Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная подготовка и адаптация к труду




Универсальным средством формирования профпригодности и профилактики развития состояния стресса является профессио­нальная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку [35]. В процессе профессионального обучения человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений, которые характеризуют уровень его подготовленно­сти, то есть готовности эффективно выполнять необходимые действия в той или иной ситуации. Профессиональная подго-


 


358 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

товленность к действиям в экстремальных ситуациях является одним из факторов устойчивого, надежного поведения при воздействии стресс-факторов, связанных с угрозой для жизни и здоровья, развития межличностных конфликтов, возник­новения отказов техники, решения сложных и ответственных задач и т. д. Для поддержания на необходимом уровне при­обретенных в процессе обучения навыков и умений, то есть сохранения и развития профессиональной подготовленности, проводятся периодические тренировки, предусматривающие выполнение не только стандартных («штатных») упражнений, но и заданий в экстремальных условиях деятельности для снижения психической напряженности и повышения устой­чивости организма и психики к стресс-факторам реальной деятельности.

Одним из видов профессиональной подготовки специа­листа является его психологическая подготовка, которая, с одной стороны, направлена на расширение функциональных возможностей организма и психики, развитие механизмов регуляции и активации функций, накопление биоэнергети­ческих и психических ресурсов и их адекватной реализации, совершенствование приспособительных и защитных реакций и рационализацию поведения в целом. С другой стороны, она обеспечивает ознакомление, привыкание и приспособление к условиям и характеру профессиональной деятельности. Тем самым она облегчает освоение средств, приемов и дей­ствий, необходимых в экстремальных условиях деятельности, способствует развитию морально-психологических качеств, закреплению профессиональных навыков, устойчивости эмоционально-волевой сферы, физической и психической выносливости.

Психологическая подготовка основана на использовании организационных и методических средств профессиональной, психофизиологической и физической подготовки, а также специальных видов тренировок, характерных для особенно­стей конкретных видов деятельности, разнообразных оздоро­вительных мероприятий и применения методов психической регуляции функциональных состояний.

Основными направлениями психологической подготовки являются:


 

359

Глава 13. Приемы групповой профилактики стресса

1) обучение специалистов основам и требованиям психо­
логии, физиологии и гигиены труда, вопросам поддержания
на высоком уровне психической и физической работоспособ­
ности, а также освоение методов самонаблюдения, самокон­
троля, поддержания своего психического состояния на уровне
готовности к профессиональной деятельности;

2) проведение специальных тренировок, направленных на
повышение устойчивости организма и психики к воздействию
специфических факторов деятельности (например, для лет­
чиков — ускорения, шум, вибрации, перегрузки и т. п.) и вы­
рабатывающих навыки работы в индивидуальном снаряжении
(маски, очки, шлемы, защитная одежда, противогаз и т. п.),
применение средств спасения и выживания (прыжки с пара­
шютом, погружение под воду, занятия на тренажерах и т. п.);

3) закаливание организма, повышение выносливости к
внешним, в том числе экстремальным, воздействиям и про­
должительным рабочим нагрузкам, выполнение социальных
видов физических упражнений, что способствует повыше­
нию устойчивости к факторам деятельности, пластичности
рабочих реакций и формированию адекватных психических
состояний;

4) использование методов профилактики повышенной
психической напряженности и ускоренного восстановления
функционального состояния и работоспособности после
чрезмерной рабочей нагрузки и воздействия стрессогенных
ситуаций.

Психологическая подготовка обеспечивает развитие про­фессионально необходимых психических и физиологических свойств и функций, способствует повышению готовности специалиста к профессиональной деятельности, формирует положительную направленность на выполнение трудовых за­дач в экстремальных условиях и в конечном итоге повышает профессиональную и функциональную надежность специа­листа, и в частности, его стресс-устойчивость.

Активное взаимодействие человека с окружающей средой, включение в трудовую деятельность сопровождаются развити­ем адаптационных процессов организма и психики в ответ на воздействие непривычных внешних и внутренних факторов груда, перестройкой и приспособлением личностных, энер-


гетических, информационных и других структур и систем субъекта труда. В период процесса адаптации, особенно на ее начальной стадии, человек наиболее подвержен воздействию экстремальных факторов среды и предрасположен к развитию состояния психической и физиологической напряженности, функциональным расстройствам и стрессу.

Процесс адаптации особенно активизируется, когда в си­стеме «субъект труда — профессиональная среда» возникает рассогласование. Профессиональная адаптация проявляется в форме производственных, физиологических, психологических и социальных факторов регуляции. Производственная адапта­ция характеризуется повышением эффективности, надежности и безопасности труда, ростом самостоятельности и проявлени­ем творчества в труде. Психологическая адаптация проявляется в повышении функциональной надежности, эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, в адекватности эмоциональных переживаний профессиональных успехов и неудач, в развитии чувства уве­ренности в своих возможностях выполнения трудовых задач. Социальная адаптация отражается в процессах принятия и усвоения норм поведения, свойственных для конкретной орга­низации, и в своей социальной роли в трудовом коллективе.

Успешность процесса адаптации человека к окружающей среде и деятельности определяется его личностными особен­ностями, функциональными возможностями, профессиональ­ной подготовленностью, своеобразием и экстремальностью окружающей среды. Профилактика развития психической напряженности и стресса, особенно на начальных этапах адаптации, заключается как в проведении мероприятий по профессиональному отбору и подготовке специалистов, эрго­номическому обеспечению профессиональной деятельности, так и в их индивидуальной поддержке путем проведения пси­хологической подготовки и использования средств и методов коррекции неблагоприятных состояний. ■■.:■..,.


 


.; '..-.■ Глава 14




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.