КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эргономическое проектирование профессиональной деятельности
Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса
циональную напряженность на основе актуализации психического образа сложной, опасной, вредной, а следовательно, травмирующей, тревожной ситуации. Психологические особенности человека и профессиональной деятельности в системах управления техникой, особенно в экстремальных условиях, подчас приводят к возникновению ошибочных действий, которые обусловливают отказы технических систем, аварии и катастрофы. Этим нарушениям предшествует или их сопровождает развитие состояния психической напряженности и стресса, которые часто являются стойкими последствиями этих событий и приводят к снижению работоспособности и профессиональной пригодности, возникновению болезненных состояний. Обзор литературы свидетельствует о том, что число аварий в опасных сферах деятельности по причине ошибок человека за последние тридцать лет возросло в четыре раза, а именно с 20 до 80% от всех причин. Эти высокие цифры происшествий проявляются в процессе деятельности человека при эксплуатации техники, но их предпосылки зарождаются при ее проектировании, изготовлении и обслуживании. Из-за недостаточного учета психологических, психофизиологических, антропометрических и других возможностей человека в конструкции систем управления, в условиях и организации деятельности, в ее содержании и способах реализации происходит около 30—40% всех ошибок человека в авиации, более 60% тяжелых транспортных происшествий, более 50% аварий в энергосистемах. Из-за ошибок человека вследствие его недостаточной подготовленности, неблагоприятных психологических особенностей, утомления, стресса и других причин индивидуального характера происходит 60—80% всех аварий и несчастных случаев в промышленности и на транспорте. До 90% дорожно-транспортных происшествий возникает в связи с ошибками водителей в прогнозах ситуации и при принятии решений [6, 37, 43, 86, 113, 187]. В проблеме профессиональной и функциональной надежности человека одним из основных направлений является изучение причин ошибочных действий в целях профилактики ошибок и возможных их последствий, в том числе развития неблагоприятных функциональных состояний (например, стресса). Ошибки человека должны рассматриваться не только как причина осложнения, ухудшения профессиональной деятельности, нарушения состояния профессионально важных качеств человека и его функциональных расстройств, но и как следствие индивидуальных особенностей психических и физиологических функций, проявляющихся в данных условиях. Возможность ошибочных действий человека может быть заложена в форме неоптимальных и даже неверных решений на стадиях разработки, создания, экспертизы, обслуживания не только орудий труда (техники), но и всех остальных компонентов системы деятельности (ее организации и условий, отбора и подготовки специалистов). Для многих видов деятельности особую важность представляет определение причин ошибочных действий, которые связаны с нарушением процессов преобразования рабочей информации. Знание этих причин определяет пути их предотвращения и тем самым профилактики развития профессионального стресса. Анализ ошибочных действий свидетельствует о том, что основной их причиной является объективное отсутствие регулятивной информации, что всегда ведет к нарушениям структуры соответствующей деятельности. Довольно часто это связано с подпороговым характером подачи информации, с недостатками в обратной связи для регуляции процессов управления, со слабой дифференциацией между параметрами различных сигналов. Широко распространен класс причин, связанный с неиспользованием предложенной информации в результате маскировки сигнала, отвлечении внимания, превышения значений и т. п. с непреднамеренным пропуском отображенной информации, с потерей информации вследствие ее избыточности, с ложной идентификацией и интерпретацией информации, с ошибочными суждениями, с неправильным построением программ действий, с несвоевременными и неточными действиями и т. д. В качестве причин возникновения ошибочных действий могут также выступать а) эмоции, ассоциирующиеся с конкретным событием, профессиональной ситуацией, трудовой задачей; б) неопределенность информации, если ее не хватает для оценки ситуации; в) значимость события [37, 216]. Информационными причинами развития психологического стресса являются не только ситуации, связанные с на- Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса
рушением процесса преобразования информации, но также и интенсивная рабочая нагрузка, неудовлетворительная организация в предъявлении информации, технические сбои в работе и т. д. По своей роли в формировании состояния стресса все информационные причины можно разделить на а) семантические — высокая субъективная сложность и ответственность задания, опасность, неопределенность и непредсказуемость развития ситуации, противоречивость информации и т. п.; б) операциональные — дефицит или избыточность информации, большой объем и нарушение ритма поступления информации и т. п.; в) временные — дефицит времени, аритмичность поступления или высокий темп предъявления информации, неопределенность времени поступления сигнала и т. п.; г) организационные — низкая вероятность и неопределенность момента предъявления информации, отвлечение внимания, совмещенная деятельность и т. п.; д) технические — отказ системы, блокировка и маскировка сигнала, ложная информация, интерференция сигналов, недостаточный привлекающий эффект сигналов и т. п. [29]. Информационные причины развития психологического стресса заключаются не только в непосредственном влиянии перечисленных факторов, но и в нарушении функционального состояния специалиста и в опосредованном воздействии на его работоспособность. Установлено, что главные причины аварийности в авиации связаны с личным фактором в области профессиональной подготовки, организации управления и обеспечения полетов. Среди причин ошибок отмечаются недостатки восприятия (40—70%) и переработки информации (19—40%), неправильное принятие решения (12—20%). Ошибочные действия в процессе эксплуатации техники привели к предпосылкам летных происшествий в 8% случаев, ошибки в технике пилотирования — в 20%. По данным мировой статистики, среди причин ошибочных действий снижение работоспособности вследствие заболевания и утомления отмечается не более чем в 2—4% случаев, в виду чрезмерной эмоциональной напряженности (стресса) — в 10—15% случаев, в связи с неблагоприятными индивидуально-психологическими особенностями — в 9—12% случаев [27, 174]. Приведенные данные свидетельствуют, что снижение про- фессиональной и функциональной надежности человека, которое проявляется в увеличении количества ошибочных действий и развитии состояния стресса, может быть следствием многочисленных причин. Это прежде всего непосредственные причины, которые связаны с неблагоприятными факторами информационного взаимодействия человека с окружающим миром и семантической (смысловой), процессуальной, пространственно-временной и организационно-технической экстремальности трудовой деятельности. Главной причиной возникновения стресса являются индивидуальные особенности человека (субъекта труда), а именно его морально-нравственные качества (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.), профессиональные (низкий уровень знаний, навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.), психологические (низкое развитие профессионально важных качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т. п.), физиологические качества (снижение резервов организма, неблагоприятные функциональные состояния, низкие адаптационные возможности, недостаточный уровень чувствительности анализаторов и т. п.). Сопутствующие причины способствуют проявлению непосредственных и главных причин, а также предрасполагают к развитию стресса — это нарушения в организации труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка, контроль за результатами деятельности, охрана труда и техника безопасности и т. п.), недостатки в конструкции и компоновке приборов, в устройстве и загрузке органов управления, светотехнических характеристиках приборов и т. п.), неблагоприятные условия труда (микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, шум, освещенность, конструкция рабочего места, психологический климат, совместимость, сплоченность в коллективе, социально-ролевой статус и т. п.). Указанное разделение причин развития стресса в известной степени условное, и в ряде профессий при определенных обстоятельствах (например, какие характеристики деятельности являются предметом основного изучения и рекомендации какого рода предполагается обосновать) некоторые сопутствующие причины могут рассматриваться как составная часть непосредственных причин [29]. 348 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса Характер причин развития стресса определяет основные направления в обеспечении его преодоления. Одним из профилактических направлений предупреждения состояния стресса является эргономическое обеспечение проектирования и создание системы деятельности, в которой каждый ее компонент (субъект, содержание, средства, условия, организация) соответствовал функциональным особенностям, возможностям человека, в том числе по переносимости экстремальных воздействий и проявлении устойчивости к стрессу. Содержание процесса проектирования будущей или совершенствование существующей деятельности и отдельных ее компонентов (например, орудий или условий труда) заключается в обосновании требований к ней, в последующей их реализации на этапах проектирования и создания объекта и оценки, проверки результатов разработки поставленным требованиям. Эргономическое проектирование является составной частью процедуры технического (конструкторского) проектирования объекта (деятельности) и представляет собой процедуру реализации эргономических (психологических, физиологических, гигиенических и др.) требований к средствам, содержанию, условиям и организации деятельности на этапах разработки технического задания, технического предложения, эскизного и технического проектов, изготовления и испытания опытного образца средств деятельности, коррекции принятых решений, обоснования предложений по организации деятельности и т. д. [112, 134,174, 189 и др.]. Содержание эргономического проектирования деятельности предусматривает решение вопросов по включению человека в проектируемую деятельность и обеспечению не только ее эффективности и надежности, но также личной и коллективной безопасности человека, сохранения здоровья и функциональной устойчивости к воздействию экстремальных факторов деятельности. На этапах проектирования должны решаться такие вопросы, как распределение функций между Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса специалистами и между человеком и техникой, определение структуры, алгоритмов рабочего процесса, способов выполнения работы, требований к психологическим характеристикам человека, на этой основе — проектирование технических средств деятельности (средств отображения информации, органов управления, компоновки рабочего места). Решение перечисленных задач предусматривает создание рациональных, с точки зрения функциональных возможностей человека обеспечения его работоспособности, условий для эффективного выполнения трудовых задач. На основании экспериментальных исследований и опыта трудовой деятельности в определенной области (профессии) формируются эргономические требования к вновь проектируемым видам орудий труда, содержанию трудового процесса, условиям и организации его реализации, а также к мероприятиям по профессиональному отбору и подготовке специалистов. Исходя из своеобразия характеристик человека, лежащих в основе эргономических требований, последние классифицируются на следующие группы: 1) гигиенические, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятельности человека и ограничивают (в виде нормативов) воздействие на него неблагоприятных факторов рабочей среды; 2) психологические, обусловленные особенностями психических процессов, свойств и состояний и определяющие особенности реализации функций по преобразованию информации и их устойчивой реализации при воздействии экстремальных факторов деятельности; 3) физиологические, отражающие энергетические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности, функциональные (адаптационные) резервы организма и т. п.; 4) антропометрические, обусловленные размерными характеристиками человеческого тела (рук, ног, туловища) и определяющие пространственно-метрическую конфигурацию рабочего места специалиста. Требования к средствам отображения информации (СОИ) заключаются в том, что они должны адекватно отображать объекты управления и окружающую среду; по количеству информации — обеспечивать рациональную информационную нагрузку и не приводить к стрессогенным условиям ее 350 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса дефицита, избыточности и т. п., по форме и композиции СОИ должны соответствовать трудовым задачам и психологическим возможностям по преобразованию информации и т. д. Требования к органам управления (ОУ) отражают необходимость располагать их в соответствии с функциональной последовательностью рабочих действий с учетом сложившегося у человека стереотипа движений, обеспечивать равномерность загрузки обеих рук и ног специалиста и рациональность (с точки зрения продолжительности работы, точности и координированное™ рабочих движений и т. д.) мышечных усилий, кодировать ОУ формой и местоположением, чтобы не допускать перепутывания при их использовании без зрительного контроля, располагать ОУ с учетом принципа экономии движений и т. д. Требования к рабочему месту определяют необходимость обеспечения зрительной и слуховой связи специалиста с оборудованием, а также между специалистами при совместной деятельности, использование средств защиты от опасных и вредных факторов внешней среды, создание рабочего пространства для осуществления необходимых движений и перемещений в процессе выполнения трудовых задач, обеспечение соответствия конструкции рабочего места антропометрическим, психологическим и физиологическим характеристикам человека, выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя) и т. д. Требования к рабочей среде заключаются в том, что ее факторы (гигиенические, социальные, психологические) при их воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье, вызывать экстремальные состояния, психическое перенапряжение, стресс и снижать эффективность и надежность профессиональной деятельности. Требования к организации деятельности предусматривают рациональное планирование режима труда и отдыха, а также рабочей нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановление работоспособности, распределение служебных обязанностей и расстановки кадров, стимулирование труда в целях обеспечения его эффективности и безопасности, сохранения профессионального здоровья и долголетия и т. д. Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса Более подробно эргономические требования к проектируемой профессиональной деятельности и ее компонентам изложены в ряде специальных работ [60, 89, 91, 96, 112, 134, 227 и др.]. Следует еще раз отметить, что соблюдение эргономических требований обеспечивает адекватность рабочей нагрузки функциональным возможностям человека, снижение экстремальности воздействующих на него факторов деятельности, поддержание работоспособности на заданном уровне, сохранение допустимого функционального состояния и тем самым предупреждение развития состояния психологического стресса.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |