КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 5 страница
У истерического ребенка границы с внешним миром слишком проницаемы. Он находится в целом в ситуации, которая для человека впервые выступает лишь в момент смерти, когда сверхчувственная часть существа человека выходит наружу. - Мы снова приходим к сродству истерических явлений и процесса смерти. И наоборот, в незавершенной инкарнации эпилептика лежит своего рода застревание в процессе рождения. У взрослых истериков происходит дальнейший переход границы: граница между сознанием и подсознанием снимается, они перемешиваются нездоровым образом. Подсознание берет нa себя руководство теми действиями, которые должны быть управляемы лишь бодрствующим сознанием. На сей счет имеется бесчисленное множество примеров в современной психологической литературе, исследование которых, однако, увело бы нac слишком далеко от нашей темы. Эту взаимосвязь нужно было бы, однако, продолжить далее, так как благодаря ей проливается свет, с другой стороны, на своеобразное сродство смерти и истерии. Кречмер указал нa то, что под влиянием страха смерти, в ситуациях паники истероидными становятся также те люди, которые вообще истериками не являются. Во время землетрясения, при пожаре театра многие люди реагировали на происходящее таким образом, что эту реакцию можно назвать истерической: одни были как в параличе, другие ″безголово" носились, подвергая опасности себя и других; из страха смерти они стремились к смерти. - Когда во время футбольных матчей, скажем, из-за нежелательного решения судьи возникают подобные сцены, также приводившие к смертным случаям, то происшествия подобного рода проливают свет на многие современные массовые переживания живущей внутри тенденции. "Неправомочный переход границы" характеризует их, будь то - в детской форме - прорывом границы окружающего мира, или же - у взрослых - преодолением границы к бессознательному. Оба случая выводят за пределы возможного для дневного сознания отношения к внешнему или внутреннему окружающему миру и тем самым являются попытками изменения сознания. Стремление к такого рода переходу границы и изменениям сознания имеет место в современном человечестве. Отсюда страсть к таким медикаментам, как мескалин, ЛСД, гашиш, героин, которые открывают сознанию новые переживания. Если бы эти средства распространились повсеместно, это должно было бы привести к своего рода истеризации человечества. Сориентировать же в том, как правомерным образом удовлетворить эту тоску, как точным и безопасным образом вступить на путь к следующим ступеням сознания, может современная духовная наука Рудольфа Штайнера. Возвратимся к истерии детского возраста и рассмотрим, какие выводы для лечении вытекают из развитого здесь воззрения. Речь идет о том, чтобы, с одной стороны, ненавязчивым образом давать детям ощутить внутреннее сочувствие, отвечая тем самым их потребности в душевной защищенности, с другой стороны - их необходимо ободрять и внутренне укреплять. Обоими мероприятиями постепенно добиваются того, чтобы дети опирались сами на себя, здоровым образом уединялись и становились более независимыми от реакций окружения. При достаточном терпении можно уже в детском возрасте исцелить душевную ранимость ребенка и укрепить его конституцию. При этом желательно избежать двух ложных путей, на которые обратил внимание Аспергер. He надо детям "подыгрывать"; нас нe должно соблазнять участие, в котором сочувствие переливается через край. Это ошибка, в которую впадают родители, особенно матери. С другой стороны, открытие, что дети охотно избегают трудностей - что они "делают только так", как если бы они были нe в состоянии этого делать - нe должно приводить к внутренне отвергающему поведению воспитателя. Оба ложныx пути усилили бы истерию. В первом случае - поскольку оказываются затронутыми той же стихией, что и ребенок; во втором - поскольку ребенок, ощутив это сразу же возникающее отвергание и отшатнувшись перед ним, лишь еще сильнее переживал бы свою душевную ранимость. Рудольф Штайнер в "Лечебнопедагогическом курсе" дал вполне конкретные дидактические мероприятия, помогающие истерическим детям. Одно из таких мероприятий заключается в том, что в ход школьных уроков вводится изменение темпа. Когда ребенок занят письмом, чтением или рисованием, нужно в определенный момент попросить его, чтобы он выполнил эту работу быстрее, чем раньше. Ребенок первым делом пугается и отпрядывает перед этим требованием, как и перед всякой новой трудностью. Поскольку воспитатель все же стоит перед ним, он должен себя преодолеть и, несмотря на свою пугливость, подойти несколько иным образом к своему заданию. Тем самым укрепляется и консолидируется его разливающаяся конституция. Если "перегибы" занятий проводить систематически и методически подготовленным образом, улучшение все более распространяется на всю совокупность истерических симптомов. За типичным заявлением истерического ребенка "я этого не могу" лежит комплекс представлений, который Рудольф Штайнер охарактеризовал следующим образом: "Я хочу сделать нечто; я этого, в сущности, не могу; но я должен это сделать; поэтому оно получается иным, чем оно должно быть". Этот комплекс представлений постепенно разрушается, если воспитатель, как защитник, поставлен рядом с ребенком и внутренне сотрудничает с его деятельностью, сопровождая ее "душевной лаской". "Естественно, ребенок ничего не приобретет, если вы сами делаете все, что должен делать ребенок. Вы предоставляете ребенку рисовать, но нe просто рисовать самому, а проводите кистью сбоку, рядом, сопровождая каждое движение. Вы позволяете ребенку представлять таким образом, что, в то время как ребенок образует свои представления, вы мягко направляете его, по возможности доброжелательно и отчетливо с ним сотрудничая." В заключение своих указаний об истерических детях Рудольф Штайнер сказал: "Всякий, кто хочет стать воспитателем нормальных детей, никогда не бывает готов, каждый ребенок для него новая проблема, новая загадка. Но чрезвычайно важно, что его ведет сущностное в ребенке, указывая ему, как он должен поступать в каждом отдельном случае; это довольно неудобная работа, но эта работа единственно реальна. Поэтому столь настоятельно в смысле духовной науки идет речь о том чтобы мы именно как воспитатели в самом значительном смысле занимались самовоспитанием. Мы упражняемся в высшем самовоспитании, когда мы с интересом исследуем симптомы болезни." Это "исследование с интересом болезненных симптомов" и является задачей данной работы. Этим нe только добываются определенные познания, но живой интерес охватывает также эмоциональную жизнь и волю воспитателя и делает его пригодным для великих задач, которые ежедневно ставит перед ним общение с детьми с затрудненным развитием.
IX ЗАГАДКА ЛЕГАСТЕНИИ
Школьный учитель привел на прием 14-летнего подростка по поводу бросающихся в глаза ошибок, которые он делал при чтении и письме. При переписывании с доски он пропускал не только буквы, но также слоги и даже целые слова, как если бы он их не видел. Oн неправильно читал, путая b и d, q и р, w и m. Часто переставлял буквы, читал или писал "Gars" вместо ″Gras", "nie" вместо "ein". Подчас он совсем не мог прочесть какое-нибудь простое слово, в то время как сложные и длинные слова не вызывали никаких затруднений. Вообще его способноость к чтению сильно изменчива; иногда он читает довольно плавно, но затем снова спотыкается на простейших словах. В остальном он заинтересованный, пусть и нe очень выдающийся ученик. На приеме мальчику был предложен имеющийся текст медицинского содержания. Вместо "Klinik" он прочел "Kilnik". Тяжелые слова, как "университет" или "педиатрия", ему давались без запинки. В сравнении с этим он нe смог после долгих усилий прочесть слово "Schwester", несмотря на то что мог назвать каждую отдельную букву. Дальнейшие сведения об этом юноше гласят: Ходить и говорить начал с полутора лет. Из детских болезней перенес свинку, корь, коклюш и скарлатину. Аппетит и сон хорошие. Из анамнеза можно упомянуть, что он еще маленьким ребенком из-за перемен места житeльства родителями гoворил на трех различных языках (английском, верхненемецком и нижненемецком). Осмотр: крепкое, мускулистое строение тела, соответствующее возрасту телесное развитие. Левый верхний второй резец не заложен. Небольшое набухание щитовидной железы и легкое дрожание пальцев (пубертатная струма). Кисти и ступни холодные и синие, косолапость с плоскостопием. В остальном телесность без особенностей. Обращают нa себя внимание мягкие, неоформленные черты лица; особенно область pтa, обвисшая и безвольная. Говоритиt шепчет неартикулировано и неясно. В отношении зрелости характера, no описанию учителя, отстал на 2 года. Лишен формообразующих сил, "душевно расплывается, как пудинг". Правша; глаза, уши, ноги - также праводоминантны. Обследование мальчика не выявило каких-либо особенных органических нарушений. Незначительная гиперфункция щитовидной железы и нарушения кровообращения в кистях и ступнях представляют собой преходящие, связанные с возрастом явления (пубертат). - Мягкие, неоформленные черты лица часто находят у детей с расстройствами письма и чтения. Наблюдаемое при этом слабое оформление верxней организации проявляется в нашем случае в неясной речи и в той манере, в которой он изживает себя душевно. Речь идет о типичном нарушении письма и чтения, обозначаемом как "легастения". Если слабые и патологические дети испытывают трудности в обучении письму и чтению, это понятно нам в общем контексте. О собственно легастении говорят лишь тогда, когда это нарушение выступает изолировано на фоне общей нормальной или даже хорошей одаренности. Конечно, это может иногда более или менее деструктивно действовать и на первоначально благополучного ребенка из-за душевного конфликта и трудностей во взаимопонимании, которые он переживает в школе вследствие своей частичной неспособности. Отношение формы букв к звуку, последовательности звуков к слову, связь написанного или напечатанного слова с понятием - все это представляет для таких детей большие трудности. И если они, наконец, с большими усилиями выyчиваются читать и писать, что происходит в основном с 9 до 10 лет, тогда в дальнейшем в их поведение вкрадываются весьма примечательные ошибки, которые прежде всего характеризуются перепутыванием левого и правого, верха и низа. Другие ошибки вторичной природы и более или менее производны от этот основного нарушения. Впервые нарушение чтения и письма такого рода было описано в конце прошлого столетия в Англии. Дальнейшие сообщения также приходили прежде всего из англоязычных регионов. Затем это нарушение распространяется в возрастающей степени на весь цивилизованный мир и имеет далее тенденцию к возрастанию частоты. Имеются региональные различия; особенно это касается США, Англии и Скандинавии. Чрезвычайная вариабельность частоты (между процентами и десятыми долями процентов) хорошо указывает нe только на временные и региональные различия, но и на различие оценок отдельных авторов. Несмотря на расхождение, очевидно, что англоязычные и скандинавские страны стоят на первом месте, расстройство это в ходе нашего столетия становится все более частым. Нечеткое произношение, при котором произнесенное и написанное слово мало соответствуют друг другу, стало основой для широкого распространения этого нарушения в англоязычных регионах. Для скандинавских стран эта причина не столь существенна и представляет собой, по-видимому, лишь вспомогательный фактор. Для особого положения Англии должно быть еще одно общее основание, ибо также и другие выступающие сейчас нарушении детского развития, прямо нe связанные с чтeнием и письмом - как, например, монголизм, детский церебральный паралич, энцефалит - получили такой оборот, что в ходе последнего столетия проявлялись прежде всего в Англии и описаны также там, а затем постепенно распространились на весь цивилизованный мир. - Все же для детей, говорящих по-английски, обучение чтению и письму несомненно затруднено. Это могло быть способствующим фактором также и у нашего мальчика, какое-то время говорившего по-английски. Следующим фактором, также лежащим в области языка и ведущим к слабости чтения-письма, является частая смена языка и первичные нарушения речи (нарушения артикуляции). Оба эти предположения также встречаются в нашем случае. Имеется и еще целый ряд различных других факторов, которые, как следует из опыта, могут вносить свой вклад в генезис легастении, как, например, оптические и акустические нарушения, неуверенность в пространственной ориентации, нарушенная структура семьи, невдохновляющая среда, психологическое торможение и тому подобное. Но все вышеназванные факторы не являются необходимыми и могут в отдельных случаях отсутствовать; и прежде всего они нe проясняют закономерного появления симптомов. Что же приводит именно к этим зеркальным перестановкам и выпадениям? Лишь понятие "неуверенности в пространственной ориентации" имеет непосредственное отношение к ядру проблемы, но не объясняет ее. На то, что нарушена пространственная ориентация, нам указывает образец почерка такого ребенка, даже если нe установлено никаких симптомов, кроме этого. Часто - но нe в нашем случае - наблюдаются и другие расстройства пространственной ориентации, а именно, соотношения правого и левого, например, леворукость или переменное доминирование. Под переменным доминированием понимают явление, при котором нет сплошной ведущей телесной половины, но акцент меняется, так что у одного и того же ребенка бывает правоглазие, левоухость, леворукость и правоногость. - Легастеник очевидно плохо может различать направления; повернута ли буква вправо или влево, вверх или вниз, для него остается в значительной степени неразличимым. Чем же объясняется столь загадочное поведение? Ответ на этот вопрос можно было бы найти, если бы удалось указать место, где этот процесс, аномально действующий при чтении и письме, выступает правомерным образом. Это путь, который может быть вполне общим - выявить в пределах человека подлинное место поначалу загадочного явления. Предположим, мы не знаем, на чем основывается желтуха; тогда мы могли бы спросить себя, где во взаимосвязях организма выступает нормальным образом эта желтая краска, которую мы замечаем на коже. Если мы обнаруживаем, чтo дело здесь в желчи, мы можем сказать: существо желтухи состоит в том, что красящее вещество желчи распространяется (через кровь) по всему телу. Вернемся к нашей проблеме. Легастеник недостаточно отличает при письме и чтении правое от левого, верх от низа. Цивилизованное человечество вообще установило определенное направление письма, направление слева-направо сверху-вниз. Из четырех возможностей для слова "FORT" остается лишь подчеркнутая:
Рис. 16. Потенциальный шрифтовой набор легастеника
Но для легастеника, однако, все четыре возможности имеют почти одинаковое значение. Поэтому эти дети часто читают зеркальный или перевернутый текст почти так же легко (или тяжело), как и обычный текст. Имеет ли место в человеке процесс, простирающийся столь же симметрично во все четыре стороны? Такой процесс есть; но чтобы найти его, мы должны перейти из душевной области в органическую и одновременно решиться на необычный шаг, связать эти области друг с другом. Тогда мы можем обнаружить, что такая закономерность господствует в том способе, которым зубы выxодят из челюсти. При прорезывании молочных зубов и при их смене соответствующие зубы справа и слева, вверху и внизу появляются почти одновременно. Если, например, прорезаются первые резцы, то появляются прежде всего в течение известного "отрезка времени" все четыре резца, пока следующий порядок зубов стоит на очереди и т. д.
Рис. 17. Схема зубов
Зубная формула (рис.17), как и потенциальный шрифтовой набор легастеника (рис.16), построена зеркально направо и налево, вверх и вниз. Легастеник при письме и чтении придерживается органической закономерности, которую мы можем наблюдать на протяжении детского развития и, наконец, при смене зубов. Смена зубов, вступление в школу и обучение письму и чтению стоят в одной временной взаимосвязи (здесь не нужно входить в то, что из-за так называемой акселерации или по официальным предписаниям, устанавливающим возраст вступления в школу, это соотношение может быть сдвинуто), и за этой взаимосвязью по времени стоит внутреннее единство этих трех явлений. Рудольф Штайнер показал, что в строении и образовании телесности сверхчувственный сущностный член, эфирное или формообразующее тело действует как пластическая сила. Около седьмого года жизни часть этиx действующих в эфирном теле формообразующих сил эмансипируется от своей первоначальной, образующей тело деятельности, и становится в душевной жизни ребенка основой представления и способности к обучению, а тем самым и возможностью обучения чтению и письму. Эта метаморфоза лежит в основе наступления готовности к школе. Поскольку после образования первых и вторых зубов третьи нe образуются, действующие здесь формообразующие силы стали бы в известной мере "безработными", если бы не получили новое задание. Как перед сменой зубов они связывали клетку с клеткой для образования зуба, так они теперь, в жизни представлений, связывают мысль с мыслью для соподчиненного понятийногo группирования, которое затем может удерживаться в памяти. В отношении обучения чтению это значит, что ребенок имеет теперь возможность распространить творящую взаимосвязи деятельность мышления на связь звуков с формами букв, отдельных букв с образом слова, слова с понятием и тому подобное, и таким образом учиться читать. Мы видим на этих примерах, как действуют пластические, творящие целостность силы в органическом и в душевном. И способ, которым мы последовательности мыслей, потерянные нашей памятью, восстанавливаем из других, во многом подобен тому, как, например, низшие организмы регенерируют потерянные части своих тел из оставшихся. Существует, однако, основополагающее различие между обеими областями: в то время как в органическом формообразующие силы творят бессознательно во все стороны, в жизни представлений они ставятся на службу сознательной человеческой воле. Собственно мышление возможно лишь благодаря волевому усилию. Однако из мира воли, в котором живет "Я", открываются совсем другие направляющие закономерности, формируя в органическом. Здесь, в области воли, господствуют нe симметрия или зеркальность, но односторонний акцент. Мы можем это прочесть уже в том, что органы обмена веществ, на которыx основывается воля, организованы асимметрично, в то время как голова, органы чувств и мозг построены симметрично. Везде, где в этой верхней области встречается асимметрия, например, в одностороннем расположении центра речи или так называемых моторных центров, мы выходим на притекающий снизу импульс воли-движения. Когда после потери руки для работы и письма используется другая рука, это изменение в организации движения имеет своим следствием то, что соответствующий моторный центр в мозгy также перемещается на другую (противоположную) сторону. У легастеника метаморфоза образующих сил протекает нe полностью, и зеркально творящие закономерности органических процессов продолжаются в письме и чтении. Его "Я" еще не настолько продвинуто, чтобы оно могло требуемым теперь образом импульсировать волю к вмешательству в область верхнего человека. Физиогномически это проявляется в мягких, неоформленных чертах лица, на что мы уже указывали. Различные исследователи говорят об "инфантильных симптомах", о "парциальном отставании созревания", о слишком сильной связи с матерью, характeрной для возраста маленького ребенка. Эти симптомы указывают также на то, что "Я" со своим вмешательством отстало, и легастеник поэтому остается плененным в закономерностях раннего детства. Обычно такую зеркальную перестановку букв наблюдают у многих первоклашек, но как быстропроходящие явления. Здесь видна быстро прохoдящая метаморфоза, в которой и застревает легастеник. (О той роли, какую эти зеркальные закономерности еще играют в душевной жизни детей, свидетельствует их радость при восприятии симметричных слов типа "Анна" или "Отто", а также зеркально построенных палиндромов типа: ein Neger mit Gazelle zag im Regen niе и т. д.)
Рис. 18. Схема образа на сетчатке Таким образом, мы выработали угол зрения для понимания легастении. Но почему эти примечательные перепутывания встречаются именно при переработке форм букв в процессе чтения и письма? Ведь при этом всегда имеет место оптический процесс. Уже ранее искали причину в нарушенном процессе зрения. И у легастеников наxодили многочисленные дефекты глаз. Но оказалось, что они нe играли решающей роли: легастения может иметь место и при совершенно здоровых глазах, в то время как при глазныx дефектах высокой степени она может отсутствовать. В связи с этим до сих пор был обойден вниманием своеобразный феномен, а именно, что главные явления легастении мы обнаруживаем как составные части нормального зрительного процесса. На одном из этапов этого процесса, в возникающем на сетчатке образе, происходит перестановка правого и левого, верха и низа. В поле зрения даже имеется пропуск (слепое пятно). В дальнейшем ходе зрительного процесса эта перестановка снова переворачивается и пропущенное место дополняется, так что из перевернутого, несовершенного образа на сетчатке возникает совершенное зрительное восприятие. Почему зрительный процесс приобретает этот своеобразный характер, так что сначала образ внешнего мира переворачивается и затем снова восстанавливается? Это частное явление общего поведения человека в его противостоянии внешнему миру. Все, что приходит к человеку, должно быть сначала разбито и затем снова восстановлено, прежде чем он сможет это в себя воспринять. Как "Я" он может переносить в себе лишь созданное им самим. непереработанные чуждые субстанции - телесного, душевного или духовного рода - должны были бы сделать его больным. Яснее всего проявляется этот процесс в собственно пищеварении, в ходе которого пищевые продукты сперва расщепляются, разлагаются, и затем снова соединяются, уже новым способом, в человеческие субстанции. Маленький ребенок, чье "Я"существо еще мало в этом соучаствует, не может полностью проводить этот пищеварительный процесс и поэтому нуждается в своего рода предварительно переваренной пище, материнском молоке. Если ребенок уже в раннем возрасте получает другую пищу, например, морковь, тогда можно иногда наблюдать, как кожа постепенно приобретает морковный цвет, то есть морковь переваривается нe полностью, нечто от непереработанной субстанции моркови входит в телесность. У легастеника образ текста в известной мере остается на стадии сетчатки (это нe означает, что сетчатка каким-либо образом причинно участвует в возникновении легастении!); он нe может совершенным образом перерабатывать буквы. Мы должны усилить исходящую от "Я" "пищеварительную силу" и преподнести ему буквы в удобоваримой форме. Ведь почему именно буквы создают особые трудности? Потому что с буквами ребенку привносится нечто, совершенно чуждое его природе. Ребенок - это существо, исходящее из духовного предбытия, и он несет с собой прежде всего предпосылки этого духовного бытия. "Здесь, однако, естественно возникает необходимость объяснить, что рождением в физическое земное бытие могут быть привнесены лишь вполне определенные вещи. Духовный мир не занимается тем, что возникло лишь в ходе развития культуры, путем внешних договоренностей. Это значит, что наши условные средства чтения, наши принятые средства письма - я это уже излагал с других точек зрения - их, естественно, ребенок нe приносит с собой. Духи нe пишут. Духи также не читают. Они нe читают в книгах, не пишут пером. Это лишь выдумки спиритов, что духи ведут человеческую беседу и даже пишут. To, что содержится в речи и в письме - условность культуры. Это живет здесь, на Земле. И лишь тогда, когда мы эти культурные договоренности, это чтение и письмо нe просто вносим ребенку через голову, но когда мы это чтение и письмо вносим ему также через грудь и конечности, тогда мы творим ему добро." В буквах, возникших в нашей цивилизации, перед ребенком выступает нечто совершенно чужеродное, к чему нельзя развить внутреннего отношения. Почему определенная буква, скажем "В", имеет именно эту форму, а не совсем иную - это сперва для ребенка вовсе нe очевидно. Проблема эта существует для всех детей, но для легастенического ребенка это особенно тяжело, чисто механически запоминать взаимосвязи, с которыми нельзя соединить какой-либо смысл. Переход от речи к письму всегда представляет собой громадный прыжок. Речь принадлежит к акустической области, к области сказанного и услышанного. Фиксируясь при письме, она попадает в область, которая нe соответствует ее существу, в оптическую область, в область зримого. Она становится чем-то парадоксальным, "видимой речью".
ДОЖДЬ
Рис. 19. Образные шрифты Для древних образных текстов, для иероглифов в их первоначальном значении или для китайского текста этой проблемы не существовало. Там речь еще шла вовсе нe о передаче слышимой речи, но о начертательном представлении воспринятого. И при этом исходили нe из оптической области. Рисунок предмета или процесса имел осмысленную связь с тем, что он должен был представлять. Возьмем, к примеру, китайский рисуночный текст или египетский иероглиф "дождя" (интересно, что оба рисунка очень похожи друг на друга). Здесь налицо образ того. что воспринимают как дождь. Что для словообраза "дождь" нe имеет места. Чтобы развить из этого словообраза понятие и воззрение "дождь", требуется огромное напряжение способности к абстракции. По существу, все дети пo отношению к чуждому миру букв имеют прежде всего латентную легастению, что и открывается у многих учеников начальной школы описанным преходящим образом. В целом удается обычными методами привести детей к чтению и письму. У них "Я" уже достаточно действенно, чтобы подойти к этому чуждому миру. У легастеника "Я" остается на предыдущей ступени развития. Так мы иным путем приходим к тому же результату, что и прежде, когда мы говорили о неполной метаморфозе формообразующих сил: "Я" легастеника вмешивается недостаточно, оно нe вступило еще, соответственно возрасту, во все области земного мира. Думается, это состояние у сегодняшних школьников усиливается. В одной из последних работ легастенический ребенок описывается следующим образом: "Главная характеристика легастенического ребенка - это незрелая личность. Образование личности затягивается, телесное и интеллектуальное развитие отчетливо ниже уровня, соответствующего возрасту. Процент легастеников, которые могут быть охарактеризованы как отчетливо "ребячливые", "инфантильные", составляет по Кирниоффy - 60%, по нашим исследованиям - до 70%". "Поведение легастенического ребенка может быть обозначено в общем как субъективно-эгоцентричное. Оно почти сравнимо с таковым у 3-4-летнего ребенка. Наивное неведение в отношении своих способностей и слабостей и мало склонности к самокритике и вследствие этого к самокоррекции - все это весьма характерно. В большинстве случаев здесь первична переоценка собственных возможностей, когда взгляд не выходит за пределы собственной деятельности и нe пытается сравнивать себя с другими. Легастенический ребенок поэтому чувствует себя вполне хорошо в своей роли малыша. И всякое давление и требования извне приводят прежде всего к субъективному страданию." Это описание вполне соответствует развитому здесь воззрению о том, что "Я" легастеника с его активностью отстает. Возможно, преимущественно негативные характеристики дополняются тем, что легастенические дети обладают поразительным пониманием в области спиритуальныx представлений. Я думаю, это и наблюдалось в известных мне случаях. Как можно помочь этим детям? Это можно уразуметь из существа нарушения. Необходимо так подготовить формы букв, с которыми дети имеют затруднения, чтобы они могли их переработать; и необходимо возбудить живущее в воле "Я" к его формирующей из движения деятельности. Прежде всего возникает мысль все снова и снова упражнять чтение и письмо. Это, конечно, также необходимо, но все таки это приносит большой вред, если от ребенка требуют именно того, чего он нe может. Тотчас же наталкиваются на отвращение и сопротивление. Прямое фиксирование ошибок ребенка - в большинстве случаев - наименее действенный путь. Поняв, что речь идет о проблеме развития, охватывающей всего ребенка, мы находим еще и другие исходные пункты. Все, что способствует развитию личности, является также лечением для легастении. В этом направлении действуют занятия, нацеленные на раскрытие творческих сил ребенка. Поэтому всякая детская художественная деятельность в этом отношении весьма благотворна.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |