ХАРАКТЕ-РИСТИКИ
ЭТАПОВ
| ЭТАПЫ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА
|
I
| II
| III
| IV
| V
|
Цель
| Снятие психологи-ческих барьеров
| Нахождение совпадающих интересов
| Определение принципов общения
| Выявление качеств, опасных для общения
| Адаптация к партнеру и установление контакта
|
Функции
| 1. Снятие психологи-ческих барьеров
2. Снижение напряжения
| Получение партнером положительных эмоций от нахождения совпадающих интересов
| 1. Осуществле-ние первого обмена информацией о принципах общения
2. Отбор ценных для общения качеств партнера
| 1. Выявление качеств партнера, не проявившихся на предыдущих этапах
2. Установле-ние силы и условий проявления отрицательных качеств
| 1. Установление
контакта с партнером
2. Поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне при рациональном распределении ролей
|
Положительные факторы
| 1. Частота согласий с партнером
2. Взаимность и совпадение согласий
3. Чередование согласий с обеих сторон
| 1. Выявление одинаковых суждений
2. Одновремен-ность переживаний по одному и тому же поводу
| 1. Предложение обоюдно приемлемых принципов
2. Проявление ожидаемых от вас качеств
3. Положитель-ная реакция на предложенное партнером
| 1. Отказ от публичного фиксирования и осуждения отрицательныхкачеств партнера
2. Готовность к раскрытию ряда собственных отрицательных черт
| 1. Точность прогноза ожидаемого поведения партнера
2. Совпадение ваших действий с ожиданиями партнера
|
Отрицательные
факторы
| 1. Насторожен-ность, ведущая к возникновению психологи-ческих барьеров
| 1. Возможное расхождение оценок
2. Большая продолжитель-ность поиска совпадающих интересов
| 1. Изображение негарантируе-мых качеств
2. Демонстра-ция авторитарных качеств
3. Попытка анализа декларируемых партнером качеств
4. Высказыва-ние сомнений
| 1. Оценка вашего поведения как "выведывание качеств"
2. Маневриро-вание
3. Прямые вопросы относительно отрицательных качеств партнера
4. Нежелание раскрыться самому
| 1. Нежелание партнера отказаться от своих отрицательных качеств
2. Недостаточ-ный опыт совместного принятия решений и совместных действий
|
Принципы
| 1. Согласие с партнером
2. Выбор нейтрального материала для беседы
3. Избегание обсуждения спорных вопросов
| 1. Вызов эмо-ционального переживания партнера по близкой ему теме
2. Занятие пассивной позиции при получении информации
| 1. "Готовность"
2. "Ответное сообщение о себе"
3. "Постепенное раскрытие своих качеств"
4. "Избегание"
| 1. "Инициатива"
2. "Откровен-ность"
3. "Эквивалент-ность"
| 1. "Общая судьба"
2. "Влияние на партнера через регулирование собственных качеств"
|
Тактические приемы
| Согласие со всеми высказы-ваниями партнера
| 1. "Нарастание"
2. "Детализа-
ция"
3. "Проблемы"
4. "Переключе-ние"
| 1. "Формулиро-
вание принятого"
2. "Подведение итогов"
3. "Сходные мнения"
("уподобление")
4. "Оправдан-ные ожидания"
| 1. "Высказыва-ние сомнений"
2. "Сопоставле-ние противоречий"
3, "Диагности-ческие вопросы"
4. "Вызов спора"
5. "Расслабле-
ние"
| 1. "Первичные действия"
2. "Указание на качество, требующее регуляции"
3. "Подчеркива-ние и утверждение образовавшейся совместимости"
4. "Обращение за советом"
|
Используемые вами фразы
| - "Я полностью с вами согласен"
-"Вы, бесспорно, правы"
- "Нельзя не согласиться с вашим утверждением"
- "Очень рад, что наши с вами мнения совпадают"
| - "Расскажите об этом подробнее"
- "Так как же, вы говорите, было дело?"
- "Очень интересно..."
| - "Я вижу, вы человек общительный"
- "Я рад, что нашел в вас то, что представляется для меня особенно ценным"
- "Вы умеете принимать точку зрения другого человека"
- "Я и сам так о вас думал"
- "Я и полагал, что вы примете такое же решение"
| - "У меня есть плохая привычка..."
- "Я часто говорю непонятно"
- "Часто я бываю нетерпелив и перебиваю собеседника"
-"Не удивляйтесь моей привычке..."
- "Судя по всему, у вас прекрасный характер"
- "Я не хотел бы обсуждать других"
| - "Я скажу вам прямо, но только не обижайтесь..."
- "Можете не соглашаться со мной, но я должен предупредить, что..."
- "Так как мы можем успешно решать вопросы, нужно спокойно обсудить создавшуюся ситуацию"
- "Думаю, мы сможем вместе найти правильное решение"
|
Признаки
и показатели
| 1. Паузы после ваших вопросов становятся короче
2. Начинают преобладать собственные сообщения собеседника
3. Уменьшается количество односложных ответов
| 1. Нахождение общей приемлемой темы разговора
2. Периодиче-ское возвращение к обсуждению найденной темы
3. Появление общего фонда слов и выражений
4. Частое появление воспоминаний, связанных с обсуждаемой темой
| 1. Первые упоминания партнера о принципах общения
2. Подчерки-вание собеседником собственных качеств и свойств
3. Повторение одних и тех же форм поведения
4. Оповещение о привычках и предпочтениях
| 1. Первое высказывание партнером сомнений в достоверности определенных им ранее личных качеств
2. Стремление партнера изменить ваше представление о нем
3. Его рассказы о себе через другое лицо
4. Использова-ние "опережающих возражений"
5. Расспросы о других людях
6. Навязывание спора
| 1. Проявление стремления партнера к принятию общих решений
2. Подчеркива-ние общности
целей
3. Проявление "эффекта бумеранга"
4. Смена суждений и оценок партнера
5. Признание вашей правоты
6. Предложение сделать все так, как предлагаете вы.
|
Фразы, используемые партнером
| В ходе общения фразы становятся все более длинными и сложными по структуре, ответы - объемными
| - "Как мы уже говорили..."
-Вспоминаю по этому поводу..."
| - "Не могу не согласиться"
- "Я всегда соглашаюсь с тем, что правильно"
- "Об этом нужно подумать"
- "Откровенно говоря..."
| - "Вы преувели-чиваете мои достоинства"
- "Вы ошибаетесь в своих выводах относительно меня"
- "Я бываю слишком резок в таких ситуациях"
- "Вот вы сейчас скажете, что.-"
- "Что из себя представляет N.?"
| - "Говорите, что и как нужно сделать, чтобы все было хорошо?
- "... как мы договорились.."
- "... как вы считаете нужным поступить?"
|