Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архетип и ческие защиты личностного духа 3 страница




живаниями, невыносимыми страданиями и отчаянием люб­ви к человеку, который истязал и насиловал ее. Осознание «любви» и потребности, ассоциативно связанных с немыс­лимым отчаянием ее детства, вызвало неодолимую трево­гу, которая, в свою очередь, актуализировала ее диссоциа­тивные защиты. Таким образом, она «отщепила» эти чувства и оставила терапию! Этот поведенческий паттерн «расщеп­ления» в дальнейшем был представлен в ее сне в образе топора, при помощи которого убийственная фигура чело­века-призрака готовилась обрушиться на связь между ее телом (хранившим воспоминания о травматическом опыте) и ее разумом. Следовательно, образ человека с топором представлял сопротивление пациентки переживанию чув­ства зависимости и, возможно, слабости и уязвимости во­обще. Этот образ, с моей точки зрения, представляет «вто­рую линию» защиты, которая задействуется, когда обычных защит эго оказывается недостаточно и уровень тревоги становится слишком высоким. Как воистину демо­ническая фигура, он отсекает ее от телесного, чувственно­го «я», связанного с внешним миром, для того, чтобы удер­жать в преследующем «разуме», где он имел бы полный контроль над ее нереализованным личностным духом. Та­кова превратная «выгода», к которой стремится система самосохранения в ситуации, когда сердце жертвы много раз было разбито ранней травмой.

Система самосохранения

и аутоиммунная реакция психики

На протяжении многих лет работы я пришел к выво­ду, что во внутреннем мире пациентов, перенесших травму, с большой долей вероятности можно обнаружить такого рода персонификации самодеструкции и насилия, представ­ленные в дьявольской форме (diabolized). В сновидениях пациентов, которых я анализировал в течение многих лет, дьявольский Трикстер совершал следующие действия: пы­тался отрубить голову сновидца при помощи топора, под­вергал жестокому сексуальному насилию, превращал в ка­мень домашних животных пациента, зарывал ребенка заживо в могилу, склонял к участию в садо-мазохистичес-ких сексуальных играх, заключал сновидца в концентраци­онный лагерь, подвергал пациента пыткам, ломая ему ноги в трех местах, стрелял из ружья в лицо красивой женщине, а также выполнял много других деструктивных действий, единственная цель которых, по-видимому, состояла в том, 2

чтобы погрузить сновидческое эго пациента в состояние ужаса, тревоги и отчаяния.

Как мы можем истолковать это? По-видимому, невы­носимые страдания, причиненные травматической ситуаци­ей, которую пережили наши несчастные пациенты в раннем детстве, представляют для них проблему и в настоящем. Кажется, будто психика стремится увековечить травму в бессознательных фантазиях, переполняя пациента непрек­ращающейся тревогой, напряжением и ужасом — даже во сне. Однако что могло бы быть целью или «телосом» (telos) такого демонического самоистязания?

Один из ключей к пониманию мы можем получить, ана­лизируя происхождение слова «дьявольский» (diabolical), которое образовано от греческих dia (раздельно, через, врозь, между) и ballon (бросать),— то есть глагол означает «разбрасывать, разделять». Отсюда дьявол, в общеприня­том значении,— это тот, кто препятствует, разрушает или дез-интегрирует (диссоциация). Антонимом слова «дьяволь­ское» является «символическое» (symbolic) —от греческо­го sym-ballon, что означает «сводить вместе». Нам известно, что процессы разделения и соединения составляют основу психической жизни и что, по-видимому, антагонистичес­кая направленность этих процессов представляет собой пару противоположностей, оптимальный баланс которых характеризует гомеостатические процессы саморегуля­ции психики. Без «разделения» невозможна дифференци­ация, без «соединения» невозможной была бы синтетичес­кая интеграция, приводящая к образованию более крупных и сложных систем. Областью особенной активности этих ре­гуляционных процессов является переходная граница меж­ду психикой и внешней реальностью, которую можно срав­нить с вратами, нуждающимися в охране. Тогда мы могли бы уподобить деятельность системы психической саморегуля­ции системе самосохранения, аналогичной биологической иммунной системе.

Подобно иммунной системе организма, взаимодопол­няющие процессы дезинтеграции/реинтеграции выполняют охранную функцию на границе между внутренним и вне­шним мирами, между внутренними системами сознания и бессознательного. Затрагивающие психику сильные потоки аффектов из внешних и внутренних источников должны быть переработаны при помощи процесса символизации, соотне­сены с языковыми конструктами и интегрированы в пове­ствовательную «идентичность» развивающегося ребенка.

Элементы переживания «не-я»(«not-me»)должны быть от­делены от «я» (те) элементов, агрессивно отторгнуты (во внешнем мире) и безусловно подавлены (во внутреннем мире).

М>1 могли бы представить реакцию на травму как на­рушение естественного защитного процесса «иммунного реагирования». Почти повсеместно в литературе, посвящен­ной психической травме, мы можем найти подтверждение тому, что ребенок, подвергшийся физическому или сексу­альному насилию, не в состоянии мобилизовать агрессию для того, чтобы избавиться от пагубных, «плохих >> или <<не-я» элементов травматического опыта, подобных ненависти нашей юной художницы к своему отцу-насильнику. Ребен­ку трудно вынести чувство ненависти к любимому родите­лю, поэтому он идентифицируется с «хорошим» отцом, и посредством процесса, который Шандор Ференци (1933) назвал «идентификация с агрессором», ребенок принимает агрессию отца в свой внутренний мир и начинает ненави­деть себя и свои потребности.

Продолжая этот ход рассуждений при анализе на­шего случая, мы видим, что по мере того, как чувство уяз­вимости, связанное с потребностями пациентки, прояви­лось в переносе, связь между телом и разумом была подвергнута атаке со стороны ее интроецированной нена­висти (теперь усиленной архетипической энергией). Та­ким образом была предпринята попытка разрыва аффек­тивных связей. Белолицый, безглазый «терминатор» представляет во внутреннем мире пациентки нечто боль­шее, чем интроецированный образ отца. Этот образ отра­жает примитивную, архаичную, архетипическую фигуру, персонифицирующую ужасающую, разрушительную ярость, источник которой находится в коллективном бес­сознательном, представляя, таким образом, темную сто­рону Самости. Реальный отец мог послужить своего рода катализатором при образовании этой фигуры, принадле­жащей внутренней сфере, однако ущерб, причиненный внутреннему миру пациентки, проистекает от ярости пси­хики, обрушившейся на ее «я»,— ярости, которую можно было бы уподобить неистовству Яхве древних иудеев. Именно исходя из этих соображений, Фрейд и Юнг были убеждены, что травматическое событие само по себе не может быть ответственно за расщепление психики. В ко­нечном счете, наибольший ущерб причиняет именно внут­ренний, психологический фактор, о чем свидетельствует история «человека с топором».

Эволюционная теория происхождения Темной Самости

Итак, почему же первобытная амбивалентная Самость, имеющая светлые и темные стороны, представляющая добро и зло, с таким постоянством появляется во внутреннем мире даже у тех пациентов, которые не пережили в полной мере физического или сексуального насилия? Ниже я привожу краткое описание того, как я, в свете моего клинического опыта с пациентами, похожими на нашу юную художницу с ее ужасающим внутренним миром, объясняю эту пробле­му с эволюционной точки зрения.

Мы должны принять, что во внутреннем мире малень­ких детей боль, возбуждение или дискомфортные чув­ственные состояния быстро сменяются чувством комфор­та, удовлетворения и безопасности таким образом, что постепенно выстраиваются два образа самого себя и внеш­него объекта. Эти ранние репрезентации себя и объекта заключают в себе противоположные аффекты и имеют тенденцию образовывать полярные структуры. Один яв­ляется «хорошим», другой — «плохим», один — любя­щим, другой — ненавидящим и так далее. По своим исходным характеристикам, аффекты являются прими­тивными, архаичными, подобными извержению вулкана. Они быстро рассеиваются или уступают место противо­положному аффекту в зависимости от меняющихся усло­вий окружающей среды. Негативные аффекты, связанные с агрессией, ведут к фрагментации психики (диссоциации), в то время как позитивные аффекты и состояние покоя, возникающие, когда мать адекватна в исполнении своей роли посредника между ребенком и внешним миром, ин­тегрируют фрагменты психики и восстанавливают гомео-статический баланс.

В первые годы жизни ребенка механизмы, регулирую­щие его взаимодействие с окружающим миром и впослед­ствии развивающиеся в систему эго, целиком сосредоточе­ны в материнском «я-объекте», функционирующем как некий внутренний орган, который служит для переработки (метаболизации) переживаний младенца. Посредством эм-патии мать чувствует возбуждение и тревогу младенца, под­держивает и успокаивает его, именует чувственные состо­яния и придает им форму, восстанавливая, таким образом, гомеостатический баланс. По мере того как это повторяет­ся вновь и вновь в течение достаточно долгого времени, пси­хика младенца становится все более дифференцированной,

он начинает справляться со своими аффектами самостоя­тельно, то есть появляется эго, способное вынести силь­ные аффекты и выдержать конфликтующие эмоции. Одна­ко до тех пор, пока этого не произошло, внутренние репрезентации себя и внешних объектов у младенца оста­ются расщепленными, архаичными и типичными (архети-пическими). Архетипические внутренние объекты облада­ют качеством нуминозности, они подавляют и являются мифологичными. Они представлены в психике как антино­мии или противоположности, которые постепенно объе­диняются в пары в сфере бессознательного, благостные и ужасающие одновременно; примером такой пары проти­воположностей служит образ Хорошей Матери, высту­пающей в «тандеме» с образом Ужасной Матери. Среди множества такого рода coincidenta oppositora* бессозна­тельного можно выделить один центральный архетип, ко­торый, по-видимому, символизирует сам принцип единства среди всех антиномичных элементов психики и который задействован в динамике их «вулканической» активности. Этим центральным организующим элементом коллектив­ной психики является, согласно терминологии Юнга, архе­тип Самости, обладающий как светлыми, так и темными сторонами. Этот архетип обладает свойством экстраорди­нарной нуминозности, встреча с ним может быть сопряже­на как со спасением, так и с гибелью, в зависимости от того, какой стороной Самость обращена к переживающему эго. Самость как «единство единств» символизирует образ Бога в человеческой душе, хотя Бог, воплощенный в Самости, является примитивным, mysterium tremendum**', боже­ством, подобно Яхве Ветхого завета, совмещающим в себе и любовь и ненависть. Целостная Самость не может быть актуализирована до тех пор, пока не развито эго, однако, если констелляция этого архетипа произошла, он стано­вится своего рода «опорой, основанием» для эго и направ­ляет эго в ритмичном процессе реализации врожденного потенциала личности индивида. Майкл Фордэм (Michael Fordham, 1976) назвал этот процесс «циклом деинтегра-ции/реинтеграции Самости».

Нормальное, здоровое развитие ребенка определяет­ся процессом гуманизации и постепенной интеграции архе-типических противоположностей, составляющих Самость,

* Совпадение противоположностей (лат.) ** Ужасающая тайна (лат.)

в ходе которого младенец, а позже маленький ребенок, на­учается справляться с переносимыми переживаниями фру­страции (или ненависти) в контексте достаточно благопри­ятных (но не идеальных) первичных отношений. В этом случае безжалостная агрессия ребенка не разрушает объект, и он может справиться с чувством вины, преодо­леть, согласно Кляйн, «депрессивную позицию». Однако если ребенок пережил психическую травму, то есть был поставлен перед лицом непереносимых переживаний, свя­занных с объектным миром,— негативная сторона Самости остается архаичной, не персонифицированной. Внутренний мир остается под угрозой дьявольских, нечеловеческих фи­гур. Агрессивные, деструктивные энергии — изначально не­обходимые для адаптации во внешнем мире и для здоровой защиты от токсичных «не-я»-объектов —теперь направле­ны во внутренний мир. Эта ситуация чревата травматизаци-ей теперь уже со стороны внутренних объектов, несмотря на то, что внешняя травматическая ситуация уже давно за­вершилась.

Теперь мы обратимся ко второму случаю, который иллюстрирует ситуацию внутренней травматизации.

