Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание грамматической конструкции предложения




Речь

Восприятие

Внимание

Образная (зрительная) память.

Перед ребенком выкладывают 10 картинок с изображением различных предме­тов: растений, животных, предметов домашнего обихода и т. п. (КАРТОЧКА 6). Важно, чтобы в наборе содержались разнообразные знакомые ребенку пред­меты. Специалист просит его запомнить, что изображено на картинке. Ребенок рассматривает картинки приблизительно в течение 2—3 минут. После этого кар­тинки убирают и просят ребенка назвать те предметы, которые были изображены на картинках.


Примечание

При анализе результатов учитывается способность ребенка к запо­минанию заданного материала. Объем непосредственной механиче­ской памяти определяется следующим образом: если ребенок вос­производит из 10 предложенных ему для запоминания стимулов (картинок или слов) 7 единиц, то такой результат оценивается как «средний уровень»; объем 5—7 единиц оценивается как уровень «ни­же среднего», объем 8—10 единиц оценивается как «высокий уро­вень» запоминания.

Определяется уровень развития произвольного внимания, которое является необходимым условием успешности учебной деятельности.

При этом выбор при исследовании может ограничиться каким-то одним из предложенных вариантов определения уровня развития (сформированности) произвольного внимания или же, если результаты обследования не удовлетворя­ют специалиста, можно использовать оба предложенных варианта.

Рекомендуемые задания

1 вариант. Оценка уровня концентрации внимания

Специалист просит ребенка зачеркнуть на бланке (КАРТОЧКА 7) указанный в образце значок (ромб): «На этой таблице изображены различные фигурки. Ты должен просмотреть всю таблицу строчка за строчкой и зачеркнуть все ромбы (вот такой зна­чок, который изображен здесь на образце). Сделать это нужно как можно быстрее».

2 вариант. Оценка уровня устойчивости внимания

Специалист показывает ребенку рисунок, на котором изображены 10 перепле­тенных линий (КАРТОЧКА 8): «Ты видишь на рисунке переплетенные линии. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа), но эти номе­ра не совпадают. Проследи глазами за каждой линией от начала до конца. Нель­зя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ты должен назвать номер ли­нии слева — там, где она начинается, а затем ее номер справа — там, где она заканчивается».

Примечание

1 вариант. При анализе результатов учитывается количество ошибок — пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков, а также время вы­полнения задания. При выполнении задания в течение не более 3—5 ми­нут и количестве ошибок не более 3 ставится знак «+» и уровень развития концентрации внимания оценивается как «высокий». Если вре­мя выполнения задания более 7—10 минут и (или) количество ошибок более 10, ставится знак «—» и уровень развития внимания оценивается как «низкий». При промежуточных вариантах ставится знак «+—» и ре­зультат оценивается как «средний уровень».


2 вариант. Анализируется время выполнения всего задания и количество ошибок в работе. При выполнении задания за 1—2 минуты и без ошибок ставится знак «+» и уровень развития концентрации внимания оценивает­ся как «высокий". При времени выполнения задания более 5 минут и (или) количестве ошибок более 3 ставится знак «—» и уровень развития внима­ния оценивается как «низкий». При промежуточных вариантах ставится знак «+—» и результат оценивается как «средний уровень».

Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что де­ти не умеют выделять информативные точки и рассматривают весь предмет цели­ком. Поэтому сам процесс восприятия у них может длиться достаточно долго. В результате затрудняется систематизация образов, что в дальнейшем может яв­ляться препятствием для успешной учебы в школе.

Низкий уровень развития восприятия при обследовании предметов может заклю­чаться в том, что действия восприятия у ребенка недостаточно интериоризированы, то есть для того, чтобы хорошо воспринять предмет, ребенок должен обязательно его потрогать, а для того, чтобы сравнить предметы, ребенок должен приложить их друг к другу. Без этих действий сформированный образ предмета может быть неточным.

Рекомендуемые задания (по методике «Эталоны» Л, Венгера) Используются таблицы с изображением различных фигур. Внизу дан эталон, ко­торый служит основой для 4 фигурок из 16, нарисованных в таблице (КАРТОЧКА 9). Специалист должен иметь вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям в процессе обучения.

Специалист дает ребенку следующую инструкцию: «Посмотри на эту фигурку (показывает эталон). Она спрятана среди других фигурок. На нее надеты допол­нительные украшения, чтобы ее труднее было найти, но ее форма осталась преж­ней. Найди ее в таблице».

После предъявления инструкции ребенку дается возможность хорошенько рас­смотреть эталон, а при необходимости даже провести рукой по его контуру. За­тем внимание ребенка переносится на таблицу, в которой он должен найти фигур­ку. Ему дается вырезанный из картона эталон, и он прикладывает его к разным фигуркам до полного совпадения с одной из них, которая и является искомой.

Тестирование проводится в четыре серии, по каждому из четырех представленных эталонов. Успешное выполнение каждой серии отмечается в протоколе знаком «+».

Следует обратить внимание на количество ошибок и на характер деятельно­сти ребенка. Если ребенок затрудняется в ответе и не может найти правильную фигурку, надо предложить обвести пальцем все контуры фигурок, сравнив с контуром эталона. Если эта помощь приводит к правильному решению, то ре­зультат оценивается как «+—». Можно сделать вывод о том, что действия вос­приятия плохо интериоризированы, а это для детей старшего дошкольного возраста является показателем отставания.

Такие задания являются не только диагностическими, но также развивающими и коррекционными (причем осуществляется коррекция именно того процесса, ко­торый нарушен у ребенка).

Примечание

Уровень восприятия оценивается как «высокий», если все четыре серии теста выполнены со знаком «+» или же три серии со знаком «+» и одна со знаком «+—». Уровень восприятия оценивается как «низкий», если все четыре серии выполнены со знаком «—» или же три серии со знаком «—» и одна со знаком «+—». Промежуточные варианты оцениваются как «средний уровень».

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса {от 3,5 до 7 тыс. слое), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений.

Рекомендуемые задания

Специалист произносит фразу (следует произносить медленно и четко): «Маша пошла играть на улицу после того, как нарисовала домик». Фраза произносится дважды. Затем задается вопрос: «Что Маша делала рань­ше, играла на улице или рисовала домик?»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.