Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Патопсихологические симптомокомплексы. 2 страница




методы полевой диагностики (в том числе ме­тод ведения дневника, особенно методы с ис­пользованием компьютера), которые обычно используются как самонаблюдение (в форме самооценки и регистрации поведения), но ино­гда применяются и в качестве стороннего на­блюдения;

проективные методы;

методы, анализирующие содержание, где оцени­ваются тексты (полученные напрямую или же записанные).

 

Этика психодиагностического обследования. Наиболее известными этическими аспектами тестирования являются необходимость сохранять в тайне полученные результаты и не повлиять пагубно на испытуемого.

Кроме того, каждый пользователь теста дол­жен располагать сведениями о валидности и надежности используемого теста, ограничениях, связанных с его применением. Профессиональные психологические инструменты должны быть недоступны для каждого, желающего их использовать. Предание гласности — путем публикации «для всех» — отдель­ных тестов делает их невалидными.

Компьютерное тестирование никогда не может проводиться непосредственно испытуемым, без участия психолога. Неквалифи­цированное применение таких методик способствует появлению у пользователя ошибочных, искаженных представлений о себе, своих возможностях, нередко ока­зывает психотравмирующее воздействие.

Использование некоторых тестов предполагает специальные знания, а, следовательно, обучение. Обследуемый (клиент) должен получить в доступном для него виде сведения о целях тестирования, а также о том, как будут использованы полученные результаты. Он имеет право знать о результатах тестиро­вания. Результаты наших исследований всегда приобретают личностный смысл для обследуемого. Отсюда вытекает важнейшее требование профессиональной этики психолога — не причи­нить морального ущерба личности. Психодиагностическим исследованиям дол­жен быть чужд дух «наклеивания ярлыков».

 

Определение надежности теста. Тест обычно считается надежным, если с его помощью получаются одни и те же показатели для каждого, обследуемого при повторном тестировании.

В психометрике термин надежность имеет два значения. Один из них — на­дежность по внутренней согласованности. Требование к внутренней согласованности теста не случайно. Вполне естественно считать, что если некоторая переменная измеряется частью теста, то другие его части, не будучи согласованными с первой, измеряют нечто другое.

Надежность ретестовая — предполагает повторное предъявление того же само­го теста тем же испытуемым и примерно и тех же условиях, что первоначальное, а затем установление корреляции между двумя рядами данных. Повторное тестирование должно быть отделено от первого более-менее значительным временным интервалом, обычно не менее месяца.

Надежность параллельных форм предусматривает создание эквивалентных форм опросника и предъявление их одним и тем же испытуемым для того, чтобы затем оценить корреляцию между полученными результатами.

Надежность частей теста определяется путем деления опросника на две час­ти (обычно на четные и нечетные задания), после чего и рассчитывается корреля­ция между этими частями.

Валидность теста. Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего предназначен.

Очевидная валидность — описывает представление о тесте, сложившееся у ис­пытуемого. Тест должен восприниматься обследуемым как серьезный инструмент познания его личности, чем-то схожий с вызывающим уважение и в какой-то ме­ре трепет медицинским диагностическим инструментарием.

Конкурентная валидность оценивается по корреляции разработанного теста с другими, валидность которых относительно измеряемого параметра установлена.

Прогностическая валидность устанавливается с помощью корреляции между показателями теста и некоторым критерием, характеризующим измеряемое свой­ство, но в более позднее время. Например, прогностическая валидность какого-либо теста интеллекта может быть показана корреляцией его показателей, полу­ченных у испытуемого в возрасте 10 лет, с академической успеваемостью в пери­од окончания средней школы. Прогностическая валидность считается наиболее убедительным доказательством того, что тест измеряет именно то, для чего он был предназначен.

Глава 2. Личностные опросники

Простота применения, сравнительная легкость в обработке данных являются привлекательной стороной личностных опросников. При этом неред­ко остаются в тени проблемы, связанные с достоверностью легко полу­ченных результатов.

Данные, получаемые с их помощью, имеют вероятностно-ориентирующее значение, они не готовая истина о субъекте, а ос­нова для дальнейшего изучения личности. В последнее время достаточно широко распространено предъ­явление заданий опросников с помощью компьютеров, однако при этом нужно, помнить о необходимости их рестандартизации.

