КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патопсихологические симптомокомплексы. 1 страница
Патопсихология описывает преимущественно психологическую сторону психических нарушений, т. е. изменения сознания, личности и основных психических процессов - восприятия, памяти и мышления. Введение Макаренко С.Л., Калмыков Ю.А., Капралов А.А. Казань, 2015 Учебно-методическое пособие
ББК 56.14 УДК 616.89 – 008.441.44:615.86 (072)
Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета
Составители: Макаренко С.Л., Калмыков Ю.А., Капралов А.А.
Рецензенты: Заведующий кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии КГМА проф. Карпов А.М., доцент кафедры медицинской и общей психологии с курсом педагогики ГОУ ВПО КГМУ Ничипоренко Н.П.
Клиническая психодиагностика: Учебно-методическое пособие по клинической психодиагностике / С.Л. Макаренко, Ю.А. Калмыков, Капралов А.А. - Казань: ИД МеДДоК, 2015 – 134 с.
В настоящем учебно-методическом пособии представлены наиболее важные для практической работы сведения поклинической психодиагностике. Значительное внимание уделено принципам, правилам и методам патопсихологического экспериментального исследования в клинике, анализу и интерпретация полученных данных. Представлены сведения об основных патопсихологических симптомокомплексах, оформлении заключения экспериментально-психологического исследования. Приведена также краткая информация по исследованию различных психических функций и патопсихологической семиотике при шизофрении, эпилепсии, последствиях черепно-мозговых травм и умственной отсталости. Пособие предназначено для интернов, ординаторов и курсантов системы последипломного образования по специальностям психиатрия, психотерапия и клиническая психология. Казанский государственный медицинский университет, 2015 ISBN ООО «Издательский дом «МеДДоК», 2015 Оглавление Введение
Глава 1. Основные диагностические модели и подходы
Глава 2. Личностные опросники
Глава 3. Проективные техники
Глава 4. Патопсихологическое экспериментальное исследование
Глава 5. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах
Глава 6. Клиническая психодиагностика в соматической клинике
Глава 7. Методы анализа клинических случаев по Робину Хиггинсу Тестовый контроль знаний
Ответы на тестовые задания
Литература Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание) - это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (Бурлачук Л.Ф., 2002). Для практики более распространенным является определение психодиагностики как технологии постановки психологического диагноза. Психологическая диагностика исторически развивалась под очевидным влиянием психиатрической диагностики. По аналогии с медициной, где диагноз означает определение существа и особенностей болезни на основе всестороннего исследования больного, психологический диагноз предполагает выяснение и описание сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования (Вассерман Л. И. с соавт., 2011). Психологический диагноз не должен ограничиваться констатацией имеющихся индивидуально-психологических свойств личности. Хотя бы в предположительном плане он должен выявлять причины возникновения тех или иных психологических факторов, определяющих прогноз развития личности, давать рекомендации, вытекающие из задач психодиагностического исследования. Психологический диагноз должен иметь комплексный, системный характер, четкую структуру. Помимо указания на принадлежность испытуемого к определенному психологическому типу, он должен содержать подробное описание его индивидуально-психологических особенностей, причем как «отрицательных» (нарушений, отклонений), так и «положительных», представляющих сильные стороны личности обследуемого.
Первыми интерес к методикам исследования личности и интеллекта проявили образование и медицина, что и определило появление соответствующих областей психодиагностики — образовательной и клинической. Клиническая психодиагностика направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания.
Вассерман Л. И. с соавторами (2011) приводят следующую классификацию методов клинической психодиагностики: А. Клинико-психологический метод: 1) беседа; 2) интервью; 3) биографический (анамнестический) метод; 4) наблюдение; 5) изучение продуктов деятельности; 6) качественно-количественный анализ содержаний (контент-анализ). Б. Экспериментально-психологический метод: 1) нестандартизованные (качественные) методы; 2) нейропсихологические методы; 3) патопсихологические методы; 4) стандартизованные (количественные) методы; 5) методы исследования интеллекта; 6) методы исследования личности и психического состояния; 7) проективные методики; 8) психосемантические методики.
Деление на клинико-психологические и экспериментально-психологические методы является традиционным для клинической психологии и отражает различные способы получения и принципы интерпретации психодиагностической информации.
При использовании клинико-психологического метода больной выступает не только в качестве объекта исследования, но и одновременно в качестве субъекта, сотрудничающего с исследователем в получении необходимой информации. Особенностью интерпретации данных клинико-психологического исследования является то, что каждый установленный факт может интерпретироваться в контексте всех сведений о больном, которыми располагает психолог, независимо от того, каким способом эти сведения получены (в отличие от тестов, где заключение интегрирует информацию в контексте всех данных, полученных этим же психодиагностическим методом). При этом интерпретация производится на основании не только полученной от больного информации, но и всех профессиональных знаний, всего личного жизненного опыта исследователя, необходимых для квалификации отдельных проявлений личности испытуемого и установления причинно-следственных связей. К недостаткам клинико-психологического метода относят высокую степень субъективности, ошибок восприятия, а следовательно, риск искажений и тенденциозности в интерпретации поведения и переживаний обследуемого. Роль личности психолога (врача) при использовании клинико-психологического метода столь значительна, что этот фактор может оказаться решающим в исследовании, определять его результаты.
Экспериментально-психологический метод предполагает искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека. Для такого эксперимента характерно активное вмешательство (плановое и целенаправленное воздействие) исследователя в деятельность испытуемого с одновременной регистрацией изменений изучаемого фактора. К достоинствам экспериментально-психологического метода относят следующее: 1) изучение реакций личности проводится в контролируемых каждым экспериментатором условиях, что обеспечивает возможность обоснованно выделять воспроизводимые факты и сопоставлять данные, полученные в разных условиях и при исследовании различных групп испытуемых; 2) наличие формализованных правил оценки и интерпретации повышает условную объективность психодиагностического заключения, обеспечивает его большую надежность и воспроизводимость, меньшую зависимость от индивидуальных особенностей и опыта исследователя; 3) экспериментальные методы в большей мере приемлемы для целей профессионального обучения и передачи квалифицированного опыта одним специалистом другому. К недостаткам экспериментально-психологического метода традиционно относят искусственность условий, снижающую естественность реакций и степень открытости обследуемого. Кроме того, в случае стандартизованных методик (например, личностных опросников) порядок проведения эксперимента совершенно не зависит на каждом своем этапе от предшествующих реакций личности. Каждый последующий вопрос жестко фиксирован и не связан с ответами испытуемого на предшествующие вопросы. Это приводит к недостаточной целенаправленности опроса и тем самым к потере информации о психологических особенностях испытуемого. Базовым принципом клинической психодиагностики является сочетание клинико-психологического и экспериментально-психологического методов.
К клинической психодиагностике могут быть отнесены следующие функции (Райнекер-Хехт К., Бауманн У., 2012): описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка. Эти функции могут относиться к отдельному индивиду, но также к межличностным системам (партнерам, семьям, группам, организациям).
Описание. Описание переживаний и поведения создает основу и предпосылку для прочих функций. Регистрируются проблемы или расстройства индивида или межличностной системы по их виду, выраженности и т. д. При этом в клинической практике дилетантские высказывания (недомогания и жалобы) должны быть отражены в специфически диагностических терминах. В зависимости от теоретической направленности и целей диагноста формируется модус понимания и описания проблем. Следует различать описание актуального состояния и описание изменений.
Классификация. При описании пациентов в клинической сфере обычно проводят их отнесение к системам классификации (например, МКБ-10; DSM-IV-TR). В медицине диагностика часто отождествляется с классификацией (постановка диагноза), однако эта задача является лишь одной из функций диагностики. Объяснение. Существуют разные подходы к объяснению. Клиническая психодиагностика стремится способствовать объяснению психических расстройств тем, что она как можно более широко и точно предоставляет необходимые для этого данные Эти данные могут помочь подтвердить или исключить возможные объяснения.
Прогноз. Клиническая психодиагностика вносит свой вклад в предсказание течения психических расстройств, при этом речь может идти о течении с учетом вмешательств или при их отсутствии. Прогноз динамики течения содержит свидетельства вероятности успеха терапии. Теоретические рамки для прогнозирования задаются теориями возникновения, поддержания и изменения психических расстройств. Принимаемыми во внимание переменными прогнозирования являются характеристики пациентов, терапевтов (включая переменные терапии), ситуации (временной план, переменные установки) и взаимодействия.
Оценка. В клинической сфере оценки играют особенно важную роль и проводятся для отдельных вмешательств, но также и для систем обеспечения. Обычно оценки при исследовании вмешательств базируются на измерениях изменений (анализ процесса). Показания (при определенном условии X целесообразно вмешательство Y) представляют оцененные свидетельства изменений.
Существуют направления исследований, с которыми психодиагностика связана наиболее тесно, вплоть до того, что в зарубежной и отечественной литературе допускается синонимичность этого понятия другим. Психодиагностика и дифференциальная психология. Понятие дифференциальной психологии ввел на рубеже XIX и XX веков выдающийся немецкий психолог Вильям Штерн. Области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза». По мнению Л.Ф. Бурлачука (2002), разделение психодиагностики и дифференциальной психологии носит искусственный характер, в действительности они органично дополняют друг друга, образуя единое целое. Психодиагностика и психологическая оценка. Начиная с 1970-х годов термин «психологическая оценка» (psychological assessment) в области индивидуальных различий становится все более употребительным, к настоящему времени во многих странах Западной Европы и США он почти полностью вытеснил термин «психологическое тестирование». Оценка — это сбор и интеграция данных, которые могут быть получены различными путями, например с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры и т. п. Таким образом, психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование. Глава 1. Основные диагностические модели и подходы
Диагностические модели. Дж. Коттлер и Р.Браун в своем руководстве «Психотерапевтическое консультирование» (2001) выделяют пять основных диагностических моделей, используемых практиками, работающими в рамках различных помогающих профессий (таблица 1.1). В зависимости от профессиональной принадлежности и теоретических предпочтений в работе консультанты или психотерапевты могут использовать модель развития, медицинскую, феноменологическую, поведенческую или системную модели. Модель развития и медицинская/психотерапевтическая модель ─ это модели, наиболее широко используемые в консультации. В отличие от медицинской модели диагноз, поставленный на основе модели развития, описывает симптомы клиента и его поведение в терминах их адаптивных функций и фокусируется в первую очередь, на стадиях и уровнях текущей деятельности. Семейные консультанты и психотерапевты предпочитают использовать системную модель.
Таблица 1.1. Основные диагностические модели (Дж. Коттлер, Р.Браун, 2001)
Диагностические подходы. Л.Ф. Бурлачук (2002) выделяет три основных диагностических подхода, которые практически исчерпывают множество известных методик (тестов). Эти подходы могут быть условно обозначены как «объективный», «субъективный» и «проективный». Объективный подход — диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и/или способа (особенностей) выполнении деятельности, Субъективный подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания (самооценивания) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иных ситуациях. Проективный подход — диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурности) объектом проекции.
Объективный подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности образует в основном два типа методик, разделение которых стало традиционным. Это тесты интеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей. Диагностика уровня интеллектуального развития представлена многочисленными тестами интеллекта (тесты общих способностей). Личностные методики, выделяемые в границах объективного подхода, можно условно подразделить на «тесты действия» («целевые личностные тесты») и «ситуационные тесты». Наиболее распространенные целевые личностные тесты — это разнообразные перцептивные тесты, например обнаружения замаскированных фигур. В ситуационных тестах испытуемый помещается в ситуацию, подобную/схожую с той, какая может возникнуть в жизни. Наконец, в объективном подходе образуются еще две значительные группы тестов: тесты специальных способностей, предназначенные для измерения уровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности, и тесты достижений, которые выявляют степень владения определенными знаниями, умениями, навыками. Строго говоря, эти тесты нельзя назвать собственно психологическими, однако история их появления и развития тесно связана с психодиагностикой.
Субъективный подход представлен многочисленными опросниками. Эти распространенные диагностические инструменты в самом общем виде могут быть подразделены на личностные опросники, опросники состояния и настроения, а также опросники мнений и опросники-анкеты. Три последние группы опросников предназначены для получения об обследуемом информации, не имеющей, как правило, непосредственного отношения к тем или иным его личностным особенностям.
М.К. Акимова (2005) описывает несколько иной вариант классификации диагностических методик, разделяя их на малоформализованные и формализованные.
К малоформализованным методикам относятся: - наблюдение; - беседа; - анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Эти методики дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Следует иметь в виду, что малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и в большей степени основаны на профессиональном опыте, психологической подготовленности самого психодиагноста. Хотя психологические тесты и являются самыми достоверными методами, на практике диагностическая беседа (интервью) является наиболее распространенным методом. Особое значение играет интервью в начальной фазе клинических вмешательств, когда получают первые данные о расстройстве, но также и данные анамнеза.
К формализованным методикам относятся: - тесты; - опросники; - методики проективной техники; - психофизиологические методики.
Для них характерны: определенная регламентация; объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.); стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов); надежность; валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.
Тесты (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми. Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ. Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления. Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию. По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые, устные иписьменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные (практические). По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы, или направления: - тесты интеллекта; - тесты способностей; - тесты личности; - тесты достижений. Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространенных диагностических инструментов имогут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов, в опросниках не может быть правильных и неправильных ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными, чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов они делятся на опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). В закрытых опросниках заранее предусмотрены варианты ответов на поставленный вопрос. Испытуемый должен выбрать один из них. Наиболее распространенным является двух - или трехальтернативный выбор ответов (например, «да, нет»; «да, нет, затрудняюсь ответить»). Достоинством закрытых вопросов является простота процедуры регистрации и обработки данных, четкая формализация оценивания, что важно при массовом обследовании. Вместе с тем такая форма ответа «огрубляет» информацию. Нередко у испытуемых возникают затруднения, когда необходимо принять категоричное решение. Открытые опросники предусматривают свободные ответы без каких-либо особых ограничений. Испытуемые дают ответ по своему усмотрению. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Открытые опросники наряду с достоинствами (получение развернутой информации об испытуемом, проведение качественного анализа ответов) имеют и определенные недостатки: сложность формализации ответов и их оценок, трудности интерпретации результатов, громоздкость процедуры и большие затраты времени. Форма ответов в личностных опросниках может быть представлена также в виде шкалы измерений. В этом случае предполагается оценка тех или иных утверждений по выраженности в них качества, представленного шкалой в виде отрезка прямой (например, двухполюсная шкала: трудный-легкий, хороший-плохой). Обычно используются шкалы с тремя, пятью или семью подразделениями, обозначенными на отрезке прямой. Испытуемый должен отметить степень выраженности оцениваемого качества. По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок. Опросники-анкеты служат для получения информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются прежде всего по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают анкеты с открытыми вопросами, анкеты с закрытыми вопросами и анкеты с полузакрытыми вопросами (отвечающий может выбрать ответ из числа приведенных или дать свой собственный). В анкетных опросах часто комбинируют все варианты: открытые, закрытые, полузакрытые. Это повышает обоснованность и полноту информации. Среди опросников-анкет в психодиагностических целях широко используются биографические анкеты, предназначенные для получения информации об истории жизни человека. Чаще всего эти вопросы касаются возраста, состояния здоровья, семейного положения, уровня и характера образования, специальных навыков, продвижения по службе и других относительно объективных показателей. Они помогают собрать информацию, необходимую для достоверной интерпретации показателей тестов.
Проективные методики разделяют на следующие группы: - методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла; - методики конструирования: создание из деталей осмысленного целого; - методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации; - методики дополнения: завершение предложения, рассказа, истории; - методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях; - методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему; - методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
Психофизиологические методики позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова - Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология». Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование — психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики иповедения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.). Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими. По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными: используются как электроэнцефалографы, так и специальная аппаратура. Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики).
В завершение приведем классификацию методов исследования, которую с учетом источников данных и техник предлагают К.Райнекер-Хехт и У.Бауманн (2012): самонаблюдение в форме самооценки (например, Фрайбургский личностный опросник, Опросник депрессии Бека); самонаблюдение в форме наблюдения за поведением (например, регистрация, когда и с кем велись разговоры по телефону); стороннее наблюдение в форме метода сторонней оценки (называемого также сторонним рейтингом), при котором обычно требуется градация конструктов, например внимания, депрессивности и т. п. (Шкала депрессии Гамильтона); стороннее наблюдение в форме наблюдения за поведением (частотная регистрация данных поведения); интервью — эта форма сбора данных отчасти связывается с методом сторонней оценки; методы диагностики способностей (иногда также называемые аппаратными методами);
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |