Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы управления функциональным




321

Приемов управления состоянием

Психологического стресса

И коррекции состояния


■ Г*


Глава 12

Обоснование и классификация

,v/ психологического стресса


Проблема борьбы со стрессом, противодействия ему путем разработки и внедрения различных мероприятий профилак­тического характера, а также методов и средств оперативной регуляции (коррекции) функционального состояния привле­кает к себе все возрастающий интерес не только специалистов в этой области научных знаний и практики, но и различных слоев и категорий населения. Средства массовой информации уделяют постоянное внимание рекомендациям психологов и врачей, как следует решать личные и семейные проблемы, конфликты на работе, опасные события на улице и в транспор­те, как вести себя в сложных ситуациях и при экстремальных воздействиях в быту и на производстве, как пережить тревогу, горе, несчастье, разочарование, обиду и т. д. Неизмеримо больше впечатляет личное соприкосновение или нахождение в ситуациях, связанных с воздействием разнообразных стрес-согенных факторов, с развитием стресса в результате потери близких, серьезных хронических или острых заболеваний, внутри- и межличностных конфликтов дома и на работе, с серьезными профессиональными неудачами и происшестви­ями и т. д. Некоторые чрезвычайные события носят массовый характер — землетрясения, наводнения, пожары, радиацион­ное заражение, транспортные аварии и катастрофы, — и бес­покойство, тревога, стресс усиливаются в результате взаимной индукции переживаний и страха у людей.

Как следует из материалов психологических исследований [ 10, 28, 44, 199, 452 и др.], можно выделить пять групп жизнен­ных стрессорных ситуаций: 1) повседневные неприятности (в транспорте, семье, магазинах, на работе); 2) сложные события


320 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресс а


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса



 


периодического характера на жизненном пути (неудачи при по­ступлении в вуз, увольнение с работы, уход на пенсию и т. п.); 3) непредвиденные, неожиданные печальные события (опасная болезнь, невосполнимый ущерб, трагическая потеря); 4) неуда­ча, конфликт на работе, в семье (авария на производстве, не­справедливость в отношениях на работе, разлад в семье, развод и т. п.); 5) война, стихийное бедствие, крупные катастрофы. По­следняя группа чрезвычайных обстоятельств создает психотрав-мирующее воздействие пролонгированного характера, которое может изменить образ жизни людей, их сознание, ценностные установки и даже личностные черты. Примером последствий та­ких воздействий является развитие посттравматического стрес­сового расстройства у ветеранов войны во Вьетнаме, на Ближ­нем Востоке, в Афганистане и Чечне, а также у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Л.И. Анцыферова на основании анализа литературных источников отмечает, что «... для всех ветеранов с психотравмирующими нарушениями характерным стало отчуждение от общества, которое оказалось для них незнакомым, даже враждебным. Они продолжали пере­живать перипетии войны, ситуации боевых действий, потери и неудачи. Иными словами, в сознании ветеранов жили два мира со своими особыми законами, и более живым, активным оказы­вался мир войны, препятствующий полноценному вхождению этих людей в мирную действительность» [10, с. 11—12].

Преодоление стресса достигается либо путем изменения взаимосвязи между человеком и окружающей средой, взаим­ной адаптации субъекта и объекта (в том числе условий тру­да), — и в этом заключается профилактическое (превентивное) направление предупреждения стресса. Это происходит либо за счет изменения стрессорной реакции в результате повы­шения устойчивости организма и психики к воздействию стресс-факторов, поддержания функционального состояния и работоспособности на устойчивом рациональном уровне в течение заданного времени, снижения чрезмерных функ­циональных, эмоциональных и поведенческих реакций на стрессогенное воздействие, восстановления функциональ­ного состояния после выраженных стрессорных воздействий. Данное направление преодоления стресса имеет, как правило, оперативный характер коррекционных воздействий. Первое


направление преодоления стресса связано с созданием рацио­нальных, благоприятных условий для жизни и деятельности человека, носит достаточно генерализованный характер, рас­считанный на предотвращение стресса за счет приспособления окружающей среды и деятельности (ее содержания, условий и организации) к возможностям, особенностям, как правило, достаточно обширного людского контингента. Второе направ­ление предусматривает решение задачи преодоления стресса в основном у конкретного человека с учетом его индивидуаль­ных особенностей реакции на стрессогенные факторы путем использования методов и средств изменения, нормализации его функционального состояния и работоспособности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.