КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 7 страница
Следующий пример: несколько учеников 4-гo класса не yстояли перед соблазнами универмага и взяли себе маленькие пластиковые автомобильчики и еще что-то в этом роде. Когда это обнаружилось, классный учитель пошел вместе с грешниками к директору универмага. Ученики должны были повиниться и вернуть вещи. После того как ученики ушли, учитель выразил перед директором свое разочарование, как, мол, такое могло произойти в его классе. Директор лишь рассмеялся и сказал: "Что вы хотите? Это вовсе не так страшно, ведь все это уже учтено, и для нас это доказательство того, что мы все это правильно выставили". - Говорят о "подстрекательском характере", который требует обладания товарами. Здесь мы имеем дело c клептоманогенными тенденциями в современной цивилизации, которые для детей особенно опасны. Но что же все-таки лежит в основе клептомании? В чем заключается эта "предрасположенность", о которой мы говорим? Просмотрев медицинскую, психологическую, педагогическую и юридическую литературу, можно найти там точные описания типа приведенных выше, но нигде ни единого объяснения. В лyчшем случае будут даны неспецифические указания на имеющиеся неврозы, влияние окружающей среды, мозговые травмы и прочее, которые ведь могут приводить и совсем к другим нарушениям. И подобно яйцу Колумба, это как вспышкой молнии освещается тем, что говорит Рудольф Штайнер о причине клептомании в "Лечебнопедагогическом курсе". Он исходит из полярности верхней и нижней организации в человеке. Что в верхней организации хорошо и правильно, в нижней не на месте; и наоборот. Мы знаем эту противоположность как полярность покоя и движения, распада и восстановления, закостенелости и преобразующих сил, знаем, как она определяет отношение нервно-чувственной организации к системе обмена веществ. Теперь эта противоположность описывается с другой стороны: верхняя организация, мозга и представлений, должна быть организована так, чтобы она являлась ужасным вором. Она должна тянуться во все стороны, собирать информацию. иначе она больна. Она должна иметь чувство всеприсвоения. Но наша нижняя организация в противоположность верхней должна иметь стремление держаться себя, не разбегаться во все стороны, она должна развивать чувство, дабы различать "твое"и "мое". Существо клептомании заключается в том, что то, что является правильным для верхней организации, на несколько ступеней глубже, чем нормально, опускается в организацию воли и выступает теперь как материальная тенденция присвоения чего-либо. Таким образом, в верхней организации мы должны иметь стремление видеть, испытывать, переживать, познавать все, что нам встречается на пути. Мы должны накапливать опыт; все, что в книгах, мы должны читать, должны присваивать, но нe сами книги. И туг мы подходим к тягостной главе одолженной книги. Случается, что кто-либо, одолжив книгу, связывается с ее содержанием, связывается так сильно, что у него, в конце концов, возникает ощущение, что книга, собственно, принадлежит ему. И первоначальный владелец ведь совсем в ней не нуждается. И он забывает ее отдать. Это так широко распространено, что большинство людей активно или пассивно впадают в это зло. Анатоль Франс должен был признаться: "Я больше никому нe одалживаю книг, никто мне их нe возвращает. Единственные книги, которые стоят еще в моем книжном шкафу, это те, которые я одолжил у других!" Всегда, когда тенденция к собиранию идет в материальное, мы приближаемся к клептомании. Библиофилы, к примеру, это люди, достойные всяческого уважения, но они собирают книги меньше из-за их содержания. нежели из-за их определенной древности, редкости или их переплета. Всегда, когда тенденция к собирательству переходит в материальное, мы оказываемся близко к клептомании. Это касается также таких безобидных вещей, как собирание почтовых марок, открыток, насекомых и тому подобного. Против таких интересов и занятий, конечно, не может быть возражений. Но мы ведь знаем, какие переходы и заблуждения могут быть у страстных собирателей, если конкурент владеет редким экземпляром, которого ни у кого нет. Мы уже упоминали об "узкоголовости", сужении в височной области головы, как о характерном телесном симптоме. Что выражается в нем? Опять некоторый сдвиг в отношении между верхней и нижней организациями человека. У Гете есть высказывание, что он чувствует себя способным к любым злодеяниям и порокам, за исключением зависти. Но мы все в этом положении, аморальные склонности латентно присутствуют в каждом человеке. Только они в здоровом равновесном состоянии человека не проявляются, так как им противостоит столько же соответствующих тормозов. Дурные наклонности обитают в инстинктах нижнего организма; тормозящие их воздействия исходят из верхнего организма, от мозга. Поэтому моральные дефекты выражаются прежде всегo в деформациях черепного региона. Эти деформации черепа свидетельствуют о соответствующих деформациях мозга. Разумная френология, ощупывание форм черепа при моральныx дефектах вполне уместна. Только взаимосвязи здесь иные, чем те, которые представляла старая френология школы Галля. В возвышениях и углублениях форм черепа мы находим нe вместилище жестокости, насилия, воровского чувства и прочегo, как считал Галль, но указание на недостаток торможений, которые противостоят этим наклонностям. To, что существуют соответствия между формой черепа и формой мозга, известно, например, из криминальной антропологии. Фанкони говорит: "Дискраниальные дети часто дизэнцефальны". Гёльниц также указывает на подобное соответствие. Таким образом, если пo Рудольфу Штайнеру сужение височной области является характерным для детей-клептоманов (и опыт подтверждает это), мы должны тогда принять, что торможение "стремления что-либо присвоить" локализуется в височных долях или в соседних с ними областях, и что эта тормозная функция нарушается из-за сужения черепа. И вполне возможно, что существует отношение этой функции к лежащему в этой области центру речи (указание на чувство речи). - Вспомним, что проявления клептомании у упомянутого вначале взрослого пациента начались после перенесенного им сотрясения мозга. При обсуждении одного случая клептомании Рудольф Штайнер говорит о "редукции височных долей". В последнее время получены данные экспериментальных исследований на животных, которые также могут указывать пo меньшей мере на значение височных долей для клептомании: "К наиболее бросающимся в глаза нарушениям поведения, которые наступают после удаления определенныx формаций височных долей мозга у обезьян, принадлежит тяга... хватать все, что попало, и вводить в оральную сферу." Экспериментальное повреждение височных долей развязывает, таким образом, тягу все присваивать. и при этом также совершенно ненужные или даже вредные вещи. To, что обезьяны схваченные предметы суют в рот ("вводят в оральную сферу"), связано с тем, что у них нет карманов, как у человека. - Впрочем, уже Галль локализирует "жажду присваивания" в височных долях. Животные не ведают различия "мое и твое"; они умирают с голоду, если нe присваивают все постоянно. Мы вообще нe можем говорить о морали в отношении животных; нe существует кротких львов в противоположность кровожадным львам. Можно сказать, что все животные, no сравнению с человеческой округлостью черепа, имеют деформированный череп. Маленький ребенок также вначале аморальное существо, не имеющее понятия о собственности; моральные суждения он должен приобрести впервые в подростковом возрасте. И здесь может быть так, что ребенок морально слеп. Он нe развивает никакого чувства, чтобы воспринимать мораль. Рудольф Штайнер употребил здесь сравнение с цветовой слепотой. При цветовой слепоте нарушено чувство зрения. Но где искать "чувство морали"? Так как здесь Рудольф Штaйнep говорит о том, что ребенок воспринимает моральные импульсы, обучаясь речи, мы можем предположить, что "чувство морали" происходит из области чувства речи и соседних чувств - чувства мысли и чувства "Я". Во всем, что было до сих пор сказано, мы имеем до некоторой степени завершенный образ клептомании. Основной процесс заключается в том, что тенденция, принадлежащая области организации представлений, погружается в волевую сферу. Вследствие этот возникает как бы дополнительный инстинкт. Далее, тормозящая функция верхней организации ослаблена (узкоголовость). И, наконец, имеет место неспособность к восприятию моральных суждений (моральная слепота). Из этот образа видно, в чем тут дело. Правильный диагноз определяет терапию. Но прежде чем переходить к целенаправленным мероприятиям, нужно учесть нечто необходимое, имеющее значение для всякого общения воспитателя с детьми, особенно с патологическими детьми. Рудольф Штайнер выразил это следующим образом: "Самым действенным средством является доверие, которое данный ребенок питает к тому, кто является его воспитателем. Совершенно особо на это следует указать в случае таких детей. Сделать это предпосылкой совершенно необходимо." В автобиографии "Мой жизненный путь" он творит о ребенке-гидроцефале, которого воспитывал: "Вскоре мне удалось вызвать у ребенка полную любви привязанность. Поэтому уже простое общение с ним пробуждало дремлющие в нем душевные способности". В настоящее время говорят о "контакте", который требуется между воспитателем и ребенком. Но такие простые слова, как "доверие", "нежная привязанность", лучше обозначают тo, о чем здесь идет речь, чем вызывающее технические ассоциации слово "контакт". Первое и важнейшее мероприятие, прямо направленное на лечение клептомании, заключается в рассказывании "моральных историй". "С внутренней живостью придумывают истории, благодаря которым то, что творит ребенок, приводится в жизни к абсурду. Рассказывают ему о случаях кражи, делают это снова и снова. Рассказывают ему о том, что есть люди, которые так поступают, но они сами роют себе яму, в которую затем попадают. Если это драматическое действие развивать с внутренним энтузиазмом, это уже нечто, могущее вести к цели, если нe ослаблять драматизма. - Здесь действуют на пути лечебнопедагогического, которое может останавливаться в моральном, если действительно полностью пребывают в этом, если вполне индивидуально интересуются этими вещами. Каждый клептоман чрезвычайно интересен. Качества, особенности его представлений соскользнули у него в конечности, вплоть до кончиков пальцев рук и ног. Естественно, это должен знать тот, кто хочет его воспитывать, и он должен вплетать в свои рассказы жесты, которые присущи клептоманам." Можно себе представить, как это действует при постоянном повторении. Клептоману в образах выставляют напоказ его собственное поведение и благодаря этому у нeгo снова поднимается в сознание то, что было погружено в область подсознательного. Такие образы, переживаемые с большим интересом, действуют на ребенка гораздо сильнее, чем простое увещевание, которое позже уже уместно. Нужно подчеркнуть: речь идет о том, что истории должны быть придуманы самим воспитателем. Во-первых, выдуманные истории действуют всегда лучше и живее, чем пересказанные или даже прочитанные - даже если объективно они и хуже - поскольку воспитатель при придумывании персонально связал себя с историей. Во-вторых, он движется в "придумывании, отыскивании, нахождении", то есть в элементе, родственном клептоману, который ведь также фраппирован "отысканием, нахождением" предметов. - Кроме того, при выслушивании таких историй упражняются чувства речи, мысли и чувство "Я". В других мероприятиях, которые предлагает Рудольф Штайнер, также заложена тенденция обратного продвижения, поднимания вновь в сознание того, что из него выпало. Нужно побудить детей припоминать то, что они пережили в прежние годы. Они должны представлять прошедшие события. Видно, как при этом вновь встает "выпавшее". Одному юному клептоману был дан совет вести дневник. Благодаря этому дневные переживания становятся в большей мере поднятыми в сознание. Это можно советовать и взрослым клептоманам, особенна страдающим из-за своего состояния. -Далее речевые упражнения "туда и обратно": "Отец читает книгу " - "книгу читает отец"; -всегда тенденция проделывания в обратном порядке. Можно также предлагать счет туда и обратно: 3426 - 6243; или шкалу твердостей и тому подобное в прямом порядке и обратно. Следующее мероприятие было бы без развитого здесь образа клептомании загадочным и непонятным: нужно в наказание оставлять ребенка сидеть четверть часа, охватив собственные ноги руками. Во-первых, благодаря этому мероприятию становится действенным торможение того, что хотело бы опуститься в конечности. Руки и ноги взаимно сковываются; ребенок полностью становится головой, то есть замкнутым в себе единством, от которого исходят тормозящие импульсы. Во-вторых же, ребенок должен при этом стать сознательным в своих конечностях, деятельность которыx иначе сопровождается недостаточным сознанием. И выпавшее снова переводится в сознание. Сюда же относится и указание Рудольфа Штайнер для одного 16-летнего клептомана: он должен был учиться шить сапоги, и при этом ему предлагалось также изобретать небольшие технические приспособления, например, как устроить железнодорожную дверь, чтобы она открывалась сама при наступании ногой на подножку. Здесь также сознательная представляющая деятельность направляется на конечности, в области которых у клептомана часть "представляющей" деятельности опущена в подсознательное. Бессознательные мыслежелания, которые хотели бы пользоваться конечностями, приводятся обратно в сознание. Этими мероприятиями, подкрепленными медицинской и лечебноэвритмической терапией, можно такую склонность, как клептомания, коренящуюся столь глубоко, что это ведет к телесным деформациям, успешно лечить, особенно если начать лечение уже в раннем детском возрасте. Клептоманию необходимо профилактически лечить еще до того, как она разразится в своей собственной форме, ибо она сначала выступает замаскировано. У совсем маленьких детей в период обучения речи установка к клептомании проявляется уже в том, что они испытывают известное сладострастие при каждом новом слове, которое они осваивают. "Дети, которые позднее становятся склонными к клептомании людьми, развивают эгоизм в нежном детском возрасте, например, в том, как они щелкают языком, усвоив новое слово." Обычно ребенок переживает обучение речи как объективно самоочевидный процесс; но здесь ребенок переживает этот процесс как относящийся к нему лично. Страсть присвоить нечто выступает еще в относительно невинной сфере, но все же в той сфере - сфере речи, - которая уже лежит ступенью ниже, чем мысль. Так маскируется клептомания уже и первой жизненной эпохе, в первом семилетии. После смены зубов замаскированная склонность к клептомании выступает в виде обычно чуждого этому возрасту тщеславия. Ребенок развивает жадность, особенно к одежде. Вторая жизненная эпоха проходит под девизом: мир прекрасен. У ребенка-клептомана это искажается в девиз: я должен быть прекрасным. Снова скрытая тенденция к клептомании опускается до сферы чувств. В дальнейшем могут выступить еще безобидные склонности к собирательству, вплоть до свойственной клептомании тенденции что-либо присваивать, которая окончательно опускается в волевую сферу. Но теперь это может стать основанием тому, что клептомания и в дальнейшем будет маскироваться и, несмотря на имеющуюся склонность, так и нe проявится как таковая в течение всей жизни. To, что Рудольф Штайнер говорит об этом в "Лечебнопедагогическом курсе", ведет к далеко идущим жизненным взаимосвязям судьбообразующей и социологической природы. Он говорит, например, о том, что ребенок может расти в среде, где люди привыкли жить непринужденно, ничему не препятствуя, где военная служба рассматривается как хотя и необходимое, но докучливое зло. И если предрасположенный к клептомании ребенок живет в такой атмосфере "самотека", он становится клептоманом. Ho если ребенок живет в местности, где царит некий дух пруссачества, где не только армия как таковая, но также и строгий военизированный образ жизни становится всеопределяющим, тогда под влиянием этого строгого образа жизни клептомания нe развивается. Ребенок, вероятно, определяется в гимназию, позднее в высшую школу. Он изживает свою установку нa клептоманию в том, что становится естествоиспытателем, всюду тянется, чтобы принести препарат под микроскоп. Этот ребенок становится в зрелые годы известнейшим физиологом нашего времени. Он становится великим оратором, если в его речах остается клептоманная тяга к военному воодушевлению. Он охотно использует в своих речах военные образы. Обнаруживается также известное тщеславие, проявляющееся, напримep, в том, что особенно элегантная фигура речи заключается прищелкиванием языком. - Поскольку это детальное описание метит в определенную личность, имя ее не называется. Вероятно потому, что Рудольф Штайнер рассчитывал при лечении клептомании на сообразительность своих слушателей. Для каждого, однако, кто читал широко распространенную книгу Карла Людвига Шлейха "Солнечное прошлое", ясно, что речь здесь идет об известном физиологe Эмиле Дюбуа-Реймоне. Весьма характерно, что в личной судьбе Эмиля Дюбуа-Реймона отыскиваются все гипотетически описанные здесь вещи. Его отец был часовщиком в церкви Cв. Сульпиции в кантоне Нойенбург, который в те времена был еще прусским. Если бы сын родился здесь, он стал бы, пo описаниям Рудольфа Штайнера, клептоманом. Но отец в 1804 году, будучи совсем без средств, направляется в Берлин, проделывает там грандиозный взлет в американском духе и, наконец, заведует делами кантона Нойенбург в министерстве, будучи уже тайным советником. Сын родился 7 ноября 1818 года, рос, говоря по-французски, посещал французскую гимназию в Берлине и стал горячим прусским патриотом, профессором Белинского университета, который называли научной лейб-гвардией Гогенцоллеров. Насколько мне известна его биография, там не было ничего такого, что можно было бы принять во внимание в плане наличия в детстве чего-либо, свидетельствующего о клептомании. Примечательным образом все его биографии начинают с посещения университета, как если бы он родился уже студентом. Интересны письма, написанные им во время студенческого путешествия. Там он сообщает, например, как он во время короткой остановки в пути собрал и классифицировал около 80 растений. В этом путешествии он также посетил Веймар. Эккерман был еще жив и показал ему исследования Гете к учению о красках. Дюбуа, однако в своем рассказе посмеялся над Эккерманом и учением Гете о красках. За всю свою жизнь он мало что взял от Гете. Одна его известная речь называлась: "Гете и никакого конца." В ней он говорил, что хотя Гете и открыл межчелюстную кость, метаморфоз растений и позвоночную теорию черепа, но наука рано или поздно открыла бы все это и без Гете. "И без участия Гете наука была бы сегодня так же обширна, как и сейчас." Фауст нe является достойным внимания примером для университетского профессора. Вместо того чтобы ходить ко двору, выпускать необеспеченные бумажные деньги и подниматься в четвертое измерение к матерям, ему бы лучше жениться на Гретхен, честно наделать ей детей и в приличных научных трудах заниматься изобретением электрической машины или воздушного насоса. Примером элегантного стиля речи Дюбуа-Реймона может служить его известная речь "О границах познания природы" от 14 августа 1872 года, на которую Рудольф Штайнер часто ссылался. Эта речь начинается следующим образом: "Как завоеватель мира древних времен в день отдыха среди своих триумфальных шествий мог пожелать увидеть более точно установленными границы своих владений, здесь ли обложить данью еще свободный от налогов народ, там ли, в водной пустыне, наткнулся на непреодолимые трудности его кавалерийский отряд, и узнать таким образом действительные пределы своему могуществу, так для победителя мира наших дней, естествознания, не будет неуместным начинанием, если оно при твердой установке к работе спокойно попытается однажды ясно очертить границы своего царства." Видно, как радость завоевания, тенденция нечто присвоить, находит свое выражение в военноагрессивных образах. В этом приведенном здесь примере известного физиолога клептомания нe проявляется как таковая, но образует известным образом основание для способностей, сделавших его знаменитых. Однако о собственно исцелении здесь говорить нельзя. Рудольф Штайнер описывает также случай излеченной клептомании, приводя снова в качестве примера историческую личность. Он описывает в "Лечебнопедагогическом курсе", как известный немецкий поэт дал однажды френологy ощупать свой череп. Когда френолог, исследуя, подошел к одному определенному месту на черепе, он внезапно побледнел и не осмелился говорить дальше. Поэт рассмеялся и сказал: "Я уже заметил, Вы открыли у меня воровское чувство, которое было у меня очень сильным." Oн открыл, что обследуемый должен был стать клептоманом. Но тот уже преобразовал клептоманию в поэзию. - Кто был этот немецкий поэт? Многократно подозревали, что речь здесь идет о Гете. Гете также однажды позволил д-ру Галлю себя френологизировать. Но Галль установил у нет нечто совсем иное, а именно, что Гете, собственно, был рожден народным трибуном. Этой характеристикой Гете остался вполне удовлетворен. Как он вспоминает в одном месте своего "Путешествия по Италии", на обратном пути из Сицилии вся судовая команда была охвачена паникой, и он своей речью снова привел ее в чувство, так что можно было видеть, что он действительно обладал способностями народного трибуна. Описанный Рудольфом Штайнером эпизод есть в биографии Иоганна Петера Гебеля, но только в более ранней биографии. В новейшую он уже не включен; его сочли или незначительным, или задевающим честь поэта. В отрывке "Жизнь И.П.Гебеля" в трехтомном издании его трудов 1847 года есть следующее место: "Еще перед своим последним путeшествием в Маннгeйм он поведал своему одному другу, что д-р Галль обнаружил у него врожденную дурную наклонность. Когда знаменитый френолог побывал в Карлсруэ, где он, как и в других местах, читал лекции - а Гебель был среди его адептов, - его в одном более узком кругу попросили проверить черепа присутствующих. "Необычно сильно развит", - или другие слова пробормотал он с выражением удивления и очевидного смущения, после того как нащупал определенное место на гoлове Гебеля, затем, однако, замолчал и двигался дальше. Присутствовавшие настоятельно спрашивали, что это он нашел столь развитым, но он молчал, пока Гебель не выкрикнул: конечно, Вы имеете в виду орган воровства! Oн теперь с чистой совестью мог дать г-ну Галлю утешительное заверение, что новое учение не потерпело поражения в случае с головой церковного советника; но, разумеется, это учение не должно отменять свободу воли." В дальнейшем Гебель пишет, что у него в детские годы была необычайно сильная склонность присваивать определенные вещи, однако его верной благочестивой матери с Божьей помощью удалось подавить в нем эту дурную наклонность. Но отзвук этой склонности остался. Даже на вершине своей теологической карьеры - он стал прелатом и занимал очень высокие посты в баденской церкви - он, пo его собственным рассказам, коротал бессонные ночи за измышлением всевозможных плутовских проделок. Теперь нам становится понятной еще одна, совсем иная сторона пристрастия Гебеля к описанию плутовских проделок, всех этих историй о Гайнере, о Цундельфридере, о рыжем Дитере и тому подобных. Но хотя в этих плутовских историях заметно, что они писались с наслаждением, они все же имеют подлинно моральное содержание. Многие из этих рассказов являются образцовыми примерами тех моральных историй, которые Рудольф Штайнер рекомендовал рассказывать клептоманам. Это особенно относится к великолепной истории "Серебряной ложки", которую стоит привести здесь: Жил-был в Вене один офицер, и подумал он как-то: хоть бы разок пообедать мне в "Красном Быке". Взял, да и пошел в "Красного Быка". Там были знакомые и незнакомые люди, знатные и среднего класса, честные люди и мошенники - как везде. Ели и пили, одни много, другие мало. Болтал,. спорили о том, о сем, например, о каменном дожде в Моравии, о силаче из Франции, который боролся с большим волком, и тому подобном. Все это вещи, знакомые благосклонному читателю, он узнал все это годом раньше, чем другие люди (благодаря "Рейнскому другу дома"). - Когда еда была уже почти съедена, кто-то еще пил свои полстакана венгерского с остротами, кто-то катал шарики из мягкого хлеба, как если бы он был аптекарь и хотел приготовить пилюли, кто-то играл ножом или вилкой, или серебряной ложкой; тут офицер случайно увидел, как некто в зеленом сюртуке играл-играл серебряной ложкой, и вдруг она скользнула ему в рукав сюртука и больше оттуда не появлялась. Иной бы подумал: "Что мне до того?" - и промолчал, или поднял шум. Офицер же думал: "Я нe знаю, кто этот зеленый охотник за ложками, и что за неприятность может возникнуть", - и сидел тихо, как мышь, пока не подошел хозяин, чтобы получить деньги. Когда подошел хозяин и получил деньги, офицер тоже взял серебряную ложку и воткнyл ее между двумя петлицами мундира, частью вовнутрь, частью наружу, как это делают солдаты на войне, когда придут с ложкой, а супа нет. - Пока офицер оплачивал свой счет, хозяин глядел на его мундир и думал: "Весьма курьезный орден повесил этот господин. To ли он отличился в борьбе с раковым супом, за что награжден серебряной ложкой, то ли это одна из моих собственных?" Когда же офицер оплатил свой счет, он сказал с серьезной миной: "Ложка ведь тоже входит сюда, не правда ли? Счет достаточно велик для этого." Хозяин сказал: "Мне так нe кaжется. Но если у вас дома нет ложек, я подарю вам шикарную ложку, мою же серебряную оставьте здесь." Тогда офицер встал, похлопал хозяина по плечу и рассмеялся. "Мы лишь пошyтили, - сказал он, - я и вон тот господин в зеленом сюртуке. Доставайте свою ложку из рукава, зеленый господин, и я свою возвращаю." Когда охотник за ложками понял, что его выдали, и что честное око наблюдало за его нечестной рукой, он подумал: "Лучше в шутку, чем всерьез", - и тоже отдал свою ложку. Так что хозяин снова обрел свою собственность, и ложечный вор тоже смеялся, но недолго. Ибо когда остальные гости это увидели, они с позором и бранью вытoлкали вора за дверь, а хозяин послал ему вслед слугу, так что нe обошлось без тумаков. А честность офицера он угостил еще бутылкой доброго венгeрского за здравие всех честных людей. Мораль: нельзя воровать серебряные ложки. Мораль: правда находит своего защитника. В предложении "честное око наблюдает за нечестной рукой" вся тайна клептомании: что в глазу (в верхнем человеке) "честно", то есть уместно, то становится в руке (в конечностях) "нечестным", то есть ведет к неправомерным действиям. Весьма наглядно, как ложка исчезает во тьме рукава, то есть в подсознании, и как этот процесс обращается благодаря тому, что другой воткнул ложку в свой мундир видимым для всех образом. Когда рассказывают, как "некто в зеленом сюртуке играл серебряной ложкой и ложка вдруг соскользнула в его рукав и больше оттуда не появилась", - это удобный случай сопроводить слова соответствующим жестом руки и, по возможности, впечатляющим образом. - В остальном истории рассказывается с присущим ей юмором, несколько смягчающим очевидную в ней мораль. Склонность клептоманов к народно-педагогическим поучениям, столь отчетливо выступающая у Песталоцци или у Иеремии Готтхельфа, у Гебеля благодаря юмору становится еще более доброжелательной и действенной. Рудольф Штайнер говорит об этом поэте, что он клептоманию преобразовал в поэтическое искусство. Он ее не только победил и изгнал, он ее преобразовал. Как это понять? Гебель также был большой собиратель. Истории, которые выходили затем собранными в "Сундучок сокровищ" (тоже характерное название), были первоначально историями из календаря. Этот календарь, "Рейнский друг дома", должен был для читателей того времени, преимущественно крестьян, во многих отношениях заменять газету, и он приносил новости со всего света. Здесь описывалась ужасающая борьба человека с волком в одной французской деревне, артобстрел Копенгагена, сила французской армии, новая комета, кое-что о ящерицах и змеях, искусство изготовления красных чернил, и прежде всего чудесные анекдоты. Эти истории он большей частью нe сочинял сам, а собирал повсюду. Если сравнить по изданию сочинений Гебеля первоначальную историю и приданную ей Гебелем форму, они всегда различимы, газетная ли это статья, или тот или иной художественно-юмористический рассказ. Откуда у Гебеля эти преобразованные силы, которые проявлялись в его поэтическом искусстве? Мы видели, что лечение клептомании основывается нa том, что погруженные в область обмена веществ и воли силы снова поднимаются в организацию представлений. Опустившееся снова поднимается. Но на обратном пути наверх поднимается также нечто от этих преобразованных сил, которые органически присутствуют в обмене веществ и душевно в воле. И это выступает затем как творческие способности в верхнем человеке. Исцеленный клептоман имеет возможность не только снова стать нормальным гражданином, но и сверх того приобрести благодаря преобразованию своих ошибок новые способности. Здесь как бы заглядываешь в мастерскую судьбы, как происходит, что развиваются гениальные способности. Поэтому на небесах больше радости от одного раскаявшегося грешника, чем от 99 праведников. Это вовсе не из сентиментальности; но также и нe на субъективной почве - мол, грешник должен предпринять гораздо больше усилий, прежде чем окажется на верной дорогe, - но из совершенно объективных оснований, поскольку исцеленный грешник может приобрести нечто такое, чего остающийся лишь "праведным" нe имеет.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |