Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплект состоит из 12 карточек




№ 1 — ИКРА ЛЯГУШКИ;

№ 2-4 — СТАДИИ РАЗВИТИЯ ГОЛОВАСТИКА;

№ 5а и 5б— ВЗРОСЛАЯ ЛЯГУШКА;

№ 6-7 — ОЗЕРО, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ЛЯГУШКА;

— ИЛИСТОЕ ДНО ОЗЕРА, КУДА ЛЯГУШКА ЗАРЫВАЕТСЯ НА ЗИМУ;

16 — ПОЧВА НА БЕРЕГУ ОЗЕРА;

№ 8 — ПРИБРЕЖНЫЕ ЗАРОСЛИ РАСТЕ­НИЙ, ГДЕ ОНА ОХОТИТСЯ;

№ 9 — КОМАР;

№ 10 — ПАУК (ПИЩА ЛЯГУШКИ);

№ 11 — АИСТ, ПОЕДАЮЩИЙ ЛЯГУ­ШЕК;

№ 12 —СТРЕКОЗА.

Вторая часть занятия

Цель: связь лягушки с окружающей средой.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, где живут лягушки. Расставляет на стенде карточки № 6 и 7а и на них помещает вырезанную по контуру лягушку. Обращает внимание детей на то, что на карточке нарисована не только вода, но и пузырьки воздуха (лягушка, как и мы, дышит воздухом), и растения, среди которых она может спрятаться. Чтобы объяснить, почему в воде есть пузырьки воздуха, можно сделать следующее. Пусть дети глубоко вздохнут. Чем мы дышим? Воздухом. Он вокруг нас, но мы его не видим, так как он прозрачный. А в воде воздух можно «увидеть». Поставим банку с водой и подышим в воду через трубочку. Появится много пузырьков воздуха. В реке, озере, любом водоеме тоже есть воздух. Им дышат водные животные, в том числе и лягушка.

Воспитатель спрашивает детей: кто видел лягушку на берегу реки? Что она там делает? На берегу, лягушка обычно охотится. Она любит есть комаров (карточка № 9). А еще она ест паучков (карточка № 10), может поймать маленькую рыбку, жучка, муравья, стрекозу (карточка № 12).

Лягушка часто сидит в зарослях растений на берегу (карточки № 76, 8), где ее трудно заметить. Воспитатель помещает лягушку на эти карточки.

Обобщение и закрепление материала Еще раз вспомним, где живет наша лягушка. В воде она плавает или отдыхает, на берегу - охотится. Многие лягушки отправляются на охоту вечером или ночью, когда не очень жарко и их кожица не высыхает. Что есть в воде, нужное для того, чтобы в ней жила лягушка? Воздух, растения. На дне озера (реки) лежит ил (пусть дети вспомнят, как у них вязнут ноги в «грязи», если они ходят по мелководью). В такую «грязь» (ил) на дне водоема и зарывается лягушка, когда ложится на зиму в спячку (почти как медведь). Для еды лягушке нужны комары, стрекозы, пауки, мухи, жучки. Эти насекомые живут там же, где и лягушка. А лягушками питаются аисты, цапли, барсуки, выдры, филины, ужи.

В конце занятия воспитатель обращает внимание детей на то, насколько тесно связаны эти животные между собой, с растениями, со своим домом: они могут жить только все вместе.

Третья часть занятия

Цель: объяснить детям, как меняется жизнь лягушки в зависимости от времени года.

Ранней весной, когда появляется солнышко, вода от его лучей становится теплее. Воспитатель ставит на стенд карточку № 11 из набора карточек «Одуванчик» с изображением солнца и карточку № 6 - озеро. Лягушки просыпаются и откладывают свои икринки (карточка № 1). Они похожи на кучку слипшихся прозрачных шариков. Как мы уже говорили (на первом занятии), из икринок появляются головастики (пусть дети вспомнят, как лягушка развивается из икринки во взрослое животное). Летом головастики растут, превращаются в лягушек, которые плавают в воде (на карточку № 6 воспитатель помещает рисунок лягушки), охотятся на берегу (воспитатель перемещает изображение лягушки на карточку № 8). В холодное время года, зимой, лягушка спит на дне водоема. Она зарывается в ил, потому что там теплее (помещает карточку № 5а на карточку № 7а), а когда вновь наступит весна и пригреет солнышко, лягушка вылезет из своего убежища, начнет опять плавать, охотиться и громко квакать - петь свои лягушачьи песни.

Четвертая часть занятия

Цель: обратить внимание детей на внешний вид лягушки, объяснить, как ее тело приспособлено к образу жизни и условиям окружающей среды.

Вначале воспитатель рассказывает детям об окраске лягушки. Какого цвета лягушек они видели? Сразу ли человек может заметить лягушку в воде? А на берегу, в зарослях зеленых растений? И в воде, и на берегу лягушку увидеть трудно (вырезанную по контуру лягушку воспитатель поочередно помещает на карточки № 6 и 8). Пусть дети сами подумают, почему лягушка незаметна. В воде лягушка тоже часто скрывается среди водных растений. Она маскируется, прячется. Для чего? Во-первых, чтобы ее не поймали и не съели цапли, аисты и другие любители лягушек. Во-вторых, чтобы ее не заметили и те, кого сама ловит. Именно поэтому многие (но не все) лягушки бывают зеленого цвета, а иногда и пятнистые. Воспитатель просит детей вспомнить, знают ли они других «пятнистых» животных. Чтобы наглядно показать детям, что лягушка с яркой окраской хорошо заметна и в воде, и на берегу, лягушку № 5 б воспитатель перемещает на карточки № 6 и 8. В некоторых странах есть яркие лягушки, с броской окраской, они словно пугают тех, кто хочет ими полакомиться. Нередко яркие лягушки бывают ядовиты, они не так беззащитны перед своими врагами, как наши зеленые лягушки.

Воспитатель объясняет детям, что лягушки совершенно безопасны для человека, и с ними надо обращаться бережно. Если к ним присмотреться внимательнее, то они могут показаться даже красивыми, а их лягушачьи песни звучат не хуже птичьих. Очень важно привнести в занятия эмоциональный элемент, добиться понимания детей того, что лягушки, как и любые другие животные, нужны в природе, даже если они чем-то нам не нравятся.

Лягушка неприметна не только благодаря окраске. Особенно трудно ее обнаружить, когда она лежит в воде или сидит на суше совершенно неподвижно. Наверное, у многих ребят лягушка выпрыгивала прямо из-под ног, и они замечали ее, только если она начинала двигаться. Пусть дети вспомнят, как они сами сидят неподвижно, когда хотят, чтобы их не заметили. Точно так же поступают и многие животные.

По внешнему виду лягушки можно определить, где она живет. Воспитатель обращает внимание детей на лапу лягушки. Что в ней особенного? Пусть дети посмотрят на свои руки: есть ли у нас такие перепонки, как у лягушки? Нет. Поэтому когда мы плывем на лодке, то гребем веслами, а когда плывем сами, в реке, море или озере, то надеваем ласты (желательно показать детям ласты для сравнения с ногами лягушки). Все знают, что в ластах человек движется быстрее. А вот лягушке ласты не нужны. Они у нее и так есть: это перепонки. Перепонки помогают лягушке быстрее плавать, ей удобно двигаться в воде. Воспитатель напоминает, у каких зверей и птиц есть похожие перепонки. Это утка, гусь, бобр - все они плавают в воде. Лягушка - прекрасный охотник за летающими насекомыми. В этом ей помогают язык и умение хорошо прыгать. Когда она видит комара, то моментально выбрасывает далеко вперед свой язык и ловит им комара. А язык у лягушки необычный. Он может становиться очень длинным. У нас, людей, язык прикреплен ко рту задним концом (пусть дети пошевелят своими языками и даже высунут их - мы выставляем передний кончик языка, поскольку сзади язык крепко держится во рту, и поэтому мы не можем так ловко ловить языком комаров, как лягушка). У лягушки язык прикреплен передним кончиком, поэтому она умеет лучше нас показывать свой язык. К тому же он у нее липкий, словно намазан клеем, и комарики, жучки приклеиваются к нему, как марка к конверту. А уж если приклеились, то обратно не выберутся: у лягушки есть маленькие, но крепкие зубки-бугорки. Всем детям, когда они болеют, ставят градусник. Если у них ничего не болит и они здоровы, то температура у них нормальная - 36,6°С. Такая температура у человека всегда: и когда на улице мороз, и когда жара. А вот у лягушек (змей, ящериц) температура тела может меняться. Если взять в руки лягушку, сидевшую в тени, она будет прохладной. А на солнце лягушки нагреваются. Даже у здоровой лягушки, у которой нет ни насморка, ни кашля, на солнце будет «повышенная» температура, а в холодную погоду «пониженная».

Лягушка не может долго жить без воды, так как у нее высыхает кожа. Поэтому она бывает то в воде, то на суше. Дышит лягушка и носом, и через кожу.

Сравним глаза лягушки и рыбы. Рыба живет только в воде, а лягушка может жить и на суше. Поэтому глаза у них отличаются (на глаза рыбок можно посмотреть в аквариуме). Когда рыба плавает, ей в глаза не попадают соринки, так как в воде их нет. Значит, у рыбы веки отсут­ствуют, они ей не нужны. Рыба не умеет моргать и не может нам подмигнуть. А вот у лягушки веки есть, ведь на суше ей иногда приходится беречь свои глаза, и она их закрывает. Воспитатель предлагает детям поморгать: у нас тоже есть веки, которые защищают наши глаза.

Лягушка не только смотрит по сторонам и слушает, что происходит вокруг, у нее еще и отличный «нюх», она прекрасно различает запахи.

Может показаться, что лягушке все равно, где жить, но это не так. У каждой лягушки есть свой дом, который она хорошо знает. И если вдруг она очутится вдали от него, то обязательно найдет дорогу и вернется к себе. Даже если она попадет в хорошее место, оно для нее будет чужим. Поэтому не нужно уносить лягушек с берега реки, пусть они живут в своих домах.

Во время занятий воспитатель может вспомнить вместе с детьми сказки, в которых рассказывается о лягушках («Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Приключения Буратино» и др., стихи Ю. Мориц). Желательно прочитать отрывки из этих произведений (описание внешнего вида лягушки, ее домика).

Воспитатель дает детям задание: нарисовать домик для лягушки, чтобы она могла в нем жить - дышать, охотиться, плавать, прятаться.

 


Тема: Составление календарного планирования на неделю по экологическому образованию в ДОУ (возрастная группа на выбор)

 

Самостоятельная работа №10 (4часа)

(подготовка к практическому занятию и производственной практике)

Цель работы: овладение умениями организовывать собственную деятельность по руководству эколого-педагогической работой с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях (ОК 2.).

Профессиональные и общие компетенции, формируемые у студентов:

- овладеть умениями планировать различные виды деятельности в течение дня по экологическому образованию дошкольников (ПК 2.9.);

- анализировать и использовать педагогический опыт и образовательные технологии в области экологического образования дошкольников (ПК 5.3.);

- создавать благоприятные условия для эколого-педагогической работы с детьми разного возраста в дошкольных учреждениях (ПК 5.2.).

Задания:

Разработать календарный план эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста на неделю (возрастная группа на выбор).

Методические рекомендации для работы студентов:

Календарное планирование – это комплекс методов и форм организации экологически ориентированной деятельности детей в природе, который содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных воспитателем, это творчество воспитателя, работающего с детьми.

В план должны входить: наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, беседы, рассказы о природе, чтение природоведческой литературы, досуги, и т.д.

В течение дня работа по экологическому образованию планируется: утром (до завтрака), на занятии, между занятиями, на прогулке и во вторую половину дня.

В плане записываются содержание деятельности, её цель (закрепление и уточнение знаний; работа по формированию навыков и умений; воспитание нравственных качеств: ответственности, трудолюбия, бережного отношения к природе и т.д.). Указывается материал, формы и способы организации детей, основные приёмы руководства их деятельностью.

Форма отчетности: календарный план работы, пособия, сделанные студентами.

Литература:

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.:»Детство –Пресс», 2008. – 496с.

2. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.: Сфера, 2000. – 123с.

3. Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. Реализация ФГТ в ДОУ. – М.: «Скрипторий 2003», - 2011. – 39с.

4. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. - М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006. – 176с.

5. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: Сфера, 2005. – 254с.

6. Мир природы и ребенок. Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. - СПб.: Акцидент, 1998. – 319с.

7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - Минск: Асар, 2003. – 128с.

8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. /С.Н. Николаева – М.: Асадема, 2009.- 236с.

9. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 96с.

10. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002.- 144с.

11. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. /С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2006. – 223с.

12. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии. - М.:Просвещение, 2005. – 156с.

13. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н..Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 303с.

14. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 96.

15. Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 136с.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.