КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Патопсихологические симптомокомплексы. 4 страница
ответы по принципу личного предпочтения личностно значимые проективные признаки эмоционально нейтральные (стандартные) формальные ответы и ответы-штампы эмоционально обедненные выхолощенные (не совпадение слова и символа)
Таким образом, развитие терминологии и языка патопсихологического анализа позволяет структурировать описание вербальной продукции испытуемых. Корректно оформленное патопсихологическое описание выявляемых в ходе эксперимента феноменов служит доказательному установлению патопсихологического симптомокомплекса, помогающего решать диагностические вопросы в отношении различных нозологических форм.
Системный анализ нарушений психической деятельности в патопсихологии. При нозологической диагностике, как подчеркивали ведущие патопсихологи Б.В.Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ю.Ф.Поляков, В.В.Николаева, необходим деятельностный подход. Это означает, что именно анализ всей деятельности больного в ситуации исследования позволяет определить структуру патопсихологического синдрома. Деятельность должна анализироваться с учетом всех ее компонентов. Мотивационный компонент деятельности (а так же отдельных познавательных процессов) – это то, как больной формулирует для себя ради чего он выполняет те или иные задания, какова система отношений, складывающихся в исследовании к экспериментатору, результатам, оценке результатов и т.п. Нарушения мотивационного компонента косвенно проявляются в эмоциональных реакциях. Так же могут проявляться в нарушении активности. Мотивационный компонент может проявляться в рассогласовании цели действий и самих действий. Так, в эксперименте цель задается инструкцией, ее достижение обеспечивается совокупностью действий, последовательностью, планомерностью. При рассогласовании цели и действий происходит как бы забывание цели, хаотичность действий, несоответствие действий инструкции, т.е. нецеленаправленность деятельности. Операционный компонент деятельности характеризует то, каким образом достигается результат. О нарушении операционного компонента свидетельствует ход выполнения задания, способы, которыми пользуется больной при получении результата. К операционной стороне мышления относят операции обобщения и различения. Нарушениями операционной стороны мышления являются снижение уровня обобщения (выделение конкретных признаков объектов) и искажение процесса обобщения (опора на слабые, латентные признаки объектов). Динамическая характеристика деятельности описывает характер протекания психической деятельности. Нарушения динамической стороны проявляются в повышении и понижении динамики, темпа. Например, повышение динамической стороны мышления проявляется в ускоренности ассоциаций и идей, повышенной переключаемости с одной темы на другую, вплоть до «скачки идей», а понижение темпа мышления - в замедленности ассоциаций, застреваемости и не переключении на другой вид деятельности или тему, тугоподвижности мышления. Как известно из патопсихологической литературы, некоторые патопсихологические показатели нарушений психической деятельности чаще встречаются при одних видах патологии, а некоторые - при других. В то же время эти показатели не являются нозологически специфичными. Один и тот же патопсихологический симптом может быть характерен для разной психической патологии. В связи с этим перспективным путем представления патопсихологических данных в целях дифференциальной диагностики является выделение патопсихологических симптомокомплексов нарушений и особенностей познавательной деятельности. Патопсихологический симптомокомплекс / синдром – это совокупность особенностей и нарушений познавательных процессов, относительно специфичных для той или иной клинической нозологии, имеющих в своей основе определенные психологические механизмы (И.А.Кудрявцев, Ф.С.Сафуанов). Как указывает И.А.Кудрявцев, не все симптомы в обязательном порядке входят в тот или иной симптомокомплекс. Важно найти ядро патопсихологического синдрома.
Представления о патопсихологическом симптоме, патопсихологическом синдроме/симптомокомплексе получили свое развитие в работах В.М.Блейхера, И.А.Кудрявцева, В.В.Николаевой, Ф.С.Сафуанова и др. Под симптомом в патопсихологии подразумевают единичный феномен нарушения психической деятельности, обнаруживаемый в патопсихологическом исследовании. Например, симптомы нарушения мышления – соскальзывание, искажение процесса обобщения, неадекватный ассоциативный образ – могут быть обусловлены различными механизмами и состояниями (Б.В.Зейгарник). Умение патопсихолога выделить и корректно классифицировать то или иное нарушение психической деятельности является первым, начальным шагом патопсихологического анализа. Тем самым специфика высказываний испытуемого переводится на язык психологических терминов. Анализируются в основном нестандартные, ошибочные ответы испытуемого. После первичного анализа психолог переходит к обобщению выделенных психологических симптомов и формированию симптомокомплекса, соотносимого с нозологической формой. Действительно, одного лишь перечисления обнаруженных особенностей и нарушений психической деятельности недостаточно. В настоящее время уже принято говорить о комплексе симптомов, обусловленных единым механизмом, свойственным определенным нозологическим формам. В.В.Гульдан дает следующее определение патопсихологическому симптомокомплексу: «сочетание признаков нарушений психической деятельности, ее сохранных сторон и индивидуальных особенностей психической деятельности, объединенных психологическими механизмами». В.В.Николаева и соавторы дают определение патопсихологическому синдрому, как совокупности поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей познавательной деятельности, выраженных в психологических понятиях. Описаны шизофренический, органический, психопатический симптомокомплексы и симптомокомплекс психогенной дезорганизации психической деятельности. Названия симптомокомплексов свидетельствуют об их клиническом диагностическом предназначении. Связь патопсихологических синдромов с определенными кругами психических заболеваний дает основание обозначать их как регистр-синдромы. В.М.Блейхер выделяет следующие регистр-синдромы: -шизофренический (в клинике ему соответствует шизофрения) -аффективно-эндогенный (в клинике - маниакально-депрессивный психоз) -олигофренический (в клинике - различная степень умственной отсталости) -экзогенно-огранический (в клинике – последствия черепно-мозговых травм, церебральный атеросклероз, токсикомании и др.) -эндогенно-органический (в клинике – истинная эпилепсия, атрофические процессы головного мозга) -личностно-аномальный (в клинике – акцентуации характера, психопатии) -психогенно-психотический (в клинике – реактивные психозы) -психогенно-невротический (в клинике – неврозы и невротические реакции)
Для шизофренического симптомокомплекса (синдрома) ядром является нарушение селективности (избирательности) информации. Согласно теории Ю.Ф.Полякова, патология познавательной деятельности у больных шизофренией связана с нарушением избирательности актуализации (воспроизведения) знаний из памяти на основе факторов прошлого опыта. Как правило, прошлый опыт ограничивает привлечение знаний для обработки той или иной информации таким образом, что наиболее частыми являются признаки объектов и явлений, имеющие происхождение из практики и исторически закрепленные в понятиях. В зависимости от частоты использования здоровыми лицами все признаки разделены на «стандартные» и «нестандартные». При нарушении селективности, т.е. избирательности информации, происходит расширение круга привлекаемых признаков. Происходит использование маловероятных, необычных, слабых (латентных) признаков. В речи больных имеет место использование необычных, редких речевых связей, зрительных и звуковых эталонов. Речь и ответы больных шизофренией носят качественно иной «нестандартный» характер. Патопсихологический симптомокомплекс, свойственный больным шизофренией, включает: неадекватный характер ассоциаций, формальность и выхолощенность (бессодержательность) ассоциативных ответов; использование при обобщении несущественных, маловероятных (латентных) признаков объектов или субъективных критериев, некритичность мышления, разноплановость мышления, резонерство и соскальзывание на случайные ассоциации в суждениях, использование вычурных или усложненных речевых конструкций, искаженное толкование условного смысла; колебание внимания и снижение активности. Патопсихологический симптомокомплекс при органическом психическом расстройстве связан со снижением интеллектуальных возможностей, т.е. ядром его является снижение всех функций (внимания, памяти, мышления, умственной работоспособности). Его показателями являются: низкий (конкретный и конкретно-ситуационный) уровень обобщения, конкретный уровень ассоциаций, непонимание условного смысла, трудности установления логических (вербальных и наглядно-образных) связей и отношений; замедленность и истощаемость психических процессов, инертность мыслительных действий и обстоятельность суждений, застревание на несущественных деталях, персеверации (повторения) ответов и ассоциаций. В целом вербальный интеллект ниже наглядно-образного. Нарушены мнестические процессы, уменьшен объем непосредственного и опосредованного запоминания. Снижена умственная работоспособность (по гипостеническому и гиперстеническому типам). Ядром патопсихологического симптомокомплекса при психопатиях являются личностно-мотивационные нарушения и проявляются в: эмоциональной насыщенности ассоциаций, аффективно обусловленном рассуждательстве, претенциозности суждений, наличии оценочных комментариев, опоре на субъективно предпочитаемые критерии при обобщении, частичной некритичности мышления и своеобразии ответов в зоне, угрожающей самооценке личности. Патопсихологический симптомокомплекс при психогении, ядром которого является аффективная дезорганизация умственной деятельности, проявляется в искажении процесса обобщения с акцентом на аффективно значимых признаках предметов, аффективно обусловленных задержках или затруднениях ответов, снижении уровня обобщения и абстрагирования, искажении переработки сюжетов с вытеснением эмоционально значимых (отрицательных) компонентов, фиксации и доминировании аффективного круга представлений, проекции аффективных тематических комплексов в материал заданий, общих динамических нарушениях внимания и его переключения.
Заключение экспериментально-психологического исследования. Заключение экспериментально-психологического исследования представляет собой сжатое, системное изложение целостной структуры психической деятельности испытуемого. По мнению Б.В.Зейгарник и С.Я.Рубинштейн и других патопсихологов заключение не может быть стандартным, так как само патопсихологическое исследование не является стандартным. Схема заключения: Вводная часть содержит описание поведенческих характеристик – внешний вид, эмоциональные проявления, контактность в беседе, жестикуляция и мимика, прочее, что особенно проявляется в поведении. Далее его субъективные жалобы на память, настроение и т.п., что отмечает у себя испытуемый и может быть приведено в прямой речи. Вводная часть не должна повторять клиническое описание психического статуса и быть развернутой, всего 2-3 фразы. Вторая часть включает обобщенную характеристику его отношения к обследованию (адекватное, пассивное, аггравация, т.п.), устойчивость – неустойчивость познавательной мотивации, стремление к лучшим–худшим вариантам выполнения, корригируемость установки при внешнем воздействии, понимание и следование инструкциям к заданиям, необходимость внешней помощи и характер помощи (повторение, разъяснение, наглядная демонстрация), удержание инструкции в работе, реакции на мотивирующее воздействие, темповые характеристики деятельности и другие аспекты мотивационно–эмоциональной и динамической стороны личностного отношения испытуемого к обследованию. Третья часть содержит проанализированные результаты эксперимента, излагаемые в порядке иерархии нарушений психической деятельности. Т.е. что выходит на первый план нарушений, в чем эти нарушения проявляются, изложение иллюстрирующих фактов (высказывания, ответы, количественные показатели в сравнении с нормой). Далее сопутствующие основному нарушению недостатки познавательной деятельности, уровень интеллектуального развития, нейродинамические характеристики и умственная продуктивность. Здесь же излагаются данные о сохранных способностях и функциях. Завершается это часть данными личностных методик об актуальном состоянии, типе аффективного реагирования, основных индивидуально-психологических особенностях и т.п. Резюмирующая часть, начинающаяся словами «таким образом», представляет собой сжатое обобщенное резюме по наиболее важным данным, полученным в исследовании и ответ, на поставленный перед исследованием вопрос.
Глава 5. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах
Нарушение ощущений и восприятия. Количественные изменения ощущений: гиперестезия – усиление чувствительности за счет понижения порога ощущений (неприятные, усиленные, даже болезненные ощущения от обычных раздражителей); гипостезия – понижение чувствительности за счет повышения порога ощущений (проявляется слабостью, неотчетливостью ощущений, которые не соответствуют силе раздражителя); анестезия – выпадение или утрата чувствительности (при любых сильных раздражениях). Причиной анестезии могут быть органические заболевания периферического и центрального происхождения, психогенные расстройства, у больных истерическим неврозом. Качественные изменения ощущений: парастезии – вызванные или самопроизвольно возникающие ощущения онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек в различных частях тела; сенестопатии – спонтанно возникающие крайне тягостные ощущения, необычные, сложные, причудливые ощущения, которые больные затрудняются описать («кипит», «лопается», «переливается»); сенестезии – расстройство общего чувства тела, общего физического неблагополучия, с трудом поддающегося описанию («зыбкость», «тяжесть», «пустота»).
При патопсихологическом исследовании нарушения восприятия акцент делается на раскрытии психологических механизмов и закономерностей формирования нарушений, а не на описании отдельных проявлений (симптомов и синдромов), являющемся задачей врача. При оценке нарушений восприятия характеризуется его объем – количество объектов одновременного восприятия, точность восприятия – соответствие возникшего образа воспринимаемому объекту, быстрота восприятия – время, необходимое для адекватного восприятия. На качество восприятия оказывают влияние физиологически факторы (утомление, эмоциональное состояние). Выделяют следующие патологические изменения восприятия: психосенсорные расстройства – неправильное восприятие реально существующих объектов по форме, размерам, расстоянию между объектами; иллюзии – неправильное восприятие реально существующих предметов по содержанию, как совершенно других предметов, вследствие физических законов (например, законов преломления сред), эмоционального напряжения (страха); парейдолические иллюзии, когда вместо элементарных объектов человек видит причудливые образы (сцены, фантастические образы, животных); галлюцинации – мнимое «восприятие» несуществующих предметов, явлений, звуков, вне реальных объектов, при этом больной переживает полную реальность галлюцинаторных переживаний. Галлюцинации в зависимости от того, какими органами чувств они воспринимаются, делятся на слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, галлюцинации общего чувства.
В патопсихологической литературе наиболее полно отражены исследования механизмов агнозий, псевдоагнозий и нарушения мотивационного компонента восприятия. Агнозии – неузнавание объектов, в психиатрической клинике встречается при органическом поражении мозга различного генеза. Расстройства восприятия при агнозиях имеют ступенчатость. Больные на начальном этапе заболевания не узнают схематичные изображения (контурные и пунктирные), затем модельные, затем реалистичные изображения, затем реальные предметы. Процесс восприятия у таких больных приобретает развернутый дезавтоматизированный характер. Механизмом нарушения восприятия при агнозиях является специфически человеческий процесс распада обобщения и условности, т.е. нарушается смысловая сторона восприятия. При псевдоагнозиях в рамках органической деменции нарушения восприятия встроены в общее интеллектуально-мнестическое снижение. При псевдоагнозиях нарушается функция мышления, регулирующая процесс восприятия. Восприятие лишается целостности, последовательности. Больные обращают внимание на отдельные элементы сюжетной картины, а не на сюжет в общем, или описывают содержание каждой картинки отдельно и не могут установить их связь в последовательности. В таком восприятии теряется организующая и управляющая роль мышления. В восприятии, так же, как в любой другой деятельности человека, отражается личность, ее пристрастия, личная жизнь. При нарушениях мотивационной стороны восприятия утрачивается смысло-образующая функция мотивации. При экспериментально заданной мотивации меняется процесс восприятия. Эксперименты показали, что у здоровых лиц процесс восприятия может быть переструктурирован заданной мотивацией. В работах Е.Т.Соколовой показано, что содержание воспринятых картинок интерпретируется по разному в случаях «глухой» немотивирующей инструкции, инструкции на проверку воображения/фантазирования и инструкции на проверку интеллектуальных способностей. Именно мотивация, а не цель деятельности, по разному формирует процесс восприятия, отражаемый в интерпретации содержания. У больных шизофренией смысло-образующая функция мотивации не может быть или трудно формируема, процесс восприятия у них не имеет субъективного, личностного смысла. У больных эпилепсией смысло-образующая функция мотивации носит гиперболизированный характер, больные излишне детализируют, придают значение мелочам. Таким образом, изменение мотивационного компонента восприятия, как вызванное экспериментально, так и обусловленное болезнью, приводит к изменению структуры восприятия. По некоторым признакам нарушения восприятия можно судить о нарушении мотивационной сферы. Нарушение внимания. Внимание, являющееся условием любой познавательной функции, характеризуется объемом – количеством объектов одновременного удержания во внимании, устойчивостью – длительностью сохранения внимания на объекте или деятельности, концентрацией – сосредоточением внимания на одних объектах, игнорируя другие, переключаемостью - перемещением внимания на другой объект или деятельность без потери внимания, распределением внимания – способностью направлять внимание одновременно на несколько объектов или выполнять различные действия. Нарушение внимания проявляется в повышенной истощаемости – нарушении всех основных параметров внимания при психической нагрузке вследствие патологической утомляемости: нарушении концентрации внимания – ослаблении или утрате сосредоточения на конкретных объектах или явлениях; отвлекаемости внимания – снижении избирательности внимания, неспособности длительно сосредотачиваться на объектах или деятельности; инертности внимания – недостаточности переключения внимания с одного объекта или вида деятельности на другой. Нарушение памяти. Патопсихологический подход к исследованию нарушений памяти осуществляется с позиций теории деятельности (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник и др.). Выделяются содержательная сторона, динамическая сторона и мотивационная сторона мнестического процесса и соответствующие нарушения. При психических заболеваниях различные нарушения мнестической деятельности могут быть обусловлены изменениями каждого из этих компонентов. Нарушение непосредственной памяти (памяти без дополнительных средств к запоминанию) – это нарушение памяти на текущие события. Данный симптом встроен в структуру корсаковского синдрома (названного по имени отечественного психиатра С.С.Корсакова, описавшего его), при котором больные не помнят происходившее в ближайшее время, дезориентированы во времени и пространстве, реальности, при этом помнят события давно минувшего времени. Так же этот симптом характерен для прогрессирующей амнезии позднего возраста, болезни Альцгеймера и болезни Пика. При нарушении непосредственной памяти страдает функция запоминания, а не воспроизведения. Больные как бы не принимают задачу «запомнить», соскальзывают по побочным линиям, утрачивают активность, чрезмерно истощаются. Известно, что осмысление запоминаемой информации и введения вспомогательных средств к запоминанию улучшает процесс и продуктивность памяти (А.Н.Леонтьев). При нарушении опосредованной памяти (памяти с использованием опосредующего звена, вспомогательных средств к запоминанию) страдает функция опосредования. Мыслительные функции, призванные преобразовать запоминаемое слово в образ, т.е. выбрать из всего многообразия значений слова единственно подходящее, обусловливают нарушения опосредованной памяти. Низкий уровень опосредованного запоминания наблюдается у больных эпилепсией, который объясняется повышенной инертностью, гипертрофированным желанием отобразить все детали, и, таким образом, «размыванием» содержательной емкости рисунка. Нарушение динамической стороны памяти проявляется в неравномерности объема запоминания по мере повторения. Нарушение динамики запоминания характерно для сосудистых больных, а так же перенесших черепно-мозговые травмы. Динамические нарушения памяти являются следствием общей неустойчивости работоспособности и истощаемости. Нарушения мотивационной стороны памяти связаны с личностным компонентом. Б.В.Зейгарник был установлен так называемый «феномен воспроизведения незавершенных действий» («эффект Зейгарник»), который заключается в том, что в экспериментальной ситуации испытуемые лучше запоминали незавершенные действия. Б.В.Зейгарник объясняла этот факт тем, что у любого здорового человека ситуация опыта вызывала какое-либо личностное отношение, т.е. возникал мотив, ради которого испытуемым выполнялось задание. Если же задание оставалось незавершенным, то сохранялось и аффективно заряженное отношение, которое требовало реализации намерений к деятельности в виде воспроизведения. У больных шизофренией, которым характерна патология мотивационной сферы и эмоций, эффект лучшего воспроизведения незавершенных действий не возникал. У больных с астеническим синдромом так же не возникал эффект незавершенных действий, однако в силу нарушения умственной работоспособности и истощаемости. В клинике психических расстройств имеют значение следующие формы мнестических нарушений: гипермнезия – усиление памяти, часто не связана с интеллектуальными способностями, может возникать на фоне болезненно повышенного настроения; гипомнезия – ослабление памяти, в форме стойких и преходящих проявлений, у лиц с резидуальной органикой, в старческом возрасте, при депрессиях; амнезия – полное выпадение событий из памяти; ретроградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, предшествовавших травматическому фактору; антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, последовавших за травматическим фактором; конградная амнезия – выпадение воспоминаний о событиях острого периода болезни; антероретроградная амнезия – выпадение воспоминаний о событиях до, во время и после острого периода болезни; парамнезии – конфабуляции (провалы памяти заполняются вымышленными событиями); псевдореминесценции (нарушение памяти в хронологии событий, когда реальные события переносятся из далекого прошлого в недавнее и настоящее). Нарушение мышления. Мышление представляет собой сложно организованную деятельность, включающую мыслительные действия, операции, осуществляемые с определенной целью (целенаправленно) во времени (определенном темпе) и имеющие личностное значение, мотивацию. Речь представляет собой материализованную форму мыслительной деятельности и позволяет исследовать нарушения мышления. В представлениях закреплены образы предметов и явлений, полученные на основе ощущений, восприятия и опосредованно из опыта всего человечества. В понятиях отражены существенные свойства предметов и явлений. Суждения представляют собой отражение связи между предметами и явлениями или их свойствами и признаками. Операционные компоненты мышления: анализ – различение и разделение целого на части, выделение отдельных признаков предметов и явлений; синтез – обобщение, объединение отдельных элементов в целое или предметов в группу; абстрагирование – выделение наиболее обобщенных признаков и отвлечение от несущественных признаков и свойств; сравнение – выявление сходства и различия между предметами и явлениями; обобщение – объединение объектов по их существенным признакам и по причинно-следственным связям; классификация – разделение и последующее объединение предметов по каким-либо признакам или основаниям; систематизация – образование групп и классов объектов и явлений по совокупности признаков и оснований. Среди логических операций операция обобщения является ключевой, обобщение служит передаче человеческого опыта и позволяет выйти за пределы единичных впечатлений и представлений. Б.В.Зейгарник выделяет три основных вида патологии мышления: нарушения операционной (операциональной) стороны мышления, нарушение динамической стороны мышления, нарушение личностного компонента мышления, а также нарушения критичности мышления. В структуре патологически измененного мышления больных наблюдаются сложные сочетания разных видов нарушений. Нарушение операционной стороны мышления могут проявляться в двух формах: снижении уровня обобщения и искажении процесса обобщения. При снижении уровня обобщения оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами – конкретно-синкретный, конкретно-ситуационный уровень обобщения («кошка и мышка всегда враждуют», книга и тетрадь «потому что в тетради писать на столе» и т.п.), обобщение проводится на основе внешних, второстепенных признаков («яблоко и мяч круглые», «яблоко и роза пахнут» и т.п.). Суждения и интерпретации выражений носят буквальный, частный характер. Опосредующие образы пиктограмм предметного или конкретно-ситуационного содержания. При искажении процесса обобщения, напротив, «отлет» от конкретного содержания выражен в утрированной форме, в суждениях присутствуют случайные стороны явлений, в основание обобщения положены формальные, несущественные признаки, без учета предметного содержания вещей и явлений (например, жук и лопата «роют землю», стол и стул «твердые» и т. п.). Суждения носят сверх обобщенный, витиеватый характер (например, сани и телега это «видоизменение видимости»). Опосредующие образы пиктограмм имеют формальную, бессодержательную, выхолощенную связь с понятиями (символы, знаки, схемы). При этом, условность рисунка становится столь широкой, что не отражает реального содержания слова. В случае снижения уровня обобщения сужается круг связей, обедняются ассоциации, а в случае искажения процесса обобщения мышление больных характеризуется возникновением очень большого числа ассоциаций, ассоциаций неправильных, случайных, отражающих лишь чрезвычайно общие связи. Нарушение мотивационного компонента мышления, т.е. личностного аспекта мышления (отношения субъекта к решаемой задаче, его побуждения к мыслительной деятельности) проявляется в феноменах разноплановости и резонерстве. Разноплановость заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. При выполнении классификации больные объединяют карточки то на основании свойств самих изображенных предметов, то на основании личных вкусов, установок, обрывков воспоминаний. Процесс классификации, таким образом, одновременно протекает в разных руслах, к выполнению заданий больные подходят не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией, а руководствуясь измененным отношением, субъективным подходом (например, шкаф, стол, этажерка, уборщица и лопата – «это мебель, эмблема труда, труд не совместим с жульничеством»). Смысловая смещенность приводит к глубокому изменению структуры и практической и умственной деятельности. Резонерство определяется, как бесплодное рассуждательство, мудрствование в многоречивой форме. Механизмом резонерства является не столько нарушение интеллектуальных возможностей, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение (мотивация) к предмету рассуждения, стремление подвести даже незначительное явление под какую-то концепцию. Аффективность проявляется в самой форме высказывания, особом пафосе и многозначительности. Нарушение динамической стороны мышления. Мышление имеет свою процессуальную сторону, т. е. протекает во времени и обладает некой изменчивой динамикой. К динамическим нарушениям относят лабильность, ускоренность и инертность мышления.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 12814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |