КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ продуктов деятельности
Тестирование Анкетирование Беседа Беседа – это целенаправленный разговор с учащимися, учителями, родителями с целью выявить их мнение об интересах, возможностях, мотивах деятельности и поведения учащегося или коллектива класса, отношении учащихся к себе и другим. К беседе нужно хорошо подготовиться: заранее продумать основные и дополнительные вопросы, которые должны соответствовать целям и задачам изучения личности школьника или классного коллектива. Главное условие успешного проведения беседы – создание доверительной атмосферы, положительного эмоционального контакта со школьниками. Обычно рекомендуется начинать беседу с общих, нейтральных, вопросов, а затем постепенно приближать содержание беседы к конкретным вопросам, которые интересуют студента-практиканта. В процессе беседы с учащимися можно выявить: § какие учебные предметы они больше всего любят (какие не нравятся и почему); § чем занимаются в свободное время, посещают ли какие-либо кружки, секции; § с кем дружат и что их привлекает в друзьях, что не нравится; § какие особенности личности им не нравятся и какие стремления хотели бы у себя развить; § как относятся к коллективу класса, его традициям, эталонам поведения; § есть ли в классе микрогруппы и как они взаимодействуют между собой; § что считает самым интересным и важным в жизни. Беседа с классным руководителем и другими учителями позволяет выявить: § мнение учителей о способностях, уровне притязаний, возможностях учащихся и коллектива класса; § особенности интеллектуального развития, памяти, внимания, воображения изучаемого учащегося или интеллектуальный потенциал классного коллектива; § наличие интереса к знаниям, отношение к учебе, общественной работе; § отношение учащихся друг к другу, учителям, родителям, учебной и трудовой деятельности, трудовые традиции класса; § доминирующие эмоциональные состояния на уроке как отдельных учащихся, так и коллектива класса; § умение коллектива класса общаться, стремление школьников понять друг друга. Беседуя с друзьями учащегося и одноклассниками, можно выявить их мнение: § об особенностях коллектива класса; § о чертах характера учащихся, проявляющихся в отношениях к другим (доброжелательности – недоброжелательности, справедливости – несправедливости, правдивости – лживости, принципиальности – беспринципности, бескорыстности – корыстности, хитрости и т. д.); § об отношении ученика к себе (уверенность – неуверенность, скромность – зазнайство, чувство собственного достоинства – отсутствие самоуважения, уровень самооценки (завышенный, адекватный, заниженный) и т. д.; § эмоционально-волевых особенностях (решительность – нерешительность, самостоятельность – внушаемость, настойчивость – упрямство, целеустремленность – разбросанность, веселость – угрюмость, оптимизм – пессимизм, застенчивость – развязность); § отношение к нему других учащихся (пользуется авторитетом или нет, за что его уважают или не уважают, есть ли у него настоящие друзья и т. д.). Анкетирование – это письменный опрос, направленный на выявление мнения опрашиваемых об интересующих нас особенностях личности учащегося или классного коллектива. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых связан с целью исследования. Вопросы могут быть открытыми, позволяющими ученику свободно, по своему усмотрению отвечать на них, закрытыми, допускающими обычно ответы типа «да» или «нет», полуоткрытыми. С помощью анкетного опроса можно выяснить мнение учащихся об их способностях, отношение человека к себе, выявить ценностно-ориентировочное единство класса как показатель его сплоченности, доминирующие эмоциональные состояния в коллективе и т. д. Тест - это задание, выполнение которого после количественной и качественной обработки позволяет выявить уровень развития свойств, качеств личности, определенного психического процесса, состояние личности. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны. По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, личностные тесты и другие. Личностные тесты предназначены для изучения мотивации, интересов, ориентаций, эмоционального склада и т. д. К личностным тестам можно отнести тесты-опросники, например, тест-опросник Шмишек (диагностирует акцентуации характера), опросник САН и др. Владение этим методом помогает получать информацию об учащихся, основываясь на анализе их учебной работы, а также специально подбирая задания. Например, анализируя сочинение, учитель может с определенной вероятностью сделать вывод о литературных способностях ученика, уровне развития запаса слов, особенностях мышления. Анализ контрольной работы по математике, а также рисунков, чертежей может создать представление о его индивидуально-психологических особенностях (отношении к предмету, способностях, уровне мышления, аккуратности и т. д.). Содержание задания по психологии: письменная психолого-педагогическая характеристика личности школьника. Направленность задания по психологии предусматривает всестороннее изучение личности учащегося с помощью разнообразных методов: беседы, наблюдения, изучения школьной документации, анализа продуктов деятельности, психодиагностических методик. В качестве отчетной документации студентам необходимо представить целостную характеристику личности учащегося, составленную на основе эмпирических данных, полученных в результате использования вышеперечисленных методов. Характеристика обязательно должна завершаться выводами и рекомендациями. Примерная схема изучения личности школьника и составления психолого-педагогической характеристики (с перечнем возможных методов) дана ниже. ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
I. Общие данные: (использовать методы: изучение документации; беседа с учащимся, учителями, родителями). Фамилия, имя; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания. II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение). 1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива). 2. Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяется это отношение). 3. Отношение к одноклассникам (любит ли их, равнодушен к ним, не любит, дорожит ли мнением коллектива, с кем дружит и на чем основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина). 4. Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять? 5. Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?) 6. Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их). III. Учебная деятельность: (использовать методы: изучение документации; анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, одноклассниками; наблюдение, психодиагностические методики). 1. Успеваемость (преобладающие отметки, одинаково или неодинаково успевает по разным предметам). Уровень знаний. 2. Развитие речи (запас слов, начитанность, образность, эмоциональность речи, умение выразить свою мысль письменно и устно). 3. Интерес к знаниям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет интерес, отношение к отметке, к похвале или порицанию учителя и родителей, основной мотив учебной деятельности). 4. Развитие познавательной сферы: (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики) А) особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, способность к распределению); Б) осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления; В) уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, индивидуальные особенности памяти); Г) развитие мышления (различает ли существенные и второстепенные для наличной ситуации признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения); Д) развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности). 5. Умение учиться (организованность, умение самостоятельно работать с книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.). IY. Трудовая деятельность: (использовать методы: беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение; анализ продуктов деятельности). 1. Отношение к труду (уважает или относится к нему пренебрежительно, заинтересован ли в общественной пользе своей работы, любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком). 2. Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает? 3. Какие сферы деятельности и виды труда предпочитает? Y. Направленность личности учащегося и специальные способности: (использовать методы: анализ продуктов деятельности; беседа с учащимся, учителями, родителями, наблюдение, психодиагностические методики). 1. Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т.д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу). Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении? 2. Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются? YI. Дисциплинированность: (использовать методы: беседа с учителями, родителями, наблюдение). 1. Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость). 2. Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время и пр.). 3. Выполнение требований взрослых (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины. YII. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент и характер): (использовать методы: наблюдение, психодиагностические методики). 1.Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: А) черты направленности личности (по отношению к людям, учению, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т.д.); Б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.). 2. Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности). 3. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызываются его смены. YIII. Общие психолого-педагогические выводы: 1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.). 2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.
Приложение
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |