Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ проблем подросткового возраста. Подростковая агрессивность




Введение

М.Ф. Луканина

Н. Л. Иванова

 

Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков

 

 

Ярославль

 

 

ББК 88.5 Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

 

Иванова Н.Л., Луканина М.Ф. Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков. Учебно-методическое пособие. Ярославль. 2003, 47 с.

 

Учебно-методическое пособие "Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков" подготовлено специалистами Ярославского педагогического университета и Ярославского городского центра психологического, медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования. Пособие содержит анализ основных проблемы агрессивности в подростковом возрасте, методическую программу работы с подростками, проявляющими повышенную агрессивность в поведении и общении.

Предназначено для специалистов в сфере социальной работы, психологии, учителей, студентов и аспирантов.

 

© Н.Л. Иванова, М.Ф. Луканина, 2003


Проблема агрессивного поведения у детей и подростков в последнее время стала очень актуальной. Социальные противоречия, рост преступности, отсутствие четкой системы общегосударственных ценностей привели к глубокому кризису в обществе, последствия которого мы ощущаем и по сей день. Большое количество детей имеет нестабильное эмоциональное состояние, проявляющееся в том числе и в неконтролируемом выражении гнева и агрессии. Родители этих детей часто не знают, что делать в таких случаях и как вести себя с детьми. Они обращаются за помощью к педагогам, врачам или психологам, надеясь, что им помогут справиться с возникшей проблемой.

Под агрессией обычно понимаются осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить вред другому человеку, группе людей или животному. Чаще всего она проявляется в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – косвенная. Наиболее важным является деление на агрессию враждебную и инструментальную. Подростковому возрасту, известному своими важными переменами как в физиологическом смысле, так и в личностном и социальном, свойственно стремление к самоутверждению, активному действию. Часто кризис выражается в открытом агрессивном поведении, спровоцированном, кроме всего прочего, и органическими нарушениями деятельности мозга у некоторых детей. С детьми, склонными к агрессивному поведению, необходимо проводить специальную работу по коррекции их состояния.

Цель данной работы – создание программы, направленной на коррекцию агрессивной составляющей поведения подростков.

При разработке программы авторы ставили перед собой следующие задачи. Во-первых, необходимо было проанализировать имеющуюся литературу по проблемам агрессивного поведения и возрастным особенностям младших подростков. Во- вторых, провести методологические разработки программы и выработать непосредственные техники работы по коррекции агрессивного поведения.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ

На протяжении своей жизни человек проходит несколько качественно новых этапов развития. Категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития, называется возрастом.

В онтогенезе личности различают такие возрастные этапы, как младенчество, детство, младший школьный возраст, подростковый период, юность, зрелость и старость. Поскольку программа, описываемая в этой работе, посвящена способам коррекции агрессивного поведения подростков 10 – 14 лет, то необходимо более подробно остановится на описании периода, который затрагивает эти годы – подросткового возраста.

Подростничество – этап жизни человека, соответствующий переходу от детства к юности, критический период, связанный с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, характеризующийся бурным физическим ростом человека, формированием взрослого организма в процессе полового созревания. (9). Часто его называют периодом “бури и натиска”. Главная особенность подростков – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления и тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость чувств и поведения взрослеющего ребенка. В это время у подростков формируется чувство взрослости и “Я-концепция”. В это время подросток открывает для себя свой внутренний мир.

Младший подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Для детей в этом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний.

Для подростков свойственно стремление к общению; интерес к сверстникам является важным атрибутом подросткового возраста (27). Деятельность подростка, связанная с общением, становится в этом возрасте ведущей.

В подростковом возрасте происходит развитие психических познавательных процессов. Наиболее существенные изменения наблюдаются в интеллектуальной сфере. В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются и творческие способности подростка.

Общий рост личности подростка, расширение сферы его интересов, развитие самосознания – все это ведет к формированию целостной структуры ценностных ориентаций.

В подростковый период происходит формирование мотивационной сферы. Мотивы поведения возникают не просто на импульсивной основе, но на основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения (19).

Развитие эмоциональной сферы подростка протекает бурно. Подросткам свойственны импульсивность, полярность чувств, повышенная возбудимость. В этом возрасте наблюдается наличие “подросткового комплекса”, который демонстрирует перепады настроения подростков – от безудержного веселья к унынию и обратно.

На этом фоне часто проявляются в поведении подростка агрессивные моменты, принимающие порой форму деструктивного поведения и мешающие ему общаться со сверстниками, родителями и педагогами, а также затрудняющие достижение жизненных целей. Часто агрессивные и импульсивные подростки имеют трудности в обучении, так как им сложнее дается контроль за своим поведением, а несдержанность и аффективность создают ему имидж “трудного” подростка. Справится с этим сложно, поэтому часто подросток попадает в замкнутый круг неуспешности.

Исследования А.А. Реана, посвященные выявлению взаимосвязи уровня агрессии с определенными характерологическими особенностями подростков, дали следующие результаты. Возбудимая акцентуация характера положительно коррелирует с вербальной (речевой), спонтанной (самопроизвольная агрессия, не являющаяся прямой реакцией на ситуационное воздействие), косвенной (агрессия, направленная не на источник фрустрации) агрессией, раздражительностью. Манера поведения возбудимых детей обусловлена не логикой, а импульсом. Для них характерна крайне низкая терпимость. Интересно и то, что была выявлена связь между агрессивностью личности и демонстративной характерологией (18). Скорее всего, это связано с тем, что для демонстративных подростков очень важным является стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, самовосхваление. Если не удается привлечь к себе внимание позитивными способами, то возможно проявление агрессии как фрустрационной реакции.

П.А. Ковалевым было установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: в 12 и 14 лет. У них наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии. У девочек пики агрессивного поведения отмечаются в 11 и 13 лет и выражаются в прямой вербальной и косвенной вербальной агрессии. В исследовании Семенюка Л.Н. показано, что у 10-11 летних подростков преобладает физическое проявление агрессии, а по мере взросления на первый план выходит вербальное. В 12-13 лет и у мальчиков, и у девочек наиболее выражена такая форма агрессии, как негативизм. Негативизм - это оппозиционная манера поведения, направленная против авторитета, проявляющаяся как в форме пассивного сопротивления, так и в форме активной борьбы против действующих правил, норм и обычаев. Данные исследования позволяют говорить о том, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом 48% составляют лица с уровнем агрессии выше среднего, 33% имеют показатель агрессии средней величины, а 19% низкий уровень агрессии. Выраженность различных типов агрессивного поведения носит следующий характер: 43% подростковых лидеров склонны к прямой физической агрессии; 30% к вербальной агрессии; а 27% к косвенно-вербальной (18).

Исследования показывают, что агрессивные подростки имеют низкий уровень привязанности к родителям, причем наиболее выраженный по отношению к отцу. Идентификация с матерью как у неагрессивных, так и агрессивных подростков достаточно высока и уменьшается только с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности (18). Самооценка также коррелирует с уровнем выраженности агрессивных реакций. Чем выше уровень самооценки, тем выше уровень общей агрессии. Уровень проявления вербальной агрессии выше у тех, для кого характерны высокая самооценка и способности к лидерству. Агрессивные подростки чаще имеют экстремальную самооценку – либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. Неагрессивные подростки более адекватно умеют оценивать себя. (18). Одной из форм агрессивного поведения подростков является аутоагрессия, т.е. агрессия, направленная на самого себя.

Таким образом, можно предположить, что в подростковом возрасте агрессивность личности проявляется достаточно ярко. Активная, настойчивая, физически сильная личность ценится в кругу подростков. Сама специфика возраста провоцирует подростка на большую импульсивность. Те дети, которые в силу обстоятельств и воспитания, а также индивидуальных особенностей имеют склонность к агрессивному поведению, могут испытывать большие сложности с умением управлять собой, и поэтому им может понадобиться помощь профессионалов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 950; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.