КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы предупреждения и коррекции агрессивного поведения у подростков
Коррекция может затронуть многие внешние и внутренние проблемы семьи и быть очень длительной по времени. Однако если родители осознают наличие проблемы и все члены семьи будут готовы работать над изменениями, этот процесс будет очень эффективным. Профилактическая работа включает в себя как активные, так и пассивные формы работы. К активным относится проведение тренингов общения между родителями и детьми, ставящее своей целью развитие гармоничных взаимоотношений между ними. Обучение способам управления стрессом, методам саморасслабления также эффективно помогает предупредить агрессивные аффективные вспышки. К пассивным методам работы относится проведение лектория для родителей и занятий для подростков, на которых они получают необходимые знания о том, что такое агрессия; как ее предупредить; как научиться понимать друг друга и как конструктивно конфликтовать. Представители разных теорий предлагают различные варианты предупреждения агрессивного поведения. В соответствии с теорией социального научения А.Бандуры, важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребенка появляется необходимость во внимании и одобрении окружающих, в первую очередь – собственных родителей. Есть два пути искоренения агрессии: оставление агрессивных действий без подкрепления или же активное наказание (1). В то же время иногда бывает чревато игнорировать агрессию подростков, особенно в тех случаях, когда способ снятия агрессии настораживает. Круг общения подростков не ограничивается родителями, и нужное подкрепление может быть найдено в среде сверстников, что приведет к тому, что агрессия станет привычной формой поведения. Кроме того (в силу выраженной у подростков тенденции пробовать социальные нормы на прочность и через это определять границы допустимого в своем поведении, отсутствия реакции взрослых на агрессивные акты), агрессивное поведение само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии. Активное наказание часто приводит к торможению агрессивного поведения. Однако агрессия может проявляться в тех ситуациях, когда угроза наказания слабее. Г. Миллер считает, что выбор агрессором жертвы зависит от следующих факторов: - силы побуждения к агрессии; - силы факторов, тормозящих такое поведение; -стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустрировавшим человеком или явлением (18). Кроме того, между строгостью наказания и уровнем агрессивности подростка существует положительная зависимость, поэтому часто использовать этот вариант нельзя. Ф. Перлз считает, что “если человека распирает от ярости, мы должны отыскать клапан. Мы должны дать ему возможность спустить пары” (14, с. 528). Последователи инстинктивной теории считают, что необходим катарсис, путем которого эмоциональное возбуждение перейдет в эмоциональную разрядку. Этого можно добиться как при помощи психодрамы, символодрамы, так и посредством воспоминания и “проживания” заново прошлых событий. Последователи теории социального научения обосновывают необходимость контроля над качеством телепередач, пропагандирующих насилие, и об уменьшении количества этих передач на ТВ. Поскольку агрессию запускают агрессивные стимулы, то нужно ограничить доступ подростков к огнестрельному оружию. В отличие от США, где купить оружие достаточно легко, в нашей стране доступ к нему ограничен, но, тем не менее, его необходимо контролировать. Существует большое количество способов работы с агрессивным поведением подростков, среди них можно выделить меры, направленные на профилактику, и меры, направленные на коррекцию агрессии. Пропаганда уважительного отношения друг к другу, уменьшение сцен агрессии на телевидении, общее повышение культурного уровня в стране оказывают большое воздействие на психологическую культуру взаимоотношений и на предотвращение открытого и неконструктивного выражения неконтролируемой, враждебной агрессии. В большинстве случаев необходимо вести работу с родителями подростка, для того, чтобы выявить и проработать причины, приводящие к выбору такого стиля поведения в семье. Часто проблема затрагивает семейный “сценарий”. В подобных ситуациях важным является и обучение подростков пониманию своих эмоций и их грамотному отреагированию. Работа с родителями агрессивных детей должна опираться на следующие положения: - необходимо избегать негативного воздействия родителей на самооценку детей, стремиться ее повысить (в большинстве своем такие родители сами в прошлом были агрессивными детьми и передают свой негативный опыт детям по наследству); - надо изменить установку родителей на подростка, помочь им увидеть в своих детях что-то хорошее (необходимо показать родителям, что агрессия редко появляется сама по себе и почти всегда является защитной реакцией; если устранить или хотя бы снизить источник фрустрации и восстановить кредит доверия у подростка к миру, то уровень его агрессивности понизится); - важно выявить и проработать воспоминания родителей о своем детстве, о причинах своего агрессивного поведения (это позволит осознать проблему детей в настоящем и попробовать справится с ней); - полезно обсудить отношение родителей к ребенку до его рождения и в первые месяцы жизни (если ребенок был нежеланным или не оправдывает ожиданий родителей, то к нему может проявиться скрытое враждебное отношение; выяснение причин отвержения ребенка может изменить отношение родителей к нему). Другим важным методом работы является коррекция уже имеющихся нарушений в поведении детей. Для этого существуют различные программы и упражнения, направленные на выявление, осознание и коррекцию агрессивности у детей. Цель, которую ставят перед собой специалисты, работающие с агрессивными подростками, заключается в выработке нового навыка поведения, повышения уверенности в себе и обучении позитивному мышлению и уважительному отношению к себе и другим. Описываемая далее программа коррекции агрессивного поведения подростков 10 – 14 лет апробирована на практике и используется в работе Городского Центра психолого-медико–социального сопровождения, диагностики и консультирования школьников в течение последних двух лет. За это время были достигнуты эффективные результаты в работе с агрессивными детьми на коррекционных занятиях по этой программе.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ И ТЕХНИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ Программа коррекционной работы с агрессивными детьми носит интегральный характер. Она включает в себя техники и упражнения, разработанные психологами, придерживающимися разных направленийи теорий. Психологическая коррекция поведения – процесс устранения отклонений в психическом и личностном развитии, способствующий гармонизации жизни подростка и его взаимоотношений с другими людьми. Как правило, этот вид психологической деятельности требует от специалиста – психолога особенно высокой профессиональной подготовки, так как успешность работы является не только следствием правильно подобранных методов, но и результатом личного взаимодействия психолога и подростка, которое требует от специалиста находчивости, проницательности, умения доверительно общаться. Психологическая диагностика – изучение и оценка психологом внутреннего мира подростка. Цель диагностики – определить программу коррекции, проверить эффективность работы, определить причинную проблематику (16). Методика работы основана на соответствии возрастных особенностей младших подростков используемым психологическим техникам. В программу методических разработок включены упражнения из психосинтеза, игровой и сказкотерапии, психоанализа, техники символдрамы и арт-тератии, сеансы аутотренинга и мышечного расслабления. Психоанализ – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами (16). Это метод исследования, опирающийся в основном на выявление бессознательного значения слов, поступков и продуктов воображения субъекта. В основе метода лежат свободные ассоциации, обеспечивающие доступ к пониманию бессознательных причин поведения, в том числе и агрессивного. Ведущими понятиями структуры личности в психоанализе являются “ЭГО”, “СУПЕРЭГО” и “ОНО” (11). Именно в бессознательном скрыты ресурсы человеческой психики, инстинкты и побуждения, побудительные мотивы и силы развития личности. Важным для понимания природы агрессии и причин деструктивного поведения подростков является анализ текущей ситуации в его жизни, а также выявление проблем в детстве и окружении подростка. Необходимо определить основной паттерн поведения ребенка с целью внесения в него в дальнейшем изменений. Для этого можно использовать схему анализа ранних детских воспоминаний А. Адлера и его же схему интервью с родителями для определения причин детской агрессивности. Анализ ранних детских воспоминаний позволяет проинтерпретировать восприятие подростком своей проблемы на данный момент, т.к. идет перенос проблем и конфликтов настоящего на ситуации раннего детства. Эта проективная методика позволяет проявиться тенденциям поведения ребенка, определить направленность и причинность агрессивного поведения. Техника включает в себя анализ событий и действующих лиц, а также лингвистический анализ текста воспоминания (4, лекция №2). Авторам кажется важным использование в понимании причин агрессивного поведения метода свободных ассоциаций на тему “Агрессивность”. Таким образом, использование в работе психоаналитических техник позволяет подростку и его родителям выявить и осознать причинно – следственные связи, вызывающие агрессивное поведение. Психосинтез – научная теория, в которой большое значение уделяется духовному опыту человека. Его цель – собирание образа “Я”, структурирование и построение целостной модели внутреннего мира подростка. Это хорошо соотносится, согласно теории Э.Эриксона, с главной задачей подросткового этапа - идентификации и ценностного структурирования личности (17). Типичным упражнением в духе психосинтеза являются “Пирог”, “Я осознаю” и другие. Очень эффективны в работе техники символодрамы, предложенной Х. К. Лейнером в духе психосинтеза. Инициированная проекция символов строится на понимании структуры внутреннего мира. Существуют общие символические образы, характерные для большинства людей. Они базируются в бессознательном, и проработка их позволяет изменить образ и, соответственно, картину мира. Для этого необходимо в состоянии мышечного расслабления визуализировать определенные образы. Использование личностных ресурсов в такой ситуации позволяет не только научиться расслабляться и повысить уровень самоуважения, но и помогает проработать причины и проблемы агрессии (4, лекции № 5 – 7). Наиболее эффективны визуализации на тему “Цветок” (для девочек) и “Дерево” (для мальчиков), “Извержение вулкана”, “Дом” (17). Важным является использование в работе методов арт-терапии и техник художественной экспрессии. Арт-терапия возникла как направление в середине ХХ века, но используется как свободное рисование с древнейших времен. Большинство подростков любят рисовать. В рисунке гораздо легче выразить свои чувства и эмоции, тем более что у агрессивных подростков затруднено понимание собственных отрицательных эмоций и понижен контроль за ними. Построение на бумаге четкого образа агрессии, составление картины проблемы облегчает рефлексию и позволяет работать с проблемой. Изменяя рисунок в процессе работы, можно не только диагностировать изменения в агрессивном поведении, но и способствовать наработке конструктивных способов действия. Особенно эффективны арт-терапевтические техники на этапе осознания подростком своей проблемы и ее непосредственной коррекции (техники “Рисунок “Злость- добро”, “Щит гнева”, “Раскрашивание фигур мальчиков и девочек”, “Эмоции” и другие). Элементы игровой терапии также могут быть использованы в работе психолога по коррекции агрессивности. Уже в начале ХХ века психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие, исцеляющие возможности игр. Они признаются средством освоения ребенком социальных ролей и раскрытия его внутреннего мира. М. Кляйн и А. Фрейд внесли большой вклад в развитие игротерапии, включая в свои сеансы психотерапии игровые методы (4, лекция № 3). Ж. Пиаже выделяет следующие признаки игровой деятельности: - игра положительно воспринимается ее участниками; -игра протекает спонтанно и предполагает наличие у участников внутренней мотивации; - игра развивает гибкость психических процессов; -игра является естественным следствием физического и интеллектуального развития ребенка (10). Игра выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия в работе с агрессивными детьми (техники “Шкала гнева”, “Гневная гиена”, “Рассерженные шарики” и т.д.); она позволяет развивать сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение, уровень агрессивности. Игра и рисование являются способами осмысления действительности. Различные материалы игровой и изобразительной деятельности являются средством психологической защиты для подростка, к которой он прибегает в состоянии дистресса. В практике игро- и арт- терапии игра и рисунок дополняются различными видами обсуждений и анализа следующих факторов: - контекст игры или рисунка, - последовательность сюжетов, - пространство, занимаемое подростком во время игры, - стиль взаимодействий, - способы рисования и игры (10). Полезно использование в работе и техники сказкотерапии. Сказки, построенные на метафоре, используются в целях обучения и целительства с незапамятных времен. М. Эриксон, Н. Пезешкян, Т. Зинкевич – Евстигнеева, А. Гнездилов и другие на практике и в теории доказали эффективность сказок как средства терапии. Сказки используются в работе, чтобы показать клиенту новые возможности и модели поведения, произвести внушение, укрепить в подростке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Сказочные метафоры проходят через сознание и воздействуют на бессознательное ребенка, они используют опыт человечества, чтобы осознать перемены в жизни подростка. Подросток не расшифровывает смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения (10). Рассказывание психотерапевтических историй по методу Д. Бретт позволяет ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Ребенок просто слушает историю, похожую на его ситуацию. Рассказчик же опосредованным путем показывает возможности выхода из ситуации. Таким образом, ребенок воспринимает историю в психологически комфортной обстановке, тем самым сопоставляя, сравнивая, узнавая новые варианты поведения без неприятных психологических последствий (2). Идентифицируя себя с положительным героем, подросток учится управлять своей агрессивностью. Все вышесказанное свидетельствует о незаменимости использования методов игры, рисования и сказки в работе с подростками. Невозможно научиться снимать напряжение, не используя техники мышечного расслабления. Методы, предложенные В. Щульцом, получили большое распространение и модифицируются под конкретную задачу. Движения и жесты несут в себе смысловую нагрузку, поэтому управляя мышечной памятью, можно быстро стать расслабленным, что важно, когда подросток находится в состоянии фрустрации. Использование в работе тренинга мышечного расслабления помогает обучить ребенка общему спокойствию, уверенному поведению (7). Применение коррекционных методов зависит от характера тех причин, которые обусловили агрессивное поведение. Выбор методики коррекции происходит с учетом конкретного случая и конкретного ребенка. При обсуждении работы с родителями подростков следует указать им на эффективность следующих коррекционных приемов, которые они могут использовать для исправления поведения детей: - включение агрессивного действия в контекст игры с придачей ему нового смысла (активные игры типа “Казаки – разбойники”); - переключение агрессивного поведения на “мирные” способы (танцы, спорт, труд, здоровый и активный образ жизни); - богатое витаминами питание, что позволяет организму эффективно справляться со стрессом (20). Исходя из всех этих особенностей, предлагаемая нами работа включает в себя разные техники работы с агрессивным поведением подростков.
ГЛАВА 3. ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В консультативной практике наблюдаются случаи, когда с подростками необходима коррекционная работа по снижению агрессивного поведения. Анализ наиболее типичных случаев позволяет сделать вывод о следующей тенденциии. Как правило, предметом обращения на консультации служит не агрессивность как таковая, а целый комплекс проблем. Наиболее типичный запрос – “ У ребенка отвратительное поведение в школе, он грубит, не слушается, агрессивно держится с учителями и родителями. В школе его считают трудным”. Подростки с агрессивным поведением чаще всего плохо учатся, имеют так называемый “синдром школьной неуспешности”. В таких ситуациях агрессивность поведения является одним из факторов, ухудшающих ситуацию, и служит подростку защитной реакцией на происходящее. У многих подростков наблюдаются незначительные функциональные или органические расстройства деятельности мозга. Процесс работы по коррекции агрессивности в таких случаях является основой, которая позволяет подростку стать конструктивнее. Снижение уровня агрессивности делает подростка спокойнее, увереннее в себе. Позитивное мышление является фактором, позволяющим подростку научиться решать свои проблемы. Предлагаемая программа используется для коррекции агрессивного поведения у подростков. Она была апробирована в 12 случаях консультирования, произошедших в течение 2000 – 2003 годов. В большинстве вариантов программа использовалась полностью, в некоторых случаях – лишь отдельные ее упражнения и техники. Во всех случаях наблюдались изменения в поведении подростков. Приводимые далее результаты диагностики до и после начала коррекционных занятий позволяют судить об ее эффективности. Оценить результативность работы можно посредством качественного и количественного анализа. С одной стороны, по словам родителей, подростки научились контролировать свои эмоции. Они стали спокойнее. У кого-то улучшились взаимоотношения с близкими, были решены проблемы взаимоотношений между детьми в семье. Подростки стали сдержаннее в проявлении агрессии, у четверых из них улучшились показатели успеваемости. По результатам психодиагностики прослеживаются количественные изменения.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1037; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |