Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы групповой профилактики




337

Классификация приемов управления состоянием психологического стресса

Зарождение и развитие психологического стресса определя­ется воздействием совокупности внешних (средовых) и вну­тренних (субъектных) факторов и зависит от индивидуальных


 

I


 

_12Э

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

(психологических, физиологических, профессиональных и др.) особенностей конкретного индивида. К числу внешних факторов, формирующих состояние стресса, относятся экс­тремальные воздействия физико-химических, социальных, профессиональных, организационных, экономических, ин­формационных и других характеристик окружающей среды, интенсивность влияния которых зависит от особенностей внутреннего мира индивида, а именно субъективной оценки значимости события, степени неопределенности воздействия и т. п. (субъективный фактор). Эти факторы чаще всего явля­ются непосредственной причиной возникновения состояния стресса. Но главная причина его развития заключается в ин­дивидуальных особенностях человека, таких как его мораль­но-нравственные (ответственность, дисциплинированность и др.), психологические (мотивация, способности, воля и др.), профессиональные (подготовленность, опыт, способы трудовой активности), физиологические (состояние здоровья, адаптационные возможности, функциональные резервы и др.) и другие факторы, — именно они предопределяют характер оценки стрессогенной ситуации конкретным человеком, сте­пень устойчивости к экстремальному воздействию, наличие способов (стратегий) преодоления стресса, возможности адаптации к стрессогенным факторам и т. д.

В связи с наличием разнообразных условий проявления экстремальности (стрессогенности) в субъект-объектных отношениях в различных ситуациях жизни и деятельности человека, своеобразным характером причинно-следственных связей между перечисленными факторами, особенностями механизмов регуляции состояния стресса, а также достаточно продолжительным опытом исследований и практического применения различных приемов управления состоянием стресса было разработано и предложено большое количество различных методов, приемов, средств преодоления стресса. Некоторые авторы предприняли попытки их систематизации по разным основаниям и принципам [26, 75, 95, 99, 122, 125, 127, 143, 162, 169].

А. Б. Леонова [125] провела анализ разных классификаций методов и средств управления, регуляции функционального состояния. Она считает, что радикальным направлением


330 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

предупреждения развития нежелательных состояний является устранение причин их развития. Этот эффект достигается при эргономическом обеспечении процесса проектирования ново­го вида деятельности, совершенствования или улучшения уже существующих ее видов.

Следует отметить, что способы реализации задач психоло­гического (эргономического) обеспечения трудовой деятельно­сти могут быть использованы в той или иной степени и в других формах и сферах активности человека (учебный процесс, спор­тивная деятельность, досуг, работа по дому и т. д.), что будет способствовать предупреждению нежелательной психической напряженности (внутри- и межличностной), возникновению личностного, семейного, рабочего стресса и т. п.

При всей перспективности указанных направлений про­филактики нарушений функционального состояния и раз­вития стресса в различных условиях жизни и деятельности периодически возникают стрессогенные ситуации, связанные с нарушениями привычного рационального организованного процесса межличностного общения, работы, финансового по­ложения, личностной позиции и т. д. В силу их неожиданности, подчас непредсказуемости, высокой личностной значимости, они могут привести к развитию психической напряженности, психологического стресса и оказать влияние на самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Возможность воз­никновения таких функциональных расстройств требует ис­пользования других, оперативных способов и средств борьбы с явлениями стресса, которые должны быть ориентированы на особенности реакций конкретного человека с точки зрения ее интенсивности, индивидуальной чувствительности к различ­ным способам регуляции состояния и т. п. В ряде случаев не­которые средства целесообразно использовать в стрессогенной ситуации для поддержания благоприятного самочувствия и работоспособности на должном уровне, повышения устойчи­вости организма и психики к воздействию неблагоприятных факторов, а также для ускоренного и полного восстановления функционального состояния или стимуляции повышения уровня функциональной надежности и работоспособности.

Известно довольно большое количество приемов опера­тивного, непосредственного управления функциональным


 

 

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

состоянием человека, некоторые из которых успешно приме­няются или могут быть использованы для регуляции функцио­нального состояния, и в частности преодоления стресса. Их содержание, способы и результаты использования изложены в ряде обзорных работ [47, 67, 69, 123, 124, 132, 141, 173, 191 и др.]. Некоторые из них будут представлены в последующих главах настоящей книги.

А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова [127] провели системати­зацию основных способов оптимизации функционального состояния человека. При этом обращено внимание на значение в профилактике функциональных нарушений таких характе­ристик трудовой деятельности, как эргономичность орудий (средств) труда и рабочего места, рациональность содержания и способов трудового процесса, условий и организации дея­тельности. Отмечая важность профилактики стресса, авторы наибольшее внимание обращают на использование методов непосредственного воздействия на субъекта для управления развитием и проявлениями измененного функционального состояния. Данное положение обусловлено тем, что способы эргономического обеспечения трудовой деятельности, ориен­тированные на оптимизацию выполнения типовых и нештат­ных (аварийных) задач на основе учета «человеческого фак­тора» в системе «человек — трудовая деятельность», пока еще недостаточно активно внедряются в практику проектирования, создания и эксплуатации человеко-машинных систем в виду технических, технологических, экономических и других огра­ничений. К тому же эргономические требования к деятельно­сти основаны на обобщенных (и усредненных) характеристи­ках функциональных возможностей, как правило, достаточно представительной совокупности людей и в них нивелируются, не отражаются в полной мере профессиональные, психологи­ческие, физиологические и другие особенности конкретного человека, индивидуальные характеристики его функциональ­ного состояния, когнитивных процессов и психомоторики, личностных свойств, чувствительности и реактивности систем организма и психики, профессиональной подготовленности и других компонентов «личного фактора» [37].

Среди способов непосредственного воздействия на функ­циональное состояние А.Б. Леонова и А.С. Кузнецова выдели-


332 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

ли две группы способов внешнего воздействия и внутренней оптимизации состояния. К первой группе способов относятся:

1) нормализация режима питания и витаминотерапия; 2) фар­
макотерапия; 3) рефлексотерапия; 4) функциональная музыка
и цветомузыка; 5) библиотерапия; 6) коммуникационные
воздействия (убеждение, приказ, внушение, гипноз). Вторая
группа включает: 1) самогипноз; 2) нервно-мышечную релак­
сацию; 3) идеомоторную тренировку и сенсорную репродук­
цию; 4) аутогенную тренировку; 5) гимнастику и самомассаж;
6) специальную подготовку и спецобучение; 7) поведенческую
психотерапию; 8) групповой тренинг. Указанные способы
предусматривают использование вербальных, невербальных,
аппаратных, контактных, дистанционных методик в режимах
индивидуального и группового управления функциональным
состоянием.

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов в своей работе [143] клас­сифицировали методы регуляции психических состояний летного состава, и в частности коррекции функциональных нарушений и восстановления профессионального здоро­вья. Авторы разделяют эти методы на две группы: в первую вошли методы оперативного управления состоянием, во вторую — методы программного (заранее запланированного) воздействия и управления. В эти группы методов входят четы­ре класса методических приемов регуляции функционального состояния.

Первый класс (методы психической регуляции) — 1) ауто­генная тренировка; 2) специальные приемы регуляции (идео-моторная тренировка, «эмпатийный» полет); 3) «самокон­троль—саморегуляция»; 4) музыкальное кондиционирование; 5) аромофитоэргономика.

Второй класс (методы психофизиологической регуля­ции) — 1) физические упражнения в период профессиональ­ной деятельности; 2) массаж; 3) рефлексотерапия, рефлексо-профилактика; 4) термо-восстановительные процедуры; 5) электростимуляция.

Третий класс (физиолого-гигиенические методы) — 1) организация рационального режима труда, отдыха и питания;

2) активный отдых; 3) закаливание; 4) регуляция среды про­
фессиональной деятельности.


I


 

333

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

Четвертый класс (фармакологические средства) — 1) адап-тогены; 2) ноотропы; 3) стимуляторы центральной нервной системы; 4) транквилизаторы; 5) витамины.

Л.Г. Дикая [75] предложила оригинальную модель класси­фикации средств саморегуляции функционального состояния. В основу классификации положен сформулированный ею новый подход к решению проблем регуляции, основанный на результатах анализа взаимодействия психологических систем саморегуляции состояния и профессиональной деятельности. На продуктивность этого взаимодействия оказывают влияние, с одной стороны, внутренние изменения в организме субъекта, его психические состояния и переживания, а с другой сторо­ны — требования профессиональной деятельности и условия ее выполнения. Саморегуляция функционального состояния выступает в форме разрешения противоречия между этими потоками воздействия во внутреннее изменение состояния субъекта. Неоднозначность и индивидуальность различия в изменениях функционального состояния определяются так­же взаимодействием целей, мотивов и детерминант этих двух видов деятельности, интенсивностью и качественным свое­образием регулятивных систем, участвующих в саморегуляции состояний и деятельности.

Разработанная Л.Г. Дикой классификация средств и ме­тодов саморегуляции предусматривает их воздействие — 1) на системы неспецифической генерализованной активации (уро­вень бодрствования, когнитивная активация, ориентировоч­ный рефлекс); 2) на специфические системы активности — с участием эмоциональной и волевой саморегуляции (состояния ожидания, бдительности, готовности); 3) на активационные, когнитивные, личностные, эмоциональные регуляторные системы. Критериями классификации являются, во-первых, уровни регуляции — а) непроизвольный и неосознаваемый; б) произвольный и неосознаваемый; в) произвольный и осо­знаваемый; г) осознаваемый и целенаправленный, а, во-вто­рых, соответственно уровням — способы саморегуляции: а) флуктуации сон—бодрствование, ориентировочная реакция, когнитивная активация; б) состояние ожидания, готовности, бдительности, расслабления, эмоционального реагирова­ния, двигательной и речевой активности; в) волевые усилия,


334 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

двигательная и позно-тоническая активность; г) изменение мотивов, самоанализ, самоубеждение и т. д.

Указанная классификация основана на представлениях о том, что особенности межсистемного взаимодействия психоло­гических систем деятельности профессиональной и по саморе­гуляции состояния в значительной мере определяются уровнем сформированности механизмов и осознанности способов и средств регуляции. Непроизвольная и неосознаваемая саморе­гуляция состояния включается в систему регуляции профессио­нальной деятельности в форме генерализованной активации на психофизиологическом уровне ее обеспечения и в форме локальной активации в качестве компонента, определяющего динамику этой деятельности. Произвольная саморегуляция по мере ее становления приобретает черты самостоятельной дея­тельности и вступает во взаимодействие с профессиональной деятельностью по типу совмещенной деятельности, которая отражается в интерференции компонентов их психологических систем и приоритетности для субъекта одной из них в зави­симости от характера мотивации, личностных особенностей, уровня профессионализации субъекта и степени включенности саморегуляции в профессиональную деятельность.

Анализ теоретических положений проблемы преодоления стресса, а также классификаций приемов его преодоления свидетельствуют о том, что к числу перечисленных превен­тивных (профилактических) и оперативных (коррекционных) методов и средств противодействия стрессу следует отнести также стратегии преодоления. Они направлены не только на регуляцию метаболизма, активацию функциональных ресур­сов и резервов организма и психики, оптимизацию психофи­зиологических функций и эмоциональных реакций, но и на мобилизацию специфической когнитивной и поведенческой активности (эти вопросы рассмотрены в гл. 9).

В связи с изложенным представляет интерес классифи­кация методов преодоления стресса, которую разработали К. Matheny et al. [392]. Авторы систематизировали стратегии преодоления по двум классам.

I. Превентивные стратегии:

1) избегание стрессоров (путем совершенствования орга­низации жизни и деятельности);


I


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

2) регулирование (снижение) уровня требований к человеку;

3) изменение видов поведения, вызывающих стресс;

4) развитие ресурсов преодоления стресса — физиологи­
ческих возможностей, личностных способностей (в том числе
уверенности, самоуважения, самоконтроля), познавательных
способностей (теоретических и практических, чувства време­
ни и др.), социальных возможностей (социальной поддержки,
межличностных отношений), финансовых возможностей.

II. Оперативные стратегии:

1) контроль за стрессорами и симптомами стресса;

2) организация использования ресурсов;

3) наступление на стрессоры — решение проблемы, отста­
ивание своих прав, десенсибилизация (медитация);

4) повышение устойчивости (переносимости) к стрес­
су — перестройка когнитивной структуры, отрицание, фоку­
сирование ощущения;

5) снижение возбуждения — релаксация, самораскрытие,
катарсис, самолечение.

Следует отметить, что в данной классификации понятие «стратегия» употребляется слишком расширительно, — в психологических исследованиях это понятие относят к ин­дивидуальным приемам целенаправленного поведения [10, 31, 160], а в отношении к проблеме преодоления стресса оно характеризует все те типовые действия, поступки, решения, которые предпринимает конкретный человек в интересах про­филактики развития у него стресса или же в целях коррекции этого состояния (снижения стрессовой реакции, сохранения или восстановления нормального функционального состоя­ния). Указанные цели (профилактика и коррекция стресса) предусматривают использование как индивидуальных стра­тегий поведения по преодолению стресса, так и применение методов и средств эргономического, социального, медицин­ского, психологического и других видов обеспечения жизни и деятельности, экстернальных средств регуляции состояний и их психической саморегуляции.

На основании анализа литературных материалов и ре­зультатов собственных исследований нами разработана клас­сификация методов и средств профилактики и коррекции со­стояния стресса (табл. 10).


336 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса



 


S

S


Как уже отмечалось, средства и методы эргономического обеспечения процесса создания (проектирования) новых и со­вершенствование существующих видов деятельности направ­лены на снижение их сложности, вредности, стрессогенности за счет учета психологических, физиологических и других особенностей человека, его возможностей и ограничений: 1) в содержании трудовых процессов (сложность задач, алгоритмы их решения, потоки информации, построение психических образов и т. д.); 2) в конструкции орудий труда (адекватность средств отображения информации и органов управления, их компоновка на рабочем месте, формы кодирования инфор­мации и т. д.); 3) в характеристиках санитарно-гигиенических и социально-психологических условий (микроклимат, шум, освещенность, газовый состав, межличностные отношения, групповые процессы и т. д.) и 4) в организации деятельности (рациональный режим труда, отдыха и питания, регламента­ция рабочей нагрузки, организация психологической под­держки, обеспечение безопасности труда).

Оценка и формирование профессиональной пригодности предусматривают разработку и проведение мероприятий, в частности, по 1) профессиональному психологическому от­бору специалистов (оценка степени соответствия психических возможностей, способностей, личностных свойств требовани­ям конкретной деятельности и прогнозирование профпригод­ности); 2) психологической подготовке к деятельности в экс­тремальных условиях; 3) оценке уровня стрессоустойчивости и ее формированию; 4) развитию профессионально важных качеств личности; 5) психологической экспертизе причин аварийности, низкой эффективности подготовки к реальной деятельности; 6) клинико-психологической экспертизе лиц с нарушениями психического и физического здоровья, с явле­ниями нервно-психической неустойчивости и т. д.

Профилактические мероприятия и методы индивидуаль­ного воздействия предусматривают, прежде всего, пропаганду и обеспечение здорового образа жизни, и в частности, рацио­нальное питание (его состав, режим и т. д.), занятия физи­ческими упражнениями, борьба с вредными привычками, а также адаптацию к экстремальным условиям жизнедеятель­ности (закаливание, приспособление к воздействию высоких


338 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

и низких температур и другим экстремальным факторам), управленческие воздействия (материальные и моральные по­ощрения, карьерные продвижения, рабочее инструктирование и т. д.), социальное и медицинское обеспечение (предостав­ление работы и жилья, повышение зарплаты, забота о детях, диспансеризация, санаторно-курортное лечение, организация отдыха и т. д.).

Мероприятия по коррекции состояния стресса, то есть снижение его эффектов и восстановление функционального состояния, обеспечивают, во-первых, внешние (индивиду­альные) воздействия на конкретного человека с помощью методов и средств 1) психической и психофизиологической регуляции — рефлексотерапия, функциональная музыка, библио-, аромато-, ландшафтотерапия; 2) электрофизиологи­ческой регуляции — электростимуляция нервно-мышечного аппарата, электростимуляция ЦНС, магнитотерапия и т. д.; 3) физиолого-гигиеническая регуляция — дыхание чистым кис­лородом, гипербарическая оксигенация и т. д.; 4) физическая регуляция — массаж, сауна, баня, душ; 5) фармакологическая регуляция — седативные препараты, транквилизаторы, адап-тогены и т. д.

Методы психической саморегуляции включают: 1) приемы формирования начальных навыков самоконтроля, управления мышечным тонусом и ритмом дыхания, самоконтроля, регу­ляции внимания и т. д.; 2) аутогенную тренировку (приемы самовнушения для достижения глубоких степеней аутогенного погружения и реализации самоуправляющих воздействий); 3) приемы медитации (умственные действия по приведению психики в состояние углубленной сосредоточенности, концен­трации и, как следствие, устранение крайних эмоциональных проявлений, понижением реактивности); 4) приемы дисенси-билизации (снижение крайней степени тревоги и специфи­ческих страхов (фобий); 5) когнитивное реструктурирование (изменение способов мышления для повышения самооценки, самоутверждения); 6) метод биологической обратной связи (регуляции функционального состояния путем контроля и самоуправления его физиологическими и психофизиологиче­скими параметрами).

Опыт использования различных методов и средств преодо-


 

I


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса_____________________

ления стресса свидетельствует о том, что их выбор и эффектив­ность применения определяются рядом факторов: во-первых, индивидуальными особенностями субъекта, в частности, его психическим статусом, состоянием здоровья, возрастом, осо­бенностями анамнеза (переживания в прошлом); во-вторых, индивидуальным стилем жизни (формы активности, нагруз­ки), эмоциональными реакциями (раздражительность, апатия, радость и т. п.), связанными с выполнением домашней работы, учебой, профессиональной деятельностью, проведением до­суга и т. д.; в-третьих, использованием процедур объективного и субъективного контроля за функциональным состоянием; в-четвертых, целями коррекции состояния стресса (снижение эмоциональных проявлений, ликвидация объективных на­рушений психического статуса, межличностных отношений в трудовой деятельности).

Содержанию конкретных методических приемов преодо­ления стресса посвящены 13—16 главы этой книги.


Глава 13




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.