Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состоянием человека




Определение путей и методов противодействия (профилак­тики, коррекции) стресса должно основываться на представ­лении о нем как о функциональном состоянии, отражающим системный ответ организма и психики на воздействие внеш­ней и внутренней среды. «Адекватное определение понятия функционального состояния, — отмечают В.И. Медведев и А. Б. Леонова, — должно разрабатываться на основе системных представлений о формировании целостного ответа организ­ма. Это утверждение предполагает, что в основе конкретного вида функционального состояния лежит формирование качественно своеобразной системы» [150, с. 28]. Одним из важных моментов в понимании сущности системы является то, что при формировании она приобретает новые свойства, которые и обеспечивают достижение целей деятельности в изменившихся условиях.

Основными элементарными структурами (звеньями си­стемы) функционального состояния являются функции и про­цессы разного уровня:

I Под «системой» понимается совокупность взаимосвязанных, взаимодей­
ствующих элементарных структур или процессов, объединенных в целое
выполнением некоторой общей функции, которую не может осуществить
ни один из ее компонентов в отдельности [ 17].

I1 В. Бодров


322 Раздел 111. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

1) физиологического — обеспечение двигательного и веге­тативного компонентов состояния; 2) психологического — про­явление психических процессов, темпераментальных и харак­терологических качеств мотивации, эмоционально-волевой регуляции; 3) поведенческого — точностные и скоростные характеристики выполняемых действий, целенаправленной активности, деятельности в форме двигательного и речевого поведения. Функциональное состояние, и в частности состоя­ние стресса, формируется на основе совместного функциони­рования указанных звеньев системы, конкретные проявления отдельных элементарных структур всегда взаимообусловлены, поэтому и управление функциональным состоянием должно быть основано на принципах комплексного использования соответствующих процедур и оперативного контроля за со­стоянием как отдельных структур (звеньев), так и функцио­нальной системы в целом.

Авторы обращают внимание на то, что для перехода от множества доступных регистрации проявлений функциональ­ного состояния к его описанию в виде системной реакции, что дает основание для правильной постановки диагноза, прогноза развития и выбора корректировочных мер, необходимо:

—конкретизировать цели формирования данной систем­
ной реакции (состояния) в терминах стоящих перед
субъектом задач (с точки зрения выполняемой дея­
тельности) и привлечения необходимых средств для ее
реализации в заданных условиях;

—выделить элементарные структуры {звенья системы),
обеспечивающие достижение цели и достаточно полно
представляющие целостную совокупность с учетом фак-

t торов внешней и внутренней среды, воздействующих на организм и психику;

— выявить совокупность отношений между выделенными
■'■■ > звеньями системы, определяющих появление тех новых

свойств, которыми она обладает.

Функциональное состояние представляет собой дина­мическое образование, что определяет необходимость рас­смотрения его актуального, текущего проявления как одного из моментов постоянного изменения, а также определяет ориентацию на поиск информативных его признаков для


Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса_______________________ 3_23_

диагностики и целенаправленной коррекции. Для управления функциональным состоянием важным является положение о том, что наличие достаточно обширного круга поддающихся объективной регистрации показателей дает возможность проводить одновременный сбор информации о динамике нескольких параметров различных функций. Однако получа­емые при этом в различные моменты времени данные не по­зволяют решать задачи квалификации и оценки исследуемого функционального состояния, — для их решения необходима «содержательная интерпретация каждого показателя в терми­нах значимости для выполняемой деятельности» [150, с. 30]. Только такой подход к диагностике функционального состо­яния, отражающий его интегральную (количественно-каче­ственную) оценку, позволяет выбрать наиболее адекватную процедуру коррекции состояния.

Программа управления функциональным состоянием определяется закономерностями его развития. В.И. Медве­дев и А.Б. Леонова отмечают, что существуют два возможных пути развития функционального состояния на начальном этапе реализации деятельности. Первый из них состоит в постепенном усложнении формируемой системы ответной реакции до момента достижения его полного соответствия с требованиями программы деятельности. Второй путь предпо­лагает изначальную мобилизацию всей системы с включением явно избыточных элементов. В последующем при прочтении адекватного ситуации способа реализации программы избы­точные элементы, представляющие собой менее выгодные для реализации формы ответных реакций как бы откладываются в резерв. В период оптимального соответствия ответных реак­ций организма требованиям деятельности достижение цели осуществляется за счет наиболее адекватных функций с точки зрения их непосредственной направленности на решение поведенческой задачи и минимальности расхода внутренних ресурсов организма. При продолжении деятельности по мере естественного истощения энергетических возможностей часть функций, включенных в интегральный комплекс в качестве основных компонентов, снижает свою эффективность и может оказаться неспособной внести вклад в осуществление деятельности, — это компенсируется мобилизацией резервных

11*


324 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

функций, позволяющих добиться достижения цели деятель­ности за счет повышения ее цены. Кроме того, включение в интегральный комплекс некоторого спектра возможных заменителей основных функций — необходимое условие воз­можности продолжения деятельности при изменении условий ее выполнения.

Особенности динамики интегральных показателей функ­ционального состояния в процессе деятельности должны определять и характер внешних и внутренних воздействий для регуляции уровня напряжения (напряженности) функций организма и психики. С одной стороны, эти воздействия не должны нарушать ход естественных процессов адаптации к внешним воздействиям (подчас стрессогенного характера), а с другой стороны, они необходимы для компенсации чрез­мерной реакции, развития дисфункции в системе регуляции и мобилизации необходимых для выполнения программы деятельности функциональных резервов.

В.И. Медведев [146] функциональное состояние опреде­лил как системную реакцию организма, выражающуюся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик тех функций и качеств индивида, которые пря­мо или косвенно обусловливают выполнение деятельности. Из данного определения следует, что в качестве основного оценочного критерия для диагностики или коррекции изме­ненного состояния выступает эффективность выполняемой деятельности. Выбор направлений активного воздействия на состояние также определяется на основе критерия эффектив­ности деятельности. При этом следует учитывать полярные характеристики эффективности — ее внешнюю результатив­ность и внутреннюю (физиологическую, психологическую) стоимость.

Методы и средства диагностики и управления функцио­нальным состоянием, как правило, ориентированы на пять основных групп компонентов, характеризующих все разно­образные виды системных реакций (состояний) организма. К ним относятся 1) энергетические компоненты деятельно­сти — физиологические функции, обеспечивающие требуе­мый уровень энерготрат (от биохимического до уровня систем органов и их взаимодействия); 2) сенсорные компоненты,


 

.3*5

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

характеризующие наличные возможности приема и первичной обработки поступающей информации (процессы ощущения и восприятия); 3) информационные компоненты, обеспечиваю­щие дальнейшую обработку поступившей информации и при­нятие решений на ее основе (память, мышление, некоторые личностные особенности, нейрофизиологические процессы); 4) эффекторные компоненты, ответственные за реализацию принятых решений в поведенческих актах (ошибочные дей­ствия, двигательные акты); 5) активационные компоненты, обусловливающие деятельность (гормональная активность, нервная регуляция, внимание, установки, мотивы, эмоцио­нально-волевая сфера, личностные и темпераментальные особенности).

Управлению функциональным состоянием (в частности мозга) как задаче, имеющей целью восстановление или под­держание нормальных механизмов функционирования или/и ликвидации, нивелирования возникающих патологических механизмов, посвящен ряд работ Н.П. Бехтеревой [19, 20]. Одним из существенных теоретических элементов в ее иссле­дованиях явилось представление о том, что основной точкой такого управления является воздействие на межпопуляцион-ные или межструктурные связи как главные системообразую­щие элементы. Действительно, при исследовании динамики функционального состояния, характеризующей такие процес­сы, как утомление, врабатываемость, адаптация, реактивные состояния, эмоциональное напряжение и напряженность, отчетливо выясняется, что в основе этой динамики лежит изменение связей и соотношений между уже имеющимися свойствами и качествами, что само по себе формирует новые качества, то есть происходит то, что обычно обозначается как перестройка [126, 145].

Таким образом, проблема управления функциональным состоянием может быть разделена на несколько направле­ний: воздействие на силу, тесноту уже существующих связей; воздействие на способность структур образовывать связи, естественно входящие в формируемую систему; установление новых связей, не входящих в программу деятельности мозга («программа» — закодированный в структурах мозга форма­лизованный порядок последовательности развертывания во


326 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

времени и пространстве реакций, направленных на достиже­ние какой-либо цели); перемена знака связи и, наконец, под­ключение к имеющимся связям новых структур [149].

Выраженность и успешность управляющих воздействий зависят от многих факторов. Так, например, существуют про­граммы, генетически закрепленные или сформировавшиеся в течение всего периода внутриутробной или постнатальной жизни индивида. Большинство из них имеет видовой или более общий характер — примером таких сложных программ является организация антигипоксических реакций, программа жизненного цикла гормонального взаимодействия. Общим для этих программ является наличие достаточно жестких связей, с трудом поддающихся внешним влияниям. Эта стой­кость связей в принципе является важным завоеванием вида, поскольку сама программа рассчитана на достижение инва­риантной цели, но это служит иногда и препятствием, когда встает необходимость разрыва этих связей.

Другой тип программ рассчитан на ситуации, не свой­ственные виду в целом. Он обусловливает реакцию при инди­видуальных формах взаимодействия со средой. Раз возникшая цель может и не повторяться в дальнейшем. Эти программы формируются в постнатальном периоде, и их элементы связаны менее жестко. Вообще считается, что жесткость связей в этих программах определяется значимостью цели, для достижения которой создана программа, но В.И. Медведев и А.В. Миролю-бов [149] считают, что помимо этого большое значение имеет и время образования связей. Связи, возникающие в раннем возрастном периоде, обычно значительно прочнее тех, которые образовались во взрослом организме. Это, пожалуй, единствен­ное объяснение тому факту, что при работах в экстремальных условиях среды улиц, родившихся и постоянно проживающих в этих условиях, почти не наблюдается срыва адаптационных изменений, которые встречаются у приезжих людей.

Изучение закономерностей формирования и реализации программ и имеющиеся литературные данные позволили ав­торам сформулировать гипотезу о включении в программу еще ряда элементов, контролирующих ее функционирование или изменение уровня развертывания. Одними из таких элементов являются существующие в мозгу структурно-специализиро-


 

_222

Глава 12. Приемы управления состоянием психологического стресса

ванные детекторы, контролирующие некоторые формальные характеристики реализации программ, которые почти не касаются их качественного содержания. В настоящее время выделено несколько таких детекторов, в том числе, например, анализатор, оценивающий стохастичность внешней среды и динамику изменения ее в процессе реализации деятельности. Этот анализатор определяет время запуска программы в це­лом, интенсивность ее реализации и, вероятно, уровень ком­промисса при наличии нескольких программ, альтернативных друг другу. Существует специальный анализатор-детектор, определяющий момент прекращения реализации одного эле­мента программы к моменту включения следующего, то есть «on—off» анализатор. Нарушения в его работе лежат, по-ви­димому, в основе развития синдрома навязчивых состояний, обусловливают некоторые типичные ошибки человека, на­ходящегося в состоянии тревоги средней и крайней степени. Н.П. Бехтерева описала детектор ошибок, сигнализирующий об их наличии или случайных сбоев в реализации программ; Р. Гранит выделил детектор цели, определяющий отношение к ней; Е.Н. Соколов обнаружил детектор новизны [по 149].

Вторым элементом, определяющим развертывание про­граммного реагирования, является наличие в мозгу специальной системы, задача которой — выбор из имеющегося набора про­грамм какой-либо одной, по тем или иным причинам являю­щейся наиболее приемлемой для организации взаимодействия организма со средой, и «оживление», мобилизация этой про­граммы, формирование ее готовности к включению в действие. Как отмечает В.И. Медведев, здесь имеется в виду нечто иное, чем известные механизмы ретикулярной формации. Описывае­мая система осуществляет указательные действия в соответствии с концептуальной моделью реальной действительности, то есть, как бы приводит в соответствие физиологические и психологи­ческие компоненты. Его исследованиями было установлено, что такой системой формирования готовности программ и выбора этой программы является система нейропептидов [147].

В виде гипотезы можно также предположить наличие еще одного элемента, участвующего в формировании и реализации деятельности. При анализе экологической среды, в которой находится человек, и его социальных отношений почти всегда


328 Раздел III. Приемы профилактики и коррекции состояния психологического стресса

возможно встретить ряд факторов, взаимодействие с кото­рыми может быть осуществлено лишь антагонистическими или почти антагонистическими программами. Наблюдения показывают, что в этих случаях, как правило, ответ носит компромиссный характер. В.И. Медведев [148] считает, что это приводит к довольно интересному теоретическому по­ложению, связанному с общей проблемой диалектических решений в Центральной нервной системе (ЦНС) при действии антагонистических факторов. Изучая адаптационные реак­ции человека в сложных условиях трудовой деятельности, он выдвинул предположение о формировании мегапрограммы, оптимальной для комплекса факторов и субоптимальной для каждого из факторов в отдельности. Механизмы формиро­вания такой мегапрограммы и являются третьим элементом, определяющим развертывание системного реагирования в виде определенного функционального состояния.

Таким образом, можно прийти к заключению, что все пе­речисленные компоненты могут и являются объектом, на ко­торый должны быть направлены управляющие воздействия.

Не затрагивая социальных форм управления, таких как воспитание, формирование мировоззрения, идеалов и т. п., возможные пути управления функциональным состоянием могут быть сведены к неспецифическим формам воздействия, все многообразие которых сводится к снижению неблагопри­ятных условий внешней среды, развитию защитно-приспосо­бительных механизмов организма, стимуляции механизмов антигипоксической защиты и т. п., а также специфическим формам экстернальной и интернальной регуляции — адапта­ционные воздействия, рефлексорегуляция, психо-эстетиче-ская регуляция, фармакологическое управление, термогидро-бароуправление, психическая саморегуляция и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.