Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патопсихологические симптомокомплексы. 1 страница




Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления.

Введение

Макаренко С.Л., Калмыков Ю.А., Капралов А.А.

Казань, 2015

Учебно-методическое пособие

 

ББК 56.14

УДК 616.89 – 008.441.44:615.86 (072)

 

Печатается по решению

Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

 

Составители: Макаренко С.Л., Калмыков Ю.А., Капралов А.А.

 

Рецензенты:

Заведующий кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии КГМА проф. Карпов А.М.,

доцент кафедры медицинской и общей психологии с курсом педагогики ГОУ ВПО КГМУ Ничипоренко Н.П.

 

Клиническая психодиагностика: Учебно-методическое пособие по клинической психодиагностике / С.Л. Макаренко, Ю.А. Калмыков, Капралов А.А. - Казань: ИД МеДДоК, 2015 – 134 с.

 

В настоящем учебно-методическом пособии представлены наиболее важные для практической работы сведения поклинической психодиагностике. Значительное внимание уделено принципам, правилам и методам патопсихологического экспериментального исследования в клинике, анализу и интерпретация полученных данных. Представлены сведения об основных патопсихологических симптомокомплексах, оформлении заключения экспериментально-психологического исследования. Приведена также краткая информация по исследованию различных психических функций и патопсихологической семиотике при шизофрении, эпилепсии, последствиях черепно-мозговых травм и умственной отсталости.

Пособие предназначено для интернов, ординаторов и курсантов системы последипломного образования по специальностям психиатрия, психотерапия и клиническая психология.

Казанский государственный медицинский университет, 2015

ISBN ООО «Издательский дом «МеДДоК», 2015

Оглавление

Введение

 

Глава 1. Основные диагностические модели и подходы

 

Глава 2. Личностные опросники

 

Глава 3. Проективные техники

 

Глава 4. Патопсихологическое экспериментальное исследование

 

Глава 5. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах

 

Глава 6. Клиническая психодиагностика в соматической клинике

 

Глава 7. Методы анализа клинических случаев по Робину Хиггинсу

Тестовый контроль знаний

 

Ответы на тестовые задания

 

Литература

Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание) - это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (Бурлачук Л.Ф., 2002).

Для практики более распространенным является определение психодиагностики как технологии по­становки психологического диагноза. Психологическая диагностика исторически развивалась под очевидным влияни­ем психиатрической диагностики. По аналогии с медициной, где диагноз означает определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего ис­следования больного, психологический диагноз предполагает выяснение и описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (Вассерман Л. И. с соавт., 2011).

Психологический диагноз не должен ограничиваться констатацией имеющихся индивидуально-психологических свойств личности. Хотя бы в предположительном плане он должен выявлять причины возникновения тех или иных психологических факторов, определяющих прогноз раз­вития личности, давать рекомендации, вытекающие из задач психодиагностического ис­следования. Психологический диагноз должен иметь комплексный, системный характер, четкую структуру. Помимо указания на принадлежность испытуемого к определенному психологическому типу, он должен содержать подробное описание его индивидуально-­психологических особенностей, причем как «отрицательных» (нарушений, отклонений), так и «положительных», представляющих сильные стороны личности обследуемого.

 

Первыми интерес к методикам исследования личности и интеллекта проявили образование и медицина, что и определило появление соответствующих областей психодиагностики — образовательной и клинической.

Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.

 

Вассерман Л. И. с соавторами (2011) приводят следующую классификацию методов клинической психодиагностики:

А. Клинико-психологический метод:

1) беседа;

2) интервью;

3) биографический (анамнестический) метод;

4) наблюдение;

5) изучение продуктов деятельности;

6) качественно-количественный анализ содержаний (контент-анализ).

Б. Экспериментально-психологический метод:

1) нестандартизованные (качественные) методы;

2) нейропсихологические методы;

3) патопсихологические методы;

4) стандартизованные (количественные) методы;

5) методы исследования интеллекта;

6) методы исследования личности и психического состояния;

7) проективные методики;

8) психосемантические методики.

 

Деление на клинико-психологические и эксперимен­тально-психологические методы является традиционным для клинической психо­логии и отражает различные способы получения и принципы интерпретации психоди­агностической информации.

 

При использовании клинико-психологического метода больной выступает не толь­ко в качестве объекта исследования, но и одновременно в качестве субъекта, сотруд­ничающего с исследователем в получении необходимой информации.

Особенностью ин­терпретации данных клинико-психологического исследования является то, что каждый установленный факт может интерпретироваться в контексте всех сведений о больном, которыми располагает психолог, независимо от того, каким способом эти сведения получены (в отличие от тестов, где заключение интегрирует информацию в контексте всех данных, полученных этим же психодиагностическим методом). При этом интер­претация производится на основании не только полученной от больного информации, но и всех профессиональных знаний, всего личного жизненного опыта исследователя, необходимых для квалификации отдельных проявлений личности испытуемого и уста­новления причинно-следственных связей.

К недостаткам клинико-психологического метода относят высокую степень субъективности, ошибок восприятия, а следовательно, риск искажений и тенденциозности в интерпретации поведения и переживаний обследуемого. Роль личности психолога (врача) при использовании клинико-психологического метода столь значительна, что этот фактор может оказаться решающим в исследовании, определять его результаты.

 

Экспериментально-психологический метод предполагает искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека. Для такого эксперимен­та характерно активное вмешательство (плановое и целенаправленное воздействие) исследователя в деятельность испытуемого с одновременной регистрацией изменений изучаемого фактора.

К достоинствам экспериментально-психологического метода относят сле­дующее:

1) изучение реакций личности проводится в контролируемых каждым эксперимен­татором условиях, что обеспечивает возможность обоснованно выделять воспро­изводимые факты и сопоставлять данные, полученные в разных условиях и при исследовании различных групп испытуемых;

2) наличие формализованных правил оценки и интерпретации повышает условную объективность психодиагностического заключения, обеспечивает его большую на­дежность и воспроизводимость, меньшую зависимость от индивидуальных осо­бенностей и опыта исследователя;

3) экспериментальные методы в большей мере приемлемы для целей профессиональ­ного обучения и передачи квалифицированного опыта одним специалистом другому.

К недостаткам экспериментально-психологического метода традиционно относят искусственность условий, снижающую естественность реакций и степень открытости об­следуемого. Кроме того, в случае стандарти­зованных методик (например, личностных опросников) порядок проведения эксперимента совершенно не зависит на каждом своем этапе от предшествующих реакций личности. Каждый последующий вопрос жестко фиксирован и не связан с ответами испытуемого на предшествующие вопросы. Это приводит к недостаточной целенаправленности опро­са и тем самым к потере информации о психологических особенностях испытуемого.

Базовым принципом клинической психодиагностики является сочетание клинико-психологического и экс­периментально-психологического методов.

 

К клинической психодиагностике могут быть отнесены следующие функции (Райнекер-Хехт К., Бауманн У., 2012): описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка. Эти функции могут относиться к отдельному индивиду, но также к межличностным системам (партнерам, семьям, группам, организа­циям).

 

Описание. Описание переживаний и поведения создает основу и предпосылку для прочих функций. Регистрируются проблемы или рас­стройства индивида или межличностной систе­мы по их виду, выраженности и т. д. При этом в клинической практике дилетантские высказы­вания (недомогания и жалобы) должны быть отражены в специфически диагностических тер­минах. В зависимости от теоретической направ­ленности и целей диагноста формируется модус понимания и описания проблем. Сле­дует различать описание актуального состояния и описание изменений.

 

Классификация. При описании пациентов в клинической сфере обычно проводят их отне­сение к системам классификации (например, МКБ-10; DSM-IV-TR). В медицине диагностика часто отождествляется с классификацией (постановка диагноза), одна­ко эта задача является лишь одной из функций диагностики.

Объяснение. Существуют разные подходы к объяснению. Клиническая психодиагностика стремится способствовать объяснению психиче­ских расстройств тем, что она как можно более широко и точно предоставляет необходимые для этого данные Эти данные могут помочь подтвер­дить или исключить возможные объяснения.

 

Прогноз. Клиническая психодиагностика вно­сит свой вклад в предсказание течения психи­ческих расстройств, при этом речь может идти о течении с учетом вмешательств или при их отсутствии. Прогноз динамики течения содер­жит свидетельства вероятности успеха терапии. Теоретические рамки для прогнозирования задаются теориями возникно­вения, поддержания и изменения психических расстройств. Принимаемыми во внимание пере­менными прогнозирования являются характе­ристики пациентов, терапевтов (включая пере­менные терапии), ситуации (временной план, переменные установки) и взаимодействия.

 

Оценка. В клинической сфере оценки игра­ют особенно важную роль и проводятся для отдельных вмешательств, но также и для си­стем обеспечения. Обычно оценки при исследовании вмешательств базируются на измерениях из­менений (анализ процесса). Показания (при определенном условии X целесообразно вме­шательство Y) представляют оцененные сви­детельства изменений.

 

Существуют направления исследований, с которыми психодиагностика связана наиболее тесно, вплоть до того, что в зарубежной и отечественной литературе допускается синонимичность этого понятия другим.

Психодиагностика и дифференциальная психология. Понятие дифференциальной психологии ввел на рубеже XIX и XX веков выдающийся немецкий психолог Вильям Штерн. Области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза». По мнению Л.Ф. Бурлачука (2002), разделение психодиагностики и дифференциальной психологии носит искусственный характер, в действительности они органично дополняют друг друга, образуя единое целое.

Психодиагностика и психологическая оценка. Начиная с 1970-х годов термин «психологическая оценка» (psychological assessment) в области индивидуальных различий становится все более употребительным, к настоящему времени во многих странах Западной Европы и США он почти полностью вытеснил термин «психологическое тестирование». Оценка — это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями, например с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры и т. п. Таким образом, психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование.

Глава 1. Основные диагностические модели и подходы

 

Диагностические модели. Дж. Коттлер и Р.Браун в своем руководстве «Психотерапевтическое консультирование» (2001) выделяют пять основных диагностических моделей, используемых практиками, работающими в рамках различных помогающих профессий (таблица 1.1). В зависимости от профессиональной принадлежности и теоретических предпочтений в работе консультанты или психотерапевты могут использовать модель развития, медицинскую, феноменологическую, поведенческую или системную модели. Модель развития и медицинская/психотерапевтическая модель ─ это модели, наиболее широко используемые в консультации. В отличие от медицинской модели диагноз, поставленный на основе модели развития, описывает симптомы клиента и его поведение в терминах их адаптивных функций и фокусируется в первую очередь, на стадиях и уровнях текущей деятельности. Семейные консультанты и психотерапевты предпочитают использовать системную модель.

 

Таблица 1.1. Основные диагностические модели (Дж. Коттлер, Р.Браун, 2001)

Модель (первичная структура) Преимущества Недостатки Смысл лечения
Медицинская модель (отдельные категории психопатологии) Выяснение этиологии, классификация симптомов и постановка прогнозов Категории абстрактны и недостаточно достоверны; на личность наклеивается ярлык Цель лечения ─ смягчить проявления симптомов и избавить от лежащего в их основе заболевания
Модель развития (прогнозируемые стадии нормального развития) Легкость в составлении прогнозов; акцентирование внимания на здоровье, а не на болезни Отдельные стадии перекрывают друг друга и их сложно оценивать; система не универсальна Определение текущего состояния для того, чтобы стимулировать переход к следующей стадии
Феноменологическая модель (комплексные описания человека с использованием минимального ярлыка) Сосредоточение внимания на сути проблемы; гибкость Модель субъективна и подвержена искажениям Использование собственной личности в качестве инструмента для установления отношений и понимания внутреннего мира клиента
Поведенческая модель (точное описание и идентификация форм поведения и подкрепления) Возможность быть очень точным, наглядность Не учитывается сложность человеческого опыта Постановка конкретных целей, направленных или на снижение, или на увеличение частоты проявления какой-либо формы поведения
Системная модель (контекстуальные описания) Возможность увидеть имеющиеся проблемы с различных сторон Отвержение автономности человека и его индивидуальности Работа с динамикой и структурой семьи

 

 

Диагностические подходы. Л.Ф. Бурлачук (2002) выделяет три основных диагностических подхода, которые практически исчерпывают множество известных мето­дик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный».

Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результатив­ности) и/или способа (особенностей) выполнении деятельности,

Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях.

Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей вза­имодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.

 

Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуаль­ности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традици­онным. Это тесты интеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей.

Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочислен­ными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Наи­более распространенные целевые личностные тесты — это разнообразные перцеп­тивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая мо­жет возникнуть в жизни.

Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначен­ные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомотор­ных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владе­ния определенными знаниями, умениями, навыками. Строго говоря, эти тесты нельзя назвать собственно психологическими, однако история их появления и развития тесно связана с психодиагностикой.

 

Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти рас­пространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросни­ков предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особен­ностям.

 

М.К. Акимова (2005) описывает несколько иной вариант классификации диагностических методик, разделяя их на малоформализованные и формализованные.

 

К малоформализованным методикам относятся:

- наблюдение;

- беседа;

- анализ продуктов деятельности (контент-анализ).

Эти методики дают ценные сведения об испытуемом, особен­но когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких ме­сяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста.

Хотя психологические тесты и являются самы­ми достоверными методами, на практике диагности­ческая беседа (интервью) является наиболее распространенным методом. Особое зна­чение играет интервью в начальной фазе клиниче­ских вмешательств, когда получают первые данные о расстройстве, но также и данные анамнеза.

 

К формализованным методикам относятся:

- тесты;

- опросники;

- методики проективной техники;

- психофизиологические методики.

 

Для них характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания (точ­ное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъ­явления стимульного материала, невмешательство исследовате­ля в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (т. е. установление единообразия проведения об­работки и представления результатов диагностических экспери­ментов); надежность; валидность.

Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

 

Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обыч­но краткие и ограниченные во времени ис­пытания, предназначенные для установления количественных и ка­чественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные иписьмен­ные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербаль­ные и невербальные (практические).

По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления:

- тесты интеллекта;

- тесты способностей;

- тесты личности;

- тесты достижений.

Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утвержде­ний и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагно­стических инструментов имогут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отража­ют отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его со­гласия или несогласия.

Личностные опросники можно рассматривать как стандартизиро­ванные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индиви­дуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерны­ми. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (откры­тые опросники).

В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них.

Наиболее распространенным является двух - или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры ре­гистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруд­нения, когда необходимо принять категоричное решение.

Открытые опросники предусматривают свободные ответы без ка­ких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему ус­мотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опрос­ники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оце­нок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени.

Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представ­ленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шка­ла: трудный-легкий, хороший-плохой). Обычно используются шка­лы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженнос­ти оцениваемого качества.

По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники уста­новок.

Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жиз­ни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут да­ваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции зада­ваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отве­чающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации.

Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко ис­пользуются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы ка­саются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по служ­бе и других относительно объективных показателей. Они помогают со­брать информацию, необходимую для достоверной интерпретации по­казателей тестов.

 

Проективные методики разделяют на следующие группы:

- методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

- методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

- методики интерпретации: истолкование какого-либо события, си­туации;

- методики дополнения: завершение предложения, рассказа, ис­тории;

- методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях;

- методики изучения экспрессии: рисование на свободную или за­данную тему;

- методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

 

Психофизиологические методики позволяют диагностировать природные особенности человека, обуслов­ленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова - Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получив­шего название «дифференциальная психофизиология». Эти методи­ки имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики иповедения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособ­ности, помехоустойчивости и др.). Диагностические пси­хофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.

По своей форме большинство психофизиологических методик яв­ляются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые мето­дики).

 

В завершение приведем классификацию методов исследования, которую с учетом источников данных и техник предлагают К.Райнекер-Хехт и У.Бауманн (2012):

самонаблюдение в форме самооценки (напри­мер, Фрайбургский личностный опросник, Опросник депрессии Бека);

самонаблюдение в форме наблюдения за пове­дением (например, регистрация, когда и с кем велись разговоры по телефону);

стороннее наблюдение в форме метода сто­ронней оценки (называемого также сторонним рейтингом), при котором обычно требуется градация конструктов, например внимания, депрессивности и т. п. (Шкала депрессии Га­мильтона);

стороннее наблюдение в форме наблюдения за поведением (частотная регистрация данных по­ведения);

интервью — эта форма сбора данных отчасти связывается с методом сторонней оценки;

методы диагностики способностей (иногда так­же называемые аппаратными методами);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.