КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 8 страница
В случае знаменитого физиолога клептомания нe обнаружилась, благодаря жизненным обстоятельствам она сдерживалась извне. Процесс остановился, так сказать, на ветхозаветной ступени: нe укради. Но страсть к захвату, тенденция что-либо приобретать осталась, хотя и в сублимированной форме. - У Гебеля мы ступенью дальше. У нет мы можем сказать: давать радостнее, чем брать. Направление изменилось на обратное. Тенденция тянуть к себе преобразована в способность давать человечеству нечто, а именно, эти изысканные истории и другие дары его поэтического искусства. Понятно, что не каждый исцеленный клептоман может и должен стать поэтом. Но преобразовать исцеленные недостатки, исцеленные слабости в позитивные способности - возможно в каждом случае. Кем стал юноша, описанный в "Лечебнопедагогическом курсе"? О нем сообщается, что он полностью преодолел склонность к клептомании и стал позднее сильным, исполненным ответственности учителем. Можно себе представить, что для педагога небольшая толика преобразованной клептомании, которая проявилась бы потом в таланте рассказчика, в находчивости, является чем-то весьма полезным. Обозревая взаимосвязи, в которые включена клептомания, мы приходим не только к мероприятиям, могущим исцелить эти недостатки, но также и к тому, чтобы видеть позитивный смысл этого явления, которое может приводить к моральному падению. Вечная человеческая тема - падение и возрождение – предстает здесь в новом свете.
XII ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ОРГАНИ3АЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Когда мы ищем ориентиры во множестве детских нарушений развития, мы приходим с определенной очевидностью к членению во времени. Характерные кризисы и проблемы оказываются взаимосвязаны с определенньми узловыми пунктами развития, каковыми являются, например, седьмой, девятый, двенадцатый или четырнадцатый годы жизни. Эта точка зрения удобна именно для школьного врача в его сотрудничестве с учителями. Педагогика Рудольфа Штайнера, учебный план Вальдорфской школы всецело построены на постоянно меняющемся существе ребенка. В этой временной переменчивости во впечатляющих образах, с которыми имеют дело работающие на ниве лечебной педагогики, утверждает себя постоянное. Монголоидный, микроцефал, иным образом патологичный ребенок проносит свое своеобразие через все ступени развития. Он в первую очередь не семилетний или двенадцатилетний, но прежде всет монтголоидный или какой-то еще, независимо от того, семь лет ему или двенадцать. Безусловно, возраст здесь играет роль, и он должен быть учтен при диагносцировании и лечении, но это нe решающее. В чем же заключено существенное у этих детей? Уже когда мы говорили о большеголовых и малоголовыx детях, когда имелись в виду еще только вариации "нормального ребенка" без каких-либо патологических отклонений, мы употребляли одну характеристику, которая проходит через все детство. В основе этой характеристики лежит сдвиг соотношения верхней и нижней организации ребенка, который в одном случае ведет к усилению тенденции, действенной в голове, в другом случае к усилению тенденции конечностей (см. главы I и II). Здесь начинает вырисовываться пространственное рассмотрение: верх-низ, голова-конечности, - и оно может помочь нам в дальнейшем обозрении известных детских типов и в постижении их существа. Пространственные направления при этом из абстрактных, однородных и взаимозаменяемых измерений математиков становятся качественно совершенно различными тенденциями. Процесс, разыгрывающийся в человеческой организации между верхом и низом, обнаруживает совершенно иные закономерности, нежели процесс, протекающий между правым и левым или между передним и задним направлениями. Если для данного ребенка мы можем установить, в каком из этих направлений у него имеется нарушение, мы тогда можем высказать уже нечто определенное о его существе. Верх и низ, направление вверх и направление вниз отделены друг от друга горизонтальной плоскостью. На ход событий в этой плоскости указывает ритмическое повторение в среднем человеке, особенно в скелете. Мы можем представить себе примерно горизонтальные плоскости, лежащие как разделяющие поверхности между позвонками или ребрами. Конечно, речь здесь идет нe о точно параллельных плоскостяx, но о таких, которые, следуя ходу позвоночника и соответственно ребер, колеблются относительно среднего горизонтального положения. Но именно это отношение к ритмическим колебаниям характерно для горизонтальной плоскости. Сементарное членение (метамерия), преобладающее в среднем человеке - нe схематично, но пребывает в живых колебаниях. Уже в представлении трехчленной человеческой организации (см. главу I) мы видели, что ритмический элемент живет посередине и на него опирается жизнь чувств. Поэтому понятно, что горизонтальная плоскость может быть названа "плоскостью чувств". Она является разделяющей также и душевно, между верхом и низом, между "ликованием до небес" и "печалью до смерти". При сдвигe между верхом и низом, то есть если принадлежащая горизонтальной плоскости тенденция сдвинута вверх или вниз, этот ритмически колеблющийся элемент сохраняется. "Большеголовость" и "малоголовость", как мы видели (см. главу II), представляют нe только соответствующие детские типы, но действуют в каждом ребенке как латентные тенденции. Каждый ребенок утром подвержен преимущественно тенденции "малоголовости", при которой преобладают силы нервно-чувственной системы, действующие сверху вниз. И вечером каждый ребенок подчиняется тенденции "большегoловости", когда преобладают силы обмена веществ, стремящиеся снизу вверх. И у собственно малоголового ребенка лишь сильнее акцентировано одно откпонение маятника, у большеголового другое, и эти отклонения тем самым отчеканиваются вплоть до физических проявлений. У детей-гидроцефалов и -микроцефалов определяющим становится ритм, который, как описано выше (см. главу III) разыгрывается в воздействиях дыхания также между верхом и низом. И здесь этот ритм дыхания, имеющийся у каждого ребенка, в обоих патологически экстремальных случаях из-за сдвига равновесия выступает более отчетливо и становится телесно видимым. Как при суточном, так и при дыxательном ритме речь идет о ритме инкарнации. Индивидуальность ребенка стремится утром и в процессе вдоха к более сильной связи с телесностью -она устремляется сверху вниз, она инкарнирует. Вечером и в процессе выдоха связь начинает снова ослабляться, индивидуальность удаляется в направлении снизу вверх, экскарнирует. Инкарнация нe является равномерно протекающим процессом, она колеблется между связыванием и освобождением, причем направление инкарнации при вдохе и пробуждении несколько преобладает над противоположным направлением выдоха и засыпания, в результате чего здоровое детское развитие достигает, наконец, инкарнационной ступени взрослого. Колебание обоих ритмов ведет попеременно к более сильному и затем опять к более слабому ощущению себя в телесности. Совершенная инкарнация человека заключается не только в том, что индивидуальность пронизывает свою телесность, но также и в том, что она связывает себя с силами окружения. Помехи достижению этой второй ступени инкарнации могyт иметь место в двух направлениях. Уже при рассмотрении нарушений дыхания мы видели, что дети с нарушенным вдохом слишком сильно отданы своему окружению, в то время как дети с нарушенным выдохом судорожно удерживаются в себе и тяжело находят связь с окружающим миром. Это противоположное отношение к окружающему миру снова выступает в усиленной форме у истерического ребенка, который растекается (см. гл. VIII), и у эпилептического ребенка, который пленен в себе (см. гл. VI). Уже ранее было упомянуто, что у детей с двигательными стереотипами (см. гл. VII) отношение к окружающему миру (вторая ступень инкарнации) нарушено. На этой второй ступени инкарнации направление вверх-вниз (индивидуальность и телесность) преобразуется в направление внутрь-наружу (индивидуальность и окружающий мир). Но направление внутрь-наружу своим существом принадлежит направлению вверх-вниз. Это проявляется уже в том, что для нeгo и для относящихся сюда образов заболеваний также характерно ритмическое течение. Для дыxания и его нарушений это ясно без всяких объяснений. Эпилепсия также оказывается принадлежащей к этому ряду явлений в силу ее ритмического течения между припадками и свободными от припадков интервалами, равно как и вследствие ее отношения к дневному ритму. Может вызвать сомнения, имеет ли место таковое переменное состояние при детской истерии. Но здесь достаточно вспомнить, как истеричный ребенок отпрядывает вдруг перед внешним миром в переживание душевной раны, чтобы затем снова потерять себя в необузданной веселости, в припадке крика или в энурезе. В совсем иную область мы входим при рассмотрении легастении, поскольку здесь играет роль взаимоотношение левого и правого. Это соотношение ведет нe к совершенно полярным тенденциям (голова и конечности), как противоположность между верхом и низом, но к формам, которые подобны себе и различаются лишь в силу их зеркальности. Здесь нет никакого опосредующего ритма между обеими половинами; они стоят неподвижно и непосредственно рядом друг с другом, и они бы распались, лишенные связи, если бы их не объединяла в единство средняя, так называемая сагиттальная плоскость. Это происходит в скрещении глазных осей, в складывании рук, в перекрещивании ног и т. д. Во всех этих видах деятельности, которые для животного в таком виде невозможны, человек в своем дистанцировании от мира переживает себя как замкнутое единство. Это установка, лежащая в основе мыслящего познания. Сагиттальная плоскость - это плоскость мышления. Поэтому при интенсивном размышлении кладут палец на переносицу, то есть в направлении этой плоскости; поэтому также в этой плоскости образуется мыслительная складка у корня носа. - Мы имеем дело с плоскостью симметрии, которая разделяет человека на две зеркальные равные половины. Наиболее совершенна зеркальность в верхнем человеке, в мозгe, который дает телесное основание мышлению. В грудном пространстве (сердце сдвинуто влево; справа три, слева две легочные доли) симметрия уже сильно нарушена, в брюшной полости (положение желудка, печени, селезёнки, кишечника) симметрия почти полностью отсутствует. Везде, где стремление направо и налево акцентировано сильнее, чем стремление к единству, как при гипертелоризме (увеличенное межглазное расстояние), при диастеме (промежутки между средними резцами), при заячьей губе и тому подобном, можно считать, что мысленное дистанцирование мира затруднено в пользу более всеохватного, но в то же время и более смутного переживания. Тем, что легастения стоит в этой противоположности правого-левого, она характеризуется как нарушение познающего постижения мира ("гностическое нарушение") в специальной области (чтение, письмо). Конечно, здесь также играет роль противоположность верха и низа. Но здесь она переживается не как полярность, - как это, в сущности, соответствует соотношению верх-низ, - но в своей зеркальности (перепутывание u и n, т и w и т. д.) как транспонированное соотношение правого и левого. Легастения - лишь один пример проблем, которые выступают в связи с соотношением правого и левого. Сюда принадлежат все нарушения, связанные с так называемым латералитетом, как, например, леворукость, многие нарушения речи, право- и левосторонние параличи, situs transversus (боковое смещение внутренностей) и многое другое. Третью и последнюю плоскость, фронтальную, можно себе представить, если мыслить ее непрерывно проходящей через обе параллельные ноги и через всего прямо стоящего человека. Речь снова идет о вертикальной плоскости, которая перпендикулярна предыдущей, сагиттальной плоскости. Она разделяет "впереди" и "сзади", и поэтому также обращение и отказ, атаку и сдержанность, освобождение и торможение. Это плоскость воли, связанная с моральностью. Передняя сторона человека - во взгляде, в другой деятельности чувств, в речи, в принятии пищи, в хватании руками, в ходьбе ног - направлена в мир и открыта ему. Противоположная ей задняя сторона едва ли знакома человеку и нe имеет какого-либо отношения к окружающему миру в плане восприятия или воздействия. Если я поворачиваюсь спиной к человеку или к происходящему - н демонстрирую этим, что я нe хочу с этим иметь никакого дела. Особенно очевидно различие переднего и заднего в форме черепа, который в отверстиях глаз, носа, рта весь раскрыт вперед, тогда как свод затылка полностью замкнут для внешнего мира. В остальном человеке эта противоположность становится явной лишь в движении. В отношении фронтальной плоскости зеркальная симметрия нe имеет места, как в случае плоскости сагиттальной; нет также ритмичной смены, характеризующей горизонтальную плоскость; здесь имеет место лишь или-или. Я нe могу попеременно (кроме исключительных случаев, когда вторгаются иные закономерности, как в танце) или вовсе одновременно идти вперед и назад, но я могу только либо одно, либо другое. Если я что-либо одновременно хочу и также не хочy (амбивалентность), то душевное здоровье под угрозой. Как уже телесно человек отличается от других живых существ тем, что может идти назад (животные сами пo себе этого не могут), так же духовно-душевно в сдержанности заключается собственно человечески-моральная установка. Мы видели, что эта сдержанность у клептомана нарушена. Он нe волен в себе, он набрасывается на определенный предмет, чтобы присвоить его. У него отсутствует торможение, которое защищает от этой принужденности не-клептомана. Мы рассматривали до сих пор клептоманию преимущественно с той точки зрения, что стремления, правомерные в верхнем человеке, в нижнем человеке становятся аномалией (см. главу XI). И здесь, кажется, речь все же в значительно большей степени о соотношении вверх-вниз, чем вперед-назад. - Но за сегодняшним вверх-вниз скрылось древнее вперед-назад! Прежде чем человек выпрямился в ходе эволюции, передним было то, что стало теперь верхним полюсом. В выпрямлении заключен помимо также связанного с ним возвышения - пра-жест принятия. Tо, что первоначально стремилось вперед, становится теперь как бы оставшейся внизу частью организации. Это как если бы всадник вскочил на несущегося вперед коня и теперь не только бы сдерживал его бег уздой, но заставлял бы его пятиться назад. Так от верхнего человека исходит торможение инстинктов нижнего человека. - Между тем благодаря выпрямлению то, что было связано с древним, ориентированным вперед импульсом, как инстинктом присвоения, поднимается на более высокую плоскость и одновременно облагораживается. Этот инстинкт дематериализуется, служа лишь собиранию информации и очеловечиваясь при этом. Образ рыцаря на коне хорошо объясняет нам соотношение верхней и нижней организации человека, поскольку здесь скрыта противоположность переднего и заднего. Если рыцарь слабеет, утрачивает господство, тогда поднимаются всякого рода "мании", будь то мания воровства, мания скорости, мания обжорства, сплетен, садистские наклонности и т. д. Во всех этих случаях имеет место расторможенность. Такая расторможенность может также проявиться телесно в сшибке стремящихся к пубертату сил (Pubertas praecox), когда верхний полюс детской организации ослаблен черепномозговой травмой, повреждением мозга, мозговой опухолью или воспалением мозговых оболочек. В ходе наших усилий - прийти к пониманию различных детских типов - все больше вскрывалось качественное различие трех пространственных направлений. При этом упорядоченность неподвижной зеркальности свойственна направлению влево-вправо; ритмическая смена разыгрывается между направлениями вверх и вниз. Односторонне направленное движение определяется отношением вперед и назад. Способ, как ребенок со всей своей телесно-душевно-духовной организацией относится к этим трем направлениям и связанным с ними качествам, может рассказать о его существе. Везде, где нарушение касается отношения вправо-влево, оно воздействует на познающее постижение мира. - Если нечто сдвинут в пропорции между верхом и низом, это следствие изменения в ощущении самого себя (ступень инкарнации). - Если переднее и заднее в неправильном отношении, тогда выступает опасность моральных заблуждений, затрудняющих социальную жизнь. Тем самым сделан обзор, в котором открыты все возможности для дальнейшей разработки. Пространственные направления становятся дорожными указателями в лабиринте детских нарушений развития.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |