Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-распорядительные методы управления




Понятие и виды методов административного менеджмента

Методы управления в наиболее общем виде представля­ют собой приемы и способы осуществления последователь­ных и непрерывных функций менеджмента.

Методы административного менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функцио­нирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.

В зависимости от масштабов применения можно выде­лить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управлен­ческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленчес­ких систем.

По отраслям и сферам применения можно выделить ме­тоды управления, применяемые в государственном управле­нии, бизнесе, торговле, промышленности и т. п.

Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловленная их содержанием. С ука­занной точки зрения выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические ме­тоды управления.

Сущность организационно-распорядительных методов со­стоит в том, что любая совместная деятельность людей долж­на быть надлежащим образом организована, т. е. спроектиро­вана, нацелена, регламентирована, а также снабжена необ­ходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях.

К организационно-распорядительным методам управления относятся:

• подбор, расстановка и работа с кадрами;

• организационное регламентирование (нормирование);

• организационное планирование;

• организационное распорядительство;

• делегирование полномочий и распределение ответ­ственности;

• организационный инструктаж;

• организационное распорядительство;

• контроль исполнения;

• организационный анализ;

• организационное проектирование;

• обобщение организационного опыта.

Подбор, расстановка и работа с кадрами включает в себя:

• составление методик и профессиограмм для оценки де­ловых и личных качеств граждан, поступающих на работу, в том числе квалификационных таблиц и справочников;

• разработку типовых документов для оформления при­ема на работу и учета кадров;

• создание систем и документации по аттестации и тари­фикации кадров; учет кадров;

• периодическую аттестацию руководителей и специалистов;

• разработку методик по обследованию кадров, регули­рованию личного состава, созданию кадрового резерва;

• принятие всех необходимых организационных мер для стабилизации кадров, всемерного сокращения их текучести.

Организационное нормирование (регламентирование) на­правлено на создание системы норм, правил, инструкций и регламентов, служащей базой для проектирования процес­сов на предприятии и управления ими. Организационный рег­ламент включает в себя:

— номенклатурно-классификационные нормативы (мате­риалов, покупных деталей, инструментов и т. п.);

— организационно-технические нормативы (технические, чертежные, организационные, документационные стандар­ты, условия, маршруты движения предметов труда, режи­мы обработки, оснастка и т. п.);

— организационно-структурные нормативы (схемы под­чинения, производственные и организационные структуры, типовые схемы управления, типовые штаты, нормативы численности рабочих, инженерно-технических работников, служащих, нормы времени, типовые положения об отде­лах (службах), типовые функционально-должностные ин­струкции и т. п.);

— оперативно- календарные нормативы, регламенти­рующие протекание процессов на предприятии;

административно-организационные нормативы (пра­вила внутреннего распорядка, правила оформления найма, увольнения, перевода, командировок и т. д.).

Для эффективной организации управления предприятием при строгом соблюдении указанных норм и правил необходи­мо обеспечить выполнение ряда требований к организацион­ному нормированию (регламентированию):

а) нормирование (регламентирование) должно сочетаться со стимулированием (материальным и моральным) и эффек­тивными санкциями за нарушение норм (правил);

б) нормы (правила) должны отражать последние данные прогрессивного опыта;

в) нормы (правила) должны быть оптимальными;

г) нормы (правила) не должны быть слишком подробны, т. е. не должны стеснять, сковывать инициативу исполнителей;

д) нормы (правила) должны способствовать укреплению личной ответственности.

Организационные нормативы разрабатываются и утвер­ждаются на следующих уровнях управляющей системы:

— на уровне предприятия;

— на уровне местных органов управления;

— на федеральном уровне.

Задачи организационного планирования заключаются в том, чтобы расчетным.путем определить:

— какой объем работы необходимо затратить, чтобы дос­тичь цели, поставленной перед соответствующим подразде­лением управленческого аппарата или отдельным исполни­телем;

— какова длительность в календарном отношении от­дельных управленческих операций и процедур;

— каковы потребности работников управленческого аппа­рата в средствах и предметах труда.

Ответ на указанные вопросы дает возможность соста­вить организационный план, отражающий информацию о том, что необходимо выполнить, на каком участке, в ка­кие сроки, с какими затратами труда и средств.

Делегирование полномочий и распределение ответствен­ности занимает центральное место в системе организацион­но-распорядительных методов управления.

Полномочия — это ограниченное право распоряжаться ресурсами и определять действия работников организации.

Делегирование полномочий означает передачу задач и полномочий определенному лицу, которое принимает на себя обязательство их выполнения.

Делегирование задач и полномочий порождает в органи­зации проблему распределения ответственности. Ответствен­ность — это обязательство работника выполнять присущие занимаемой им должности задачи и отвечать за результаты своей деятельности.

При этом различают ответственность исполнителя (обя­зательство работника выполнять делегированные ему зада­чи и отвечать за результаты своего труда) и ответственность руководителя (обязательство отвечать за результаты тру­да подчиненных ему работников).

Существуют следующие виды организационных полно­мочий:

1. Линейные — дают право непосредственного единолич­ного командования.

2. Аппаратные полномочия, т. е. полномочия аппарата управления. Такие полномочия могут подразделяться на следующие:

а) рекомендательные — линейные руководители могут (но не обязаны) обращаться к аппарату управления за консуль­тациями;

б) полномочия обязательного согласования — линейные руководители обязаны обсуждать и согласовывать с соот­ветствующими подразделениями аппарата проекты готовя­щихся к принятию решений.

3. Функциональные полномочия — право руководителя самостоятельно принимать решения, но только в пределах определенной функции.

4. Параллельные полномочия — право отклонять реше­ния линейного руководителя.

Рациональное распределение полномочий и ответственно­сти позволяет осуществлять проверку возможностей выполне­ния работниками производственных заданий и обеспеченности их необходимыми ресурсами; а также устанавливать четкие, не допускающие различных толкований задания исполните­лям (часовые, сменные, суточные, декадные и т. д.).

Организационный инструктаж предполагает инструктаж исполнителей в управляемой системе; а также специалистов и служащих в управляющей системе.

0рганизационное распорядительство включает в себя: своевременную выдачу распоряжений основным, вспомога­тельным и обслуживающим подразделениям экономической системы; постановку конкретных задач всем исполнителям в управляющей системе, нижестоящим уровням управления; текущее административное распорядительство в управляю­щей и в управляемой системах в целях обеспечения техни­ческого, организационного и экономического регулирова­ния; помощь исполнителям в устранении возникающих труд­ностей в процессе исполнения управленческих решений.

Организационный контроль предполагает контроль: ис­полнения решений, распоряжений вышестоящей органи­зации и различных уровней управляющей-системы данного звена предприятия, в том числе собственных решений (ру­ководителя); соблюдения технических, экономических и организационных нормативов (правил), технологических ре­жимов, трудовой дисциплины, правовых норм и выполнения плановых заданий.

Организационный анализ осуществляется в процессе ис­следования системы управления и служит информационной ба­зой для организационного проектирования.

Организационное проектирование, служащее одним из главных методов рационализации систем управления, осу­ществляется на базе системы организационных нормативов и организационного анализа, имеет целью разработку моде­ли структуры или процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.