Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему наши слова могут быть неправильно поняты?




РЕЧЬ, МИМИКА И ЖЕСТЫ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Что же нам поможет правильно понять другого человека?

В качестве одного из основных механизмов, помогающих нам понять другого выступает механизм идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком. В данном случае умение понять состояние партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Однако в этом случае возникает опасность заразиться и эмоциями человека, например, сстраданием, ощущением безысходности. В таком случае мы как профессионалы мало, чем сможем помочь, только по - человечески сопереживать. При выполнении своих профессиональных обязанностей важно проникнуться чувствами человека, но не отождествляться с ним; понимая его, вести свою линию поведения. Этот механизм понимания чувств, поведения другого, при том, что мы осознаем свои обязанности и свой стиль поведения, называется эмпатией.

Одно дело – понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело – понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему.

Умение посмотреть на себя глазами своего собеседника, представить со стороны свое поведение – это механизм рефлексии (то есть «отражаю»). Если у человека развита рефлексия, то это помогает ему при необходимости изменять свое поведение с собеседником.

Велика сила человеческого слова. Речь- универсальное средство общения.

Она позволяет наиболее точно передавать информацию. И в то же время иногда между собеседниками возникает барьер непонимания. Причин возникновения таких барьеров достаточно много. Автор шуточных законов Мерфи написал такой шуточный закон: Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, все равно найдется человек, который поймет вас неправильно.

А) Во время общения друг с другом мы используем некоторые слова с точки зрения своего собственного смысла, т.е. «что это слово значит для меня». Например, «справедливость» распределения премии для одного значит всем поровну, для другого понятие «справедливость» связано с учетом вклада каждого в общее дело, для третьего – учет прежних заслуг.

Б) Интонация, с которой мы требуем чего-то от собеседника, высказываем ему свое мнение, может помешать принятию информации. Даже если он согласен с ней по содержанию, ирония, сарказм, насмешка в тоне говорящего может создать барьер на пути информации к собеседнику.

В) Два собеседника могут вкладывать разное содержание в одно и то же требование.

Г) Правильные предложения, исходящие от неприятного для нас или неавторитетного человека могут быть не услышаны.

Во многих случаях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу. Если мы чувствуем, что между нами с собеседником возникает стена непонимания, важно осознать, с чем это связано и постараться преодолеть смысловой барьер, задавая уточняющие вопросы «Что для тебя значит «справедливо и несправедливо?», «какой для тебя смысл этой драки?» и т.д., изменять тон разговора. Наиболее сложным является изменение отношения к человеку, его можно менять, получая новую информацию, переосмысливая свое восприятие этого человека, меняя свое поведение по отношению к нему.

Еще одна особенность использования языка, часто порождающая проблемы в общении, связана со смешением в высказывании фактов (реально наблюдаемых действий, событий) и оценок (выводов, заключений, к которым мы приходим). Споры часто возникают из-за того, что их участники свои предположения или мнения представляют как факты. В качестве примера приведем типичный диалог:

А: Почему вы сердитесь на меня?

Б: Я не сержусь на вас. Но почему вы в последнее время хотите меня подколоть?
А: Я вовсе не хочу вас подколоть. Вы просто относитесь ко мне с предубеждением.

Б: Что вы называете «предубеждением»? Я вовсе не предубежден против вас и т.д.

Вместо того чтобы пытаться приписать собеседнику какие-то мысли, чувства, имеющие для нас значение, иногда лучше постараться выделить его конкретные действия и слова, которые послужили основой для ваших выводов.

 

Наблюдения и оценки смешаны Наблюдения отделены от оценок
Ты поступаешь, не подумав Ты переключил программу, не спросив, смотрю ли я передачу.
Он манипулирует мной Он уже три раза говорил, что я самый верный его друг, а потом просил денег
Она все время жалуется Вчера она более часа говорила о своих недомоганиях и проблемах.
Петров – плохой игрок Петров за 20 игр не забил ни одного гола.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.