Обследуемый впол­не может быть неискренним, сознательно вводить в заблуждение или не так, как следует, понять задание, наконец, иметь искаженные, ошибочные представления о себе, своем поведении.

Фальсификация и установки на ответы. Специальные ис­следования в клинике психических заболеваний показали, что возможность фаль­сификации ответов больными весьма незначительна. Так, только 11 % больных смогли симулировать «нормальный» MMPI-профиль. Некоторые же больные, стремясь выглядеть здоровыми, отвечали на вопросы так, что, в конечном счете, их личностные характеристики предстали более патологическими, нежели в реальности.

Сознательное искажение сведений, представляемых о себе, чаще всего возможность, нежели реальность поведения обследуемого. Другое дело — влияние факторов неосознаваемых, но, тем не менее, существенно воздействующих на процесс понимания вопроса и формирование ответа на него.

Одна из наиболее известных установок — это тенденция к выбору «социально положительного» ответа. Их появление обусловлено неосознанным желанием выглядеть не хуже других. Фактор социальной одобряемости приобретает наиболее существенное значе­ние в тех опросниках, содержание вопросов которых тесно связано с имеющими­ся в обыденном сознании стереотипами «хороших» и «плохих» черт личности, особенностей поведения. Важным стимулом к социально одобряемым ответам является установление испытуемым зависимости (реально существующей или во­ображаемой) собственного благополучия от результатов исследования.

Известны способы защиты личностных опросников от стремления испытуемых отвечать в соответствии с тем, что «общепринято» (задания с вынужденным выбором, разработ­ка нейтральных заданий, введение в опросники «шкал лжи»). Однако эффективность этих мер не настолько высока, чтобы использовать опрос­ники в случаях, способствующих актуализации этой установки, например при профотборе.

Влияние установки на социально одобряемое поведение минимизируется в тех диагностических ситуа­циях, когда испытуемый заинтересован в предоставлении предельно правди­вой информации о себе. По мере того как испытуемый из объекта исследования становится активным помощником экспериментатора возрастает и достоверность получаемых данных.

Установка на согласие — это тенденция соглашаться с утверждениями или отвечать на вопросы только «да», независимо от их содержания. Чаще всего установка на согласие проявляется в тех случаях, когда вопросы неоднозначны, неопределенны. Влияние этой установки минимизирует­ся тем, что при составлении опросника добиваются того, чтобы число вопросов, для которых ключевой ответ «да», было равно (примерно равно) числу вопросов с ключевым ответом «нет».

Установка на неопределенные ответы. Эти ответы иногда называют ответами средней категории, поскольку они находятся как бы между «да» и «нет». Обследуемый склоняется к преимущественному вы­бору ответов типа «не знаю», «неуверен» или «затрудняюсь ответить».

 

Еще одна установка называется установкой на «крайние» ответы. Проявляется при использовании многоэлементной рейтинговой шкалы, по которой предлагается дать ответ на каждое задание.

 

Исследования описанных здесь установок, прошли че­рез два этапа. Первоначально установки полагались источником ошибок, и в свя­зи с этим прилагались значительные усилия для устранения их влияния. Позднее эти установки были поняты как индикаторы личностных особенностей и обозначены понятием «стиль ответа». Другими словами, и установка на социально одоб­ряемые ответы, и установка на согласие, свойственны разным типам личности. Поэтому результаты, полученные с помощью личностных опросников, даже в том случае, когда действие той или иной установки оказывает определенное влияние на ответы, имеют диагностическое значение.

 

Глава 3. Проективные техники

Виды проекций. Психологическое понятие проекции (от лат. projectio — выбрасывание) появляется впервые в психоанализе, где оно прочно связано с защитными механизмами «Я». Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, суб­лимацией и др.) рассматривается в психоанализе в качестве одного из защитных механизмов.

Понимание проекции в качестве защитного механизма было названо «классической проекцией».

Проекция, не привязанная на­мертво к сфере бессознательного, вечно конфликтующего с сознанием, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности, была названа «атрибутивной проекцией».

«Аутистической проекцией» было названо явление, в основе которого лежит детерминированность восприятия актуальными потребностями человека. Этот феномен был обнаружен в ходе демонстрации обследуемым на экране расфокусированных изображений разных объектов. Оказалось, что изоб­ражения пищи ранее распознаются голодными, чем сытыми.

Д. Холмс (1968) выделяет два «измерения» проекции. Первое — что проецируется (наличие—отсутствие проецируемой черты), второе — осознание проецируемо­го (таблица 4.1).

Симилятивная проекция, в соответствии с психоаналитической концепцией, выполняет защитную функцию.

Таблица 4.1. Классификация проекций по двум измерениям(Холмс Д., 1968)

Осознание субъектом проецируемой черты Наличие у субъекта проецируемой черты Отсутствие у субъекта проецируемой черты
Субъект не осознает собственную черту Симилятивная проекция   Проекция Панглосса и Кассандры
Субъект осознает собственную черт Атрибутивная проекция   Комплементарная проекция

Проекцию Панглосса и Кассандры можно рассматривать как вариант защитно­го механизма «реактивное образование». Это результат действия одного из защитных механизмов, который приводит к возникновению спо­соба поведения, противоположного вытесненному стремлению. Например, преувеличенная забота о ребенке, которого мать ненавидела или ненавидит.

Комплементарная проекция предполагает проекцию черт, дополнительных к тем, которыми субъект обладает в действительности. Например, порой, испы­тывая страх, мы склонны едва ли не каждого человека воспринимать как нам угрожающего. В этом случае приписываемая другим черта, скажем агрессивность, позволяет объяснить собственное состояние.

Атрибутивная проекция — при­писывание имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты.

 

Классификация проективных методик. Для обозначения определенного типа психологических методик понятие проекции впервые используется Л.Франком в 1939 году.

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:

1) неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

2) отсутствие ограничений в выборе ответа;

3) отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».

 

Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик. Эта клас­сификация, с предложенными позднее изменениями и дополнениями сегодня наиболее полно характеризует проективную технику.

1. Конститутивные. Испытуемому предлагается какой-либо аморфный мате­риал, которому он должен придать смысл. Примером может служить мето­дика Роршаха. Обследуемому задается только один вопрос: «Что это может быть, на что это похоже?» Полагается, что в процессе ин­терпретации изображений, придания им смысла, испытуемый проецирует свои внутренние установки, стремления и ожидания на тестовый материал.

2. Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его.

Сценотест, например, состоит из миниатюрных человеческих фи­гур, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни, а по определенным особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы, как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения.

3. Интерпретативные. Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Тест тематической апперцепции — хорошая иллю­страция этого вида методик.

4. Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в осо­бо организованных условиях. Например, психодрама позволяет субъекту не только аффек­тивно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиться терапев­тического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.

5. Рефрактивные. Личностные особенности, скрытые мотивы исследователь стремится диагностировать по тем непроизвольным изменениям, которые вносятся в общепринятые средства коммуникации, например речь, почерк.

6. Экспрессивные. Осуществление испытуемым изобразительной деятельно­сти, рисунок на свободную или заданную тему, например методика «Дом—дерево—человек».

7. Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы. Например, тест Люшера.

8. Аддитивные. В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа.

 

Роль стимула в проективных методиках. Спецификой проективных методик яв­ляется неоднозначность, неопределенность (слабоструктурированность) исполь­зуемых стимулов. Эта особенность стимула считается необходимым условием для реализации процесса проекции. Чем менее структурирован стимул, тем ярче в процессе его интерпретации проявляется личность.

Основополагающим принципом для объяснения и анализа феномена проецирования, служит представление об активности процесса восприя­тия, его личностном характере. С помощью проективной техники мы проникаем в мир воображаемого поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дерз­кие и безрассудные поступки, совершаемые в нем, вполне сочетаются с осторожностью и уравновешенностью в реальных жизненных ситуациях.

Проективные методики следует рассматривать как приемы опосредованного изучения лич­ности, основывающиеся на построении специфической, пластичной (слабоструктурной) стимульной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в воспри­ятии соответствующих ситуации тенденций, установок, отношений и других личностных осо­бенностей.

Психодиагностика эмоциональной сферы с помощью теста Люшера. Изучение эмоциональных особенностей личности удобно проводить с помощью теста Люшера.

Предполагается, что восприятие отличий света и тьмы, а затем и цвета - одно из наиболее ранних целостных впечатлений человека об окружающем его огромном мире. Исследовав на этой основе взаимосвязь световой ситуации и динамики физиологических и психологических состояний, Макс Люшер (1993) создал удивительный тест, необыкновенно простой внешне и, одновременно, наполненный ценной информацией. Из тысяч изученных цветовых эталонов было отобрано двадцать три. Они предъявляются обследуемому в семи субтестах: оттенки серого цвета, восьмицветовой набор, основные цвета, оттенки основных цветов (четыре субтеста). Тест выявляет актуальный для момента обследования способ построения отношений человека с миром и отношение обследуемого пациента к различным внутренним тенденциям: если пациент напряженно ожидает условий удовлетворения актуальных потребностей или тревожен в связи с чем-то, - его состояние так повлияет на отношение к цветовым эталонам, что его спонтанные решения это отчетливо проявят.

Отсутствие жесткой нозологической привязки и многих привычных для тестов требований ставит эту методику в ряд почти универсальных. Принято считать, что для зрячих (независимо от сохранности цветового зрения) серьезной трудностью для адекватного выполнения теста является существенное интеллектуальное снижение или сопоставимая по дезорганизующему влиянию совокупность других факторов. Поэтому, если при выполнении теста обнаруживаются различные трудности, отсутствие иерархии предпочтений, амбивалентные решения и т.п.,- это само приобретает значение диагностической информации.

Идентификация некоторых областей и источников фрустраций, выявление тревожных компонентов, вегетативные тенденции, стремления, компенсаторные явления, отношение к эмоциональным связям или социализации, к пассивности и активности, витальности и духовности, - все это может стать предметом описания состояния и преобладающих тенденций в эмоциональной сфере обследуемого, через которую, с помощью теста, проявляют и реализуют себя различные аспекты его индивидуальности. По одним сведениям тест весьма проницателен, независим в базовых отношениях от культурных ориентаций и сознательных намерений обследуемого, тогда как по другим представлениям его способность независимо отражать устойчивые эмоциональные особенности обследуемого сомнительна. Возможно, разная успешность применения теста связана с качественным характером методики, проблематичностью формализации полученных по ней данных Тем не менее, методика очень широко и эффективно используется, причем нередко с привлечением некоторых показателей, полученных формализованными средствами обработки: выделена так называемая аутогенная норма, применяется расчет суммарного отклонения от аутогенной нормы, вегетативного коэффициента, сопряженных с ними величин, оценочных диапазонов их варьирования.

Чаще других используется восьмицветовой субтест методики, в данных по которому выделяют: стремления и используемые способы их реализации; избегания и подавляемые или отвергаемые потребности и способы; актуальные проблемы (сочетание областей стремлений и избеганий); уместные в данной ситуации, как кажется обследуемому, состояния и способы; неактуализированые по отношению к ситуации тенденции. При тестировании предлагают обследуемому последовательно выбирать из имеющихся наиболее симпатичные в этот момент цветовые эталоны или самые симпатичные, а затем самые неприятные. Лучше сделать два выбора (в полном варианте они разделены 4 - 7 минутной работой с другими субтестами), и сравнивать данные выборов между собой различными приемами. С помощью этих же цветовых эталонов проводят другие варианты обследования, например, парные сравнения (для всех образцов восьмицветового набора), тест цветовых отношений (характеристика эталонами определенного объекта - слова, медикамента и др.).

Качественная интерпретация значения эталонов, их комбинаций и взаимосвязей обширна и многогранна, вариативна в зависимости от различных сочетаний проявления обследуемым отношения к ним. В практике трактовка результатов нередко опирается на вспомогательные интерпретационные таблицы, "подсказывающие" отдельные варианты содержательного понимания данных. Приведем здесь основные темы, которые мало осознаваемо связаны с цветовыми эталонами восьмицветового набора, и присвоенные им условные обозначения. Отношение к эталону расценивается как проявление отношения к затронутым соответствующей темой аспектам жизни человека.

 

Средне-серый (0). Отношение к социальной интеграции, к коллективу, эмоциональная включенность в социальное взаимодействие.

 

Темно-синий (1). Концентрация на глубине чувств, любви и нежности унифицирующих, гетерономных связей, тяготеющих к уравновешенности идеальной гармонии, удовлетворенности и привязанности.

 

Сине-зеленый (2). Концентрация на гибкости воли собственничества, упрямо стремящегося к самоутверждению, самоуважению, власти, к самооценке и волевому самовыражению своего Я в соответствии со своим уровнем притязаний.

 

Оранжево-красный (3). Возбудимость, страсть, движение, жизненная динамика, сексуальность, эксцентричность, активность, доминирование, соперничество, наступательно-агрессивная автономия, сила воли, стремящейся действовать и добиваться успеха.

 

Светло-желтый (4). Гетерономность при эксцентричной спонтанности, активная любознательность с направленностью в будущее, экспансивное честолюбие, надежды, проекции, раскрытие отношения к внешнему миру, ожидание перемен, расслабление, разнообразие, веселость, оригинальность.

 

Фиолетовый (5). Сенсибилизация, возбудимость, магически-эротическое отождествление, мистичность идентификации и самоидентификации в связях.

 

Коричневый (6). "Оно", управляющее реализацией физиологических побуждений, статус "оно", отношение к удовлетворению физических, жизненных потребностей.

 

Черный (7). Абсолютизация, усиление значения, интенсификация позиций, усилий, чувств, отношение к ценности авторитета, к року, судьбе, жизни, смерти,- к тому, что может иметь абсолютный статус.

 

Во многих ситуациях, когда применение полного или даже восьмицветового вариантов теста Люшера затруднительно, иногда пробуют получить данные об эмоциональном состоянии пациента, связанном с его самопониманием в данный момент, за счет использования одних лишь карточек, отражающих основные (в модели автора) потребности человека. Эти карточки попарно сравнивают между собой в последовательности:

 

1. Темно-синий Светло-желтый

2. Сине-зеленый Оранжево-красный

3.Темно-синий Сине-зеленый

4. Оранжево-красный Светло-желтый

5. Темно-синий Оранжево-красный

6.Сине-зеленый Светло-желтый

 

Полученные таким способом данные интерпретируют и оценивают по таблице сравнения четырех основных цветов. Краткая интерпретация, помогающая быстро сориентироваться в преобладающих мало осознаваемых эмоциональных тенденциях, может быть также сделана по таблице крайних оценок в этом субтесте.

 

 

ВЫБОР ЭТАЛОНОВ «ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ»

 

I Темно-синий. Инвестиция во внутренний мир, связь в едином целом, гетерономия, пассивность

D Сине-зеленый. Оборона внутреннего мира, власть собственности, автономия, пассивность

О Оранжево-красный. Оккупация внешнего мира, реализация либидо, автономия, активность

Р Светло-желтый. Проекция во внешний мир, направленность ожиданий и притязаний на окружение, гетерономия, активность

Проективные методики или «объективные тесты»? Объективные методики считаются созданными на основе фундаментальных принципов измерения, неоднократно апробированных в психологии; они стандартизованы, высоконадежны и валид­ны. Проективные методики объявляются теми, в которых едва ли не полностью игнорируются принципы измерения, а полученные с их помощью данные под­вергаются субъективной, зависимой от личных предпочтений исследователя, ин­терпретации.

Такого рода представления о проективных и объективных методиках тенден­циозны и упрощены. Любая стимульная ситуация, которая не структурирована в расчете на однозначную, специфичную реакцию, может вы­звать проективный процесс. Реакция на вопросы определяется субъективностью суждения испытуе­мого, усиливающейся неопределенностью формулировок, наличием неизбежных, зачастую неосознаваемых искажений в выборе ответов, в том числе обусловлен­ных защитными механизмами.

В то же время, многие из проективных методик предусматривают не только качественную, но и количественную оценку полученных результатов. Основательная психометри­ческая проработка сближает их с объективными тестами (к такого рода методикам можно отнести те, в которых предлагают завершить неоконченные предложения, некоторые варианты ТАТ и др.).

Проективные методики, как никакие другие, способству­ют проявлению разнообразия индивидуальных реакций. Поэтому к ним наиболее применимо известное положение о том, что хороший тест — это старый тест. Для снижения размерности множественных реакций — ответов, стимулируемых проективной методикой, и оценки их личностного содержания необходимы значительные исследования, длящиеся нередко десятилетиями. Поэтому-то так ред­ки разработки новых проективных методик и столь живучи созданные много лет назад. Следует признать, что на нынешнем уровне развития теории и практики психодиагностики создание новых проективных методик (за исключением доста­точно узко ориентированных и близких им методик типа «неоконченных расска­зов» и т.п.) не может оправдать тех усилий, которые необходимо приложить для решения этой задачи.

 

Основными ошибками в интерпретации данных являются:

· эффект «первого впечатления» — ошибка, основанная на переоценке диагностического значения первичной информации;

· ошибка атрибуции — приписывание обследуемому черт, которых у него нет, или рассмотрение нестабильных черт в качестве стабильных;

· ошибка ложной причины;

· познавательный радикализм — тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

· познавательный консерватизм — предельно осторожная формулировка гипотез.

 

Глава 4. Патопсихологическое экспериментальное исследование

Разграничение понятий «патопсихология» и «психопатология». Патопсихология и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Б. Д. Карвасарский (2004) усматривает различие между патопсихологией как разделом клинической психологии и психопатологией как сугубо медицинской дисциплиной (раздел психиатрии).

Психопатология описывает психические нарушения медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и критериями (возникновение, прогноз и исход патологического процесса).

Предметом психопатологии является изучение общих особенностей психических заболеваний, выявление психопатологических механизмов психических нарушений.

Предметом патопсихологии является по определению Б.В.Зейгарник (1986) «изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности (при патологии) в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме».

При всей близости объекта исследований - психики, патопсихология и психопатология отличаются своими предметами и методами. В практике психиатрии преобладает клинико-описательный метод исследования психопатологических явлений психики. В патопсихологическом исследовании - экспериментальный метод выявления нарушений психической деятельности.

Задачи патопсихологии в клинической практике. Прикладное значение патопсихологии ориентировано на решение ряда вопросов психиатрической практики:

 

1. Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного, его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Специальные экспериментально-психологические исследования помогают выявить такие признаки нарушений психической деятельности, которые образуют специфический патопсихологический симптомокомплекс и, следовательно, дают клиницисту дополнительные данные для постановки диагноза.

2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией, т.е. неоднократное исследование больного однотипным набором методик позволяет установить динамику изменений психики под влиянием лечения. Динамические патопсихологические исследования позволяют также установить наступление ремиссии или дефекта психики больных (например, шизофренией), прогнозировать течение заболевания.

3. Психодиагностика лиц, проходящих судебно-психиатрическую, воинскую и медико-социальную экспертизу. Психолог при этом предоставляет врачу-эксперту данные, облегчающие решение диагностических вопросов, установление структуры не только нарушенных, но и сохранных сторон психики для объективного представления о психике подэкспертных в целях судебно-психиатрической, воинской и трудовой экспертизы. Отдельным видом экспертной деятельности психолога является проведение однородной и комплексной психолого-психиатрической экспертизы, поскольку при ее выполнении психолог-эксперт решает самостоятельные задачи своего круга компетенции.

4. Психокоррекционная деятельность. В последние годы наметилась тенденция активного включения психологов в проведение психотерапии. При ее проведении психолог должен четко разграничивать сферы компетенции и не брать на себя функции врача в лечении болезни. В связи с этим выделяются следующие задачи патопсихолога в психотерапевтическом процессе: психодиагностика в целях определения объема и выбора для конкретного больного формы психотерапии; психодиагностика личностных свойств больного, на которые следует в процессе психотерапии обратить особое внимание (сохранные, ресурсные); психодиагностика внутренней картины болезни, мотивации, эмоций, интеллекта больного для определения стратегии и конкретных методик психотерапевтического процесса; самостоятельное психокоррекционное значение психодиагностики, проясняющей больному его ресурсные возможности, сохранные стороны психики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.