Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патопсихологические симптомокомплексы. 5 страница




Лабильность мышления характеризуется неустойчивостью способа выполнения заданий, проявляется чередованием адекватных и неадекватных решений, например, чередованием уровня обобщения. Колебания способов решения (по Зейгарник) могут проявляться по разному: 1) чередования обобщенных и конкретно-ситуационных решений в зависимости от продолжительности задания и наступающего истощения; 2) логические решения подменяются случайными за счет отвлечения внимания; 3) образование нескольких одноименных групп предметных карточек за счет недостаточного распределения внимания. Важным отличительным признаком лабильного мышления является возможность больного самостоятельно заметить и исправить ошибки. Во всех этих случаях нарушение динамики мышления не приводило к грубым нарушениям мыслительной деятельности, а лишь на некоторое время искажало правильный ход суждений и являлось следствием нарушения умственной работоспособности.

Ускоренность мышления носит более стойкий характер, проявляется в ускоренности речи и ассоциаций, в крайнем виде выражается в «скачке идей», речевом недержании, речевой недоговоренности мысли и перескакивании на другую мысль.

Инертность мышления заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой. Больные по инерции продолжают опираться на предыдущий, утративший свою актуальность способ решения. Инертность связей прежнего опыта приводит к снижению операций обобщения и отвлечения. Больные актуализируют второстепенные признаки, обращают внимание на все незначительные детали, формируют мелкие группы объектов и подолгу застревают на уточнениях и подробностях. Речь отличается обстоятельностью, многословием, своеобразным псевдорезонерством, обусловленным инертностью словесных ассоциаций, повторами и мелочностью суждений.

Нарушение критичности мышления. В психопатологии о критичности и ее нарушениях говорят в плане отношения больного к своей психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям и др.).

В патопсихологическом эксперименте под критичностью мышления понимается способность человека обдуманно действовать, проверять свои действия в соответствии с объективными условиями. При выполнении различных экспериментальных заданий у некоторых больных обнаруживается такого рода ошибки, которые можно охарактеризовать как бездумную манипуляцию.

 

Методики патопсихологической диагностики мышления и интеллекта.

Попытки понять материалы выполнения многих тестов патопсихологического обследования часто приводят психолога к изучению особенностей мышления пациента. Являясь за счет этого одним из "сквозных" аспектов психодиагностики, мышление, к тому же, избирается предметом целевого экспериментального изучения. Для выполнения этой задачи применяются различные тестовые методики.

 

Ассоциативный эксперимент. Методика успешно и разнообразно использовалась, являлась базой исследований, психотехнических разработок, инструментом практической психодиагностики и психотерапии. С ее помощью в патопсихологическом обследовании можно обнаружить многие особенности мышления. Это связано как с возможностями самой методики, так и с ее теоретическими эквивалентами: ассоциативный процесс часто рассматривали как основу сопряжения первой и второй сигнальных систем и как одну из основ формирования и развертывания мышления, в связи с чем накопили большой опыт "ассоциативного" изучения и описания мышления в норме и в патологии. В одном из наиболее простых вариантов теста обследуемому сообщают, что сейчас ему будут называть отдельные слова и, как только он услышит одно слово, он должен как можно быстрее сказать какое-нибудь свое одно слово, - любое, которое в этот момент возникнет у него. Ответы обследуемого, его комментарии, длительность паузы перед ответом, активные и реактивные невербальные проявления, - могут использоваться как ценный диагностический материал.

 

Одной из самых емких методик, часто применяющихся в патопсихологическом обследовании, является "Пиктограмма". Такое название связано с тем, что психолог предлагает запоминать слова и выражения с опорой на простые и краткие рисунки, которые при отсроченном воспроизведении помогут вспомнить все необходимое. За счет этого некоторая существенная часть операций, выполняемых человеком при долговременном запоминании, выносится вовне и становится доступной многостороннему изучению, сохранению и т.д. Эффективная опора на эмоциональные, интеллектуальные, личностные и другие существенные факторы организации мышления повышает информационную ценность слова или выражения. Поэтому при органических нарушениях непосредственного запоминания (без системных органических нарушений мозга), но сохранности опосредующих звеньев, воспроизведение по рисункам-подсказкам может оказаться хорошим помощником. И, наоборот, при любых нарушениях опосредования, методика может выявить диагностически важные трудности: изменения времени на выбор или создание рисунка, вариации нажима карандаша, эмоциональные, поведенческие проявления, нечеткость, ошибочность или неуспешность воспроизведения и т.д. Если рисование невозможно, для опосредования могут использоваться специальные картинки из стандартизованных наборов.

Анализируется степень конкретности и абстрактности образов, индивидуальная значимость и содержание, частота выбора близких пиктографических образов в других обследованиях, их понятность, "читаемость", их соответствие теме, инструкции, индивидуальным особенностям обследуемого. При анализе учитываются решения, сформированные на основе ассоциаций по созвучию, множественного выбора, выхолощенной символики, не дифференцируемых изображений. Принимаются во внимание отказы, шоковые реакции и другие существенные особенности, сопровождающие выполнение теста (Херсонский Б.Г., 2003).

 

Очень известна в психодиагностике методика «Классификация понятий». Ее можно выполнять со словами или картинками. Если проводятся обе версии, материалы каждой анализируются отдельно и в сравнении друг с другом, что позволяет сопоставлять особенности вербального и невербального мышления обследуемого. В практике чаще применяется невербальный вариант (классификация с использованием картинок). На карточках, отдельно друг от друга, изображены предметы, животные, одежда, мебель и др. Существуют вариации классификационных задач с другими материалами, правилами, функциональными требованиями и диагностическими возможностями: классификация цветных фигур разного размера, идентификация буквосочетаний, спрятанных на обратной стороне различающихся фишек и другие.

 

Есть также тесты, при выполнении которых классификация является промежуточным рабочим моментом, а заявленная задача состоит в чем-либо другом. Часто так построены тесты с исключением из рабочего материала некоторых "лишних" элементов или с предпочтением только нескольких наиболее подходящих элементов или одного из них (Четвертый лишний, Пятый лишний, Дискриминация свойств понятий и др.). Поскольку при этом любое решение строго можно считать правильным только в рамках определенных условий, у обследуемых иногда возникают как ситуации повышенной неопределенности, так и необоснованно-узкой однозначности в выборе варианта.

Подобные явления встречаются и при выполнении других тестов. Эти эффекты напоминают психологу о том, что данные обследований могут быть обусловлены различными факторами, среди которых существенную роль отводят мышлению. Для того, чтобы успешно справляться с тестовыми заданиями, требуется, наряду с другим, сохранять на достаточном уровне и подвижность, и целенаправленность мышления, и способность уделять внимание разным аспектам и деталям, и способность четко ориентироваться на существенные признаки и основания. Так, в невербальном варианте методики «Пятый – лишний» выбор делается из рисунков на фоне различной степени определенности ситуации сравнения и различной степени конкретности-абстрактности самих предъявляемых изображений. В вербальном варианте обычно, согласно инструкции к заданию, исключается слово, которое также не относится к остальным.

 

Весьма интересным оказывается порой выполнение методик, в которых обследуемому предлагают понять взаимосвязь пары слов примера, а затем подобрать аналогичную связь между другой парой слов. Пробы этого типа так и называют: «аналогии». В зависимости от специфики определенной методики, одно слово для контрольной пары или даже оба слова обследуемый придумывает самостоятельно, либо просто выбирает одно наиболее подходящее слово или одну наиболее подходящую пару слов из представленного ему рабочего материала. В частности, в методике «сложные аналогии» обследуемого просят пояснить как взаимосвязаны понятия в парах-эталонах, а затем просят решить, на какую из этих связей больше всего похожа взаимосвязь контрольной пары слов. В другой методике пациенту предлагают подобрать к пословице фразы или другие пословицы, сходные с ней по смыслу. Патопсихологическая диагностика с толкованием слов или фраз, употребление которых основано на переносном смысле, помогает психологу узнать о роли в каждом случае таких, например, факторов, как спонтанное смыслообразование и понимание, логическое оперирование, социокультурное обеспечение познавательных процессов.

Каким образом будет выполнен тест, в известной степени предсказуемо, исходя из других сведений об обследуемом. Однако прогноз ограничен гипотезами, которые требуют экспериментальной проверки, а диапазон его корректного применения часто сводится к типологическим задачам. Сам же обследуемый имеет, как минимум, "почерк" выполнения тестовых заданий, а также динамику результатов в связи с характерными особенностями состояния, - часто они и являются предметом экспериментального изучения. Кроме того, тесты имеют разную чувствительность, и успешное выполнение нескольких заданий одной серии может резко смениться серьезными трудностями в других, даже если со стороны они кажутся не заслуживающими интереса в данном случае.

Например, часто больным сложен тест «Установление последовательности событий», который для большинства здоровых в благоприятном и вполне обычном для них состоянии, как правило, прост. Обычно методику проводят с помощью небольшого набора картинок, которые просят расположить по порядку. Затем обсуждают с обследуемым его комментарии.

Другая методика, в которой работа производится также с невербальным материалом, и также выглядит по-детски простой, ориентирована на изучение конструктивного мышления и конструктивного праксиса, интеллектуальной организации действий предметного уровня. Это тест «Кубики Коса». Материал методики состоит из набора многоцветных или двухцветных кубиков и чертежей фигур, которые из кубиков надо сложить.

 

Изучение патопсихологических особенностей мышления, особенно намерение разобраться в причинах недостаточной успешности обследуемого при выполнении некоторых тестов, побуждают психолога к попыткам оценить уровень интеллекта обследуемого пациента. Делается это и по сведениям об организации жизни пациента (иногда приведенным к оценкам по шкалам социальной успешности), и по внетестовым показателям, и по сочетаниям характеристик выполнения разных психологических тестов, но также существуют и специальные тесты интеллекта.

Удачные попытки описать интеллект и создать его модели существенно дополняли друг друга, поэтому различны и психотехнические средства изучения и оценки интеллекта. Г.Айзенк, А.Бине, Д.Векслер, Дж. Гилфорд, Р.Кеттел, И.Равен, многие другие разработали инструментарий для этих целей. В каждой методике психолог может найти свои преимущества: например, Культурно- свободный тест Кеттела дает оценки, часто сохраняющиеся при ретестировании через несколько лет, Тест социального интеллекта Гилфорда помогает оценивать оперирование сведениями о ситуациях коммуникации и т.д. Одним из самых известных тестов для изучения и оценки интеллекта является тест Векслера. В значительной мере он состоит из методик, которые нередко используются самостоятельно. В первых шести субтестах обследуемый выполняет задания со словесным рабочим материалом (совокупная оценка по ним характеризует вербальный интеллект обследуемого), а в пяти последующих работа делается на невербальном материале (совокупная оценка по результатам этих заданий характеризует невербальный интеллект). Тест включает в себя изучение следующих основных особенностей:

1. Общая осведомленность. Для того. чтобы отвечать на вопросы субтеста, обследуемый должен вспоминать многое из того, что обычно известно взрослому человеку, и, естественно, легче он вспоминает то, что находится в сфере его образования и интересов.

2. Общая понятливость. Большое значение для успешного социального функционирования имеет способность руководствоваться здравым смыслом. По этому субтесту оценивают насколько обследуемый понимает суть предложенных ему обыденных или неординарных житейских ситуаций и формулировок с прямым или переносным смыслом, может ли при поиске решения опираться на накопленный опыт и возможные социальные оценки, проявляет ли способность и к обобщению, и к необходимой практичности, успешно ли сочетает необходимую лаконичность с достаточной полнотой.

3. Арифметика. Арифметические задачи, которые обследуемого просят решать в уме. Для успешного выполнения задачу надо осмыслить и преобразовать в последовательность арифметических вычислений. Необходимые для решения действия достаточно просты. При оценке учитывается время работы с задачей.

4. Сходства. На базе общедоступных знаний и логических рассуждений обследуемый может найти общее основание для предлагаемых ему понятий, выделить существенные для этой общности признаки, позволяющие абстрагироваться от второстепенных, частных или иных значений, чтобы сравнить понятия между собой.

5. Повторение цифр. Оценка объема кратковременной памяти. Обследуемому предлагают повторять ряды цифр сразу вслед за их предъявлением. Количество цифр в ряду постепенно увеличивается. Находится критическая величина, которая проверяется в дополнительном замере с тем же количеством цифр.

6. Словарь. Обследуемый составляет нечто похожее на толковый словарь. "Словарные статьи" состоят из попыток дать определения предъявленным ему словам.

7. Кодирование. Обследуемый, пользуяь образцом, сначала пробует, а затем выполняет контрольную часть работы по "переименованию" случайно расположеннных в бланке задания цифр. Каждой цифре в образце соответствует свой знак. Это же соответствие надо задать всем остальным цифрам. Измеряется продолжительность выполнения работы.

8. Недостающие детали. Знакомые обследуемому предметы и явления выглядят на рисунках вполне обычными, но не имеют некоторых, таких же обычных для этих случаев, деталей. Обследуемого просят указать, что именно "упущено" на рисунке.

9. Узор из кубиков. Модификация теста Кубики Коса. Обследуемый с помощью кубиков, раскрашенных в красный и белый цвет, воспроизводит образец их расположения. Оценивается способность выполнять задания за отведенное время. Как и при выполнении других субтестов, анализ процесса работы помогает выявить диагностически важные особенности предпосылок интеллектуальной успешности или неуспешности.

10. Расположение картинок. Выявление порядка событий в серии картинок и расположение их в соответствующей последовательности. Составляемый обследуемым рассказ об этих событиях имеет значение при составлении характеристики, но в оценку по субтесту не включается.

11. Складывание фигур. Задания разной степени сложности, выполняя которые обследуемый складывает из разных частей фигуры. Если одни фигуры, в основном, легко угадываются из совокупности форм составляющих их фрагментов или по нанесенным на фрагменты ориентирам, то другие фигуры найти и собрать определенно сложнее.

 

Необходимо отметить, что, в отличие от «широкой публики», в психологическом изучении показатели IQ используют весьма ограниченно (обычно как условную количественную оценку уровня интеллектуальной несостоятельности), поскольку без дополнительных и сопроводительных сведений эти показатели по существу мало информативны (например, оценки могут колебаться в связи с изменениями состояния обследуемого и разнообразными внешними влияниями). Основное значение имеют качественные характеристики интеллекта.

 

Выполнение теста Векслера, обработка и анализ полученных по нему данных трудоемки. Это ограничивает его использование в повседневной практике, где задачи часто скромнее необходимых затрат на работу с ним. В связи с этим, в патопсихологических обследованях для определения уровня интеллека нередко пользуются тестом Равена, оказавшимся чутким ко многим случаям интеллектуальной недостаточности. Рабочий материал заданий теста является невербальным, поэтому, если психолог применяет в обследовании тест Равена, для более корректной оценки уровня интеллекта следует также предложить и другие задания, требующие интеллектуальной работы со словесным и числовым материалом. Оперирование словами и числами в значительной мере связано с культуральными особенностями обследуемого. Успешность же выполенения заданий теста Равена, как полагают, относительно независима от этого.

 

Работая с тестами для изучения интеллекта, важно обращать внимание на стиль деятельности обследуемого при выполнении заданий методики. Например, при нарушениях лобных долей мозга можно наблюдать проявления маломотивированности суждений или окончательных решений с соответствующей подвижностью намерений и трудностями тонкого целенаправленного регулирования своей деятельности до полного игнорирования ошибок в ней. При эпилепсии выполнение этих заданий часто сопровождается обстоятельностью, застреванием. Атеросклеротические нарушения вызывают трудности поиска нужного слова и улавливания легко ускользающей нити мысли.

Иногда интенсивность проявления этих и других нарушений связана с тяжестью заболевания. Однако часто эта связь нелинейна, нередки смешанные (микстные) сочетания, поэтому лучше учитывать их как особенности мышления и как признаки определенных способов обращения с рабочим материалом, помогающие описать и объяснить интеллектуальную неуспешность в каждом конкретном случае.

Корректное определение уровня интеллекта является сложной задачей.

Как отмечается в документах к МКБ-10, детализированные клинические диагностические критерии для умственной отсталости до настоящего времени не разработаны, т.к. основные ее характеристики (низкие когнитивные способности и сниженное социальное функционирование) в большой мере зависят от социальных и культурных влияний. При решении этих вопросов в практических целях психологу предстоит, наряду с использованием стандартизованных методик, пользоваться и многими внетестовыми показателями, и накопленным опытом, и творческим поиском диагностических средств.

 

Нарушения умственной работоспособности. Под работоспособностью принято понимать потенциальную возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Фактическая работоспособность зависит от текущего состояния здоровья, самочувствия, индивидуальных особенностей нервной системы, от оценки человеком значимости деятельности, которую он выполняет. Принято выделять ряд последовательно сменяющих друг друга фаз работоспособности:

фаза мобилизации - предварительное состояние готовности;

фаза врабатываемости – приспособление к оптимальному режиму выполнения;

фаза оптимальной работоспособности – оптимальный режим работы, стабильные результаты;

фаза неустойчивой компенсации – наступление утомления и снижения оптимального режима;

фаза конечного порыва – повышение результатов к концу выполнения при сильной мотивации;

фаза декомпенсации – прогрессирующее снижение результатов;

фаза срыва – невозможность дальнейшего выполнения.

В зависимости от продолжительности данных фаз различают:

ускоренное или замедленное врабатывание;

укорочение фазы устойчивой работоспособности – астению в формах гиперстенической и гипостенической истощаемости. Различают нарушения умственной работоспособности вследствие повышенной утомляемости, изменения функционального состояния корковой динамики, снижения тонуса коры, носящего охранительный характер, и пресыщаемость в следствии слабости волевых усилий, потери интереса и потребности в деятельности. Пресыщаемость не связана с утомлением и истощаемостью, а связана с изменением отношения личности к выполняемой работе. Повышенная пресыщаемость свойственна лицам с неустойчивой мотивационной сферой, слабой волей, психически здоровым и больным лицам. Непресыщаемость характерна для больных со сверхценным отношением к деятельности, стереотипиями (больным шизофренией, при некоторых видах психопатий, при синдроме раннего детского аутизма).

 

Нарушения личности. Нарушения личности не носят однозначного характера, они могут выражаться в изменениях мотивационной сферы, изменениях самооценки и уровня притязания, нарушениях общения, в формировании патологических черт характера. Экспериментально-психологическое исследование позволяет сформировать особую форму деятельности, в которой проявляются важнейшие составляющие деятельностного подхода к личности: мотивированность действий, их целенаправленность, контроль, регуляция и критичность. В патопсихологическом исследовании возможно выделить следующие нарушения личности:

1) нарушение опосредованности и иерархии мотивов;

2) формирование патологических потребностей и мотивов;

3) нарушение смыслообразования;

4) нарушение подконтрольности поведения;

5) формирование патологических черт личности

 

 

Патопсихологическая семиотика

Шизофрения. При патопсихологическом исследовании больных шизофренией обнаруживаются своеобразные диагностически значимые изменения мышления, восприятия и аффективно-личностных свойств.

Искажение процесса обобщения и отвлечения у больных шизофренией наиболее ярко выявляются при исследовании методикой классификации. Больные слишком обобщенно распределяют карточки на группы – феномен сверхобобщения, больные минуют первый этап выполнения группирования и сразу же делят на крупные группы (живые - неживые, движущиеся –недвижущиеся и т.п.), либо по несущественным, необычным, неадекватным признакам – феномен искажения обобщения, когда в основу группирования ставят случайные признаки (по количеству букв в словах, по окончанию слов, по внешней форме предметов и прочее).

Феномен разноплановости – разновариантный подход к проведению операции обобщения, когда больной использует разные основания группирования, наряду, например, с категориальным объединением однородных предметов больной формирует группы по другим принципам - личного предпочтения и значимости предметов, либо ситуационной связи предметов, либо формализованной связи по созвучию, по физическим свойствам, форме, цвету и прочее, т.е. больной одновременно мыслит в разных планах. Разноплановость (по Б.В.Зейгарник) относится к проявлениям нецеленаправленности мышления. Случайные, неадекватные ассоциации обнаруживаются в методиках пиктограмм и словесных ассоциаций. Методика пиктограмм требует от больного уловить общее между словом и рисунком. Поскольку значение слова само по себе шире, чем то, что можно изобразить рисунком, и значение рисунка шире, чем слово, они должны совпадать лишь в какой-то части. У больных шизофренией такое соотнесение нарушено, они с необычайной легкостью подбирают символические, надуманные, неадекватные образы со своеобразной интерпретацией на слова независимо от их абстрактного содержания.

Эпилепсия. При патопсихологическом исследовании больных эпилепсией обнаруживаются характерные изменения мышления, речи, памяти, темпа деятельности. Темп замедлен, при этом мало выражен феномен астенизации, присущий органической мозговой патологии. Явления инертности, тугоподвижности психических процессов обнаруживаются в пробах на переключение с одного вида деятельности на другой, в заданиях с переключением и чередованием способа выполнения. В ассоциативном эксперименте обнаруживается стереотипия ответных реакций. Особенности мышления и речи больных заключаются в феномене «топтания на месте», вязкости и обстоятельности высказываний, выделении второстепенных (детализированных) признаков при мыслительных операциях. Обнаруживается феномен псевдорезонерства, пустого рассуждательства, вследствие трудности переключения. Уровень обобщения снижен, при классификации предметов формирование групп протекает на основе второстепенных признаков, конкретно- ситуационных связей. Снижен уровень отвлечения и условного понимания. Запоминание носит характер «плато» с уменьшенным объемом. Больным эпилепсией не свойственно чувство юмора. Инертным является также мотивационный компонент деятельности, личностные установки. Больным свойственна аффективная ригидность.

Церебральный атеросклероз. Ведущей здесь является астения – истощаемость психических функций. Об истощаемости можно судить по результатам выполнения в начале и в конце исследования, а о более выраженной степени – по результатам в процессе исследования какой-либо одной методикой (например, появление пауз, ошибок, затруднение подбора слов, увеличение латентного периода ответов). Выделяют два основных типа астении: гиперстенический, для которого характерно начало выполнения в быстром темпе и очень рано проявляющаяся истощаемость, в последующем эпизодически отмечается кратковременное улучшение показателей, кривая работоспособности носит зигзагообразный характер; гипостенический вариант характеризуется постепенным и постоянным снижением работоспособности, темпа и продуктивности по каждой методике и в ходе всего исследования. Для начального периода атеросклеротического заболевания характерен гиперстенический тип истощения, в дальнейшем развитии заболевания истощение носит гипостенический характер. Характерно расстройство памяти, которое проявляется в снижении объема удержания информации (инструкции, заданных слов) и запоминания, кривая запоминания неравномерна, со спадами, а при выраженном атеросклерозе – «низкое плато», с привнесением близких слов и многократным повторением уже названных слов. При церебральном атеросклерозе страдает способность удержания следов. Интеллектуальная деятельность протекает на более низком уровне.

Последствия черепно-мозговых травм. Как всякое заболевание экзогенно-органического генеза, последствия черепно-мозговой травмы характеризуется в первую очередь астенией. Зейгарник выделяет пять вариантов:

1) истощаемость проявляется в снижении работоспособности к концу выполняемого задания;

2) истощаемость в виде нарушений какой-либо функции, например, памяти;

3) истощаемость в виде нарушений мыслительной деятельности – поверхностности суждений, затруднении выделения существенных признаков, неустойчивости способа выполнения заданий;

4) истощаемость в виде повышенной пресыщаемости, т.е. при выполнении длительного задания больной теряет интерес, тяготится выполнением, самовольно прекращает выполнение;

5) Аффективно-волевая сфера личности отличается неустойчивостью, от проявлений эмоциональной лабильности до грубых расстройств личности.

Умственная отсталость (олигофрении). В первую очередь проявляется в интеллектуальной недостаточности в виде стабильного, непрогрессирующего слабоумия, сочетается с недоразвитием эмоциональности, моторики, восприятия, внимания, обучаемости. Мышление конкретное, снижен уровень операций обобщения и абстрагирования, плохо образуются логические связи и закономерности, преобладают операции различения над операциями обобщения. Больные легче исключают неподходящий объект, чем обобщают однородные объекты общим понятием, выделяют общие второстепенные и малосущественные признаки при сравнении и обобщении предметов. Равномерно снижен вербальный и невербальный интеллект. Обеднен словарный запас, круг представлений включает личный практический опыт, впечатления, ощущения, воспоминания и мало представлен опосредованными представлениями. Причины возникновения и деление по степеням выраженности - легкая, средняя, тяжелая, глубокая – подробно рассматриваются в психиатрии. Помимо олигофрений нередко встречаются стойкие задержки психического развития в виде психического инфантилизма (психической незрелости). Психический инфантилизм представляет собой не собственно слабоумие, но сочетание личностной незрелости и умственного отставания – наивность, недостаточная критичность и самокритичность, наглядные формы познавательной деятельности. Наряду со стойкой задержкой психического развития бывает временное отставание в психическом развитии, вследствие педагогической запущенности.

 

Глава 6. Клиническая психодиагностика в соматической клинике

Задачами клинической психодиагностики в соматической клинике являются (Вассерман Л. И. с соавт., 2011):

1. Оценка актуального психического состояния больного, уровня и структуры нев­розоподобных нарушений, относительного участия соматогенных и психогенных (нозогенных) факторов в их развитии.

2. Изучение особенностей представлений больного о заболевании (его проявлениях, тяжести, прогнозе, возможности излечения), его физических и социальных по­следствиях, лечении (его сущности, эффективности и т.д.) и возможностях кон­троля, характере эмоционального реагирования и поведения в связи с болезнью (включая степень приверженности лечению и особенности взаимодействия с вра­чебным персоналом), оценка масштаба переживания болезни — исследования отношения к болезни в системе значимых отношений личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.