Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Адаптация к партнеру и установление контакта




V этап.

К этому этапу ваши отношения с партнером по общению становятся достаточно ясными, опреде­ленными. Вы осведомлены относительно личных качеств друг друга. Поскольку вы в основном уже выявили главные достоинства и недостатки своего собеседника, создаются предпосылки для оказания направленного воздействия на него, построения доверительных отношений. Особенно важным здесь является поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне. Это возможно только при таком распределении ролей, при котором наиболее рационально используются ваши потенциалы, когда исполнение роли каждого участника общения соот­носится и совпадает с ожиданиями другого. Роли распределяются по принципу взаимного дополнения. Кроме того, вырабатываются совместные правила поведения.

Основными на V этапе являются механизмы, ре­гулирующие приспособление одной личности к дру­гой (т.е. характеристики одного человека регулиру­ются до тех пор, пока они не будут оптимальными с точки зрения взаимодействия с характеристиками другого). Их можно назвать адаптивными. Другие, которые обеспечивают процесс приспособления, связаны с коррекцией. Это механизмы, определяю­щие оптимальный режим взаимодействия при внесе­нии в него постоянных поправок.

Нередко включается специфический для данной стадии механизм, благодаря которому появляются некоторые буферные образования. Они способствуют нейтрализации опасных реакций в ответ на спе­цифические раздражения. Например, можно исполь­зовать следующие предварительные фразы: "Я хочу сказать вам прямо, только вы не обижайтесь...", "Вы можете не соглашаться с этим, но я должен пред­упредить вас о том, что вопрос этот представляется непростым", "Не удивляйтесь и не возмущайтесь тем, что сейчас услышите".

Подстраиваясь под качества партнера, вы тем самым управляете его поведением и закрепляет те качества, которые обеспечивают эффективное вза­имодействие. При этом необходимо опираться на принцип "общей судьбы". Он заключается в конста­тации того, что сама по себе длительность обмена мыслями, информацией, эмоциями на протяжении предшествующих этапов создает общий продукт деятельности, обладателем которого являются оба собеседника. Это способствует сближению и облег­чает вам задачу оказания психологического воздей­ствия.

Ваша тактика на данном этапе общения должна сводиться к ведению равноправного диалога. Мож­но использовать все, что будет способствовать сня­тию опасений собеседника за уступки, на которые он пойдет по вашей просьбе. Поэтому все приемы должны быть направлены на возбуждение у партнера стремления к взаимодействию с вами.

Прием "Первичные действия". Когда угрожает проявление какого-либо нежелательного качества или свойства, целесообразно смягчать ситуацию. Если может появиться обида, следует предупреждать: "Вы только не обижайтесь на то, что я сейчас скажу вам". Вероятные вспышки гнева можно также предупредить: "Вы только не сердитесь на то, что сейчас услышите".

Прием "Указание на качество, требующее регуляции" рассчитан на то, чтобы с помощью ожиданий определенных действий включить соответствующую мотивацию поведения: "Зная вашу нетерпеливость, все же прошу потерпеть, поскольку это необходимо для решения данного вопроса".

Прием "Подчеркивание и утверждение образовавшейся совместимости". Когда партнер имеет достаточно четкую установку на то, что какие-то совместные действия возможны только при наличии исходной совместимости, следует подчеркивать, что она уже образовалась и проявилась к данному моменту. Например: "В связи с тем, что мы можем совместно успешно решать вопросы, необходимо спо­койно обсудить создавшуюся ситуацию. Сейчас мы придем к нужному и правильному решению".

Прием "Обращение за советом" применяется в тех случаях, когда констатируется пассивная позиция собеседника и необходимо повысить его значимость. Прием способствует появлению у него желания быть активно включенным в разработку общих планов и программы поведения. Именно на конечной стадии общения появляется возможность проверить правильность проведенной вами предварительной диагностики партнера. Только теперь вы можете услышать от него более или менее доверительные высказывания относительно скрываемых сторон (в той форме, которую человек считает необходимой). Это могут быть его отрицательные поступки, сла­бости, негативные привычки. В качестве скрываемых могут также выступать и отдельные пред­ставления собеседника, его взгляды, принципы поведения, установки. В отличие от тех разрозненных сведений об отрицательных сторонах личности, ко­торые могут фигурировать на IV этапе, здесь у вас появляется возможность получить целостную карти­ну. Важным бывает также и отношение к своим дей­ствиям, поступкам и оценкам других. Человек начи­нает высказываться о себе, своих действиях, а также о действиях других людей в тех выражениях, кото­рые составляют его стиль и являются характерными для него.

Признаки и показатели V этапа. Для этого этапа типичными являются все признаки, говорящие о произошедших изменениях в поведении партнера, его высказывания и обращения, свидетельствующие о предпочтении принять общие суждения и решения. Начинает преобладать стремление подчеркнуть "общность целей", "одного направления", "совместных решений" и т.д.

Отмечается также стремление оповещать вас о предполагаемых действиях, ставить вопросы на обсуждение.

Наиболее ярким сигналом изменений является "эффект бумеранга". В определенный момент вы начинаете чувствовать, что собеседник сообщает ваши собственные, ранее высказанные вами мысли, мнение, суждения и оценки. Это знак того, что они были в достаточной мере усвоены им, приняты и выдаются уже как результат его размышлений. Са­мим высказывающимся это рассматривается как его собственное достояние, практически же свидетель­ствует о произошедшем усвоении. Еще одним пока­зателем наступившего этапа является отчетливая смена суждений и оценок. То есть, если раньше собе­седник был против какого-либо положения, то те­перь он может менять свою позицию. Иногда это выступает в смягченной форме: в виде готовности к принятию всего предложенного вами ("Говорите, что и как нужно сделать для того, чтобы все было хорошо"), иногда - в форме неожиданного призна­ния правомерности высказанного вами, даже и в ограниченных пределах. Это своеобразная сдача позиций.

Существенным показателем наступившего этапа является также предложение решать какой-либо спорный вопрос так, как вы считаете это нужным. Разновидностью подобного поведения является предложение вам самому делать выбор при возник­новении множества вариантов. Начинает утверж­даться общение в форме диалога.

Показателем сформировавшегося этапа являются высказывания типа "как мы условились", "как мы договорились", "как мы решили" и т.д.

Результаты V этапа. Основным результатом V этапа является достижение понимания не только качеств партнера, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения вы способ­ствуете формированию у него различных психоло­гических состояний, которые облегчают контакт: прежде всего, появлению состояния комфортности, защищенности, которое наступает от внутренней уверенности в вашей помощи при решении проблем. Все это сопровождается уверенностью собеседника в правильности принятого решения, так как оно было выработано вами совместно. Фиксация партнером приемлемости его поведения в ваших глазах порож­дает у него уверенность в правильности собственных намерений и тем самым создает предпосылки к их реализации.

Краткое содержание этапов отражено в следующей таблице.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.