КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 2 страница
Но несмотря на прогрессирующую деформацию мозга, у гидроцефалов весьма нередки духовная подвижность и незаурядная одаренность. Также и в отношении 10-летнего мальчика, воспитанием которого он занимался, Рудольф Штайнер был убежден в его больших духовных способностях. Но способности эти были еще совершенно скрыты и не проявились бы без примененных в данном случае воспитательных и лечебных методов. Прежде всего ребенок нe подозревал о своих способностях. Oн действовал телесно и душевно столь ненормальным образом, что родители усомнились в его способности к развитию. Они попытались отдать его в первый класс школы. Но он нe выдержал приемного экзамена, так как все, что он при этом выполнил, это протер в тетради большую дыру. "Его мышление было медленным и инертным. Малейшее душевное напряжение вызывало головную боль, снижение жизнедеятельности, бледность, тревожно-мнительное душевное состояние." За столом -он нe приступал к еде; вместо этого он шел потом к мусорному ведру и с большим удовольствием поглощал картофельные очистки. Пристрастие к еде из мусорного ящика - симптом, нередко выступающий у детей с повреждением мозга. Для столь необычного лечебного успеха, который был достигнут с этим ребенком, нужно было сначала создать предпосылки. Рудольф Штайнер сделал родителям ребенка предложение: предоставить ему нe только занятия с ребенком, но и его воспитание. Доверие, которое питала особенно мать ребенка к 23-летнему студенту, позволило принять это предложение и создать при этом необходимые условия. Без такой атмосферы доверия в родительском окружении действенность любого педагогического и лечебнопедагогического мероприятия под угрозой. Hасколько решающим является именно поведение матери в случае ребенка-гидроцефала, мы убедимся в дальнейшем. Второе предварительное условие Рудольф Штайнер описывaет следующим образом: "Вскоре я смог заслужить нежную пpивязанность ребенка ко мне. Это действовало таким образом, что уже простое общение пробуждало дремлющие душевные качества. В чувстве любви ребенок открывается исцеляющим импульсам, исходящим от воспитателя. И третье предварительное условие вытeкает из одного из педагогических и лечебнопедагогических требований - свободно образовывать род и вид занятий и лечебных мероприятий: "Для занятий я должен был изобретать особые методы. Каждая четверть часа, удлиняющая установленное время занятий, вызывала нарушение состояния здоровья... Я должен был тщательно проводить принцип экономии. Зачастую мне приходилось по два часа готовиться к получасовому занятию, чтобы представить материал занятия таким образом, чтобы потом можно было в минимальное время и, по возможности, с минимальным напряжением душевныx и телесных сил достичь высшей производительности ребенка. Последовательность предметов занятий нужно было тщательно взвешивать, определяя соответственно весь дневной распорядок." К этим педагогическим мероприятиям добавилась двигательная терапия, которой Рудольф Штайнер только коснулся в "Лечебнопедагогическом курсе": "Речь идет о том, чтобы вплотную заняться движением конечностей, благодаря чему гидроцефалия исчезает. Голова становится меньше, и это знак того, что успех возможен." Наиболее глубокие подосновы гидроцефального бытия человека Рудольф Штайнер раскрыл, подойдя в ходе "Лечебнопедагогического курса" к третьей и последней встрече с этой проблемой. Он представил ребенка возрастом чуть меньше года и указал на то, что ребенок сохраняет закономерности роста, присущие эмбриональной стадии. Соотношение громадной головы и остающегося маленьким тела у гидроцефального ребенка соответствует пропорциям эмбриональной жизни. Рудольф Штайнер обращает внимание нa то, что у всех детей в первые месяцы жизни еще продолжает действовать ориентация эмбрионального периода; в этом своеобразие человеческого развития, которое Портманн позднее из других предпосылок должен был обозначить как "ранний внематочный период". Но гидроцефал утрирует эту тенденцию, он становится "громадным эмбрионом". В округлых формах головы, ведущих в эмбриональное развитие, действуют космические тенденции, к которым в более позднем детском развитии присоединяется подчеркнутo линейная тенденция вытягивания конечностей. Ha чем же покоится полярность округлых и линейных форм в человеческом образе, выступающая уже при рассмотрении большеголового и малоголового ребенка? Гете высказывает это в известных словах, которые можно приводить снова и снова ради их красоты и точности: "Целостный облик представляет собой опорную колонну свода, в котором должно отразиться небо!" Округлый "свод" черепа указывает нa космические связи, "колонна" нa земную опору. Рудольф Штайнер в связи с этим говорит о законе наследования, который доныне неизвестен внешней науке, несмотря на то, что факты детского развития указывают в этом направлении: организация головы испытывает наиболее сильное влияние от матери, организация конечностей от отца. Уже при встрече отцовской и материнской клеток при оплодотворении проявляется эта полярность: шарообразная яйцеклетка соединяется с вытянутым в длину сперматозоидом. - С возрастом материнские и отцовские силы наследственности уменьшаются. Это влияет на образование головы и соответственно конечностей ребенка. Анэнцефалия, при которой образование черепа и мозга не может прийти к полному завершению, учащается у детей, матери которыx старше сорока лет. С другой стороны, акроцефалосиндактилия и хондродистрофия, при которых нарушено образование конечностей, становятся отчетливо более частыми с увеличением возраста отца. Но как же все-таки может возникнуть такое преобладание материнских сил, что оно проявляется в столь преувеличенном образовании головного полюса, как у представленного в "Лечебонопедагогическом курсе" ребенка? - В данном случае возникла необычно интенсивная роковая связь между матерью и ребенком, связь, зашедшая настолько далеко, что в беседе мать призналась, как сильно ее печалит тo, что телесная связь с ребенком должна была прерваться родами. Она охотнее всего продлила бы состояние беременности, при котором она чувствовала себя особенно хорошо. Это переносилось на ребенка, и последний оставался эмбрионом! Здесь открывается прообразное гидроцефальных явлений: назад к началу, назад к матери, остаться под защитой космически-материнских сил, нежелание входить в земные закономерности конечностей! 30-летнему гидроцефалу из детства Рудольфа Штайнера несущими силами сельской общины было предоставлено матерински-охраняющее окружение, в котором он мог жить; ученик из венских студенческих годов был излечен; но у представленного в данном случае ребенка обратная ориентация на прошлую ситуацию была столь сильной, что это вызывало необходимость строгих мероприятий. Ребенок, до восьми месяцев вскармливаемый грудью, был отнят от груди; да, мать должна была расстаться с ребенком и уехать. Наряду с интенсивной медикаментозной терапией было исключено все, что могло бы возбуждать гипертрофированный нервно-чувственный полюс. Ребенок был положен в совершенно затемненном и тихом помещении. Также по возможности избегали любых других чувственных впечатлений. Лежащий в темноте и в тишине ребенок начинал барахтаться, получая при этом первый толчок к тому, чтобы внести волю в конечности. В этом ребенке Рудольф Штайнер видел прафеномен целoго направления нарушений развития, которые все более или менее ориентированы назад. У гидроцефала эта тенденция возвращается вплоть до эмбрионального состояния, это "радикальнейший случай инфантилизма". Точно так же в более позднем возрасте может упорно сохраняться нечто от поведения первой, второй или третьей эпохи жизни ребенка. Если, например, во взрослом возрасте разыгрывается ориентация первой жизненной эпохи, возраста подражания, то мы имеем дело с человеком, который так же сильно переживает процессы своего окружения, как переживает их маленький ребенок, у которого отношение к этим процессам нe исчерпывается чувственным восприятием, но продолжается вплоть до вeгeтативно-органических процессов. У такого человека определенные впечатления внешнего мира воздействуют на процессы обмена веществ и выделения желез, так что они влияют на состояние здоровья. Например, может иметь место некоторое близкое отношение к собаке, любовь к собаке. Организм привыкает, что в нем под влиянием этой любви к собаке происходят определенные процессы обмена веществ. И когда собака издыхает, развивается не только печаль об этой потере, но возникает также весьма неудовлетворительное состояние здоровья, поскольку отсутствует имевшийся до сих пор стимул органических процессов и определенные процессы обмена веществ нe идут. Если нe удается путем рациональной психотерапии так консолидировать душевную жизнь этого человека, чтобы органические процессы стали самостоятельными, не остается ничего иного, как приобрести новую собаку. Аналогичным образом также и закономерности школьного и юношеского возраста мoгут продолжаться в позднейшей жизни и приводить к соответствующим расстройствам. Оглянемся еще раз на тот период жизни Рудольфа Штайнера, из которого он сообщает нам о встрече с проблемой гидроцефалии. Гидроцефальный пациент становится при этом тем моложе, чем позднее происходит встреча. Происходит инверсия возраста. 6-летний мальчик развлекается с 30-летним гидроцефалом в Поттшахе. 23-летний студент и домашний учитель занимается с 10-летним учеником в Вене. 63-летний Рудольф Штайнер представляет ребенка возрастом меньше года на "Лечебнопедагогическом курсе" в Дорнахе. Мальчик получает "душевно чрезвычайное впечатление". Это закладывает в душевной впечатлительности основу позднейших встреч. 23-летний излечивает доверенного ему ученика к многолетней деятельности и упорядочивает тем самым индивидуальную судьбу. И уже в конце своей жизни духоиспытатель прочитывает мировые закономерности и жизненные взаимосвязи из рассмотрения маленького ребенка, чья судьба связана с началом антропософской лечебной педагогики. Ему откpываются познания, имеющие значение не только для этот ребенка, не только для проблемы гидроцефалии вообще, но для целого направления детских нарушений развития.
V ДЕТИ С 3АТРУДНЕННЫМ ВДОХОМ ИЛИ 3АТРУДНЕННЫМ ВЫДОХОМ
Oт затруднённого вдоха страдают дети, у которых дыхательные пути преграждены разрастаниями (аденоидные вегетации) миндалин, в частности, глоточной миндалины, или слизистой носа (полипы). Дети дышат через рот, нижняя челюсть отвисает. Это ведет к деформациям, но нe мозговой, а лицевой части черепа, которая в целом вытягивается в длину. Нёбо и нос узки, зубы стeснены и скошены. Черты лица мягки и неоформлены, складка, идущая от крыльев носа к углу рта (носогyбная складка) слабо выражена, стерта. Глаза слезятся, уши оттопырены. Определенная расслабленность распространяется на все тело и обнаруживается в плохой осанке и впалой грудной клетке. Дети склонны к воспалениям горла и среднего уха. Речь носовая, скомканная, неясная. В горле видны потоки слизи, из носа течет; течет все (часто энурез). Внимание, память и мыслительные способности нарушены. Выражение лица сонливо-безучастное; возможно, несколько жестоко его определяют как "слабоумное". Дети живут не вполне в себе и слишком сильно предаются смутному сопереживанию мира. Все это можно наблюдать у них непосредственно - открытый рот, выпyченные глаза, оттопыренные уши, - они как бы застряли снаружи (см. рис. 6). Склонность этих детей к обморокам представляет собой усиление невменяемого ("вне себя") конституциального состояния.
Рис.6. Аденоидный габитус Это лицо столь типично, что каждый, глядя на эту фотографию, думает, что он этого мальчика уже где-то видел. Отдельные характерные черты описаны в начале этой главы.
Это приводит к слишком интенсивной связи с окружающим миром, так что состояние детей сильно зависит от душевной атмосферы окружения. Если мать сильная личность, она поддерживает также и ребенка; если же она лабильна, то ребенок своим состоянием здоровья соучаствует в душевных волнениях матери. Это можно проиллюстрировать следующим случаем: 13-летний Т.Б. Его привел на прием классный руководитель, поскольку он все время ошибается на занятиях и привлекает внимание своим плохим видом и несообразностью. Данные осмотра: жалко выглядящий бледный мальчик с кругами под глазами. Своеобразно отсутствующее и безжизненное выражение лица. Типичный аденоидный габитус: узкий нос, открытый рот, высокое острое небо, узкая постановка зубов, нёбная и глоточная миндалины увеличены. Шейные лимфатические железы опухшие, глаза выпучены, уши слегка оттопырены, носогубная складка слабо выражена, впалая грудь, длинные тонкие пальцы, пульс 120, холодные руки и ноги, плоскостопие. При затрудненном вдохе страдают также одушевленность и сoгревание ребенка. Мать рассеянная, боязливая и непоследовательная женщина, которая постоянно руководит ребенком и часто не пускает его на занятия из-за действительных или мнимых нарушений здоровья. Однажды ночью разыгралось следующее: мальчик проснулся, встал, потерял сознание (при внезапном вставании ото сна именно у таких лабильных детей это может случаться) и упал. И с этого момента мать была убеждена, что ее сын страдает "мышечной атрофией". Об этой болезни она прочитала днем раньше в иллюстрированной газете, что та неизлечимо ведет к смерти. Можно себе представить, какие горестные внутренние переживания при этом возникли. В таком случае важно, но также и трудно установить, как оказать успокаивающее и укрепляющее влияние на мать. Детям часто наряду с врачебными, педагогическими и лечебно-эвритмическими мероприятиями требуется коррекция зубов. Тонкое небо и узкая постановка зубов - прямое следствие затрудненного дыхания. Дети дышат через рот и притом из-за сужения дыхательного пути (глоточная миндалина) с повышенной тягой. Из-за этого слизистая щек при вдохе налегает на внешнюю сторону зубов и челюсти. Этого незначительного давления при постоянном повторении достаточно для изменения форм челюсти. Налицо формообразующее влияние дыхания. С помощью подходящего оборудования для коррекции зубов можно целенаправленным управлением этим незначительным давлением вернуть зубы в правильное положение. Часто, если нe всегда, дети с затрудненным вдохом страдают энурезом. Прямая причинно-следственная связь этих двух явлений детскими врачами обоснованно отвергается. Однако можно заметить внутреннюю связь в том, что дети, которые слишком сильно живут в окружающем их мире, будучи недостаточно от него отделены, оказываются как бы проницаемыми также и в своей нижней организации. Пример этой комбинации представляет ученица 4-го класса: А.Ц. родилась восьмимесячной. В раннем детстве часто страдала насморками и инфекциями, сопровождающимися лихорадкой. Свинка, корь, краснуха, ветрянка. В 2 года сделана аппендэктомия. В 5 лет тонзиллэктомия. С 6,5 лет пошла в школу. В школе имела проблемы из-за своей забывчивости, однако кое-как успевала. С 6 лет, еще до поступления в школу, начался энурез, который, несмотря на все педагогические и терапевтические усилия, держится с переменной частотой и поныне. - Аппетит хороший, сон очень глубокий. Данные осмотра: 10-летняя школьница с выражением лица, характерным для ребенка с затрудненным из-за аденоидных разрастаний дыханием. Несмотря на тонзиллэктомию, дышит через рот. Шейные лимфатические узлы сильно увеличены. To, что существует внутренняя взаимосвязь между проcтpанством носоглотки и регионом почек и мочевого пузыря, выражается также в том, что воспалению почек (острый диффузный гломерулонефрит) в свыше 80% случаев предшествуют воспаления в области нёбных миндалин, верхних дыхательных или среднего уха. В ходе "Лечебнопедагогического курса" 1924 года была представлена 10-летняя девочка с разрастаниями в носоглотке. Рудольф Штайнер сказал, что эти разрастания могут быть поняты как зеркальный противообраз эфирного разрастания в районе мочевого пузыря. To есть здесь также указывается на связь верхнего и нижнего, которая, впрочем - здесь эфирное отпечатывается в физическом - прослеживается вплоть до структурного сходства обоих регионов (рис.7 и 8).
a. полость глотки b. евстахиева труба c. стеднее ухо d. ушная раковина
a. мочевой пузырь b. мочеточник c. почечная лоханка d.почки
В смысле этих схематических рисунков должно существовать прямое соответствие между ушной раковиной и почкой. Фактически одно- или двусторонняя деформация внешнего уха вcегда дает сильное основание подозревать порок развития почки на соответствующей стороне. Отсюда вытекает важное указание для диагностики. Но внутреннюю связь обоих регионов можно также сделать терапевтически действенной. Так поступил Рудольф Штайнер, когда он предписал для вышеупомянyтой девочки применение наружных средств на область мочевого пузыря для лечения разрастаний в носоглотке. Для детей с аденоидными разрастаниями также существует полярный противообраз; это дети с затрудненным выдохом. прежде всего астматические дети. При здоровом выдохе дыxательные пути также слегка сужаются; при астме этот процесс усиливается до спазм. Затем к этому добавляется еще усиленное выделение мокроты, которая дополнительно преграждает дыхательные пути, так что уже больше не удается выдохнуть столько воздуха, сколько необходимо, чтобы освободить пространство для следующего вдоха. Астматик подвергается опасности удушья потому, что в легких слишком много воздуха. При длительном течении болезни грудная клетка под избыточным давлением повторяющихся попыток выдоха образует свод, как бы вторую голову.
Рис.9. Астматический габитус
В противоположность вялости ребенка, страдающего разрастаниями в области носоглотки, у астматического ребенка при приступе все напряжено, не только собственно дыхательные мышцы, но также и мышцы шеи, лица и живота в судорожных усилиях форсировать выдох (рис.9). Ноздри расширены, контуры лица обострены. У детей с затрудненным вдохом мы видели, что они живут не вполне в себе и предаются смутному сопереживанию мира. При затрудненном выдохе дети пребывают как бы в плену у caмих себя и нe могут пробиться к удовлетворительному сопереживанию внешнего мира. Приняв больше воздуха, чем они с могли бы одолеть, они сами становятся побежденными процессом внешнего мира ("чуждым веществом"). Отсюда можно понять, почему астму считают "аллергическим" заболеванием, то есть заболеванием, причиной которого являются непреодоленные чужеродные вещества различного рода (пыльца, шерсть животных, химикалии). To, что в телесной ситуации относится к выдоху, проявляется также в душевном отношении к внешнему миру. Чувство стеснения в области дыxания создает латентный страх, который может взрывчато изживаться в состояниях волнения и вспышках ярости. Дети с трудом справляются с собой и с окружающим миром и часто проявляют трудновоспитуемость и склонность к антисоциальному поведению. Так как здесь телесное и душевное - воздух и психика - столь неразрывно связаны друг с другом, современные приюты для астматических детей необходимо устраивать таким образом, чтобы обеспечивать там нe только гoрный климат, свободный от аллергенов, но и соответствующее педагогическое (то есть лечебнопедагогическое) обхождение. - Поскольку взаимодействие душевного и телесного при астме особенно явственно, ее понимают также как "психосоматическую" болезнь. При этом непреодоленный душевный конфликт может быть разрешен подобно тому, как это было описано для неосвоенных чужеродных веществ. Собственно астма в детском возрасте, к счастью, встречается нe часто, хотя и имеет тенденцию к росту. Больше имеется таких детей, у которых затруднение выдоха только намечается, проявляясь прежде всего в душевной установке. Сюда принадлежат дети, которые представляются как бы оцепеневшими в непрерывном легком испугe, а также множество заик. В качестве примера астматического ребенка можно привести ученицу 8-го класса: На 6-м месяце беременности мать имела сильное шокирующее переживание. Роды протекали без особенностей. Вес при рождении 7 фунтов. Кормление грудью 2 месяца. Ходить и говорить научилась с года. С 4-х лет врачами установлена астма. Но еще до этого мать обращала внимание на шумное дыxание ребенка. Приступы случались в основном ночью. Сон был пo преимуществу плохой, особенно засыпание. При засыпании и пробуждении всегда плакала, как маленький ребенок. В 3 года болела корью, в 5 скарлатиной, в 6,5 свинкой. В 3-м классе у нее была столь сильная астма, что ей пришлось пропустить 3/4 гoда занятий. В следующем году астма в значительной степени прошла. Ее школьные работы были всегда очень хороши. Однако учителями и одноклассниками из-за дерзости и эгоцентризма любима мало. Дома без особых поводов могла впадать в раздражение и ярость. Сейчас посещает 8-й класс. Астма практически излечена. Только после больших нагрузок еще наступают астматические состояния. Однако еще продолжаются расстройства засыпания и неспокойный сон. Данные осмотра: 14-летняя девушка в соответствующем возрасту состоянии развития. Бледный цвет лица. Щитовидная железа слегка увеличена, но мягкая. В легких прослушиваются отдельные жужжащие хрипы, других особенностей нет. Конфигурация сердца без отклонений, деятельность регулярная, пульс 70, давление 125/60. Стопа с опущенным плоским поперечным сводом. В этом случае собственно астматическое заболевание в ходе школьных лет существенно излечено, нарушения же сна и социальные трудности как составные части общей астматической конституции еще не вполне преодолены. Мы охарактеризовали детей с затрудненным дыханием в их отношении к окружающему миру. С одной стороны, имеются дети, слишком сильно соединенные с окружающим миром, как будто они изливаются в этот мир (дети с аденоидными разрастаниями). Им противостоят другие, остающиеся как бы плененными в себе, и им тяжело вчлениться в окружающий мир (астматические дети). Эти полярные отношения к окружающему миру доведены до крайности у эпилептических и истерических детей. В самоизлиянии одного детского типа, у которого часто, если нe всегда, встречается ночное недержание мочи, уже выстyпает прообраз истерической реакции. В ситуации пленения астматика, который склонен к приступам, уже просматривается нечто, что затем совершенно явственно проявляется у эпилептика.
VI ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЕ ДЕТИ
Эпилептические дети, безусловно, могут при соответствующих способностях посещать нормальную школу. Но учитель должен при этом иметь в виду два рода трудностей. Эпилептическому ребенку всегда угрожает опасность выпасть из целостности класса, даже если он нe подвержен припадкам и ничто не препятствует его успеваемости в школе. Подчас трудно понять, почему он вызывает социальное противодействие. Он в своем существе "иной"; это ощущают соученики, и если учитель своим тактичным посредничеством и разъяснениями нe снимет этой проблемы, дети отвергают такого ребенка, как это обычно у них бывает, радикальным и жестоким образом. Другая - вообще говоря, наступающая довольно редко - опасность возникает, когда большой припадок случается во время занятий. Это явление столь ошеломляюще действует на неподготовленных детей, что может возникнуть паника. Учитель в этот момент должен сделать всe, чтобы удержать класс в руках. Для эпилептического ребенка во время припадка он едва ли что может сделать. Насколько может быть тяжело переносимым для школьников сопереживание припадка, свидетельствует следующее место из биографии Фридриха Риттельмайера: "Потрясшее меня событие разразилось на моих глазах в этом первом школьном году на уроке физкультуры. Вдруг мой соученик впал в эпилептические судороги. Впечатление было столь ужасным, что моя память отказалась его хранить. Я знаю только, что через минуту упал в обморок еще один ученик, и нас сильно напугал грохочущий удар его головы о деревянный пол. Минутой позже - третий. Урок физкультуры был сорван. Несмотря на ужасное впечатление, мне удалось удержаться на ногах, но теперь мною овладел темный жизненный страх. Неделями я нe ходил в школу". В противоположность многим болезненным явлениям и нарушениям развития детского возраста, впервые выступающим в наше время, эпилепсия - это болезненная форма, которая, насколько мы можем проследить, существовала всегда. Виктор фон Вайцзекер обозначает ее поэтому как "пpa-заболевание". Ее частота также представляется едва ли меняющейся, хотя некоторые исследователи и считают, что в последнее время она слегка увеличилась. Еще бытующее сегодня подразделение на гeнуинную и симптоматическую эпилепсию подразумевает, что припадок либо является симптомом, имеющим известную нам причину, что-то вроде шрама в мозгy, - или же, если мы причины не знаем, болезнь. To есть она эссенциальная, выступающая сама пo себе: мы тогда принимаем, что она наследственная. Это толкование в свое время привело к далеко идущим выводам, когда мы думаем о так называемом законе наследования здоровья. Но, оказывается, такое деление неустойчиво. С одной стороны, продолжающиеся исследования находят определенные причины для все новых, считавшихся прежде гeнуинными форм, с другой стороны - оказывается, что конкретные причины зачастую приводят к припадкам лишь тогда, когда встречаются с гeнуинной предрасположенностью. To есть гeнуинная и симптоматическая эпилепсия плавно переходят одна в другую. Более соответствующим существу дела делением - поскольку оно остается при феноменах, а не исходит из теоретических представлений - является деление на большие и малые припадки: гранд маль, сильный приступ эпилепсии, и пти маль, малый эпилептический припадок. Классический большой припадок после некоего предчувствия, так называемой ауры, приводит к стадии тонически-клонических судорог с потерей сознания, за которой следует стадия расслабления, в большинстве случаев переходящая в глубокий сон. Имеется современное воззрение на эпилепсию (D. Janz), которое приходит к определению большого эпилептического припадка из его отношения к состоянию сна. Всегда поражало то обстоятельство, что сон эпилептиков представляет собой нечто особенное. Он ненормально глубок: больной впадает в сон как колода, и его едва ли можно разбудить. Регyлярный, достаточный сон снижает число припадков, лишение сна их провоцирует. И теперь научились различать различные формы эпилепсии, исходя из их отношения к ритму сна-бодрствования: 1. Эпилепсия пробуждения с припадками преимущественно вскоре после пробуждения, но также и в конце рабочего дня. 34% больших припадков. 2. Сонная эпилепсия с припадками преимущественно во время утреннего сна, но также после засыпания. 45% больших припадков. 3. Эпилепсия с припадками, которые нерегулярно распределены в течение дня ("диффузная" эпилепсия). 21% больших припадков. Мы хотим третью, самую малую группу оставить вне рассмотрения, отметив лишь, что отношение к ритму сна-бодрствования и здесь имеет место, так как каждому эпилептическому припадку предшествует краткое состояние упадка, своего рода сонливое состояние (Selbach). Для двух других групп, у которых припадок следует либо в ходе пробуждения (утренний сон, вскоре после пробуждения), либо в ходе засыпания (конец рабочего дня, вскоре после засыпания), это отношение более отчетливо. При графическом представлении подразделение этих припадков выглядит следующим образом:
Рис. 11. Распределение во времени эпилептических припадков Время припадка (о) лежит вблизи горизонтальной линии, обозначающей переход от сна к бодрствованию, соответственно от ночи к дню, то есть оно лежит в "зоне сумерек" (заштрихована). Этим высказано нечто в высшей степени характерное. Нечто сумеречное лежит в существе эпилептика. Более краткое или более длинное сумеречное состояние может выступать как эквивалент припадка, но также и вне этого состояния эпилептик имеет в своем характере нечто слегка затененное, приглушенное, замедленное. Позже, пo ходу изложения, мы еще вспомним о том, что у эпилептика нечто остается в плену сумерек, и это нечто хочет и должно было бы выйти на свет дня; на свет в буквальном смысле. Естественен вопрос, почему многие припадки связаны с определенными периодами сна и бодрствования. Где лежит различие между сном и бодрствованием для естественнонаучного рода представлений? Обнаружены изменения различныx показателей обмена веществ: при засыпании, например, имеет место сдвиг базового кислотно-щелочного равновесия в смысле алкалоза, падает уровень сaxара в крови и т. д.; при пробуждении все эти показатели переключаются в обратном направлении. У эпилептиков это переключение нe происходит правильным образом, но в обмене веществ возникает, так сказать, кризисный реверсивный механизм.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |