КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понимание грамматической конструкции предложения
Речь Восприятие Внимание Образная (зрительная) память. Перед ребенком выкладывают 10 картинок с изображением различных предметов: растений, животных, предметов домашнего обихода и т. п. (КАРТОЧКА 6). Важно, чтобы в наборе содержались разнообразные знакомые ребенку предметы. Специалист просит его запомнить, что изображено на картинке. Ребенок рассматривает картинки приблизительно в течение 2—3 минут. После этого картинки убирают и просят ребенка назвать те предметы, которые были изображены на картинках. Примечание При анализе результатов учитывается способность ребенка к запоминанию заданного материала. Объем непосредственной механической памяти определяется следующим образом: если ребенок воспроизводит из 10 предложенных ему для запоминания стимулов (картинок или слов) 7 единиц, то такой результат оценивается как «средний уровень»; объем 5—7 единиц оценивается как уровень «ниже среднего», объем 8—10 единиц оценивается как «высокий уровень» запоминания. Определяется уровень развития произвольного внимания, которое является необходимым условием успешности учебной деятельности. При этом выбор при исследовании может ограничиться каким-то одним из предложенных вариантов определения уровня развития (сформированности) произвольного внимания или же, если результаты обследования не удовлетворяют специалиста, можно использовать оба предложенных варианта. Рекомендуемые задания 1 вариант. Оценка уровня концентрации внимания Специалист просит ребенка зачеркнуть на бланке (КАРТОЧКА 7) указанный в образце значок (ромб): «На этой таблице изображены различные фигурки. Ты должен просмотреть всю таблицу строчка за строчкой и зачеркнуть все ромбы (вот такой значок, который изображен здесь на образце). Сделать это нужно как можно быстрее». 2 вариант. Оценка уровня устойчивости внимания Специалист показывает ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий (КАРТОЧКА 8): «Ты видишь на рисунке переплетенные линии. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа), но эти номера не совпадают. Проследи глазами за каждой линией от начала до конца. Нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ты должен назвать номер линии слева — там, где она начинается, а затем ее номер справа — там, где она заканчивается». Примечание 1 вариант. При анализе результатов учитывается количество ошибок — пропущенных или неправильно зачеркнутых знаков, а также время выполнения задания. При выполнении задания в течение не более 3—5 минут и количестве ошибок не более 3 ставится знак «+» и уровень развития концентрации внимания оценивается как «высокий». Если время выполнения задания более 7—10 минут и (или) количество ошибок более 10, ставится знак «—» и уровень развития внимания оценивается как «низкий». При промежуточных вариантах ставится знак «+—» и результат оценивается как «средний уровень». 2 вариант. Анализируется время выполнения всего задания и количество ошибок в работе. При выполнении задания за 1—2 минуты и без ошибок ставится знак «+» и уровень развития концентрации внимания оценивается как «высокий". При времени выполнения задания более 5 минут и (или) количестве ошибок более 3 ставится знак «—» и уровень развития внимания оценивается как «низкий». При промежуточных вариантах ставится знак «+—» и результат оценивается как «средний уровень». Характерные ошибки при обследовании предметов заключаются в том, что дети не умеют выделять информативные точки и рассматривают весь предмет целиком. Поэтому сам процесс восприятия у них может длиться достаточно долго. В результате затрудняется систематизация образов, что в дальнейшем может являться препятствием для успешной учебы в школе. Низкий уровень развития восприятия при обследовании предметов может заключаться в том, что действия восприятия у ребенка недостаточно интериоризированы, то есть для того, чтобы хорошо воспринять предмет, ребенок должен обязательно его потрогать, а для того, чтобы сравнить предметы, ребенок должен приложить их друг к другу. Без этих действий сформированный образ предмета может быть неточным. Рекомендуемые задания (по методике «Эталоны» Л, Венгера) Используются таблицы с изображением различных фигур. Внизу дан эталон, который служит основой для 4 фигурок из 16, нарисованных в таблице (КАРТОЧКА 9). Специалист должен иметь вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям в процессе обучения. Специалист дает ребенку следующую инструкцию: «Посмотри на эту фигурку (показывает эталон). Она спрятана среди других фигурок. На нее надеты дополнительные украшения, чтобы ее труднее было найти, но ее форма осталась прежней. Найди ее в таблице». После предъявления инструкции ребенку дается возможность хорошенько рассмотреть эталон, а при необходимости даже провести рукой по его контуру. Затем внимание ребенка переносится на таблицу, в которой он должен найти фигурку. Ему дается вырезанный из картона эталон, и он прикладывает его к разным фигуркам до полного совпадения с одной из них, которая и является искомой. Тестирование проводится в четыре серии, по каждому из четырех представленных эталонов. Успешное выполнение каждой серии отмечается в протоколе знаком «+». Следует обратить внимание на количество ошибок и на характер деятельности ребенка. Если ребенок затрудняется в ответе и не может найти правильную фигурку, надо предложить обвести пальцем все контуры фигурок, сравнив с контуром эталона. Если эта помощь приводит к правильному решению, то результат оценивается как «+—». Можно сделать вывод о том, что действия восприятия плохо интериоризированы, а это для детей старшего дошкольного возраста является показателем отставания. Такие задания являются не только диагностическими, но также развивающими и коррекционными (причем осуществляется коррекция именно того процесса, который нарушен у ребенка). Примечание Уровень восприятия оценивается как «высокий», если все четыре серии теста выполнены со знаком «+» или же три серии со знаком «+» и одна со знаком «+—». Уровень восприятия оценивается как «низкий», если все четыре серии выполнены со знаком «—» или же три серии со знаком «—» и одна со знаком «+—». Промежуточные варианты оцениваются как «средний уровень». Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса {от 3,5 до 7 тыс. слое), умения правильно произносить звуки родного языка, способности к простейшему звуковому анализу слов, пониманию грамматических конструкций предложений. Рекомендуемые задания Специалист произносит фразу (следует произносить медленно и четко): «Маша пошла играть на улицу после того, как нарисовала домик». Фраза произносится дважды. Затем задается вопрос: «Что Маша делала раньше, играла на улице или рисовала домик?»
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |