КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Puc. l. Большеголовый и малоголовый ребенок. 3 страница
Тогда возникает вопрос: кто переключает? Кто управляет? И такая постановка вопроса открывает путь для духовнонаучных выводов. При рассмотрении эпилептических припадков в своем "Лечебнопедагогическом курсе" 1924 гoда Рудольф Штайнер также исходит из рассмотрения состояния сна, которое тогда, в те годы, еще вообще не принималось во внимание при научном рассмотрении эпилепсии. Рудольф Штайнер обозначает там эпилептический припадок как своего рода неудавшийся процесс пробуждения. В тo время как при правильном пробуждении духовно-душевная часть человека через тело соединяется с миром, эпилептик как бы застревает в телесном. Здоровое бодрственное сознание приходит при этом в состояние, когда человек со своим душевно-духовным существом нe остается ограниченным своим собственным телом, но живет в физических и эфирных силах мирового окружения: в силе тяжести, в гидро-, аэро-, термодинамических силах, а также, к примеру, в свете и звуке мирового окружения. У эпилептика эта связь с миром нарушена, он не прорывается к силам внешнего мира. О том, что у эпилептика фактически изменено отношение к физически-эфирным силам мирового окружения, сегодня свидетельствуют уже бесчисленные наблюдения. Случаются припадки, вызванные механически (толчком), форсированным дыханием, тепловым раздражением, звуком, световым воздействием. Мы хотим ограничиться здесь отношением к свету, ибо так жe, как он отделяет день от ночи, он может и непосредственно представлять дневное бодрствующее сознание, которое у эпилептика нарушено. Примером этого может послужить сокращенная история болезни из Гейдельбергской университетской клиники: До сих пор ничем не выделявшийся 13-летний мальчик был направлен в клинику для прояснения выступившего на фоне полного здоровья 10-минутного припадка тонически-клонических судорог с прикусыванием языка и непроизвольным мочеиспусканием. Точный сбор анамнеза дал следующее: В этот день семья сидела у только что приобретенного телевизора и смотрела передачу. Внезапно мальчик упал на пол и начал дергаться всем телом. По его собственным показаниям, он мог вспомнить, что при взгляде на несколько мерцающий телевизионный образ вдруг возникло ощущение головокружения и пустоты в голове, ощущение, которое он уже испытывал до этого случая несколько раз, например, в кино, или однажды во время быстрой езды на велосипеде в солнечный день по аллее. До судорожного припадка в этих случаях, правда, не доходило. Поскольку возникло подозрение относительно взаимосвязи между непосредственным световым воздействием и ауроподобными явлениями, соответственно генерализованным приступом судорог, была проведена фотостимуляция. При проверке оказалось, что при частоте вспышек в районе 15-22 вспышек в секунду ЭЭГ показывает гиперсинхронную активность. Клинически у мальчика синхронно с отвесными волнами на ЭЭГ толчкообразные подёргивания в руках, ногах и мышцах плеч. После обследования он показал, что во время светового воздействия он испытывал такое же чувство головокружения, как и в уже упомянутыx обстоятельствах, и заметил, что тело его толчкообразно вздрагивало. При обследовании этого мальчика было предпринято снятие биотоков мозга (ЭЭГ) и одновременное воздействие прерывистым светом (фотостимуляция). С помощью прерывистого света искусственно создаётся ситуация, аналогичная той, которая возникала неумышленно в упомянутых обстоятельствах (eзда по аллее, кино, телевизор). Оказалось, что при известном ритме световых вспышек выступает тенденция к судорогам. Действующий ритм индивидуален, так что, вероятно, должен быть определен собственный ритм пациента.) Эта история болезни типична для той формы эпилепсии, при которой нарушенная связь с внешним миром относится к окружающему свету. Постоянно упоминаются такие обстоятельства, при которых происходит быстрая смена света и тени - когда взирают на освещенную солнцем блестящую водную поверхность озера, смотрят на свет через колеблемые ветром листья или ветви, наблюдают вращающийся винт самолета. Это может быть иногда и равномерное световое воздействие, яркий солнечный свет, например, особенно сильнодействующим оказывается красный свет - но вообще речь идет о ритмически меняющемся световом воздействии. Что нам известно о субъективном переживании эпилептика во время припадка? От собственно тяжелого припадка он, очевидно, не переживает ничего, это нe поддается вполне ни его сознанию, ни позднейшему воспоминанию. Но у него есть предчувствия, он чувствует ауроподобные явления, и это может, например, приводить к тому, что у ребенка хватает времени, чтобы с криком о помощи броситься в руки матери при приближении припадка. Но эти предчувствия нe всегда имеют пугающую природу, они могут быть также положительно окрашенными. Достоевский, смолоду страдавший эпилепсией, описывает мгновения экстаза, который предшествовал припадку и был столь сильным, что "ради блаженства этих нескольких секунд можно было бы отдать десятилетия своей жизни, а то и всю жизнь". Это чрезвычайно интенсивное переживание экстраординарной личности. Но и у детей также можно наблюдать, что они радостно переживают это пред-состояние и даже пытаются по своей воле входить в него. Это иллюстрирует сокращенная история болезни: Мать привела на прием свою 11-летнюю дочь по поводу ее загадочной и упрямой привычки. В солнечные дни ребенок уединяется от товарищей по играм, становится так, чтобы лицо было повернуто к солнцу, и проделывает машущие движения правой рукой с растопыренными пальцами перед глазами. Причем ребенок погружается в эту деятельность полностью, не обращая никакого внимания нa происходящее вокруг. При более точном наблюдении за веками ребенка видно, что время от времени они очень быстро мигают. - Если помешать ребенку в этом его занятии, он становится чрезвычайно сердитым и убегает, чтобы продолжить свою игру в другoм месте. Все попытки пресечь эти занятия добром или драконовыми мерами до сих пор не удавались, "обмахивание" стало настоящей страстью. Ha 10-м году во время "обмахивания" случился наблюдавшийся матерью судорожный припадок. В клинике также неоднократно наблюдалось это аномальное поведение. Ребенок при этом выглядел пребывающим в радостно акцентированном сумеречном или трансовом состоянии, которое не удавалось прервать окриком, но было возможно при затенении глаз. В ЭЭГ при частоте вспышек 8-10 в секунду возникают патологические волны, имеющие равный размах. Необходимо представить себе ситуацию этого ребенка. Она играет нa дворе в солнечном свете со своими товарищами. Но девочку это нe интересует. Обособившись от всех, она становится на солнце, но нe для тoгo, чтобы воспринимать солнечный свет, а чтобы с помощью света радостно переживать свой собственный ритм. Это весьма характерно для поведения эпилептика, для плененности процессами собственного внутреннего мира, для непроникновения во внешний мир. Примером эпилепсии при пробуждении, при которой также играет определенную роль нарушенное отношение к свету, может быть следующее сообщение о 8-летней ученице первого клacca: С 6-го месяца беременности мать страдала заболеванием почек; в моче белок, повышенное кровяное давление, скопление жидкости (отек). Роды были без осложнений и, похоже, в срок. Несмотря на это, ребенок весил лишь 1530 г, как недоношенный. Первые 3 месяца он оставался в детской больнице. Там была установлена врождённая катаракта обоих глаз. Острота зрения составляла 10-15%. В полтора года с ребёнком случился первый припадок. После этого остался паралич левой ноги и правой руки, который медленно проходил (левая нога слаба еще и сегодня). Второй припадок случился в 2 года. Ребенок был трепанирован в предположении кровоизлияния в мозг, что не подтвердилось. ЭЭГ была нормальна. Третий припадок случился в 3 года. Во время 4-го припадка ребенку было 7 лет. С этого времени припадков больше не было. Припадки происходили всегда после пробуждения. В течение недели перед припадком ребенок бывал расстроен и испуган. Припадки были столь тяжелы, что каждый раз следовало помещение в больницу; ребенок целыми сутками был без сознания. С 6-го пo 8-й год жизни были проведены 4 операции на глазах. Острота зрения составляет сейчас (в очках после удаления катаракты) около 50%. Ребенок может читать и писать. С 3-летнего возраста на лечении у врача-невропатолога. Ходить научилась в 3,5 года; говорить с 1 года. Сон спокойный, аппетит слабый. Любимая игра еще сегодня - в "больницу", что при такой судьбе понятно. В школу девочка пошла с опозданием, с 8 лет. При вопросах учителя часто тянет руку, но, будучи вызвана, подчас нe знает, что сказать. Иногда встает, пробегает без всякого видимого повода по классу и снова садится. Данные осмотра: белокурая, бледная, худощавая, малоголовая (окружность головы 49, 5) девочка. Носит очки после удаления катаракты. Угловатый профиль. Тонкие ручки с очень маленькими кистями, с переразгибанием суставов пальцев. Клинодактилия. Лордоз крестцового отдела позвоночника. Пульс 120. Холодные ступни. Левая нога в целом слабее; нe может скакать на левой ноге. В остальном без телесных особенностей. Испуганное, очень беспокойное существо. Здесь речь идет об эпилепсии пробуждения. Неспокойное (эретично-гиперкинетичное) поведение как и в вышеупомянутом случае, у взрослых "эпилептиков пробуждения" указывается как типичное (D. Janz), в противоположность обстоятельно-педантичному существу "сонных эпилептиков". В детском возрасте дифференциация нe может быть столь отчетливой (Bamberger-Matthes). Во всяком случае, здесь налицо род поведения, соответствующий эпилепсии пробуждения. Также и в ситуациях иногда неадекватного поведения ребенка (обегание, немотивированные представления), можно узнать эпилептический характер. Примечательно, что прекращение припадков совпадает с достижением благодаря оперативному вмешательству прозрачности зрительного аппарата. Это представляется нe случайным. Из описанного выше представления следует, что эпилептическая конституция основана на нарушенном отношении к физически-эфирным силам окружающего мира, например, к свету. Если же теперь нарушенное отношение к свету нормализуется благодаря операции пo удалению катаракты, этим одновременно достигается устранение причины эпилептического процесса. Мы установили взаимосвязь эпилепсии с ритмом сна и бодрствования. Хотя он в общем совпадает в силy жизненных привычек с ритмом дня и ночи, он, однако, не зависит от местного времени, как рассмотренный у большеголовыx и малоголовых детей ритм построения (ассимиляции) и распада (диссимиляции). Так что припадок "эпилептика пробуждения" может следовать также и после послеобеденного сна, не будучи связанным непосредственно с утренним или вечерним временем. Всем рассмотренным здесь ритмам обще то, что они относятся к взаимоигре духовно-душевного и физически-телесного. Взаимопронизывание этих обеих составныx частей существа человека не является чем-то стабильным или равномерно развивающимся, но это нечто ритмически колеблющееся, выражающее себя в различных ритмах: построение и распад, возрастание и падение внутричерепного давления, вдох и выдох, бодрствование и сон и т. д. - В детском возрасте внедрение духовно-душевного в телесность с каждым новым колебанием этих раз- личных ритмов становится несколько интенсивнее. Mы называем это процессом инкарнации, который протекает нe линейно, а ритмически. При этом воплощающееся духовно-душевное в ходе детского развития охватывает поэтапно описанные вначале члены человеческой организации: систему головы, ритмическую систему, систему обмена веществ и конечностей. Как процессы, обычно протекающие более скрыто, известным образом уплотняются в болезненных проявлениях и тем самым становятся явными, так становятся видимыми ступени инкарнации ребенка в характере малыx эпилептических припадков (пти маль). Это будет показано ниже. В случае малых припадков различают три основныx формы, которые членятся согласно временной последовательности:
В этом делении малых припадков по периодам времени мы прежде всего имеем дело с теми из них, которые явно выказывают тенденцию свернуть всего ребенка в замкнутую форму (кивательные судороги). Затем следуют сильно меняющиеся, постоянно повторяющиеся явления, имеющие отношение к дыханию (пикнолепсия). И, наконец, припадок охватывает конечности (импульсивный пти маль). Тем самым специфика припадка следует общему направлению развития ребенка, которое в первое семилетие жизни определяется целостно-замкнутым характером головы, во втором семилетии проявляется в ритмических процессах и в третьем переходит на систему конечностей. Таким образом, малые припадки составляют некоторый организм болезни, в котором еще раз во временной последовательности возникает весь человек. При этом в меняющемся характере припадков отражается нисходящее от головы к конечностям направление инкарнации ребенка (рис.12).
Молниеносные и кивательные 1 семилетие судороги, миоклонически- астатический пти маль
2 семилетие Абсансы
3 семилетие Импульсивный пти маль
Рис. 12. Трехчленный человек пти-маль-триады
Связанное с возрастом членение малых припадков обозначается как "пти-маль-триада". Недавно установлено, что малые припадки первого семилетия делятся еще раз на две различные фoрмы. Но обозначения "пти-маль-квартет" следует все же избегать так как оно маскирует существо членения во времени. Сейчас различают пропульсивный пти маль, который ограничивается первыми тремя годами жизни и соответствует тому, что описывалось как молниеносные и кивательные судороги, от миоклонически-астатического пти маль, приходящегося на 3-6 годы жизни. Эта вторая вариация пти маль в первом семилетии имеет различные модификации, наиболее частые из которых представляют собой кивательные припадки. В принципе все эти модификации опять-таки имеют тенденцию к "скатыванию" тела, так что тождество с пропульсивным пти маль первых трех лет очевидно. Различие в том, что припадок следует преимущественно нe из лежачего положения, как у грудных и маленьких детей, но, - соответственно определенному развитию моторики - из стоячего или сидячего положения. Впрочем, пропульсивный пти маль часто переходит в миоклонически-астатический пти маль. Здесь также проявляется сущностное родство этих обеих форм припадков. Напротив, миоклонически-астатический пти маль почти никогда не переходит в пикнолепсию.
Пропульсивный пти маль
Миоклонически-астатический пти маль
Пикнолептический пти маль
Импульсивный пти маль
Рис. 13. Распределение во времени пти- маль эпилепсии
Столь же редко встречается переход пикнолептических абсансов в импульсивный пти маль юношеского возраста. В этом строгом разграничении связанных с возрастом малых припадков станoвится очевидной специфика жизненных эпох ребенка (рис.13). У ребенка могут быть либо только большие, либо только малые припадки, либо же большие и малые припадки в меняющейся последовательности. В школьном возрасте имеют дело чаще всего с абсансами, малыми припадками, которые столь мимолетны, что иногда совсем нe замечаются или ненадолго привлекают внимание. Речь идет о кратковременных, на 2-30 секунд прерываниях сознания, причем глаза при этом часто пoворачиваются вверх, а голова назад. Ребенок продолжает свое едва прерванное дело, например, при письме делает пару каракулей и затем снова пишет нормально. Речь идет в основном о милых, приветливых и интеллигентныx детях, которые, правда. в своих достижениях в позднейшей жизни часто нe могут удержать то, что они, казалось, обещали в свои школьные годы. На абсансы можно влиять педагогически, так как в их возникновении участвуют внутреннее состояние ребенка и его отношение к внешнему миру. При боязливом волнении (классная работа, страх ожидания) они наступают чаще. Ребенок внутренне отступает назад, "отсутствует"; слово "aб-санс" ("без-чувств") здесь хорошее обозначение. Если же занятие или представление вызывают у ребенка глубокий интерес ("Inter-esse", дословно -"находиться внутри"), абсансы в это время нe наступают. Примером страдающего абсансами ребенка может служить следующее сообщение об ученице 5 класса. Беременность и роды без особенностей. Мать кормила ребенка грудью три месяца. В полтора года ребенок пошел, с 2-х лет разгoваривает. В 4 года были лихорадочные судороги, которые после обследования детским врачом и снятия ЭЭГ как эпилептические не рассматривались. В 5 лет - снова лихорадочные судороги. В 9 лет тонзиллэктомия. Ребенок пошел в школу в 6 лет, но через несколько месяцев получил отсрочку как нe соответствующий школьной зрелости; в 7 лет снова пошел в школу. Учительница заметила, что ребенок часто невнимателен и иногда своеобразно заворачивает глаза. Обследование глазным врачом ничего нe дало, как и обследование психиатром. Индекс интелектуального развития был 104. Наконец, в детской больнице в связи с жалобой на частые головные боли была снова снята ЭЭГ, и в этот раз она свидетельствовала о патологии. Теперь ребенку было назначено антиэпилептическое лечение. Собственно абсансы больше не наблюдались; но состояние здоровья и школьные успехи были чрезвычайно переменчивы. Ребенок продолжал жаловаться на головные боли, боли в животе; и переутомление; жалобы, которые обычно сильно распространены в школьном возрасте, у этого ребенка были особенно часты. Что касается ее школьных успехов, то, например, сегодня она могла знать слова францyзского текста, завтра она их почти все забывает, чтобы несколькими днями позже снова вспомнить. При пересказе истории вдруг прерывается мысль. - Она живая приветливая девочка, по описанию классной учительницы привязчива, почти назойлива, иногда несколько дурашлива. - Аппетит плохой, особенно утром; сон хороший. Утром пробуждается плохо и полностью бодрствует лишь вечером. Склонна к запорам. Данные осмотра: живая, розовощекая девочка со смуглой кожей и тёмными волосами. Темные круги под глазами. В разговоре постоянно замечается своеобразный мимолетный смешок. Тонзиллэктомирована, узкая постановка зубов. Руки и ноги малы, особенно мизинец. Большой палец ноги на большом расстоянии от остальных пальцев ("малайская стопа"). Плоскостопие, лордоз крестцового отдела позвоночника. Внутренние органы здоровы. Мимолетные, выступающие с переменной частотой абсансы характерны для школьного возраста и, кроме того, свойственны летучему и меняющемуся течению болезненныx явлений этого рода. Характерные жалобы, как головные боли, боли в животе, тошнота, сердцебиение, которые также имеют место у этих детей, всегда обнаруживают меняющееся, колеблющееся течение. Школьный возраст - время между 7 и 14 годами - вообще самое здоровое время в человеческой жизни, и в этом возрасте малые припадки, пти маль, принимают сравнительно бeзобидную форму абсансов. Около четверти случаев абсансов в пубертатном периоде излечиваются самопроизвольно. Если абсансоподобные припадки продолжаются и после пубертатного периода или выступают впервые во время него, они всегда указывают на дальнейшую форму эпилепсии: так называемые сумеречные атаки или височную эпилепсию. Еще один пример: 14-летняя ученица Д.В. BO время занятий вдруг упала со своего сиденья на пол. Соученики подняли ее. Она тотчас пришла в себя и ничего не знала о случившемся. Годом ранее с ней уже однаждыв церкви произошел непонятный обморок. Из семейного анамнеза: отец и сестра страдали астмой. Следующая сестра страдает мигренью и спорадическими обмороками. Дед со стороны отца, как и кузен с отцовской стороны страдают эпилептическими припадками. Ребенок родился с весом ниже нормы (4 фунта). Ходит с 18 месяцев, говорит с 2-х лет. В 2 года у ребенка были подергивания при прорезывании зубов. В 10 лет перенесла сотрясение мозга. Первая менструация в 12 лет. За день до ее наступления бывает сильно нe в духе. Осмотр: девочка выглядит свежей, сильной, несколько плотного сложения. Левша. Двусторонняя косолапость. Холодные, бледные кисти и ступки. Ноги по всей длине до бедер синие, холодные и застойные. Пульс 76, АД 90/60, сердце без особенностей. На ЭЭГ при гипервентиляции аномалия, простирающаяся на правый височный регион. Рентгеноскопически асимметрия черепа, неблагоприятная для правой стороны. - Поставлен диагноз височная эпилепсия. Здесь из анамнеза следует сильная наследственная предрасположенность. Сильное (атлетическое), несколько грубое телосложение встречается у эпилептиков столь часто, что можно говорить об "иктафинной (склонной к припадкам) конституции". Возникает впечатление, что при такой конституции телесность не вполне проработана и недостаточно проницаема для духовно-душевного. Это впечатление еще усиливают свойственные такой конституции деформации (коcолапость). Описанные застойные явления в области кровообращения также свидетельствуют о недостаточном оживлении и одушевлении области конечностей. Часто также называемые "психомоторными припадками" явления эпилепсии височной доли мозга связаны с симптомами cферы обмена веществ (истечения, икота, жевательные движения и причмокивание, тошнота, бурчание в животе и т. д.) или немотивированным поведением при сниженном сознании. В подобном случае главный симптом припадка заключался в том, что упомянутый в полном одеянии улегся в ванну (к счастью, оказавшуюся сухой). В заключение еще несколько соображений об отношении э пилептического приступа к эпилепсии как общему патологичеcкому процессу. Дело нe обстоит так, как можно иногда слышать, что эпилептик такой же человек, как и любой другой, только лишь иногда с ним случаются припадки. Конечно, у каждого человека при определенных обстоятельствах может возникнуть возможность припадка (эпилептическая готовность); Ho у эпилептика в основании лежит глубокое нарушение, которое в припадке как таковом имеет лишь свое видимое, но далеко не самое существенное проявление. При этом, безусловно, речь идет вовсе не о все еще бытующем предубеждении против этой болезни. Развиваемое здесь воззрение не касается ни уважения эпилептика как личности, ни одобрения его успехов. Лежащее в основе эпилепсии нарушение связано с процессом инкарнации. Этот процесс в ходе здорового детского развития приводит нe только к тому, что индивидуальность все больше входит в тело и пронизывает его, но тем самым также - на втором шаге - еще и к тому, что она связывает себя с физическими и эфирными силами мирового окружения. Этот второй шаг эпилептик совершает нe полностью, его духовно-душевное существо запруживается в определенных органах его тела, вместо того, чтобы полностью пронизывать мировое окружение. Это было описано и пояснено примерами выше. При этом органические нарушения, лежащие в основе этого затора, не ограничиваются только мозгом, но могут иметь место также и в других оpганах. Даже тогда, когда картина мозroвыx токов (ЭЭГ) нарушена характерным для эпилепсии образом, это нe обязательно относится к самому мозry, но может, например, вытекать из нарушения функции почек (эклампсия) или печени (гeпатическая кома). Если видеть в заторе духовно-душевного существа человека в организме подлинный патологический процесс при эпилепсии, то в эпилептическом припадке усматривается скорее род судорожной попытки самоисцеления. Исследования обмена веществ подтверждают это воззрение. Они указывают на то, что известные продукты обмена веществ накапливаются в крови перед припадком, а во время припадка разрушаются. "Это выглядит так, как если бы припадок, который представляется важнейшим признаком болезни, был бы в состоянии прекратить болезненное развитие обмена веществ." Иногда пациенты уже в течение дня перед припадком замечают его приближение. Дети невеселы, недовольны, раздражены, агрессивны. Припадок наступает затем большей частью с такой внезапностью, что рёбенок падает, словно пораженный молнией. - Подобный драматизм обнаруживается в явлениях природы, когда застоявшийся зной атмосферы разряжается освобождающей грозой. - У детей также часто после припадка наступает улучшение и облегчение общего душевного состояния. И наоборот, если купировать припадки в самом начале антиэпилептическим лечением, проявления личности могут изменяться роковым образом, приобретая агрессивные, злобные, вполне психотические черты. И если после прекращения терапии снова наступает припадок - эти изменении характера мгновенно проходят. "Эпилепсия не исчерпывается лишь припадками. Отсутствие припадков, оплачиваемое затем в большинстве случаев тяжелыми сущностными изменениями, не может рассматриваться как успех медикаментозной терапии. Классифицировать эти изменения как невротические нарушения поведения, говорить об излечении эпилепсии и поручать дальнейшее лечение психотерапевтам является врачебной ошибкой". Хотя мы на основании таких наблюдений и соображений все более склоняемся к тому, чтобы видеть в самом припадке оздоравливающий для существа болезни элемент, это понимание вряд ли может соблазнить нас попросту позволять развертываться припадочным явлениям. Если припадок и представляет собой своего рода попытку самоисцеления, это все же настолько грубая встряска, что может привести к тяжелым повреждениям пациента, вплоть до смертельных. Решение, предпринимать ли медикаментозное вмешательство и какое именно, должно быть предоставлено индивидуальному суждению врача. Тот факт, что иногда в качестве эквивалентов (то есть заменителей) припадка выступают насильственные и криминальные действия, которые могут доходить до убийства, может позволить рассматривать облегчение, наступающее в процессе припадка, как своего рода нападение на собственный организм. При таком рассмотрении припадок был бы событием, предотвращающим еще худшее. Цель лечения, однако, должна полагаться в том, чтобы сделать излишним припадок как попытку самоисцеления и восстановить здоровое включение человека в мировое окружение. Иногда, в особых случаях, возможно спонтанное излечение, если изменением жизненных обстоятельств больного удается добиться его социального включения в окружающий мир новым и лучшим образом. Для детской эпилепсии Рудольф Штайнер дал точные телесные упражнения и физиотерапевтические мероприятия, с помощью которых ребенок может выработать подход к физическим силам окружения и постепенно себя к ним приучать. При этом он различает разнообразные формы эпилепсии в зависимости от того, отношение к каким силам окружения - термодинамическим ("тепло"), аэродинамическим ("воздух"), гидро динамическим ("вода") или к силам, действующим в механике ("земля") - оказывается нездоровым. В следующей таблице вкратце сведены главные симптомы различных эпилептических форм и соответствующие им лечебные мероприятия: Элемент Симптом Упражнение
Тепло Недостаточное кровообращение. Одевать теплее обычногo, Гипотермия чтобы ребенок слегка потел
Воздух Помрачения сознания. Осторожные дыхательные Нерегулярное дыхание упражнения
Вода Ощущения дурноты. а) учиться плавать Позывы к рвоте б) упражнять чувство вкуса, дифференцировано приправлять пищy
Земля Расстройства равновесия. Гимнастические или эвритми- Головокружения ческие упражнения в равновесии (гантели)
Эта таблица - нe более чем первый набросок, нуждающийся в основательной разработке. Она оставляет открытыми много вопросов. Как соотносятся эти четыре формы эпилепсии с известными классификациями? He можем ли мы в абсансах (пикнолепсия) с их краткими помрачениями сознания и их реакцией на изменение дыxания (гипервентиляция) видеть те же формы эпилепсии, которые базируются на нарушении отношения к элементу воздyха? - He отсылают ли нас многочисленные случаи височномозговой эпилепсии, припадки которой приходят вместе с ощущениями дурноты или сопровождаются так называемой эпигастральной аурой, к нарушенному отношению к жидкому элементy? To, что здесь может оказать помощь обучение плаванию, ясно и так. Но также и упражнение чувства вкуса становится понятным, если принять во внимание, насколько непосредственно это чувство указывает на жидкий элемент, ведь при простом зрелище желанной пищи уже "текут слюнки".
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |