Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка цепочки повседневных дел




Когда можно будет считать, что работа выполнена и выполнена хорошо?

Итак, теперь ваш ребенок учится узнавать, когда нужно при­менять усвоенные навыки, какими материалами пользовать­ся и как начинать с первого шага. Но как он распознает момент, когда задание можно считать выполненным, когда все шаги пройдены должным образом?

Если речь идет о навыках ухода за собой, то в большинстве случаев ответ на вопрос, насколько хорошо все сделано, дает зеркало. Ваша задача — научить ребенка в последний момент производить эту проверку. Как и в предыдущих случаях, ис­пользование наводящих вопросов сделает эту работу для вас обоих легче и эффективнее. Не забыл ли он чего-нибудь? Пра­вильно ли надеты вещи? Хорошо ли это выглядит?

 
 
Свет мой, зеркальце скажи... — Розина, ты готова? Давай посмотрим, руки чи­стые? Лицо чистое? — Да, и волосы причесаны, и ленточка подходит к блузке, и...

 


Начните занятия так: встаньте вместе с ребенком перед зер­калом и задайте ему один за другим подходящие к случаю воп­росы. Задавая вопросы, просите его проверять, как он одет или достаточно ли хорошо привел себя в порядок. По прошествии какого-то времени начните побуждать ребенка задавать себе вопросы. Тем самым он будет учиться самостоятельно направлять себя во время таких проверок.

На первых порах запомнить все, что нужно проверить, ре­бенку поможет контрольная таблица, прикрепленная рядом с зеркалом. Можно, кроме того, дать ему фотографию хорошо одетого, умытого и причесанного человека, может быть, даже его собственную фотографию, чтобы он мог сверять с нею свой внешний вид.

А теперь взглянитена те навыки, которые вы записали под заголовком «НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗО­ВАТЬСЯ». Есть ли у вас идеи о том, как можно ослабить свою помощь и перейти к руководству с помощью вопросов?

 

Навыки, которые вы записали под заголовком «РАЗРАБО­ТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ», ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, однако он еще должен научиться применять их в определенном по­рядке без вмешательства со стороны. Под цепочкой мы пони­маем применение более чем одного навыка в должном поряд­ке. Сравнение обучения ребенка умению выполнять опреде­ленную последовательность действий с созданием цепочки мы считаем правомерным. У ребенка есть много отдельных звеньев, и он просто должен научиться соединять их в правиль­ном порядке.

Критическими точками любой цепи являются точки соеди­нения звеньев. В нашем случае это, моменты, когда, скажем, закончена чистка зубов и должна начаться уборка постели, ког­да уборка постели закончена и нужно начать обуваться. Именно в эти моменты смены деятельности чаще всего требуетесь вы: напомнить, намекнуть, направить, подтолкнуть или помочь. Часто дети, закончив очень хорошо одно дело, начинают просто отвлекаться — листать журнал, дремать и т.п., — даже если они «знают», что нужно сделать дальше, и с готовностью сделают это после вашего напоминания. Главное, чему вы теперь будете учить своего ребенка, — это умение пользоваться моментом окончания одного дела как подсказкой или сигналом, что пора начинать другое. Вы будете учить его спрашивать себя: «Что дальше?» Лучше дать ему возможность самому найти ответ, чем отвечать. «Что дальше?» — это простое напомина­ние, которым ребенок сможет воспользоваться сам.

 
 
Что дальше? Куинси надела юбку и снова уселась на кровать. Мама заглянула в комнату, и у нее чуть не сорвалось с языка: «Куинси, надень рубашку!» Она вовремя спох­ватилась, подумала и просто спросила: — Что дальше? Сейчас маме пришлось своим вопросом напом­нить Куинси о рубашке, но скоро она научится зада­вать себе такой вопрос сама.  

 


Подобно маме Куинси, вам тоже нужно будет поначалу за­давать вопрос: «Что дальше?» — давая тем самым ребенку сиг­нал или подсказку. Когда этот вопрос задаст он сам, ответ для него уже будет очевиден. Один из способов, позволяющих снаб­дить ребенка подсказками, состоит в создании определенной цепи повседневных дел, связанных с уходом за собой, и в при­учении его выполнять их всегда в одном и том же порядке, по меньшей мере до тех пор, пока эта последовательность не будет усвоена им достаточно надежно. Вскоре окончание одного дела станет сигналом к началу следующего.

Еще одной хорошей подсказкой может стать таблица, иллю­стрирующая эту последовательность действий рисунками или словами. Повесьте такую таблицу на стену там, где ребенок вы­полняет соответствующие действия, и после выполнения каж­дой задачи, отмечайте этот факт вместе с ним. Постепенно нач­ните уменьшать свое участие в этом процессе, призывая его самого делать отметки в таблице по окончании каждого мероп­риятия. Картинка или слово, обозначающие следующий вид деятельности, послужат ему сигналом, и ваше напоминание уже не потребуется. Спустя некоторое время ему уже не нужно будет так часто заглядывать в таблицу. Сама его деятельность станет источником сигналов, указывающих «что дальше».

 

Таблицы

О таблицах мы несколько раз уже говорили. Попробуем те­перь внимательнее присмотреться к ним и понять, как можно их использовать для того, чтобы направить и поощрить дея­тельность ребенка.

1. Привлеките ребенка к составлению таблицы. Побудите его спросить и самого же ответить, как будет использовать­ся таблица. Пусть он поможет вам составить таблицу и по­весить ее.

2. Стремитесь делать таблицу простой. Самая лучшая таб­лица — простая, такая, которой легко следовать. Возможно, вам захочется сделать ее более наглядной с помощью ярких красок и картинок, однако, нам кажется, что не стоит стремиться к созданию «произведения искусства» и тра­тить на него слишком много времени. У вас может поя­виться потребностьчто-то изменить в ней и сделать новую, когда первая будет заполнена отметками.

3. Держите ее на виду. Поместите таблицу вблизи того места, где ребенок будет пользоваться своими навыками, и так, что­бы он мог до нее достать. Таблица вряд ли принесет вам пользу, если ее держать в закрытом шкафу или ящике. Из­любленным местом часто становится дверца холодильника.

4. Неизменно интересуйтесь ею. Таблица только тогда бу­дет что-то значить для ребенка, когда она представляется важной вам. Некоторые родители после первых вспышек энтузиазма теряют к ней интерес. Со временем таблица вполне сможет заменить ваши напоминания, но заменить ваш интерес не сможет никогда.

Теперь мы приведем пример цепочки утренних действий, составленной для одного ребенка, а также таблицы, которая использовалась в период обучения умению отвечать на воп­рос: «Что дальше?»

1. Мою лицо и руки.

2. Чищу зубы.

3. Расчесываю волосы.

4. Одеваюсь.

5. Обуваюсь.

6. Застилаю постель.

 
 
Таблица Джефа Тим и Беки, брат и сестра Джефа, закричали: — Ура! У нас сегодня блины! Миссис Граймс шлепнула на сковородку первую ложку теста и подумала: — Да, хорошо, когда есть несколько минут, чтобы приготовить им завтрак, который они по-настояще­му любят, ведь теперь уже мне не нужно каждую минуту бежать к Джефу. И тут же вошел Джеф, держа в руке контрольную таблицу. Миссис Граймс сегодня уже сделала одну отметку, после того как он почистил зубы, а сейчасон ждет еще три отметкиза то, что снял пижаму, оделся и причесался. Миссис Граймс сказала Тиму и Беки: — Я сейчас вернусь. Джеф собирается убирать по­стель. Поскольку Джеф не совсем еще усвоил этот на­вык, миссис Граймс пока была вынуждена немного помогать ему. — Скоро Джеф научится все делать самостоятель­но, совсем как вы.

 

 


Со временем Джеф научится сам делать отметки в таблице. А там, может быть, он уже станет пользоваться небольшой кар­манной таблицей со словами вместо картинок. Но, как всегда, заполненная отметками таблица будет означать, что скоро его усилия будут вознаграждены, а какое это будет вознагражде­ние, решено заранее Джефом и его родителями. Конечно, ког­да-нибудь он перестанет нуждаться и в таблице, и в наградах за исполнение полагающихся по утрам обязанностей.

А теперь задумайтесь на минутку о навыках вашего ребен­ка, которые вы раньше поместили в графу «РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСВИЙ». Сумеете ли вы правильно воспользоваться вопросами («Что дальше?») и со­ставить таблицы, способные помочь ребенку более плавно пе­реходить от одного дела к другому?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.