Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эргономическое проектирование профессиональной деятельности




Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса


 


циональную напряженность на основе актуализации психи­ческого образа сложной, опасной, вредной, а следовательно, травмирующей, тревожной ситуации.

Психологические особенности человека и профессиональ­ной деятельности в системах управления техникой, особенно в экстремальных условиях, подчас приводят к возникнове­нию ошибочных действий, которые обусловливают отказы технических систем, аварии и катастрофы. Этим нарушениям предшествует или их сопровождает развитие состояния пси­хической напряженности и стресса, которые часто являются стойкими последствиями этих событий и приводят к сниже­нию работоспособности и профессиональной пригодности, возникновению болезненных состояний.

Обзор литературы свидетельствует о том, что число аварий в опасных сферах деятельности по причине ошибок человека за последние тридцать лет возросло в четыре раза, а именно с 20 до 80% от всех причин. Эти высокие цифры происше­ствий проявляются в процессе деятельности человека при эксплуатации техники, но их предпосылки зарождаются при ее проектировании, изготовлении и обслуживании. Из-за недостаточного учета психологических, психофизиологиче­ских, антропометрических и других возможностей человека в конструкции систем управления, в условиях и организации деятельности, в ее содержании и способах реализации проис­ходит около 30—40% всех ошибок человека в авиации, более 60% тяжелых транспортных происшествий, более 50% аварий в энергосистемах. Из-за ошибок человека вследствие его не­достаточной подготовленности, неблагоприятных психоло­гических особенностей, утомления, стресса и других причин индивидуального характера происходит 60—80% всех аварий и несчастных случаев в промышленности и на транспорте. До 90% дорожно-транспортных происшествий возникает в связи с ошибками водителей в прогнозах ситуации и при принятии решений [6, 37, 43, 86, 113, 187].

В проблеме профессиональной и функциональной на­дежности человека одним из основных направлений является изучение причин ошибочных действий в целях профилактики ошибок и возможных их последствий, в том числе развития неблагоприятных функциональных состояний (например,


стресса). Ошибки человека должны рассматриваться не только как причина осложнения, ухудшения профессиональной дея­тельности, нарушения состояния профессионально важных качеств человека и его функциональных расстройств, но и как следствие индивидуальных особенностей психических и физи­ологических функций, проявляющихся в данных условиях.

Возможность ошибочных действий человека может быть заложена в форме неоптимальных и даже неверных решений на стадиях разработки, создания, экспертизы, обслуживания не только орудий труда (техники), но и всех остальных ком­понентов системы деятельности (ее организации и условий, отбора и подготовки специалистов). Для многих видов дея­тельности особую важность представляет определение причин ошибочных действий, которые связаны с нарушением процес­сов преобразования рабочей информации. Знание этих причин определяет пути их предотвращения и тем самым профилакти­ки развития профессионального стресса. Анализ ошибочных действий свидетельствует о том, что основной их причиной является объективное отсутствие регулятивной информации, что всегда ведет к нарушениям структуры соответствующей деятельности. Довольно часто это связано с подпороговым характером подачи информации, с недостатками в обратной связи для регуляции процессов управления, со слабой диффе­ренциацией между параметрами различных сигналов. Широко распространен класс причин, связанный с неиспользованием предложенной информации в результате маскировки сигнала, отвлечении внимания, превышения значений и т. п. с не­преднамеренным пропуском отображенной информации, с потерей информации вследствие ее избыточности, с ложной идентификацией и интерпретацией информации, с ошибоч­ными суждениями, с неправильным построением программ действий, с несвоевременными и неточными действиями и т. д. В качестве причин возникновения ошибочных действий могут также выступать а) эмоции, ассоциирующиеся с кон­кретным событием, профессиональной ситуацией, трудовой задачей; б) неопределенность информации, если ее не хватает для оценки ситуации; в) значимость события [37, 216].

Информационными причинами развития психологиче­ского стресса являются не только ситуации, связанные с на-



Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса


 


рушением процесса преобразования информации, но также и интенсивная рабочая нагрузка, неудовлетворительная органи­зация в предъявлении информации, технические сбои в работе и т. д. По своей роли в формировании состояния стресса все информационные причины можно разделить на а) семанти­ческие — высокая субъективная сложность и ответственность задания, опасность, неопределенность и непредсказуемость развития ситуации, противоречивость информации и т. п.; б) операциональные — дефицит или избыточность информации, большой объем и нарушение ритма поступления информа­ции и т. п.; в) временные — дефицит времени, аритмичность поступления или высокий темп предъявления информации, неопределенность времени поступления сигнала и т. п.; г) организационные — низкая вероятность и неопределенность момента предъявления информации, отвлечение внимания, совмещенная деятельность и т. п.; д) технические — отказ системы, блокировка и маскировка сигнала, ложная информа­ция, интерференция сигналов, недостаточный привлекающий эффект сигналов и т. п. [29].

Информационные причины развития психологического стресса заключаются не только в непосредственном влиянии перечисленных факторов, но и в нарушении функционального состояния специалиста и в опосредованном воздействии на его работоспособность. Установлено, что главные причины аварийности в авиации связаны с личным фактором в области профессиональной подготовки, организации управления и обеспечения полетов. Среди причин ошибок отмечаются не­достатки восприятия (40—70%) и переработки информации (19—40%), неправильное принятие решения (12—20%). Оши­бочные действия в процессе эксплуатации техники привели к предпосылкам летных происшествий в 8% случаев, ошибки в технике пилотирования — в 20%. По данным мировой стати­стики, среди причин ошибочных действий снижение работо­способности вследствие заболевания и утомления отмечается не более чем в 2—4% случаев, в виду чрезмерной эмоциональ­ной напряженности (стресса) — в 10—15% случаев, в связи с неблагоприятными индивидуально-психологическими осо­бенностями — в 9—12% случаев [27, 174].

Приведенные данные свидетельствуют, что снижение про-


фессиональной и функциональной надежности человека, ко­торое проявляется в увеличении количества ошибочных дей­ствий и развитии состояния стресса, может быть следствием многочисленных причин. Это прежде всего непосредственные причины, которые связаны с неблагоприятными факторами информационного взаимодействия человека с окружающим миром и семантической (смысловой), процессуальной, про­странственно-временной и организационно-технической экстремальности трудовой деятельности. Главной причиной воз­никновения стресса являются индивидуальные особенности человека (субъекта труда), а именно его морально-нравствен­ные качества (недисциплинированность, безответственность, небрежность и т. п.), профессиональные (низкий уровень знаний, навыков и умений, отсутствие необходимого опыта и т. п.), психологические (низкое развитие профессионально важных качеств, неблагоприятные особенности личности и психические состояния и т. п.), физиологические качества (снижение резервов организма, неблагоприятные функци­ональные состояния, низкие адаптационные возможности, недостаточный уровень чувствительности анализаторов и т. п.). Сопутствующие причины способствуют проявлению не­посредственных и главных причин, а также предрасполагают к развитию стресса — это нарушения в организации труда (режим труда и отдыха, рабочая нагрузка, контроль за резуль­татами деятельности, охрана труда и техника безопасности и т. п.), недостатки в конструкции и компоновке приборов, в устройстве и загрузке органов управления, светотехнических характеристиках приборов и т. п.), неблагоприятные условия труда (микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте, шум, освещенность, конструкция рабочего места, пси­хологический климат, совместимость, сплоченность в коллек­тиве, социально-ролевой статус и т. п.). Указанное разделение причин развития стресса в известной степени условное, и в ряде профессий при определенных обстоятельствах (напри­мер, какие характеристики деятельности являются предметом основного изучения и рекомендации какого рода предпо­лагается обосновать) некоторые сопутствующие причины могут рассматриваться как составная часть непосредственных причин [29].


348 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

Характер причин развития стресса определяет основные направления в обеспечении его преодоления. Одним из про­филактических направлений предупреждения состояния стресса является эргономическое обеспечение проектирования и создание системы деятельности, в которой каждый ее ком­понент (субъект, содержание, средства, условия, организация) соответствовал функциональным особенностям, возможно­стям человека, в том числе по переносимости экстремальных воздействий и проявлении устойчивости к стрессу.

Содержание процесса проектирования будущей или совершен­ствование существующей деятельности и отдельных ее компо­нентов (например, орудий или условий труда) заключается в обосновании требований к ней, в последующей их реализации на этапах проектирования и создания объекта и оценки, про­верки результатов разработки поставленным требованиям. Эргономическое проектирование является составной частью процедуры технического (конструкторского) проектирования объекта (деятельности) и представляет собой процедуру реали­зации эргономических (психологических, физиологических, гигиенических и др.) требований к средствам, содержанию, условиям и организации деятельности на этапах разработки технического задания, технического предложения, эскизного и технического проектов, изготовления и испытания опытного образца средств деятельности, коррекции принятых решений, обоснования предложений по организации деятельности и т. д. [112, 134,174, 189 и др.].

Содержание эргономического проектирования деятель­ности предусматривает решение вопросов по включению человека в проектируемую деятельность и обеспечению не только ее эффективности и надежности, но также личной и коллективной безопасности человека, сохранения здоровья и функциональной устойчивости к воздействию экстремальных факторов деятельности. На этапах проектирования должны решаться такие вопросы, как распределение функций между


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

специалистами и между человеком и техникой, определение структуры, алгоритмов рабочего процесса, способов выполне­ния работы, требований к психологическим характеристикам человека, на этой основе — проектирование технических средств деятельности (средств отображения информации, органов управления, компоновки рабочего места). Решение перечисленных задач предусматривает создание рациональ­ных, с точки зрения функциональных возможностей человека обеспечения его работоспособности, условий для эффектив­ного выполнения трудовых задач.

На основании экспериментальных исследований и опыта трудовой деятельности в определенной области (профессии) формируются эргономические требования к вновь проек­тируемым видам орудий труда, содержанию трудового про­цесса, условиям и организации его реализации, а также к мероприятиям по профессиональному отбору и подготовке специалистов.

Исходя из своеобразия характеристик человека, лежащих в основе эргономических требований, последние классифи­цируются на следующие группы: 1) гигиенические, которые определяют безвредные и безопасные условия жизнедеятель­ности человека и ограничивают (в виде нормативов) воздей­ствие на него неблагоприятных факторов рабочей среды; 2) психологические, обусловленные особенностями психических процессов, свойств и состояний и определяющие особенности реализации функций по преобразованию информации и их устойчивой реализации при воздействии экстремальных фак­торов деятельности; 3) физиологические, отражающие энерге­тические возможности человека по реализации трудовых задач в различных условиях деятельности, функциональные (адап­тационные) резервы организма и т. п.; 4) антропометрические, обусловленные размерными характеристиками человеческого тела (рук, ног, туловища) и определяющие пространственно-метрическую конфигурацию рабочего места специалиста.

Требования к средствам отображения информации (СОИ) заключаются в том, что они должны адекватно отображать объекты управления и окружающую среду; по количеству информации — обеспечивать рациональную информацион­ную нагрузку и не приводить к стрессогенным условиям ее


350 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

дефицита, избыточности и т. п., по форме и композиции СОИ должны соответствовать трудовым задачам и психологическим возможностям по преобразованию информации и т. д.

Требования к органам управления (ОУ) отражают необ­ходимость располагать их в соответствии с функциональной последовательностью рабочих действий с учетом сложивше­гося у человека стереотипа движений, обеспечивать равно­мерность загрузки обеих рук и ног специалиста и рациональ­ность (с точки зрения продолжительности работы, точности и координированное™ рабочих движений и т. д.) мышечных усилий, кодировать ОУ формой и местоположением, чтобы не допускать перепутывания при их использовании без зритель­ного контроля, располагать ОУ с учетом принципа экономии движений и т. д.

Требования к рабочему месту определяют необходимость обеспечения зрительной и слуховой связи специалиста с обо­рудованием, а также между специалистами при совместной деятельности, использование средств защиты от опасных и вредных факторов внешней среды, создание рабочего про­странства для осуществления необходимых движений и пере­мещений в процессе выполнения трудовых задач, обеспечение соответствия конструкции рабочего места антропометриче­ским, психологическим и физиологическим характеристикам человека, выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя) и т. д.

Требования к рабочей среде заключаются в том, что ее фак­торы (гигиенические, социальные, психологические) при их воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на его здоровье, вызывать экстремальные состояния, психическое перенапряжение, стресс и снижать эффектив­ность и надежность профессиональной деятельности.

Требования к организации деятельности предусматривают рациональное планирование режима труда и отдыха, а также рабочей нагрузки в течение рабочего цикла (смена, день, неделя и т. д.), восстановление работоспособности, распре­деление служебных обязанностей и расстановки кадров, сти­мулирование труда в целях обеспечения его эффективности и безопасности, сохранения профессионального здоровья и долголетия и т. д.


Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

Более подробно эргономические требования к проекти­руемой профессиональной деятельности и ее компонентам изложены в ряде специальных работ [60, 89, 91, 96, 112, 134, 227 и др.]. Следует еще раз отметить, что соблюдение эргоно­мических требований обеспечивает адекватность рабочей на­грузки функциональным возможностям человека, снижение экстремальности воздействующих на него факторов деятель­ности, поддержание работоспособности на заданном уровне, сохранение допустимого функционального состояния и тем самым предупреждение развития состояния психологического стресса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.