действиями с предметами, их зрительным изучением и сло­весным описанием. Тем самым определяется и изучаемый вид мышления — на­глядно-действенный, образный, схематический, словесно-логический.

Рекомендуемые задания

1. Словесно-логическое мышление (рассказ по картинке)

1вариант. Ребенку показывают сюжетные картинки {КАРТОЧКА 1) и просят рассказать, что на них изображено (кто изображен, что делают изображенные на картинке люди, как можно назвать эту картинку). При наличии у ребенка затрудне­ния в составлении связного рассказа по сюжету картинки специалист может помочь ребенку, задавая наводящие вопросы.

2 вариант. Перед ребенком раскладывают в случайном порядке 4 картинки (КАР­ТОЧКА 2 и КАРТОЧКА 3). На картинке должна быть изображена хоро­шо известная ему ситуация. Специалист просит ребенка разложить картинки по порядку, в соответствии с последовательностью изображенных на нихсобытий и объяснить, почему он разложил их именно так.

Примечание

При анализе результатов в исследовании словесно-логического мышле­ния (задание 1) учитывается прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике событий. Если ребенок кладет карточку неправильно, то специалист может спросить ре­бенка, уверен ли он, что эта картинка (показывается, какая именно) лежит на своем месте, и почему именно так, а не иначе он ее положил. Если же ребенок не может обосновать свой выбор и не может правильно поло­жить картинку, тестирование заканчивается. В том случае, если ребенок исправляет ошибку, тест повторяется с другим набором картинок для то­го, чтобы проверить обучаемость ребенка. Это особенно важно как для расторможенных детей, так и для тех детей, с которыми по каким-то при­чинам не занимались развитием словесно-логического мышления. При обучении нужно внимательно рассмотреть каждую картинку вместе с ре­бенком, проговаривая ее содержание. Затем анализируется содержание всего рассказа, придумывается его название. После этого ребенку пред­лагается разложить картинки по порядку. Как правило, большинство де­тей успешно справляется с заданием. Однако при наличии у ребенка се­рьезных интеллектуальных нарушений необходимо раскладывать картинки вместе с ним, объясняя ему при этом, почему та или иная кар­тинка кладется именно на это место. В конце совместно с ребенком вос­производится весь сюжет. При этом взрослый каждый раз указывает на ту картинку, о которой идет речь в данный момент.

В задании 1 знак «+» ставится в том случае, если ребенок правильно понимает смысл происходящих на картинке событий, правильно опи­сывает действия, выполняемые изображенными людьми, цель этих действий. Знак «—» ставится при непонимании общего смысла проис­ходящих событий, неправильной оценке характера выполняемых дей­ствий и конечной цели деятельности. Знак«+—» ставится при промежу­точном варианте.

Перед ребенком поочередно выкладывают картинки на каждой из которых изо­бражены четыре предмета (КАРТОЧКА 4 и КАРТОЧКА 5). Специалист дает ребенку следующую инструкцию: «Посмотри внимательно на картинки, ко­торые я сейчас буду тебе показывать. На каждой из них изображено четыре предмета. Три из них имеют что-то общее, их можно объединить и дать им одно название, а один предмет будет лишний. Твоя задача — найти этот предмет и объяснить, чем он отличается от трех остальных».

Примечание

Выполнение задания оценивается знаком «+», если ребенок правильно объединяет изображенные предметы на картинках в группы по основ­ному признаку (овощи, цветы, птицы и т. п.) и может объяснить, чем «лишний» предмет отличается от остальных трех. Знаком «—» оценивается неумение ребенка выделить существенные и несущестоеиные признаки предмета, затруднение при объединении предметов в груп­пы, неумение дать выделенной группе общее название. Промежуточ­ный вариант, указывающий на недостаточную сформированность уме­ния ребенка выделять существенные и несущественные признаки предмета, оценивается как «+ --». В этом случае при допущении ребен­ком ошибки специалист должен помочь ребенку правильно объединить предметы в группы, объяснить ему значение существенных признаков предмета. При этом внимание обращается на обучаемость ребенка.

Непосредственная, или механическая, память характеризуется объемом запо­минаемого материала, скоростью и точностью запоминания и длительностью хранения.

При определении школьной готовности исследуются такие виды памяти, как образная (зрительная) и (или) словесно-логическая (слуховая). При этом выбор при исследовании может ограничиться каким-то одним видом памяти или же, ес­ли результаты обследования не удовлетворяют специалиста, можно исследовать оба вида.

Рекомендуемые задания

Специалист дает ребенку следующую инструкцию: «Сейчас я назову тебе 10 слов, а ты должен внимательно их выслушать и постараться запомнить.

Слушай: дом, колесо, собака, лопата, чашка, колокольчик, огурец, каран­даш, воробей, дождь.

После этого специалист просит назвать те слова, которые ребенок запомнил.

Возможные варианты слов для запоминания:

1. Медведь, стол, туча, краска, елка, луна, мороженое, коробка, платье, ложка.

2.Камень, игрушка, снег, конфета, цветок, лиса, арбуз, тарелка, лужа, сорока.

3.Лимон, курица, тетрадь, диван, клумба, ящик, автобус, ромашка, ботинок, свисток.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 222; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.