Миссис Y и мужчина с ружьем

Миссис Y, привлекательная, милая, профессионально состоявшаяся разведенная женщина, чуть старше 50 лет, искала помощи психоаналитика в связи с генерализован­ной депрессией и проблемами в отношениях. Проблема ее состояла в том, что некая часть ее самой была изолирована, не принимала участия в отношениях, и это вызывало у нее подспудное чувство одиночества. В ходе предыдущего кур­са терапии она узнала, что корни этой «шизоидной» про­блемы спрятаны где-то глубоко в ее детстве, о котором у нее почти не было светлых, счастливых воспоминаний. Как следовало из ее рассказа о своей жизни, ситуацию в ее ро­дительской семье можно было бы охарактеризовать как эмоциональную нищету на фоне материального сверхбла­гополучия и роскоши. Ее нарциссическая мать, симбиоти-чески привязанная к своему первенцу, трехлетнему сыну, страдающему серьезным заболеванием мозга, уделяла мало внимания пациентке или не уделяла вовсе — между ними почти никогда не было физического контакта, за исключе­нием ситуаций формального выражения чувств и обучения правилам гигиены. Младшая сестра пациентки родилась,

когда ей было 2 года. Как бы там ни было, эмоциональная жизнь миссис Y, среднего ребенка в этой семье, восполня­лась в отношениях с непрерывно сменявшимися няньками и воспитателями. Она вспоминала себя плачущей, прихо­дившей в ярость, плюющейся, бунтующей против них. Ни­чего подобного никогда не происходило между ней и ее матерью. Мать была «неприкасаемой», отстраненной, при­вязанной к брату, младшей сестре или к отцу. В повторяю­щемся детском кошмаре пациентке снилось, что ее мать безучастно наблюдает с балкона, как грузовик, развозя­щий белье из прачечной, сбивает и переезжает ее на подъез­дной дороге, ведущей к дому.

Отец пациентки, которым она восхищалась, был все­цело погружен в свой бизнес. Казалось, что он отдает пред­почтение ее младшей сестре, которая была также любими­цей матери; в остальном он оставался вовлеченным в орбиту, центром которой была нарциссическая контролирующая мать пациентки. Несмотря на то, что отец заботился о па­циентке, когда она была больна, и оставался с ней на неко­торое время наедине, его она тоже порой ненавидела, и это повергало ее в ужас. Когда миссис Y было 8 лет, у ее отца открылось тяжелое хроническое заболевание, уложившее его в постель на шесть лет и ставшее причиной его смерти. В течение всех этих лет пациентка опасалась обеспокоить своего прикованного к постели отца. Переживания, свя­занные с его смертью, и даже сам факт его болезни отрица­лись. Результатом этих коллизий явилось то, что в детстве у пациентки не было возможности сообщать родителям о своих потребностях и чувствах.

Не иметь в детстве возможности выразить свои потреб­ности родителям или тем, кто их замещает,— это все равно, что не иметь детства вовсе. Именно это случилось с миссис Y. Она удалилась в мир бессознательных фантазий, убеж­денная в том, что какой-то необъяснимый «изъян» обрек ее на отчаяние в этом мире. По непонятным для нее причи­нам она все время ощущала чувство стыда и, несмотря на постоянные усилия доставить приятное другим людям, хотя бы своими школьными успехами, она никого не сделала сча­стливым.

В случае подобной «кумулятивной травмы» детства естественная анестезия делает пациента неспособным вспомнить какое-то конкретное травматическое собы­тие — в анализе эти пациенты кажутся малоэмоциональ­ными. Таким был случай миссис Y. Мы говорили об уело-

виях депривации ее детства, но не могли исследовать этот вопрос эмпирически. Мой опыт показывает, что до тех пор, пока какой-то аспект ранней травматической ситуации не проявится в отношениях переноса, ни пациент, ни анали­тик не имеют доступа к эмоциональному компоненту ре­альной проблемы. Как раз о таком моменте я и хочу рас­сказать.

Однажды, находясь в доме своей матери, миссис Y на­шла несколько старых кинопленок, которые были отсня­ты, когда ей было 2 года. Просматривая одну из этих пле­нок, запечатлевшую семейный праздник, пациентка увидела себя, крошечную тощую двухлетнюю девочку, с плачем отчаяния перебегающую от одной пары ног к другой. Ее взгляд умолял о помощи; отвергнутая, она устремлялась с мольбой к другой паре ног, пока, наконец, к ней, обуревае­мой горем и яростью, не подошла нянька и не уволокла ее, кричащую и отбрыкивающуюся прочь. На следующий день она рассказала об этом во время сеанса в своей обычной бесстрастной манере, но юмор и сарказм скрывали ее грусть. Казалось, что в глубине души она очень опечалена.

Стараясь использовать эту ситуацию, в которой слу­чайно открылся доступ к ее сильным чувствам, связанным с детством, я предложил ей провести особенный сеанс, который мы посвятили бы совместному просмотру этой пленки. Мое предложение понравилось ей и в то же время смутило ее (она никогда не слышала о подобных вещах в терапии). Уверяя меня, что она никогда бы не посмела по­куситься на мое время, прося о подобной услуге, приводя множество доводов в пользу того, что для нее было бы чересчур просить меня об этом и т. д., она, тем не менее, согласилась с этим предложением, и мы договорились о дополнительном «киносеансе». Как и ожидалось, эта но­вая ситуация была в некоторой степени неловкой как для пациентки, так и для меня. Однако после того, как мы не­много пошутили и посмеялись над нашей взаимной неловкостью, она смогла расслабиться, мы стали говорить о людях, появившихся на экране, постепенно приближа­ясь к эпизоду, о котором она говорила на предыдущем сеансе. И вот мы вместе стали свидетелями ужасной дра­мы, запечатленной на кинопленке около 55 лет назад. Мы просмотрели эту часть фильма еще раз, и во время по­вторного просмотра миссис Y начала плакать. Я обнару­жил, что и мои глаза полны слез, но эти слезы, как мне показалось, остались незамечены пациенткой. Самообла-

дание довольно быстро вернулось к миссис Y, однако тут же она вновь разразилась слезами.

Мы переживали вместе подлинное горе и сочувствие ее детскому <<я», пребывавшему в отчаянии; ее борьбу за восстановление самообладания, которая сопровождалась самоуничижительными репликами о «слабости» и «исте­рии», и ее неловкими попытками убедить меня в том, что с ней все в прядке и все скоро пройдет.

На следующем сеансе, после долгого, неловкого мол­чания, мы приступили к обсуждению того, что произошло. «Вы стали просто человеком в прошлый раз,— сказала она.—До того, как вы предложили просмотреть вместе этот фильм и я увидела ваши слезы, я старалась держать вас на порядочной дистанции. Моей первой реакцией была мысль: «Боже мой, я не хотела... так огорчить вас. Простите меня, это никогда больше не повторится!» Будто волновать вас каким-либо образом является чем-то недопустимым и ужас­ным. Однако в глубине души это сильно тронуло меня и было приятно. Вы были таким человечным. Я не могла спра­виться с моими переживаниями,— продолжала она,— вновь и вновь я повторяла себе: «Ты растрогала его! Ты растрога­ла его! Он не равнодушен и заботится о тебе!» Это было очень волнующее переживание. Я никогда не забуду этот сеанс! Это было похоже на начало чего-то нового. Все мои защиты были отброшены. Я проснулась поздно ночью и сделала за­пись об этом в свой дневник».

Однако миссис Y записала и содержание тревожного сновидения, приснившегося ей той же самой ночью. В нем появляется жуткая, зловещая фигура мужчины. Его образ был знаком нам по предыдущим сновидениям пациентки. Да­лее я привожу описание ее сновидения.

На фоне мрачного пейзажа появляются неясные муж­ские фигуры, скрывающиеся в тени. Цвета приглушены, все в коричневых тонах. Здесь должна состояться долго­жданная радостная встреча двух женщин. Возможно, это две сестры, долгое время бывшие в разлуке. Я нахожусь в холле, над которым возвышается балкон с ведущими к нему с двух сторон лестницами, в приподнятом настрое­нии радостного ожидания. В холле появляется первая женщина. На ней костюм невероятного ярко-салатового цвета. Вдруг какая-то неясная фигура мужчины выпрыги­вает из-за портьеры и стреляет ей в лицо из ружья! Жен­щина падает, ярко-зеленый цвет костюма и красный — крови оказывают шокирующее воздействие. Другая

женщина, полная желания встретиться со своей сест­рой, появляется слева, на балконе. Она одета в ярко-красное. Она наклоняется, стоя на балконе, и видит тело — зеленое с красным. Она чрезвычайно потрясена, она испытывает сильнейшее горе. Ее начинает рвать: целые потоки красной крови выливаются из нее, потом она падает на спину.

Ужас и отвращение были основной реакцией пациент­ки на этот сон. Она не могла истолковать его в свете пере­живаний, которые она испытала на предыдущем сеансе, хотя она и предполагала, что сон и эти переживания каким-то образом связаны друг с другом. Я начал работу над этим сном, спросив пациентку о ее ассоциациях по поводу обра­за радостного воссоединения двух сестер и чувств, связан­ных с этим образом. Однако ничего не пришло ей в голову. Подозревая, что она избегает чувства «единения >> в пере­носе, которое возникло на предыдущем сеансе, я высказал вслух свое предположение о том, что ей, возможно, труд­но позволить себе испытывать чувства ко мне, проявивши­еся во время предыдущего сеанса, или даже принять их в свое внутреннее пространство. Что это и составляет силь­ный конфликт, в котором она сейчас находится. Она по­крылась краской смущения и согласилась со мной, что это похоже на правду. Затем она попыталась войти в контакт с той своей частью, которая уничтожала эти чувства, с пре­зрением отвергая их (мужчина, стреляющий из ружья). Пугающий голос, принадлежащий этой части, порой обра­щался к ней с фразами, в которых звучала негативная инто­нация: «Все это полная чушь — его чувства не настоящие — это всего лишь трюкачество — в конце концов, вас связы­вают только деловые отношения — он провожает тебя и приглашает в свой кабинет следующего пациента, проде­лывая с ним те же самые стандартные процедуры».

Потом появились новые ассоциации. Жестокость муж­чины из сновидения, стреляющего в лицо надежде на вос­соединение, напомнила ей другого мужчину, которого она видела во сне, приснившемся ей в прошлом году. Этот муж­чина убивал какое-то первобытное, похожее на осьминога создание, которое также старалось вступить в контакт.

Обстановка с лестницами и балконом напомнила ей кар­тину Рубенса «Избиение младенцев >>, изображающую, как по приказу царя Ирода, который пытался уничтожить ро­дившегося Христа, солдаты уничтожают всех младенцев

младше двух лет. Всякий раз ее охватывал ужас, когда она слышала об этом библейском сюжете или видела картину Рубенса, и это отчасти портило ее общее впечатление об истории рождения Христа.

Кроме того, она отметила, что зеленый и красный яв­ляются взаимодополняющими цветами: если вы закроете глаза, после того как посмотрите в течение некоторого вре­мени на один из них, то вашему внутреннему взору пред­станет его дополнение.

И, наконец, она припомнила, что в детстве у нее были ярко-рыжие волосы и что ее мать запрещала ей носить одеж­ду красного цвета.

Я забыл содержание ее давнишнего сновидения, о ко­тором она упомянула, поэтому я сверился со своими запися­ми. Сон относился к периоду, имевшему место примерно шесть месяцев назад. Тогда пациентка встретила интересно­го мужчину и была эмоционально и сексуально увлечена им. В тот момент мы не проработали это сновидение, однако в своих записях я нашел упоминание о сильных надеждах па­циентки, которые она связывала с этими отношениями, а так­же о ее восторге по поводу воспламенившихся вновь сексу­альных чувств. В ночь, последовавшую после первого свидания с новым знакомым, ей и приснился этот сон об ось­миноге, описание которого я привожу:

Я лежу в своей детской кроватке. Мне приснился кош­мар, и я кричу от страха. Я слышу очень слабый шепот, говорящий мне, что мои крики слышны какому-то чело­веку. Меня охватывает неодолимое чувство вины из-за того, что я разбудила кого-то или побеспокоила своим криком. Затем каким-то образом связанный с этой сце­ной, откуда-то обрушивается огромный мусорный бак. В этом баке находится подобное слизняку существо, вроде осьминога. В первый момент я чувствую отвраще­ние к этой твари, однако потом начинаю играть с ним. Я отбрасываю крышку бака, и снаружи появляются его щупальца, которыми он, играя как котенок, дотрагива­ется до карандаша, который я держу в своих руках. В этот момент появляются двое мужчин. На одном из них — тем­ные очки с зеркальными стеклами. Этот мужчина снима­ет свои очки и размалывает стекла на мелкие кусочки. После этого он начинает скармливать битое стекло ось­миногу, и осьминог умирает долгой, мучительной смер­тью. Меня пугает такая жестокость. Я поворачиваюсь спиной к этому мужчине.

Интерпретация и теоретический комментарий

Итак, в этом случае мы имеем два важных аффективно заряженных события из жизни миссис Y. Одно — в контек­сте отношений переноса, другое — связанное с ее новым дру­гом. Эти события вызвали реакцию бессознательного, выра­зившуюся в двух драматических образах. Выстрел из ружья в лицо женщине, одетой в зеленый костюм, ищущей воссое­динения с сестрой после долгой разлуки, с одной стороны, и образ мужчины, кормящего осьминога битым стеклом, с другой. Как отметила пациентка, сон про выстрел из ружья настолько ужаснул ее, что она чувствовала себя в оцепене­нии и с большим трудом смогла припомнить содержание предыдущего сеанса. Другими словами, сон сам по себе был травматическим событием, и результат его воздействия был подобен эффекту травматического события в реальной жиз­ни,— речь идет о диссоциации аффекта. Это было похоже на повторную травматизацию фантазией. Однако меня заин­тересовало, почему сновидение причинило ей эту травму.

Аспекты развития

Для того, чтобы выяснить это, мы должны вернуться к детству пациентки. На основании просмотра фильма и ра­боты с воспоминаниями мы пришли к пониманию того, что ее потребность в зависимости отвергалась. Так как детство, по определению, является периодом зависимости, то это означает, что пациентка была вынуждена постоянно сты­диться своих потребностей, все время испытывать фруст­рацию, которая приводила к вспышкам ярости. Однако, по­скольку и это было неприемлемым, во внутреннем мире пациентки произошел раскол, в результате которого ярость, направленная на ее отвергающих родителей, теперь использовалась для вытеснения своих собственных потреб­ностей, которые даже для нее самой стали невыносимыми.

Таким образом, агрессивные энергии психики были обращены внутрь на любые аспекты зависимости, благода­ря чему внутреннее пространство пациентки теперь харак­теризовалось постоянной аутоагрессией, направленной на свои собственные потребности. Эти внутренние атаки яро­сти стали тем, что Бион (Bion, 1959) назвал «атакой на связь». Так действуют архетипические агрессивные энер­гии, бушующие в психике, разделяющие ее для того, что­бы предохранить эго от переживания невыносимой боли.

В том случае, когда источник атаки на связь находится во внутреннем мире, процессы символической интеграции

становятся невозможными. Психика не в состоянии пере­работать свой собственный опыт и придать ему смысл. Имен­но это имел в виду Винникотт (Winnicott, 1965:145), когда говорил о том, что тяжелая травма не может быть перера­ботана в сфере символического или в рамках иллюзии дет­ского всемогущества. Сновидения солдат, испытывавших острую психическую травму во время боевых действий, ил­люстрируют эту проблему. Примером такой травматичес­кой ситуации может послужить эпизод, когда солдат дает своему приятелю, с которым он сидит в одном окопе, при­курить, и вдруг в этот самый момент вражеский снайпер буквально сносит тому голову. Ночные кошмары солдат яв­ляются навязчивым переживанием травматической ситуации в чистом виде (см. Wilmer, 1986). Психика не в состоянии сразу подвергнуть символизации такие невыносимые собы­тия, это становится возможным лишь через какой-то, до­вольно продолжительный, период времени. Постепенно, по мере того как травматическая ситуация рассказана и пере­сказана, в сновидениях начинается процесс символизации, который, в конечном счете, завершает процесс переработки травмы. Однако в случае длительной детской травмы неиз­бежно актуализируется система архаичных защитных меха­низмов, которая разрушает архитектуру внутреннего пси­хологического мира. Переживание утрачивает смысл. Мысли и образы отделяются от аффекта. Это приводит к состоя­нию, которое МакДугал (McDougall, 1985) назвал «алекси-тимия», что означает «отсутствие слов для чувств».

По аналогии мы можем уподобить этот процесс дей­ствию электрических предохранителей, пробок в счетчиках. Если электрическая цепь испытывает перегрузки, т. е. сила

|тока настолько велика, что провода могут перегореть, тогда срабатывает предохранитель, и связь с внешним миром пре­рывается. Однако процесс, происходящий в психике, более сложен, в силу того, что существует два источника энер­гии — из внешнего мира и из внутреннего мира бессозна­тельного. Поэтому в случае перегрузки «предохранитель» блокирует оба этих источника. Индивид должен быть защи­щен как от опасной стимуляции внешнего мира, так и от сво­их собственных глубинных потребностей и желаний.

Стыд и аутоагрессия

По мере того как я интерпретировал этот материал, я начал понимать, что мое предложение провести особенный сеанс и мои слезы сострадания во время просмотра фильма




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.