Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи, принципы программы




Денис С., 13 лет.

Маша С., 12 лет.

На консультацию девочку направили из школы. Девочка занималась самбо и била одноклассников, причем жестоко. Из разговора с ней выяснилось, что таким образом она защищается (когда случайно задели её портфель, она чуть не задушила мальчика). Маша считает, что нельзя давать себя в обиду.

Поскольку при всем этом у девочки были хорошо развиты компоненты образа “Я”, особое внимание уделялось беседе и упражнениям, направленным на осознание чувств. Отдельные занятия были посвящены анализу взаимоотношений с одноклассниками и навыкам общения. Проводились занятия по снятию мышечного напряжения.

В данный момент у Маши появились подруги в классе, она научилась прежде думать, чем действовать. Острых выражений агрессии не наблюдается.

Мальчик профессионально занимается хоккеем. Мама заметила, что если у него что-то не получается, то он “психует”, кричит, дерется. Однажды он сломал дома лампу и пробил кулаком стену из гипсокартона. Достается от Дениса и домашней кошке.

Причина агрессии, как выяснилось из анализа, лежит в том, что отец часто применяет физическую силу по отношению к сыну и жене. Когда мальчик пытается возражать отцу и отстаивать свою позицию, что-то сказать отцу, это ему запрещается. В итоге он научился скрывать агрессию и не выражает её открыто. Нарушение спонтанности поведения привело к раздражительности и медленному нарастанию аффекта. Денису свойственна форма косвенной агрессии.

Были даны рекомендации маме, как общаться с сыном и приспособиться жить с мужем, что делать, когда тот злится. Работа с мальчиком позволила ему научиться управлять собой. Почувствовав поддержку со стороны психолога и мамы, он стал более веселым и расслабленным. Папа на консультацию прийти отказался. Поскольку в семье сохраняется источник конфликтов, который носит глубокий характер, семье было предложено через некоторое время повторить работу.

 

ГЛАВА 4. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Программа посвящена способам работы с агрессивными детьми. Она представляет собой обобщение опыта работы по этой проблеме, апробированного на базе консультационной работы, а также в общеобразовательных школах г. Ярославля.

Новизна данной программы заключается в том, что она носит интегративный характер, представляя собой обобщение способов работы, принадлежащих к опыту разных теорий и направлений в психологии: психоанализа, арт-терапии, сказкотерапии, психосинтеза, бихевиоризма, и теории мышечного расслабления. Упражнения и техники, используемые автором в работе, составлены с учетом возрастных особенностей младших подростков.

Коррекционная программа включает в себя следующие блоки:

1. диагностика уровня агрессивности подростка до и после работы;

2. понимание и осознание подростком наличия у себя проблемы;

3. повышение уровня уверенности в себе, самоуважения, а также уважительного отношения к другим людям;

4. обучение техникам расслабления, снятия мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек;

5. проработка причин агрессивного поведения, обучение новым способам взаимодействий.

Цель программы: помочь подросткам 10 – 14 лет осознать и научиться управлять проявлением враждебной агрессии.

Задачи программы:

- сформировать умение понимать особенности своего внутреннего мира;

- научить способам конструктивного выражения агрессии;

- помочь подростку осознать причины проявлений агрессии;

- способствовать повышению контроля над своими эмоциями;

- обучить способам снятия напряжения, в том числе и в стрессовых ситуациях;

- развить навыки уважительного отношения к людям и самому себе, а также навыки конструктивного общения;

- способствовать повышению у подростков уверенности в себе.

 

Принципы работы по коррекции агрессивного поведения:

- учет возрастных особенностей детей;

- индивидуальный подход;

- экологичность: отказ от жесткого, форсированного воздействия и ориентация на максимально неманипулятивные, ненасильственые методы работы;

- конструктивность: акцент на поиск ресурсов для личностного развития, а не на выявление ошибок;

- взаимодействие с родителями, активное включение их в работу по коррекции поведения ребенка;

- взаимосвязь интересов личности и общества.

 

2. Этапы работы с подростками

1. Установление контакта и проведение диагностики. (Занятие 1).

2. Осознание подростком наличия у себя проблемы агрессивности. (Занятия 2 – 4).

3. Проработка причин агрессивного поведения.

(Занятия 5 –7).

4. Обучение навыкам конструктивного проявления эмоций. (Занятие 8).

5. Обучение снятию мышечного напряжения.

(Занятия 9 –10).

6. Построение нового образа “Я”, повышение уверенности в себе. (Занятия 11 – 14).

7. Проведение итоговой диагностики, завершение работы. (Занятие 15).

Цикл занятий состоит из 15 встреч, которые желательно проводить 2 раза в неделю. Время занятия – 40 минут.

Для проведения диагностики можно использовать любые методики, выявляющие уровень агрессивности у подростков. Авторам кажется эффективным и информативным использование таких тестов, как рисунок “Несуществующее животное”, тест “Рука”, “Кинетический рисунок семьи”, метод портретных выборов Сонди, опросник Басса – Дарки и т.д. По окончании работы необходимо провести итоговую диагностику.

Техники и упражнения, включенные в программу, могут быть использованы как в комплексе, так и каждое по отдельности. Однако системное применение программы эффективнее и позволяет качественно решить проблему коррекции агрессивного поведения.

 

3. Содержание программы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.