КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Использование моделей и моделирования в эколого-педагогической работе детьми
Самостоятельная работа №7 (2 часа) (подготовка к практическому занятию) Цель работы: углубление и расширениезнаний поиспользованию моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми; развитие познавательных способностей у студентов: творческой инициативы, самостоятельности (ОК 4.). Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов: - анализировать методическую литературу и давать соответствующую оценку использования метода моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста на современном этапе (ПК 5.3.); - работать с конспектом лекции по составлению плана ответа (ПК 5.4.); - создавать условия, способствующие использованию моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми (ПК 5.3.). Задания: Изучить и проанализировать литературные источники по следующим позициям: - определение сущности понятий «модель» и «моделирование»; - обоснование значения моделей и моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста как мотива познавательной деятельности, эффективного способа формирования реалистических представлений о природе, развития умственных способностей ребенка; - характеристика моделей разного вида с указанием места и возможности их использования в эколого-педагогической работе с дошкольниками; - овладение основами методики использования моделей и моделирования в разных возрастных группах; - выявление связи моделирования с наблюдениями, экспериментами, трудом в природе, другими методами обучения дошкольников. Форма отчетности: письменная работа. Литература: 1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н. Николаева – М.: Асадема, 2009.- 236с. 2. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. -432с. 3. Мир природы и ребенок. Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. СПб.:Акцидент, 1998.- 319с. 4. «Мы». Программа экологического образования детей. /Н.Н. Кондратьева и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006.- 240с. 5. Целищева И. Как растения помогают освоить азы математики. //Дошкольное воспитание. 2001, № 7. – С.26-28. 6. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 11, 1984 (Базик), № 7, 1997 (Нефедова), № 1, 2000 (Орлик). Тема: Составление конспекта досуга экологического содержания для детей разных возрастных групп.
Самостоятельная работа №8 (2часа) (подготовка к производственной практике) Цель работы: овладеть умениями организовывать и проводить экологические досуги с детьми дошкольного возраста (ПК 2.3.). Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов: - обоснование темы и формы проведения досуга (ПК 2.3.); - составление сценариев экологических досугов для детей разной возрастной категории (ПК 2.3.); - овладение методикой проведения досугов для дошкольников. Задания: Разработать и оформить конспект экологического досуга для детей дошкольного возраста (группа на выбор). Алгоритм выполнения задания: Примерный план досуга: 1. тема, цель, форма и место организации досуга; 2. сценарий досуга; 3. оборудование; 4. организация и методика проведения досуга. Формы отчетности: конспект досуга в напечатанном виде. Литература: 1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Владос, 2003. – 231с. 2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Вор-ж., 2002. - 142с. 3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Вор-ж., 2002. – 132с. 4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Сфера, 2007. – 234с. 5. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. - М.: Тц. Сфера, 2006. – 128с. 6. Зенина Т.Н. Экологические праздники для старших дошкольников. - М.: Мысль, 2006. – 235с. 7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. - М.: Аркти, 2003. – 98с. 8. Луконина Н., Чадова Л. Утренники в детском саду. Сценарии о природе. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 187с. 9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – Минск: Асар, 2003. – 128с. 10. От осени до лета. Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей /составитель Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2006, - 159с. 11. Осень в гости к нам пришла: сценарии утренников и развлечений для дошкольников /сост. Н.М. Амирова, О.П. Власенко, Т.А. Лунева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 316с. 12. Рунова М.А., Бутилова А.В. Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. - М.: Вдадос, 2006. -76с. 13. Скорлупова О.А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: Зима; Осень; Вода; Цветущая весна, травы; Весна, насекомые, перелетные птицы; и т.д. - М.: «Скрипторий 2003», 2005. -136с. 14. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград, Учитель, 2007. – 286с. 15. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. - СПб.: Речь, 2003. – 129с. 16. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста /автор-составитель Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 157с. 16. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/ekologicheskii-igrovoi-dosug-dlya-detei-starshego-doshkolnogo-vozras. Приложение «Лесные жители» Экологический игровой досуг для детей старшего дошкольного возраста. Цели и задачи: - Расширение и обогащение знаний детей по теме «Дикие животные». - Воспитание любви к природе и желания бережно относиться к ней. - Развитие навыков коммуникации, фантазии и воображения. - Активизация словаря по теме «Дикие животные». - Развитие выразительности речи, навыка образования притяжательных прилагательных. - Развитие координации речи с движением. - Развитие памяти и логического мышления. - Развитие произвольного внимания, концентрации и переключаемости внимания. - Развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, движений под музыку. Оснащение развивающей среды: - Игрушки, изображающие лесных зверей, ширма с изображением леса, дидактические материалы (картинки с изображением лесных жителей: животных, птиц; изображения паровоза, мольберт с ковролином, магнитофон, аудиозаписи, маски – шапочки животных: взрослых и детёнышей.) Ход занятия: В музыкальном зале стоит большая ширма с деревьями, облаками, цветами, солнышком. Перед ширмой расставлены игрушки изображающие лесных животных. Дети вместе с воспитателем входят в зал и рассаживаются полукругом на ковре. - Сегодня я вам принесла интересные загадки и предлагаю их отгадать. 1. Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – Уши больше головы? (Заяц) 2. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. (Ёж) 3. Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. Огромный, косолапый Сосёт в берлоге лапу. (Медведь) 4. За горами, за полями, За высокими лесами Хищник – ворище Ночами рыщет, добычу ищет, Зубами щёлк. Кто это? (Волк) 5. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадёт. (Лиса) - Молодцы, ребята! Отгадали все загадки. Вы уже поняли, что сегодня мы с вами совершим путешествие в гости к лесным жителям. А отправляемся мы к ним на поезде. Паровозом будет…, а каждый из вас будет вагончиком. Перед отправлением прочитаем Паровозику стихотворение, которое поможет ему ехать быстрее: Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колёс, Машинистом – рыжий пёс. Мы к зверюшкам в гости едем, Едем к зайцам и медведям. Ожидайте в гости нас, Мы приедем ровно в час. (Дети проезжают один круг по залу под песню «Паровозик - облачко». Воспитатель раскладывает на ковре цветы.) - Ребята, вот мы и приехали. Посмотрите, как вокруг красиво. А вы заметили, какие чудесные цветы растут вокруг. Давайте соберём цветы в большой красивый букет и подарим его нашим друзьям – лесным жителям, к которым едем в гости. Проводиться игра «По солнышку». ( Музыка Н. Преображенского) - По солнышку, по солнышку дорожкой луговой Иду по мягкой травушке, я летнею порой. (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) - И любо мне, и весело, смотрю по сторонам, Голубеньким и беленьким я радуюсь цветам. (Дети расходятся по залу, собирают цветы, ставят их в большую корзину.) - А из лесу далёкого, куда и я иду, Приветливо доносится: ку-ку, ку-ку, ку-ку. (Дети идут по кругу, изображая кукушечку.) - Ну что ж, букет для друзей собрали едем путешествовать дальше. Садитесь в наш поезд, поехали. (Дети собираются в поезд, «едут» один круг по залу.) - Вот мы и приехали. Выходите из поезда и давайте определим по музыке какие лесные жители нас встречают. (Звучат музыкальные фрагменты: медведь, волк, лиса, заяц, кто из детей узнаёт лесного жителя по музыке, тот находит с картинку его изображением и прикрепляет на мольберте.) - Молодцы, угадали всех зверей. А теперь покажем нашим друзьям, как мы можем их изобразить. Как они ходят, бегают, прыгают? Какие у них мордочки? (Дети под музыку показывают волка, лису, зайца, медведя.) - Молодцы, ребята! Давайте пригласим наших друзей – животных покататься с нами на поезде. Да вот беда, не послушные лесные малыши по лесу разбежались, а теперь не могут вспомнить, где чья мама. Поможем им разобраться? Проводиться игра «Ты чей, малыш?» (Дети делятся на две группы: мамы и детёныши. Все надевают маски – шапочки животных. Звучит музыка, дети разбегаются по залу. Музыка стихает. Воспитатель говорит: «Знают взрослые и дети, лучше мамы нет на свете. Малыши, скорей бегите, своих мамочек найдите.» После этих слов мамы и малыши бегут, находят друг друга и встают в пары: лиса с лисёнком, зайчиха с зайчонком и т. д.) - Вот теперь всё в порядке, можем и ехать дальше все вместе. (Все собираются в поезд, «едут» по залу один круг.) - Ребята, посмотрите, на какую красивую поляну мы приехали. Но что-то наши лесные друзья выглядят как-то странно (на мольберте появляются картинки животных без хвостов, отдельно - хвосты этих животных) - Наверно, звери решили повеселиться, потанцевать и «сняли» свои хвосты, чтобы они им не мешали. Подскажите какой хвост у волка? (Д: Волчий.) - А у медведя? (Д: Медвежий) - У лисы? (Д: Лисий) - У зайца? (Д: Заячий) - У белки? (Д: Беличий) - Животные поиграли и поссорились, не смогли поделить хвосты: зайцу понравился беличий хвост, медведю – волчий. Лесные жители до того запутались, что даже забыли, у кого какой хвост был раньше. Давайте поможем им найти свои хвосты. Кто поможет медведю? (Дети по желанию выходят и подбирают каждому животному соответствующий хвост, проговаривают его название и прикрепляют его животным на мольберте.) - Животные обрадовались, потому что они нашли свои хвосты, родные, и решили с нами поиграть. - Проводиться игра «Лиса и Зайцы» (Дети – «зайцы» сидят на корточках по кругу. Вне круга остаётся ребёнок – «лиса». Зайцы под музыку прыгают по залу и громко дразнят лису: Хитрая лиса, где ты, покажись, Хитрая лиса, с нами поиграй и покружись. (Музыка обрывается.) Лиса выходит и говорит: Я здесь, я здесь, я вас ищу, Догоню, не отпущу. (После этих слов лиса ловит зайцев.) - Поиграли зайцы с лисой и отправились путешествовать по лесу. Им на пути встретились различные животные и птицы. Проводиться игра «Встретил я…» - Встретил я медведя, волка, (переваливаются, как медведи; двумя руками показывают волчью пасть;) - Зайку, ёжика в иголках, (показывают длинные уши; ладони сложить, пальцы развести в стороны «веером»;) - Встретил белочку, синичку, (держат кисти рук – «лапки» около груди; руки – «крылышки» опущены вдоль туловища;) - Встретил лося и лисичку, (две руки скрещены над головой, пальцы разведены в стороны «веером» - показывают рога лося; плавными волнообразными движениями показывают лисий хвост;) - Всем подарки подарил, (руки ладонями вверх разводят в стороны;) - Всяк меня благодарил. (кисти обеих рук «здороваются».) - А ещё, ребята, в нашем лесу есть волшебная поляна. На ней все лесные зверюшки занимаются физкультурой. Давайте и мы вмести с ними. Проводится игра – танец «Зверобика» - Так у нас сегодня весело, что в наш лес прилетели дрозды. Вот два дроздочка, ещё два дроздочка и вот ещё два дроздочка. (Дети встают парами друг напротив друга и вместе с воспитателем повторяют стихотворные строки с движениями.) Я дрозд, (показывают на себя) Ты дрозд, (показывают на товарища и т. д.) У меня нос, У тебя нос, У меня щёчки гладки, У тебя щёчки гладки, У меня губки сладки, У тебя губки сладки, Я твой друг, Ты мой друг, Любим всех друзей вокруг! (Обнимаются.) - Ну вот, ребята, обошли мы с вами почти весь лес. Давайте теперь посидим на полянке и послушаем звуки леса. (Звучит аудиозапись звуков леса, пения птиц и т. д.) Дети по музыку могут свободно подвигаться, пофантазировать, придумывая под характер и ритм музыки свои движения.) - Ребята, к сожалению настало время прощаться и возвращаться в детский сад. Наш поезд отвезёт нас обратно. (Дети прощаются.) - Медведь (на ширме): - Ой, так бежал, так бежал, едва успел. Вот вам ребята подарки от лесных жителей. Приезжайте к нам ещё, до свидания. (Дети благодарят и ещё раз прощаются.) - Садитесь, ребята, в поезд. (Дети «едут» по залу один круг.) - Вот мы и приехали в наш детский сад, наше путешествие окончено.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |