КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административный контроль
В процессе эволюционного развития системы организационного контроля сформировалось и прочно вошло в теорию и практику современного менеджмента такое новое направление контрольной деятельности как контроллинг. Э. А. Смирнов определяет контроллинг как совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей. При этом указанный автор выделяет четыре основные составляющие контроллинга: • административный контроль; • технологический контроль; • ревизия; • функциональный, комплексный и системный аудит. Под административным контролем следует понимать все виды деятельности, направленной на получение информации об эффективности функционирования и текущем состоянии управляющей системы организации. Исполнительный контроль предполагает осуществление всех видов деятельности по оценке текущего состояния и эффективности функционирования управляемой системы организации. М. М. Максимцов считает, что под административным контролем следует понимать контроль соответствия реальных полномочий руководителя (исполнителя) полномочиям, зафиксированным в документах, регламентирующих деятельность организации. Под административным контролем в наиболее общем виде следует понимать управленческую деятельность, направленную на определение текущего состояния управляющей подсистемы системы управления организацией и происходящих в ней процессов, сцелью выявления возможных отклонений от заданного режима функционирования. Основная цель контроллинга в целом и административного контроля в частности состоит в своевременном получении информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены задачи. При этом важно, чтобы все системы контроля оперативно фиксировали любые отклонения фактических показателей от плановых. Это позволит вовремя вносить соответствующие коррективы в процесс функционирования организации. Это позволяет руководству организации достичь сразу две важные цели. Во-первых, повысить качество и эффективность деятельности организации. Во-вторых, удовлетворить потребность сотрудников в уважении и самовыражении. Основные принципы административного контроля опираются на четыре составляющие, позволяющие руководителю организации определить что, когда и где контролировать, а также кто должен осуществлять контроль. Принцип ключевых элементов контроля опирается на положение, согласно которому стандарты являются элементом планирования. Принцип места контроля состоит в том, чтобы руководитель организации выяснил, в каких структурных подразделениях организации происходят действия, имеющие решающее значение для достижения целей функционирования. Принцип соблюдения сроков контроля позволяет более эффективно и своевременно использовать полученную в процессе осуществления контрольной деятельности информацию и быстро реагировать на происходящие изменения. Принцип самоконтроля состоит в предоставлении работникам фирмы возможности самим осуществлять оценку результатов собственной деятельности и своевременно вносить в нее необходимые коррективы. В системе административного контроля любой организации можно выделить три основных тесно взаимосвязанных элемента, а именно: • установление стандартов состояния и функционирования управляемой системы; • оценка текущего состояния управляющей системы и происходящих в ней процессов на предмет выявления возможных отклонений; • устранение выявленных отклонений, т. е. приведение управляющей системы в состояние, соответствующее установленным стандартам. Стандарты состояния и функционирования системы управления разрабатываются в процессе организационного регламентирования и представляют собой основные критерии административного контроля. Разработка организационных (административных) стандартов включает в себя два основных этапа: 1) определение способов оценки установленных критериев и разработка оценочных шкал; 2) расчет трудоемкости административного контроля, т. е. определение объема работы, которая должна быть выполнена для осуществления контрольных замеров. В системе выборочного контроля обычно применяются такие показатели: • количество выполненных операций; • скорость выполнения конкретных операций; • количество обработанной документации; • затраты рабочего времени; • качество управленческого труда (число ошибок); • экономическая или социально-психологическая эффективность управленческого труда. Объективные трудности возникают в процессе оценки качественных показателей, таких как психологическая обстановка в коллективе или уровень имиджа руководителя и организации в целом. Для определения значений таких показателей обычно применяют методы экспертных оценок. Оценка текущего состояния системы управления организации включает в себя сбор необходимой информации, а также ее обобщение, обработку и анализ. Сбор данных осуществляется посредством установления в ходе выполнения операции или процесса стратегических контрольных точек, в которых и осуществляется замер контролируемых показателей. Количество и схема расположения таких точек определяются трудоемкостью и сложностью операции или процесса, являющихся объектами административного контроля. Собранную информацию сравнивают с установленными стандартами, чтобы сделать вывод о соответствии реальных значений контролируемых показателей нормативным. Устранение выявленных отклонений может осуществляться несколькими способами: • модификацией целей; • внесением изменений и корректив в плановые задания; • реструктуризацией системы управления организации (перераспределением полномочий и ответственности, переподготовкой кадров и т. д.). Механизм административного контроля представляет собой совокупность инструментов, используемых для оценки процессов и явлений, происходящих в системе управления организации. Основными инструментами административного контроля являются бюджетный контроль, управленческий (административный) аудит, статистическое наблюдение, личное наблюдение, доклады и совещания. Бюджетный контроль используется для получения исчерпывающей информации о доходах и расходах организации. Бюджет представляет собой составленный в денежном выражении основной план образования, распределения и использования финансовых ресурсов организации. Административный аудит представляет собой совокупность контрольных действий, позволяющих получить объективную и своевременную информацию о текущем состоянии и функционировании системы управления организации. Основными объектами административного аудитаявляются: • миссия, цели и задачи организации; • законы и принципы формирования, развития и функционирования организации; • стратегии организации; • функции организации; • структура организации; • технологии управления; • внутренние и внешние коммуникации; • управленческие решения; • информационные технологии; • системы документооборота. Основные принципы административного аудита. Принцип выделения главного гласит, что при проведении административного аудита субъект контроля должен акцентировать свое внимание на главных, ключевых моментах и не отвлекаться на изучение второстепенных факторов. Принцип соответствиятребует, чтобы профессионализм работника, составляющего аудиторское заключение, соответствовал степени сложности указанного заключения. Принцип энциклопедичностипредполагает, что в группе работников, составляющих аудиторское заключение, необходимо иметь специалиста широкого профиля в области формирования и функционирования системы управления, способного сопоставить учетные данные с существующими стандартами. Принцип полнотызаключается в следующем: чем точнее и достовернее требуется заключение о состоянии системы управления, тем больше ее элементов должно быть подвержено контролю. Сущность принципа системностисостоит в том, что при проведении аудита необходимо учитывать взаимное влияние элементов системы управления. Значение принципа централизациисводится к тому, что все аудиторские заключения по отдельным элементам системы управления должны стекаться к одному специалисту для составления объективного и обоснованного общего заключения. Принцип стандартизациигласит, что за каждой формой контроля элементов системы управления должен стоять соответствующий стандарт. Принцип своевременного использования контролируемых данныхтребует, чтобы аудитору вовремя предоставлялась достоверная информация о состоянии системы управления. Статистическое наблюдение может быть использовано для того, чтобы определить количество, качество и время выполнения конкретной работы. Как правило, статистические данные составляются для того, чтобы определить, сколько работы было выполнено, за какой период времени и сколько при этом было допущено ошибок. В системе административного менеджмента часто применяются формализованные системы контроля, когда четко разработаны методика составления доклада и порядок передачи его вышестоящему руководству. Любой доклад должен содержать информацию. • об идентификации, времени возникновения и степени выявленного отклонения от нормы; • о возможных причинах возникновения отклонения; • об анализе последствий отклонения; • о рекомендациях по устранению отклонения. Совещания позволяют избежать лишних затрат рабочего времени на составление объемных письменных отчетов и предоставляют руководителю группы возможность быстро получить достоверную оперативную информацию. Совещания могут быть полезны для оценки психологическая атмосфера в коллективе или состояние имиджа организации. Ко всем системам контроля независимо от их вида предъявляются определенные требования, соблюдение которых является неотъемлемым условием эффективности их функционирования. К таким условиям относятся следующие: 1) система контроля должна соответствовать целям, задачам и планам организации; 2) система контроля должна быть понята и принята руководителями всех уровней управления организации; 3) система контроля должна быть экономична, т. е. обеспечивать максимальную эффективность контрольных мероприятий при минимальных затратах; 4) система контроля должна обеспечивать своевременное его осуществление; 5) система контроля должна быть гибкой, т. е. обладать способностью быстро приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде организации; 4.2.7. Административный учет Административный учет представляет собой систему комплексного учета затрат и доходов, нормирования, контроля и анализа. В качестве предмета административного учета в наиболее общем виде выступает совокупность всех объектов, участвующих в процессе управления деятельностью организации. Объекты административного учета можно условно разделить на две основные группы. К первой группе объектов управленческого учета относятся производственные ресурсы организации. В состав второй группы входят все хозяйственные процессы, протекающие внутри организации. Производственными ресурсами организации являются: ■ основные фонды (т. е. средства труда); ■ нематериальные активы; ■ материальные ресурсы (предметы труда). К хозяйственным процессам, являющимся объектами административного учета, относятся следующие виды деятельности: ■ снабженческо-заготовительная; ■ производственная; ■ финансово-сбытовая; ■ организационная. Методом административного учета называется вся совокупность различных приемов и способов, посредством применения которых количественные характеристики объектов управленческого учета отражаются в информационной системе организации. Метод управленческого учета включает в себя следующие основные элементы: ■ документирование; ■ инвентаризацию; ■ группировку и обобщение контрольных счетов; ■ планирование; ■ нормирование; ■ лимитирование; ■ контроль; ■ анализ. Основным источником информации для административного учета является первичный учет. Комплексный подход к организации первичного учета позволяет: ■ осуществлять оперативное планирование и контроль хода производства; ■ увязывать задачи оперативного учета между собой и с задачами календарного планирования; ■ осуществлять контроль использования материальных и трудовых ресурсов; ■ повысить эффективность складского учета. Этим же целям служит и оперативный учет в организации. Инвентаризация — это способ определения фактического состояния объекта административного учета, а также выявления отдельных отклонений состояния указанного объекта от учетных данных. Группировка и обобщение контрольных счетов является одним из способов административного учета, который позволяет накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов административного учета являются: ■ специфика производственной деятельности организации; ■ технологическая и организационная структура предприятия; ■ организация управления; ■ целевые функции системы управления. Планирование составляет непрерывный замкнутый циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно неразрывно связано с решением будущих проблем организации и основано на использовании метода выбора альтернативных управленческих решений общего и частного характера. Нормирование представляет собой процесс научного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов организации. Комплекс норм и нормативов, применяемых в конкретной организации, образует так называемое нормативное хозяйство указанной организации Лимитирование основано на системе норм запасов и затрат материальных ресурсов и представляет собой первую ступень контроля за материальными издержками организации. Применительно к хозяйственной деятельности организации лимит — это норма расхода ресурсов на изготовление единицы продукции, закрепленная в технологической документации. Контроль — завершающий этап планирования и анализа. На этом этапе периодически осуществляется фиксирование состояния объектов административного учета в заданные моменты времени. Основу системы контроля составляет обратная связь, дающая необходимую информацию для осуществления контрольной деятельности. Практическая реализация административного учета осуществляется на основе применения ряда основополагающих принципов, к числу которых относятся: ■ Принцип непрерывности деятельности предприятия. ■ Принцип использования единых для планирования и учета единиц измерения. ■ Принцип оценки результатов деятельности структурных подразделений предприятия. ■ Принцип преемственности и многократного использования первичной и промежуточной информации в целях управления. ■ Принцип формирования системы показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления. ■ Принцип применения бюджетного (сметного) метода управления запасами и затратами. ■ Принцип полноты и аналитичности, призванный обеспечить наличие исчерпывающей информации об объектах административного учета. ■ Принцип периодичности, позволяющий отражать производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой. Вышеперечисленные принципы определяют содержание основных функций административного учета, в число которых входят: 1. Обеспечение необходимой информацией руководителей всех уровней управления. 2. Формирование информации, необходимой для осуществления коммуникационных связей между уровнями управления и структурными подразделениями организации. 3. Оперативный контроль и оценка результатов деятельности отдельных структурных подразделений и организации в целом. 4. Перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа фактических результатов деятельности предприятия. Основными показателями, характеризующими текущее состояние системы административного учета организации, являются объем информации, поставленные цели, критерии и средства достижения этих целей, состав основных элементов системы и характер их взаимодействия. Систематический учет представляет собой финансовый учет затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки. В число элементов систематического учета входят: 1. Измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов. 2. Контроль процессов снабжения, производства и реализации в натуральных единицах измерения. 3. Группировка затрат по статьям расхода и элементам. 4. Внутренняя и внешняя отчетность. В процессе проблемного учета формируется информация об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и объемах реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расходования производственных ресурсов. Данные проблемного учета используются в следующих целях: ■ Планирование и прогнозирование затрат и доходов. ■ Анализ расходов и доходов производства. ■ Оценка деятельности отдельных структурных подразделений и организации в целом по критерию величины затрат и доходов. ■ Принятие многовариантных управленческих решений в области производства и сбыта. ■ Разработка моделей управления запасами и затратами. По степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом различают две системы административного учета: монистическую и автономную. Монистическими являются интегрированные системы административного учета, объединяющие систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи счетов бухгалтерского учета. Автономные системы административного учета образуются в результате обособленного формирования систем систематического и проблемного учета. При этом связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется посредством применения так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования. В процессе функционирования системы частных затрат осуществляется отбор отдельных элементов затрат прямого характера, которые включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты, определяемые таким способом, находятся в непосредственной зависимости от величины объема производства, поэтому их принято называть переменными затратами. Калькуляция переменных затрат включает в себя только производственные расходы, связанные с выпуском определенных видов продукции.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |