Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития творческого воображения детей в работе с природным материалом




Воображение – двигатель любого творчества. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Воображение играет важную роль в деятельности человека и свойственно только ему. Все вещи, окружающие нас, сделанные руками человека, первоначально возникли в воображении. Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них.

Творческая жилка воображения есть у всех: у ученого, инженера, для научных открытий она также важна, как для создания искусства, в конце концов, она нужна и просто в повседневной жизни. Зародыши творческого воображения, по мнению Л.С.Выготского, проявляются в играх животных. Что же говорить о детях? Игра – это не просто воспоминание о пережитых впечатлениях, но творческая их переработка, в процессе которой ребенок комбинирует данные опыта, чтобы создать новую реальность, отвечающую его интересам и потребностям! Но как раз ввиду того, что воображение работает только с материалами, взятыми из жизни, следует добиваться, чтобы ребенок мог питать свое воображение и применять его для решения соответствующих задач, закалять себя и расширять свой кругозор. А для этого он должен расти в обстановке, богатой импульсами и стимулами, развиваться разносторонне.

Именно таким объектом для развития ребенка может стать мир природы – нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. Он загадочен и чудесен. Каждое дерево, цветок, листик, травинка хранят свою тайну. В природе сокрыты несметные богатства, удивительная сказочная красота, и только любящий ее человек сможет их понять, почувствовать и прикоснуться к ним.

Игры и занятия с природным материалом – не просто забава и приятное развлечение на прогулке – в лесу или парке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимы и ее дары. Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, подарки, сувениры, панно, закладки, портреты… Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребенка. Форма листьев по своей природной пластике близка стилистике детского рисунка. При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Образы легко и быстро придумываются, почти мгновенно создаются аппликации. Фантазии из листьев – это фейерверк творчества! Цветовая палитра – как в живописи, а дана в листьях изначально. Образы и композиции – как в конструировании, а возникают из готовых форм легко, быстро и каждый раз по – новому.

Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде. Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения. Творческое воображение – ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Самое важное в конструировании из природного материала – это умение увидеть в природной форме какой – то образ.

Как развивает ребенка общение с природным материалом?

· Очаровывает несказанно и обогащает, наполняя реальными чувствами и представлениями. И все это - благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, смоляному запаху шишек.

· Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус.

· Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, а не растущие на дереве. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево.

· Развивает у ребенка глазомер, аккуратность, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику).

Настоящие инструменты – ножницы, игла, шило – становятся незаменимыми помощниками ребенка, позволяют ему почувствовать себя взрослым и умелым.

Процесс превращения природного материала в поделку содержит в себе немалые ресурсы для «погружения» детей в мир родной природы, познания ее различных сторон и воспитания бережного, заботливого отношения к ней, а также формирования первых трудовых навыков. Встречи с природой неизменно расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления. Работа над поделками требует от ребенка точных действий, усидчивости, а с появлением определенных навыков развиваются гибкость пальцев, хватательные умения, фантазия.

Работа с природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появление элементов творчества.

Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей таких качеств, как внимание, терпение, любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. И все это происходит на общем фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании забавной игрушки. Работа по изготовлению поделки требует определенных волевых усилий, постепенно ребенок учится преодолевать свои неудачи. В результате в характере ребенка формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца.

Воображение, являясь важнейшей стороной нашей жизни, нуждается в особой заботе и создании специальных условий для развития. Эта способность особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. Активное воображение питают такие виды деятельности, как игра, художественное творчество, созидание.

В современных условиях воображение не получает должного развития в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте вследствие предоставления детям готовых зрительных образов в СМИ, книгопечатной продукции, обилия игрушек, разрушения традиций устного фольклора народной педагогики и т.д., что делает необходимым специальную работу педагога по развитию творческого воображения. В этих целях мы создали блок образовательной программы «Страна Фантазия», включающей в себя развивающие игры и упражнения. Опыт её апробации показал доступность для учащихся пообобранных заданий, их интерес к саморазвитию творческих умений. Проведённая работа позволила нам понять, почему некоторым детям до этого было сложно создавать творческие работы.

Постепенно дети становятся более открытыми, уверенными, любознательными, активными, а их работы – более творческими, интересными.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.