Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятие решений относительно применения усвоенных навыков




Жетончики

Для создания мотивации к самостоятельному применению ус­военных навыков жетонная система вознаграждения представ­ляется одной из самых гибких и эффективных. Однако для ус­пешного использования жетончиков необходимо тщательно планировать свои действия, так как жетончики, в отличие от похвалы, не выдаются интуитивно и, в отличие от любимых занятий, не являются естественной частью жизни ребенка. В главах 4 и 9 жетонная система вознаграждений уже обсужда­лась. Сейчас мы коротко отметим ее главные особенности и добавим некоторые новые сведения.

В качестве жетончиков можно использовать почти все что угодно: отметки на листе бумаги, пластмассовые фишки, даже небольшие суммы денег. Сами по себе эти вещи не представля­ют особой ценности. Они приобретают ценность только тогда, когда обмениваются на что-то приятное. Так, с помощью десяти галочек в таблице можно заработать поход в кино. Пятьдесят фишек могут означать, что ребенку разрешается купить новую бейсбольную перчатку. Двадцать пятицентовых монет хороши тем, что на них можно купить... ну, то, что можно купить на один доллар.

Процесс введения простой жетонной системы вознаграж­дения состоит из трех шагов:

1. Составляется список дел, которые ребенок должен сделать, чтобы заработать жетоны, и определяется количество же­тонов, которое вы будете выдавать за каждое из них.

2. Составляется список призов, которые ребенок может купить на жетоны, и определяется стоимость каждой награды.

3. Ребенка обучают тому, что жетоны, которые он зарабатывает, являются эквивалентом стоимостичего-то, что он хочет.

Старайтесь, по мере возможности, привлекать ребенка как к выбору действий, которые он будет выполнять, так и к выбо­ру призов, на которые будут обмениваться жетоны. Есть смысл составить общий список действий и призов. Здесь мы приво­дим простой пример, когда выполняя любое из перечисленных действий, ребенок зарабатывает один жетон, а в конце дня он может обменять их на один из перечисленных призов.

 

Количество жетонов

Утром застилает постель 1

После завтрака ставит тарелки в раковину 1

Сервирует стол к обеду 1

Цена

30 минут у телевизора 3

Второй десерт 3

Игра в мяч с папой 3

Поначалу некоторым детям требуется, чтобы обмен жето­на на приз производился немедленно. Но когда они поймут смысл зарабатывания жетонов, операцию по обмену можно будет откладывать до вечера.

Если жетонная система достаточно хорошо продумана, то в нее могут войти много разных умений и много призов раз­ной стоимости. Мы все же советовали бы вам не усложнять ее. Если родителей постигает неудача в примененииэтой систе­мы, то это происходит, главным образом, из-за того, что им ка­жется слишком обременительным придерживаться ее постоянно.Ведение записей отнимает слишком много времени, призы чересчур дороги или неудобны. Когда родители теряют интерес или не готовятся к обмену жетонов («Ох, у меня не получилось купить приз!»), система, безусловно, разваливается. Поэтому пусть она будет простой, ясной и всегда работоспособной!

А теперь задумайтесь на мгновение над теми навыками, ко­торые вы записали под заголовком «ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ». У вас есть соображения, как вы могли бы пустить в ход похвалу, любимые ребенком занятия или про­стую жетонную систему для того, чтобы усилить мотивацию?

 

Даже если ваш ребенок уже усвоил большинство (или даже все) основные навыки самообслуживания и теперь умеет оде­ваться и опрятно выглядеть, он все еще может рассчитывать, что вы укажете ему, что он должен сделать. Только вы подадите ему сигнал, когда, к примеру, нужно начать выполнять опре­деленное действие... или заканчивать его и начинать другое. Только вы, возможно, можете решить, подходит ли клетчатая рубашка (которую он умеет надевать) к полосатым брюкам (ко­торые он тоже умеет надевать)?

В этой части главы рассказывается о том, что вам нужно делать, чтобы повысить качество демонстрируемого ребенком умения ухаживать за собой. Наша задача — научить ребенка принимать решения, а для этого ему необходимо научиться за­давать себе четыре вопроса и самому отвечать на них. Вопросы таковы:


1. Когда мне нужно применить этот навык?

2. Какие материалы мне для этого понадобятся?

3. Какой шаг нужно сделать сначала и какой потом!

4. Когда можно будет считать, что работа закончена и закончена хорошо?

Недавно один знакомый папа рассказывал, как он гордит­ся своей дочкой, которая научилась выполнять все действия, составляющие умение надевать свитер. («Наконец, она научи­лась это делать».) Когда мы попросили его внимательнее про­анализировать то, что делает его дочь, он скоро понял, что «вы­полнение действий, составляющих умение» не означаетещесамостоятельного владения соответствующим умением.

— Мне приходится напоминать ей, когда нужно надеть свитер. (Когда мне нужно применить этот навык?)

— Я помогаю ей выбрать свитер, который подошел бы к остальным предметам ее одежды. (Какие материалы мне для этого понадобятся?)

— Если я разложу для нее свитер так, чтобы она смогла начать, она сумеет лучше сделать это. (Какой шаг нужно сделать сначала и какой потом?)

— Мне приходится проверять, все ли она сделала пра­вильно. Она забывает поправить свитер сзади. (Когда можно будет считать, что работа закончена и закончена хорошо?)

Хотя его дочь более или менее разбирается в том, как наде­вать свитер, владеет она этим умением еще недостаточно са­мостоятельно. Ей пока требуется слишком много папиных ука­заний. Если папа хочет, чтобы она научилась самостоятельно владеть этим и другими умениями, ему необходимо сделать две вещи: 1) немного отстраниться от того, что происходит — све­сти к минимуму свои подсказки; и 2) заменить ответы (как разрешить проблемы, возникающие у дочки) вопросами о том, как она будет выполнять действия, за которые нужно взяться.

Первый пункт достаточно очевиден. Если родители собира­ются всегда быть рядом с ребенком и помогать ему, они никогда не узнают, что он сможет сделать сам. И хотя поначалу это бу­дет трудно, отказывать ребенку в помощи, кроме самой необхо­димой, безусловно нужно.

Второй пункт, возможно, станет понятным не сразу, но именно он поясняет, каким должен быть самый эффективный путь повышения степени самостоятельности ребенка. Подумайте о той помощи, которую вы оказываете ребенку, разрешая его проблемы. Реальная же проблема в большинстве случаев состоит в том, что ребенок не знает, какие вопросы задать. Если бы он мог точно выбрать вопросы, найти ответы было бы не очень трудно.

Поэтому наша задача заключается в том, чтобы научить вас помогать ребенку по-другому. И если вы, как инструктор, сумеете стать чуть-чуть иной, у вас появятся шансы научить ребенка большей самостоятельности. Секрет достижения эффекта - меньше отвечать и больше спрашивать.

 
 
Задаем вопросы Мама: «Собираешься на танцы? Что нужно сделать в первую очередь?» Кэти: «Принять душ, почистить ногти Мама: «Что еще?» Кэти: «Ах, да, причесаться.» Мама: «Так. Аволосы у тебя чистые?» Кэти: «Не очень. Я помою голову». Мама: «(На минутку замолкает, думая о материа­лах) Что тебе для этого понадобится?» Кэти: «Шампунь, полотенце и... фен». Немного позже Мама: «Ты совсем готова?» Кэти: «Да». Мама: «Посмотрись в зеркало. Как ты выглядишь?» Кэти: «Лицо чистое и волосы причесаны». Мама: «Что еще? А как ногти?» Кэти: «С ними все в порядке». Мама: «Прекрасно! Ты выглядишь просто замечательно!»  

 

 


Обратите внимание: мама не говорит и не показывает Кэти, что делать, она только задает вопросы. И скоро Кэти научится сама задавать себе вопросы. Это будет означать,что она встала на верный путь — путь к самостоятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из четырех главных вопро­сов, касающихся умения принимать решения относительно применения усвоенных навыков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.