КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 6 страница
Ребенка нужно ободрить. Переживания безуспешности и несостоятельности, бывшие у него до сих пор, лишали его бодрости и отбрасывали еще дальше назад в развитии своей личности. Поэтому ему необходимо доставлять такие переживания, в которых он мог бы самоутвердиться. Благодаря доверию между воспитателем и учеником ребенок может сам соучаствовать в борьбе с затруднениями. Мы не можем обратно разлагать слово на буквы и возвращаться к древним образным текстам. Но мы можем подхватить элемент образности, присутствовавший в этих древних текстаx. и использовать его при изучении буквенных текстов. И как раз это переживание образности является элементарной потребностью современного ребенка, которой, к сожалению, зачастую отвечают лишь одним, роковым для детской природы образом (комиксы, телевидение).
Рис. 20. Образное развитие буквенных форм
Начальные занятия в работающиx пo педагогике Рудольфa Штайнера детских домах и школах уже содержат элементы, из кoторых вытекает осмысленное лечение легастении. Здесь формы букв развиваются из живых живописных образов, например, "'W- из формы волны (Welle), "В" из формы кренделя (Bretzel), "L- из формы светильника (Leuchter) и т. д. (см. рис.20). На таких образах ребенок может нечто душевно пережить и благодаря этому внутренне связаться с формами букв. Boccтaновив эти внутренне осмысленные отношения, можно затем далее либо составлять словообраз из отдельных буквенных форм (синтетически), либо развивать буквенные формы из словообраза (аналитически). Вопрос, "синтетически" или "аналитически" (метод целых слов), который сегодня столь горячо дискутируется именно в связи с возникновением летастении, теряет значение по сравнению с первостепенной важностью тот, что достигается образное душевное переживание буквенных форм. Конечно, для легастеника аналитический метод менее пригоден. - Интересно, что среди воспитателей, работающих с легастеническими детьми, есть пришедшие к одинаковым пpинципам. Они говорят, что буквенные формы нужно "конкретизировать" или "персонифицировать", и они имеют в виду именно то, что должно развиваться из наглядного образа. Этот принцип, найденный здесь для легастенических детей, применяется в педагогике Рудольфа Штайнера для всех детей. Ведь все дети проделывают метаморфозу, которая лежит в основе легастении, и у многих начинающих школьников мелькают поэтому преходящие характеристические зеркальные перестановки (перепутывания). Дальнейшей помощью является указание Рудольфа Штайнера, что обучать письму надо перед обучением чтению. При этом в первую очередь в движении - также в движении письма - отзывается и действует деятельная воля. И лишь позже переходят к более мыслительному элементу чтения. На первом школьном уроке ребенок выразительным образом приводится к рисованию и изучению "прямых линий" и "кривыx линий" (дугообразных форм). Оба элемента вносятся при этом в деятельность рук при рисовании и в представляющее сознание, из которого ребенок образовывал до сих пор в бессознательной мудрости свои телесные формы; ибо сферические (череп) и линейные (конечности) формы образуют основание человеческого облика. Но это одновременно те же два элемента, которые теперь находят во всех буквах (рис.21).
Рис. 21. Прямые и кривые линии
То, что здесь повторяются ссылки на педагогику Рудольфа Штайнера, вовсе неозначает, что посещения работающей по этой педагогике школы достаточно, чтобы предотвратить появление легастении, поскольку она имеет длинную предшкольную историю возникновения. Но это позволяет развить из этой педагогики методы, которые при соответственно интенсивном и целенаправленном употреблении пригодны при легастении. По проводимым до сих пор обследованиям легастения в вальдорфских школах и школах Рудольфа Штайнера встречается значительно реже, чем в других школах. Развитию детских способностей восприятия из образности способствуют упражнения на симметрию. Здесь ребенку рисуют одностороннюю форму и предлагают ему найти ее зеркальное дополнение (рис.22).
Рис. 22. Упражнения в симметрии
Таким упражнением легастенику предоставляют намеренно делать именно то, что неумышленно вкрадывается при зеркальном переворачивании и перестановке букв (реверсии). Тем самым поднимают этот процесс в сознание и предотвращают его бессознательное протекание. И тем самым воспитывают в ребенке правильное ощущение формы. Подобным образом весьма полезны здесь упражнения в динамическом рисовании пo Херману Кирхнеру. Если у легастеника имеются затруднения также со слышанием и произнесением устной речи, необходимы речевые упражнения, как они даны Рудольфом Штайнером под названием "шпрахгештальтунг", "формирование речи". Чем лучше сам легастеник может формировать слова, тем лучше учится он преодолевать трудности также и в восприятии слышимой речи. Он упражняется при этом слышать в словах отдельные звуки и различать сходные звуки (твердые и мягкие согласные, умлауты и т. д.). Недостаточная способность к формированию и восприятию образов у ребенка укрепляется тем, что его прежде всего учат схватывать свою собственную телесность. Ему, например, говорят: "Возьми себя левой рукой за правую мочку уха, схвати себя правой рукой за левую пятку и т. д". Замечено, что такое восприятие своего облика и его направлений в пространстве дается детям вовсе не так легко, как можно подумать. Для ориентации в пространстве, для уверенности в определении направлений эффективны также эвристические упражнения с жезлами. Есть, например, упражнение, в котором специально упражняются в направлениях "вверх-вниз", "вправо-влево". Созданное Рудольфом Штайнером искусство движения эвритмии вообще является эффективной помощью для легастеника. В эвритмии речь идет о письменах "видимой речи", но о таковой, в которой отдельные звуки выполняются всем человеком как одушевленные движения. Ребенок исполняет звуко-жесты, соответствующие существу гласных и согласных. Он находит осмысленную взаимосвязь между слышимым звуком и его выражением в жесте. Он переживает этот жест в движении всего своего тела, так что при этом интенсивно привлекается воля. В эвритмии участвуют все чувства, не только глаза и уши, но также и чувства осязании, движения и равновесия, равно как и дальнейшие высшие чувства. Текучий переход от одних звуков к другим, причиняющий легастенику трудности при чтении, в движении протекает легко, без усилий. Каждое сформированное движение помогает ребенку, ибо оно вытeкает из импульсированной "Я" воли. Так, во многих слyчаях неожиданную помощь оказывает обучение плаванию. Но эвритмическое движение является, как показывает также опыт, намного более эффективным, ибо оно произошло из сущностных взаимосвязей с речью. Если легастения нe преодолена до пубертата, то тогда вообще очень тяжело достичь чего-то еще. Но при интенсивном применении эвритмии удается, однако, также и в этом случае достичь впечатляющего улучшения. Решающим при этом становится, может ли ученик внутренне поддерживать эвритмические движения и участвовать в них с известной радостью. При внутреннем противодействии успех под вопросом. Эвритмия в своем видоизменении как лечебная эвритмия воздействует прямо на конституцию легастеника. Особенное отношение к проблеме легастнии имеет гласная "Е" в лечебноэвритмическом исполнении. Она имеет элемент пересечения в себе, что ведет к зеркальной перестановке правого и левого. Здесь речь идет о терапевтическом мероприятии, которое прописывается врачом и при случае может быть дополнено соответствующим медикаментом. Это не случайно, что два столь характерных явления в области речи, как легастения с одной стороны и создание эвритмии Рудольфом Штайнером с другой, выступают одновременно в нашем столетии. В этом можно видеть некую мудрую взаимосвязь болезни и лечебного средства, которая вступает здесь в поток развития человечества. В нашем современном шрифте мы имеем перед нами ту форму "видимой речи", которая дoстигает известной высшей степени совершенства и при этом всецело удалена от человека. Она стала мертвой, застывшей и абстрактной. Этот написанный и напечатанный текст, являющийся главным средством распространения знания в нашей цивилизации, представляет для многих рождающихся сегодня детей значительную трудность. Эта трудность может преодолеваться с помощью другой формы "видимой речи", вновь возникающей. Здесь речь также перемещается в область видимого, но теперь так, что ей при этом остаются присущи все одушевление и сила высказывания произносимого слова. Ее впечатляющая сила еще увеличивается благодаря тому, что выражением речи становится не только специальная часть человеческой организации, как в случае произносимого слова, но весь движущийся человеческий облик.
X РАЗВИТИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЛЕГАСТЕНИИ
Уже из предыдущей главы можно видеть, что в случае легастении речь идет о нарушении не одних лишь способностей чтения и письма, но о проблеме развития, касающейся ребенка в целом. Сначала, правда, все выглядит так, как будто "частичная неуспеваемость", все же принадлежащая к признакам легастении, выступает при ненарушенном интеллекте. Но возможно ли это? Ведь при обучении письму и чтению речь идет, кажется, об интеллектуальном достижении. Если нормальный интеллигeнтный ребенок немузыкален, мы можем это понять, поскольку здесь имеет место переход к совсем иной области, нежели интеллект. Или же обучение письму и чтению касается, возможно, совсем иных душевных способностей, чем чисто познавательные"? Однако затрудненное обучение письму и чтению нe только является следствием нарушения развития, но и само приводит, в свою очередь, к серьезным последствиям для детского развития. Чтение представляет в наше время важнейший источник передачи знаний, лишенным которого видит себя такой ребенок. Он стоит - непостижимо для себя самого - как бы перед непреодолимой стеной, которой не существует для его соучеников. Отчаяние в этой ситуации может зайти так далеко, что дети не могут больше жить. Во всяком случае, им грозит неправильное развитие, которое может проявляться в полнейшем унынии, или в том, что ребенок пытается ролью классного клоуна вернуть себе потерянный из-за своей частичной неспособности авторитет. Прогулы, агрессивное и асоциальное поведение - следующие ступени, которые в неблагоприятных случаях могут привести юношу или взрослого к тяжелой жизненной ситуации или даже к преступлению, если легастению не устранить. Если есть легастеники, которые, несмотря на тяжелые затруднения, успевают и могут занять соответствующее их способностям жизненное положение, то есть и печальные исключения. Чаще происходит так, что молодые люди, несмотря на хорошие профессиональные способности и человеческие качества, не преодолевают ступени разнорабочего, так как они нe могут писать и читать, что влечет затем далеко идущие последствия для их общего развития. Понятно, что столь тяжелая жизненная проблема накаляет характер, и вопрос о причине легко сводится к поиску виновныx и ведет к упрекам всем причастным к этому людям - родителям, учителям, врачам. В наших предыдущих исследованиях (гл. IX) мы выявили два фактора, которые ответственны за выступающие при легастении явления: 1. Продолжение действия закономерностей роста в душевной области; 2. Запоздалое вмешательство. Рассмотрим попристальнее эти два фактора и начнем со второго, который обозначается как "задержка развития личности", и чье значение широко известно. Только мы спросим: почему "Я" вмешивается недостаточно? Возможно, это вопрос индивидуальной судьбы. Некоторая ясность наступает, если мы находим у легастеника указания на легкую детскую черепномозговую травму. Мозг как орган, с помощью которого совершается инкарнация ребенка, и прежде всего в первом семилетии может при повреждении задерживать вхождение "Я". И наоборот, задержанная инкарнация проявляется, в свою очередь, в задержке созревания определенных мозговых центров. - Неблагоприятная наследственность также создает трудности для вмешательства "Я". Беспризорность - "Я" видит себя нe принятым - также влечет задержку инкарнации.
Рис. 23. Легастенические признаки в рисунке Первый фактор, продолжение действия закономерностей роста в душевной области, проявляется в своеобразных явлениях, подобных зеркальным отражениям, которые наблюдаются у легастеника в искажениях и перемешиваниях букв (реверсия). До сих пор эти явления нe имели объяснения. Если говорят о лабильности пространственного расположения, это лишь переименовывание проблемы другими словами. Мы нашли в специфических явлениях роста, разыгрывающихся в расположении зубов в ряду, специфическую зеркальную закономерность тенденции к реверсии букв у легастеника. Это воззрение, непривычным образом связывающее между собой образы из двух различныx областей бытия (зубы и буквы в целом было встречено с согласием, но нe обошлось и без возражений. Возражения приходили от специалистов обеих областей - и от стоматологов, и со стороны психолого-педагогической. Поскольку именно из обсуждения этих возражений может возникнуть более глубокое понимание легастении, здесь следует вникнуть в них. "Воззрение лучше всего освещается не чем иным, как раскрытием противостоящих ему заблуждений." Со стоматологической стороны представляется, что двойное отражение - левое-правое и верх-низ - как оно проявляется в потенциальном наборе легастеника (рис.16), все же нe может быть применено всеобъемлюще к положению зубов в челюстях (рис.17). Хотя насчет отражения правое-левое нет сомнений, но нижние зубы в своей форме и расположении нe являются точным зеркальным отражением верхних, хотя бы потому, что верхние средние резцы больше нижних, что приводит к сдвигу зубных рядов. При этом просматривают то, что в случaе верхних и нижних зубов речь идет о гомологичныx образованиях, которые упорядочены зеркально, так как они обращены друг к другу режущими краями. Нужно суметь мысленно пoстичь неизменную идеальную структуру в изменяющемся материальном явлении. Кроме того, видимая зеркальность в объекте сравнения, а именно в форме букв у легастенического ребенка даже еще меньше. Если здесь написано b вместо р, речь вовсе не идет о точном соответствии форм. Несмотря на это, идея зеркальности очевидна. Второе возражение стоматологов заключается в том, что буквы ведь появляются на плоскости - а именно, на бумаге - зубы же в челюсти расположены дугообразно, и поэтому нельзя сравнивать оба образования. Здесь также материальное явление смешивается с идеальной структурой. Возражение проходит мимо существа дела. Оно могло бы быть легко опровергнуто, если бы дать ребенку писать на афишной тумбе. При этом оказалось бы, что на цилиндрической поверхности бумаги обнаружились бы те же легастенические ошибки, что и на плоской. Но мы вовсе нe нуждаемся в проведении такого эксперимента, так как и при дугообразном расположении букв и цифр - в соответствии с видимой сверху зубной дугой - легастеническая зеркальность остается неизменной, как это видно из примера часов, спонтанно нарисованных мальчиком в возрасте 6 лет и 8 месяцев (рис.23). В тo время как возражения зубных врачей относятся к зубам, возражения психологов касаются формы букв. В обоих случаях точное профессиональное исследование не облегчает возможностей понимания более глубоких взаимосвязей. В отношении букв это означает, что эти зеркальные перепутывания или искажения не специфичны для легастении, ибо дети делают нe только эти ошибки, но и все ошибки чтения и письма, которые вообще возможны. Кроме этого, тенденция к реверсии может быть связана с чем-то совсем иным, например, у интеллектуально слабыx детей (в то время как легастеники, по определению, нормально интеллектуальны), а также, например, в состоянии переутомления в быстро проходящей форме у многих - если внимательно наблюдать, то даже почти у всех - начинающих школьников. Эти четыре возражения справедливы. Но они ничем нe противоречат представленному здесь пониманию легастении. Два последних даже непроизвольно подтверждают это понимание. Это верно, легастеники могут делать все ошибки, которые возможны. Но они как раз делают и реверсивные ошибки, в которыx проявляется определенная закономерность; и именно эти характеристические ошибки значительно более часты, чем другие ошибки, если степень тяжести легастении усиливается. И речь здесь притом о первичных ошибках, в то время как другие ошибки возникают по небрежности и, прежде всего, из-за того, что интеллектуальные дети заполняют возникающие пробелы всеми средствами, пытаясь их скрыть. - В том, что специфически легастенические ошибки могут появляться и у слабыx детей, нет ничего удивительного, в рамках общей слабости это понятно. О чем свидетельствует тo, что в состоянии переутомления легастенические симптомы могут выступать также и у нелегастеников? Переутомление означает, что проявления личности затруднены. Это сказывается в поведении переутомленного человека, и это может переживать в таком состоянии каждый. Затрудненное выражение личности, задержанное вмешательство "Я" мы могли бы рассматривать как один из факторов, ответственных за возникновение легастении. Мы считаем это понимание подтвержденным, если преходящее действие этого фактора в состоянии утомления вызывает легастенические ошибки в совершенно необычных местах. И если, наконец, почти у всех начинающих школьников выступает преходящим образом реверсивная тенденция, то как раз этот факт является нe возражением против специфического характера легастении, а со всей отчетливостью свидетельствует о том, что это нарушение имеет нечто общее с определенным моментом детского развития. Легастеник - из-за задержки созревания своей личности - остается на той ступени развития, которую нормальным образом быстро проходит начинающий ученик. Это было указано в IX главе. Задержанное созревание личности, запоздалое вмешательство "Я" лежит в подоснове всей проблематики легастении. "Я" живет в воле, и поэтому легастения оказывается проблемой воли, а не проблемой интеллекта, как это могло сначала показаться. В этом ответ на поставленный в начале этой главы вопрос.- He опирается ли обучение письму и чтению еще на иные душевные способности, кроме чисто "познавательных"? Вообще сегодня есть мнение, что легастения может быть установлена и ее лечение может быть начато, самое раннее, на втором школьном году. Определенные предвестники запаздывающего вхождения "Я" заметны задолго до проявления собственно легастении. Это делает возможным профилактическое лечение. Прогрессирующее вчленение "Я" в ходе детского развития происходит тремя большими принципиальными шагами: в ходьбе, речи и мышлении. При этом под "ходьбой" понимают все формы движения, все моторные явления, связанные с прямостоянием человека. На каждой из этих трех ступеней для позднейшего легастеника возникают трудности, указывающие на задержанное вмешательство "Я". На стадии "ходьбы" это бросающееся в глаза моторное беспокойство. Движения часто угловаты и недостаточно координированы. Долго сохраняются движения раннего детского возраста, такие как ходьба носками внутрь. Повреждения двигательной организации проявляются в слабости мышц и соединительной ткани конечностей. Моторным отклонением является также частая леворукость, которую мы рассматривали прежде всего с точки зрения латеральности. Обучение речи часто запаздывает, и речь зачастую остается неотчетливой, расплывчатой или заикающейся. В этой акустической области встречаются также трудности в различении умлаутов и звонких и глухих согласных. На ступени мышления, на которой легастения уже обнаруживает себя, расстройства проявляются также в слабости конечностей и в склонности к небрежности. Указанные здесь симптомы на трех ступенях, ходьбы, речи и мышления, являются выражением запоздалого вмешательства –"Я". Если нам удастся уже в дошкольные годы помочь осуществить соответствующее возрасту вхождение "Я", мы предотвратим могущую позднее наступить легастению. Все, возбуждающее здоровым образом детско-творческую деятельность, служит этой цели. Прежде всего годятся все - сегодня, к сожалению, уже почти отмирающие - подвижные детские игры. Оживить их снова - одна из главных задач детского сада. Иначе это означало бы отмирание творческих сил в ребенке, и если уже в детсадовском возрасте будут начинать с обучения письму и чтению, это скорее будет способствовать легастении. Легастения может подвергаться лечению уже в своих предформах в двигательной и речевой областях, еще до своих собственных проявлений. Детские игры как упражнение в сенсомоторике являются одним из лучших средств для развития двигательных способностей. В том же направлении действует детская форма эвритмии, так называемая бэби-эвритмия. - Рифмы и песни также позволяют позаботиться о речи соответствующим этому возрасту образом. - Так здоровое воспитание в дошкольном возрасте может подготовить способности, которые позднее используются при обучении чтению и письму.
XI МЕТАМОРФО3Ы КЛЕПТОМАНИИ
He так давно в Базеле состоялся судебный процесс, который привлек внимание. Речь шла о 47-летнем мужчине, имевшем до тех пор репутацию нe просто безупречного, но даже образцового гражданина. Теперь же обнаружилось; что в течение последних трех лет он стащил в книжном магазине около 100 книг, а также в других магазинах "собирал" предметы домашнего обихода. Без особыx усилий составили список этих предметов, так как они все до единого находились у него дома в шкафу, ключ от которого был только у него. В книги он не заглядывал и другими вещами тоже не пользовался. Так что все это было без ущерба возвращено собственникам, и в придачу он все это оплатил, поскольку жил неплохо. Суд встал перед загадкой. На вопрос, как же он все-таки пришел к тому, чтобы присвоить все эти вещи, он ответил так: едва он выходил в город, особенно зимой и особенно перед Рождеством, когда магазины празднично освещены, и перед ним сияли цветные переплеты книг, им овладевало состояние возбуждения, охватывала дрожь и совершенно непреодолимое стремление присваивать предметы Kогда он покидал магазин, он испытывал чудесное успокоение, которое позднее сменялось своего рода похмельем с мучительными самообвинениями. Свои походы в город он предпринимал без предварительного намерения что-либо присвоить, и лишь постфактум отмечал, что это снова с ним произошло. - Эти странные состояния, в которыx обвиняемый становился "вором", начались у него после автокатастрофы, в которой он получил сотрясение мозга. Лечащий врач был убежден, что причинa в этом, тогда как судебно-медицинский эксперт-психиатр не был в этом уверен и скорее склонялся к тому, что причина в известном психопатическом синдроме в связи с затруднениями в браке. Я рассказал об этом случае клептомании, так как взрослый может лучше рассказать о том, что в нем происходит, нежели дети. Но далее мы намерены заниматься преимущественно клептоманией детского возраста. Здесь можно взять в качестве примера случай 10-летнего мальчика, приведенного на прием, о котором мать рассказала, что он присваивает без разбора всевозможные вещи. При более подробном опросе оказалось, однако. что он поступает вовсе не без разбора. Oн предпочитает маленькие коробочки, перчатки, особенно черные, а также деньги, но особенное пристрастие он питает ко всякого рода бланкам. При уборке под кроватью, за мебелью, в погребе обнаруживаются кипы чеков. При обследовании он оказался развитым соответственно возрасту мальчиком с мягкими чертами, круглыми щеками и полными губами. Органически без особенностей, кроме одного симптома, который нельзя было бы заметить без особых указаний. Рудольф Штайнер назвал это "узкоголовостью": височная область в противоположность полному лицу несколько сужена, так что возникает приблизительно следующее очертание лица:
Рис.24. Очертание лица «узкоголового» ребенка
Здесь этот симптом, ранее никем нe описанный, был весьма ярко выражен. Однако при достаточном внимании этот симптом, более или менее выраженным, находят снова и снова, так что можно с успехом - я могу это подтвердить из опыта – ставить мгновенный диагноз. Следующий пример- 7-летняя ученица, которая дома и в школе неоднократно присваивала вещи и небольшие суммы денег. При опросе сначала все отрицает, затем признает свой поступок и приносит взятые вещи обратно. С правдивостью у нее вообще не все ладно- при этом речь не всегда идет об умышленной лжи но, например, о фантастически построенных рассказах о каникулярных переживаниях. Беременность и роды без особенностей. Ходить начала с 16 месяцев, говорить с 2-х лет, т. е. с некоторым опозданием. Из детских болезней перенесла корь и ветрянку. - Сон и аппетит хорошие. - Сосет большой палец и обкусывает ноги. В классе тиха и прилежна и крепко держится классного учителя, в то время как контакт с соучениками находит очень тяжело. Осмотр: рост 129 см, вес 23 кг. Длинная, тонкая, бледная девочка; лордоз крестцового отдела позвоночника, стопа с плоским поперечным сводом и наружная косолапость. Внутренние органы без особенностей. Взгляд неуверенный. Шепелявит. Дистальная постановка зубов. Ребенок как в общем, так и в отношении формы головы построен узко. Несмотря на специфическое сужение височной области, собственно "узкоголовость", здесь также бросается в глаза, что, в противоречии с этим сужением, корень носа широк и глаза относительно далеко отстоят друг от друга (почти гипертелоризм), из-за чего возникает весьма своеобразный облик. Ее довольно понятливой матери было рекомендовано по вечерам, после укладывания в кровать, повторять с ней ход прошедшего дня и, по возможности чаще, рассказывать ей "моральные истории" (см. указания ниже). Учитель также по возможности чаще, насколько это возможно в классе, рассказывал относящиеся к ее ошибкам моральные истории. Он, кроме того, давал ей речевые упражнения- в описанном ниже смысле - в которых она должна повторять небольшие предложения в прямом и обратном порядке. Кроме того, она получала специальную лечебную эвритмию и медицинское лечение. Через 3 года от матери и учителя пришло известие, что никаких симптомов клептомании больше не наблюдается. Что лежит в основе всего этого? Если заглянуть в новый учебник лечебной педагогики, там можно найти такое определение: "О клептомании говорят тогда, когда воровство принимает совсем патологические формы и нe связано с какой-либо целью. Часто у клептомана находят целый склад украденных без надобности предметов." Это в точности соответствует описанным здесь случаям. Но возникает вопрос: если здесь речь идет о ненормальной форме воровства, что же тогда его нормальная форма? На это можно ответить приблизительно следующее: нормальным образом кражу; если можно так выразиться, совершает тот, кто имеет определенную потребность, которую он иным образом не может или не хочет удовлетворить. Тогда он составляет определенный план, следует ему, и, если ему повезло и его потребность удовлетворена, у него больше нет никаких дальнейших поводов для воровства. У клептомана все обстоит наоборот. Путь идет нe изнутри наружу, а снаружи вовнутрь. Определенный предмет, будучи воспринимаемым, вызывает такое очарование, что воспринимающий не может ничего иногo, кроме как взять eго себе; встречая снова подобный предмет, он опять берет его себе, и так возникает товарный склад. Здесь имеет место нечто инстинктивное, своего рода мания; при этом важно, что эта деятельность часто протекает в значительной мере при выключенном сознании. Этому кажется противоречащим то, что иногда при этом действуют изощренно и хитро. Но ведь из достижений новейшей психологии следует, что так называемое подсознательное часто превосходит в хитрости верхнее сознание. Таким образом, существует некоторое "предрасположение", которое при благоприятном случае вступает в действие. Говорят, "случай делает вора". Собственно, случай делает клептомана. Но есть текучие переходы. Именно в нашей современной цивилизации существует множество тенденций, которые и людей, не имеющих безусловно вышеназванной предрасположенности, также побуждают к клептоманоподобным действиям. Представьте, например, момент дешевой распродажи. Многие, вернувшись домой и обозревая содержимое сумки с покупками, могут констатировать, что во многом из приобретенного они вовсе нe нуждались. Но ведь был такой благоприятный случай! Такой человек становится клептоманом, конечно, легальным клептоманом, так как он за все заплатил. Но ведь человек, о котором говорилось вначале, в конце концов тоже так поступил. Это вовсе не решающий момент.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |