Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алеша и Алена В., 14 и 13 лет




Примеры из практики

Алеша К., 11лет. На консультацию обратилась мама, так как сын очень агрессивно настроен против младшего брата, часто его бьет, обзывает. По отношению к ней часто бывает груб. Когда у него плохое настроение, раздражается, были случаи, что он бил посуду или впадал в истерику.

Из семейного анамнеза стало ясно, что агрессивной модели в семье придерживается папа, который не сдерживает агрессию и часто физически наказывает сына. Проблемы в поведении ребенка обострились с рождением младшего сына, к которому Алеша ревнует родителей. Уровень агрессивности ребенка был высоким по показателям физической и вербальной агрессии. Данные теста “Несуществующее животное” обнаружили высокую защитную агрессию, направленную против младших. Налицо были две проблемы: сиблинговые конфликты (взаимоотношения с братом) и влияние агрессивного примера со стороны отца.

Коррекция проводилась как с мальчиком, так и с его родителями. Было решено начать работать сначала с мамой, так как папа отнесся ко всему скептически. Маме были даны рекомендации, как вести себя с сыном и как формировать позицию сотрудничества с мужем. Алеша работал с охотой. Особенно ему нравились рисуночные техники и сказкотерапевтические истории, в том числе и касающиеся отношений между братьями. Были обсуждены варианты того, как взаимодействовать с младшим братом. Техники мышечного расслабления показали, что агрессия базируется у Алеши в кулаках, поэтому много внимания уделялось расслаблению рук.

В процессе работы были установлены доверительные отношения с мальчиком. В конце занятий папа заметил, что сын стал сдержаннее, братья стали играть вместе. Вскоре он сам пришел поинтересоваться, как вести себя с детьми и решать проблемы с женой.

Итогом работы стало улучшение взаимоотношений в семье. Алеша стал гораздо спокойнее. По словам мамы, он часто перед сном расслабляется и представляет себе “Полет на ковре – самолете”. С момента последней консультации прошло уже два года. Проблем в поведении и аффективных вспышек у Алеши не наблюдается. Папа стал заметно реже проявлять агрессию. Хотя он и не отказался полностью от силовой модели поведения, физически наказывать сына перестал.

Брат и сестра проходили консультирование в течение весны – осени 2002г. Запрос был со стороны отца, который ранее был на консультациях по своим проблемам. По его мнению, дети не умеют постоять за себя. В процессе работы выяснилось, что у подростков очень высокий уровень враждебности, скованности и негативизма. Ситуация ухудшалась тем, что родители находились в состоянии перманентного развода и конфликтовали уже в течение 4 лет. Результаты диагностики показали, что при внешней сдержанности детям свойственны неуверенность в себе и обидчивость. Параноидальная акцентуация личности у них усиливала аффект. Поскольку кардинально изменить ситуацию в семье было невозможно по материальным причинам, было принято решение работать с детьми. Задачи были следующими:

- научить детей выражать эмоции, в том числе и негативные;

- повысить уровень спокойствия;

- обучить техникам расслабления.

В процессе коррекционной работы эти задачи были успешно решены. Алена отдавала предпочтение рисуночным методикам, поэтому достаточно быстро научилась конструктивно выражать эмоции и защищать свою точку зрения. Она стала более раскованной, уровень агрессивности понизился, так как девочка перестала копить обиду и агрессию. Игровые психотехники позволили наработать уверенную модель поведения.

Процесс работы с Алешей затруднялся, так как долго не удавалось установить с ним контакт. Внутреннюю враждебность и чувство базового недоверия он переносил на психолога. Поэтому установлению контакта уделялось много внимания. Особо эффективны были техники мышечного расслабления и анализ чувств ребенка. Упражнение “Раскрашивание фигуры мальчика” позволили ему осознать свои чувства, после чего работа стала эффективной.

В результате работы дети научились более свободно и спокойно выражать свои эмоции.

Илья К., 12 лет.

На консультацию с ребенком пришла мама. Проблема заключалась в том, что ребенок был подвержен импульсивным вспышкам и истерикам, во время которых он ломал дома мебель. Учился Илья в школе плохо, хотя и имел хорошие способности. В классе он также вел себя несдержанно.

Работа была долгой. Родители и бабушка проявили большой интерес к работе. Было выяснено, что ребенок испытывает комплекс неполноценности из-за постоянных сравнений с успешными и образованными родителями, причем сравнения в основном носили уничижительный для него характер. Когда у ребенка начинались истерики, мама начинала его бить, надеясь, что он успокоится. Но ожидаемого результата не получалось (мама имеет демонстративную акцентуацию). С родителями были проведены долгие беседы по изменению отношения к ребенку и его поведению. Были даны рекомендации, как вести себя с Ильей во время аффективных приступов. Параллельно проводилась работа с мальчиком. Илья показал хорошую динамику – практически после первых занятий, направленных на осознание эмоций и повышение уверенности, он стал спокойнее. Агрессивные вспышки стали реже и слабее. Он начал лучше учиться (закончил учебный год без троек).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.