Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольный возраст




Младенчество.

Рождение.

Внутриутробная жизнь.

 

1. Что думает ваш пациент по поводу своего зачатия? Был
ли он желанным ребенком? Было ли рождение случайностью или решением, принятым после долгих раздумий?

2. Совпал ли пол ребенка с ожиданиями родителей? Был ли
пациент долгожданным наследником мужского пола?
Или девочкой, родившейся, чтобы компенсировать засилие
мужчин?

3. Насколько по другим своим качествам пациент соответ­ствовал ожиданиям родителей? Были ли родители едины
в своих желаниях? Или отец хотел, чтобы ребенок обладал
одними качествами, а мать – другими?

4. Какой была семейная жизнь во время внутриутробного
развития пациента? Спокойной или беспокойной?

5. Как себя чувствовала мать во время беременности?
Страдала ли она каким-либо серьезным заболеванием?
Повышенным кровяным давлением? Обращалась ли она
к врачу по поводу этих болезней? Находилась ли на со­хранении? Существовала ли угроза ее собственной жизни
или жизни ребенка?

Информация об этом критическом периоде подвергается искажению по меньшей мере на двух уровнях: во-первых, информация искажается при сообщении пациенту другими людьми своих воспоминаний о его появлении на свет; во-вторых, информация искажается самим пациентом в зависи­мости от того, что именно из рассказанного ему он запомнил.

 

 

 

1. Каким было ваше физическое состояние при рождении? Все ли функции были в порядке? Или были какие-то откло­нения? Если да, то какие?

2. Родились ли вы вовремя или же роды были прежде­временными или запоздалыми?

3. Каков был ваш вес при рождении?

4. Сколько часов длились роды? Были ли какие-нибудь
осложнения? Неправильное положение в родовом канале?
Ягодичное или ножное предлежание? Обвитие пуповиной?
Рождение в водной оболочке? Цианоз или другие признаки
нарушения внутриутробного развития?

5. Каким было состояние здоровья вашей матери после родов?

 

1. Каким было ваше здоровье в младенчестве?

2. Насколько регулярными были периоды сна и бодрствования на протяжении младенческого возраста?

3. Какие характерные особенности темперамента проявились в раннем возрасте?

4. Как вы питались в раннем возрасте? Вскармливали ли вас
грудью? Если да, то как долго?

5. Сколько вам было месяцев, когда вы научились сидеть?
Ходить?

6. В каком возрасте вы заговорили?

7. Можете ли вы вспомнить случаи, когда вы болезненно
переживали разлуку с родителями или семьей? Как вы вели
себя в таких случаях?

8. Можете ли вы вспомнить периоды, когда были сильно
привязаны к одному из родителей и ревновали его к другому?

9. По-прежнему ли вы близки со своими родителями?

10. Как со временем менялось ваше отношение к родителям,
когда вы узнавали что-то о них и о себе? Отразились ли
эти открытия на вашем чувстве уважения к ним?

11. Можете ли вы войти в положение родителей и посмот­реть на мир их глазами?

Изменения, происходящие во внутриутробной жизни плода и в младенчестве, протекают быстрее, чем на любой последу­ющей стадии, хотя здесь имеются значительные индивидуальные вариации. Анализируя случай, всегда важно учитывать скорость изменений на разных этапах развития. Была ли скорость измене­ний в эти ранние годы выше или ниже нормы? Начал ли ребенок ходить и говорить раньше или позже ожидаемых сроков?

Темп развития может оказаться конституциональной чер­той. В конце концов некоторые из нас успевают больше, чем дру­гие.

Преждевременное и задержанное развитие моторики, речи или отношений с другими людьми нередко оказывает циркулярное, разлитое и долговременное воздей­ствие на общее развитие индивида.

 

 

 

1. Как вы проявляли свое открытое неповиновение? Активно
и непосредственно, говоря «нет», или пытаясь сделать что-
то противоположное тому, что от вас требовалось?
Или через неподчинение? Или более косвенно — через
молчание и уход в себя?

2. Как вы встречали попытки вас «социализировать»?
Привить вам навыки контроля мочеиспускания и дефе­кации?

3. Создавали ли вы свой собственный воображаемый мир
в тот или иной период детства? Был ли у вас тайный
воображаемый друг или родственник? Вы создавали этот
мир сами или вместе с братом, сестрой или близким
другом?

4. Был ли у вас особый предмет, который должен был сопровождать вас, куда бы вы ни пойми? Сколько вам было лет, когда вы привязались к этому предмету? Сколько длилась эта привязанность?

 

Когда нам исполняется два года, мы увлечены созданием соб­ственного мира, узнаем названия вещей, разговариваем с людь­ми и при этом склонны высказывать категоричные суждения. Чтобы быть категоричными, эти утверждения должны оспари­вать высказывания окружающих людей. Стадия младшего до­школьного возраста характеризуется возрастающим чувством автономии, что ведет к частому употреблению слова «нет» как ребенком, так и его родителями.

Это как раз тот период, когда должен начаться процесс «социализации», выражающийся в контроле за функциями мочевого пузыря и кишечника, в способности управляться с младшим братом или сестрой, имевшими несчастье родиться в это время, в появлении реакции на пренебрежение и униже­ние. В это же время мы впервые переживаем чувство стыда.

Именно на этой стадии мы остро реагируем на разлучение нас с родителями. Наша повышенная уязвимость объясняется тем, что мы находимся в переходном периоде: освобождаемся от младенческой зависимости, но пока еще не совсем уверены в себе. Таким образом, фаза дошкольного возраста имеет некоторые общие черты со стадией подросткового возраста. И та и другая являются периодами болезненно­го перехода, часто сопровождающегося регрессивным поведе­нием.

Чтобы получить помощь в этот переходный период, ребенок обычно находит объект, кусочек внешнего мира — Другого,— с которым он пытается прийти к согласию. Этим объектом может стать все, что угодно — от куклы до тряпки. На выбран­ный объект проецируется бесчисленное множество эмоций и исследовательских реакций. Тряпичная кукла, или талисман, сопровождает ребенка в большинстве ситуаций. Они становятся нераздельными, особенно при отходе ко сну, когда ребенку надо отделиться от внешнего мира, сойти с одного уровня сознания на другой, увидеть необыкновенные образы.

Эта тряпичная кукла представляет собой промежуточное, получеловеческое существо. Ее можно наделить человечески­ми качествами, но она обладает тем преимуществом, что ре­бенок может эти качества контролировать. Когда ее бьют, тряпичная кукла способна терпеть так долго, как это желает сам ребенок. Она может смиренно снести любое наказание или дерзить в ответ.

Тряпичная кукла и ее многочисленные аналоги, так называ­емые переходные объекты, являются главным фактором в разви­тии способности к игре.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.