Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 4. Понимание и осознание проблемы




ЗАНЯТИЕ 3. ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

ЦЕЛЬ: - раскрыть внутренний мир подростка, его богатство;

- развить у подростка способность понимать свои эмоции и чувства;

- дать определение эмоций и чувств;

- помочь подростку осознать проблему агрессивности.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ.

Эмоции – обобщенная оценка ситуации, связанной с удовлетворением потребности.

Чувства - долговременные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер, выражающие устойчивое отношение к каким-либо объектам.

 

УПРАЖНЕНИЕ “МОИ ЭМОЦИИ”

Цель: - познакомить подростка с понятием эмоций;

- показать ему, что все эмоции необходимы человеку;

- начать развивать способность конструктивно выражать отрицательные эмоции.

Подростку предлагается вспомнить, какие эмоции он знает. Если подросток знает, что такое “эмоции”, тогда его можно попросить их нарисовать. Если – нет, ему предлагаются картинки с изображением различных эмоций и предлагается определить, какие эмоции изображены.

Далее вводится понятие эмоций, обсуждается, какие эмоции положительные, а какие отрицательные; зачем человеку нужны эмоции; как можно управлять ими.

 

УПРАЖНЕНИЕ “ЗЕРКАЛА ЭМОЦИЙ”

Цель: - научить понимать свои эмоции;

- скорректировать способы эмоциональных реакций;

- обратиться к личной проблематике подростка.

На листе рисуются три больших круга (можно больше, тогда количество листов увеличивается). Подростку предлагается нарисовать в каждом из них следующие эмоции: “радость”, “злость”, “страх”, “спокойствие”, “огорчение” и т.д. – любые, более подходящие к его проблеме. По окончании работы важно обсудить, как подросток понимает эти понятия, в каком жизненном контексте чаще всего выражаются эмоции. В тех случаях, когда резко проявляется проблематика, нужно попросить подростка тут же, на рисунке, поменять развитие сюжета так, чтобы он стал устраивать подростка. (Например, если нарисован сюжет боязни ответа на уроке, как можно изменить рисунок, чтобы появилась смелость и уверенность в себе.)

 

УПРАЖНЕНИЕ – АРТ “МОЙ МИР ЧУВСТВ”

Цель: - раскрыть и отобразить внутренний мир подростка;

- получить удовольствие от богатства собственного мира эмоций;

- научить подростка уважать себя и свои эмоции.

Подростку предлагается нарисовать свой мир эмоций и чувств. Объясняется, что он может рисовать так, как хочет: можно сюжетом, можно просто отобразить эмоции цветом.

Рисовать лучше красками, так как они увеличивают свободу и спонтанность изображения. Можно включить соответствующую музыку.

ЦЕЛЬ: - продолжить процесс осознания проблемы агрессивности;

- разграничить диапазон выражения отрицательных эмоций;

- начать обучать контролю над эмоциями.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ.

Агрессивность – поведение человека, направленное на причинение кому-либо ущерба или вреда.

 

УПРАЖНЕНИЕ - АРТ “АГРЕССИВНОСТЬ”

Цель: - подвести подростка к понятию агрессивности;

- помочь ему осознать собственную природу этого явления;

В свободном режиме подростку предлагается нарисовать то, как он понимает понятие “Агрессивность”. После рисования обсудить результат.

 

УПРАЖНЕНИЕ “ШКАЛА ГНЕВА”

Цель: - научить ребенка дифференцировать различные эмоции по силе, особенно чувство гнева;

-обучить своевременному предупреждению проявления бурных и неконтролируемых эмоций.

На доске изображается мишень (которой может быть любая твердая поверхность). В нее надо кидать мешочек, который заполнен бобами, горохом или фасолью.

В начале упражнения подростку объясняется, что раздражение- это слабая степень злости, при этом мешочек не очень сильно бросается по мишени. Затем подростку предлагается сделать тоже самое: подумать и высказать что-нибудь, что не очень сильно раздражает или злит его (он говорит “я слегка разозлился, когда …”). Со словами: “я разозлился сильнее, когда …” - мешочек бросается с большей силой. И, наконец, он бросает мешочек изо всех сил: “я разозлился очень сильно, когда …”. После чего специально обсуждается, что ощущает подросток в момент раздражения, чтобы он мог как можно раньше идентифицировать это чувство. Далее подростку рассказывается об эффективных способах снятия напряжения.

Оборудование: мешочек с бобами, можно самодельный; доска или твердая поверхность.

 

СИМВОЛОДРАМА “ЦВЕТОК”

ЦЕЛЬ: - помочь детям выразить безопасным способом подавленные чувства;

- способствовать психической стабилизации и поддержке его личности;

- диагностировать понимание подростком своих особенностей;

- способствовать расслаблению после предыдущих упражнений.

Подростка просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить себе цветок. Затем его спрашивают, какой цветок он видит? Где растет этот цветок? Есть ли у него цветы и сколько их? Какой у цветка стебель? Что находится вокруг цветка? Есть ли вокруг другие деревья, цветы, птицы или люди? Кто ухаживает за цветком? Хорошая ли стоит погода? Угрожают ли цветку опасности, есть ли вокруг ограда, камни, скалы? Спрашивается, какие ощущения и чувства вызывает цветок.

Потом просят подростка открыть глаза. Он рассказывает о своих ощущениях в момент визуализации, комментирует свой сюжет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: нарисовать увиденный цветок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.