Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IХ. Ситуационные задачи




VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

V. ЛИТЕРАТУРА.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ШОКА

 

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ. Шоки относятся к экстремальным состояниям, которые возникают при действии на организм человека чрезвычайных по силе и длительности факторов. Знание причин, механизмов развития, клинических проявлений и лечения шоков необходимо врачу любой специальности, поскольку, с одной стороны, эти состояния требуют экстренного оказания медицинской помощи, с другой, – встречаются достаточно часто в связи с возросшим числом бытовых травм и техногенных катастроф.

 

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ. В результате самоподготовки студент должен знать:

– виды шоков;

– общие механизмы развития шоковых состояний;

– динамику (фазы) развития шоков и возникновение «порочных кругов»;

– понятие «шоковых органов» и механизмы их формирования;

– особенности отдельных видов шоков.

Уметь обосновать принципы лечения шоковых состояний.

 

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. Для усвоения материала необходимо знать:

· механизмы регуляции жизненно важных функций: кровообращения, дыхания, выделения, функций печени;

· особенности повреждающего действия факторов внешней среды (механических, термических, электрического тока и др.), а также эндогенных (кардиогенных, нефрогенных, гуморальных);

· виды гипоксий, общие механизмы патогенеза;

· виды и механизмы нарушений микроциркуляции;

· виды и механизмы нарушений кислотно-основного состояния.


 

1. Определение понятия шока и виды шоков.

2. Общие механизмы развития шока (нейрогенные, микроциркуляторные, акапнический, токсемический).

3. Динамика (фазы развития) шока, механизмы формирования нарушений в каждой из фаз. Взаимосвязь эректильной и торпидной фаз.

4. Возникновение порочных кругов в патогенезе шоков.

5. Механизмы нарушений функций внутренних органов при шоке – формирование «шоковых легких», «шоковых почек».

6. Особенности патогенеза отдельных видов шоков, в частности, травматического, ожогового, электрического, кардиогенного, гемотрансфузионного.

 

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо,
В.И. Пыцкого, Г.В. Порядина, Ю.А. Владимирова. – М.: Триада–Х, 2000. – С. 54–60.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и
В.В. Новицкого. – Томск, 1994. – С. 78–82.

б) дополнительная:

1. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. – Изд. ГЭОТАР–МЕД, 2002. – Т. 1. – С. 689–705.

2. Шутеу Ю., Бэндилэ Т., Кафрицэ А., Букур А.И., Кындя В. Шок. Терминология и классификации. Шоковая клетка. Патофизиология и лечение. – Бухарест: Военное изд-во, 1981. – 515 с.

 

1. Определение понятия экстремальных состояний, их формы.

2. Понятие шока, классификации шоков.

3. Нейрогенные механизмы развития шоков.

4. Механизмы расстройств микроциркуляции при шоке. Патогенетическое значение посткапиллярной вазоконстрикции.

5. Патогенетические факторы, составляющие токсемический механизм развития шока.

6. Фазы шока. Особенности и механизмы развития эректильной, торпидной, терминальной и завершающей фаз.

7. Роль компенсаторных реакций в патогенезе шока.

8. «Порочные круги» в патогенезе шоков.

9. Различия между шоком и коллапсом.

10. Особенности развития шока при механической травме.

11. Ожоговый шок, стадии развития ожоговой болезни.

12. Особенности развития шоков, связанных с инфекцией (септический, эндотоксический, бактериальный).

13. Механизмы развития электрошока.

14. Патогенез гемотрансфузионного шока.

15. «Турникетный» шок как разновидность ишемических шоков.

16. Общие принципы противошоковой терапии.

 

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЯ.

В процессе подготовки материала раздела студент должен представить в виде схем:

· классификацию известных видов шоков;

· патогенез расстройств микроциркуляции при шоке;

· порочные круги при травматическом шоке;

· механизмы гибели клеток при формировании «шоковых» легких и почек.

 

VIII. Тестовые задания.

1. В эректильной фазе шока наблюдаются следующие изменения, кроме:

1) двигательное и речевое возбуждение

2) активация симпато-адреналовой системы

3) усиление дыхания

4) гиперрефлексия

5) уменьшение венозного возврата к сердцу

 

2. Исключите нарушение, не характерное для торпидной фазы шока:

1) артериальная гипоксемия

2) депонирование крови

3) повышение активности гипофизарно-адреналовой системы

4) уменьшение сердечного выброса

5) олигурия

 

3. Укажите вид шока, при котором одним из первых проявлений служат сильные боли в поясничной области:

1) ожоговый

2) гемотрансфузионный

3) травматический

4) септический

5) электрошок

 

4. Укажите вид шока, для которого характерно развитие следующего синдрома: внезапный озноб, повышение температуры тела, обильное потоотделение и гипотензия:

1) кардиогенный шок

2) ожоговый

3) гемотрансфузионный

4) септический

5) электрошок

 

5. Какой из перечисленных общих механизмов развития шока является пусковым:

1) токсемический

2) нейрогенный

3) микроциркуляторный

4) акапнический

 

6. Укажите фактор, действие которого вызывает необратимые изменения гладких мышц сосудистой стенки и катастрофическое падение артериального давления при шоке:

1) лизосомальные ферменты

2) компоненты калликреин-кининовой системы

3) фибринолизин

4) литический комплекс системы комплемента

 

7. Известно, что при ожоговом шоке больной теряет много жидкости. Укажите, какое переливание является предпочтительным для такого больного:

1) цельной крови

2) плазмы

3) физиологического раствора

4) кровозамещающей жидкости с высоким содержанием высокомолекулярных коллоидных компонентов

 

8. Назовите вид шока, при котором резко нарушается внешнее дыхание вплоть до асфиксии:

1) травматический

2) анафилактический

3) септический

4) гемотрансфузионный

5) электрошок

 

9. При развитии «шоковой почки» наблюдаются следующие нарушения, за исключением:

1) азотемии

2) расстройств водно-электролитного обмена

3) ацидоза

4) артериальной гипотензии

 

10. Укажите нарушение, которое не включается в механизмы расстройств микроциркуляции при шоке:

1) расширение прекапиллярных сосудов

2) сужение посткапиллярных сосудов

3) снижение свертываемости крови

4) повышение проницаемости сосудистой стенки

5) повышение вязкости крови

 

Задача № 1. В опытах на собаках на модели травматического шока по Кеннону исследовали нарушение кровообращения. Отмечено, что начальной реакцией системной гемодинамики на травму было уменьшение сердечного выброса и падение артериального давления.

По мере развития эректильной фазы шока артериальное давление быстро возросло и превысило даже исходный уровень. Сердечный же выброс (минутный объем сердца), несмотря на тахикардию, не изменился.

Как можно объяснить повышение артериального давления в эректильной фазе шока без существенного увеличения сердечного выброса?

 

Задача № 2. Больной К., 28 лет. Доставлен в хирургическое отделение через 15 мин, после огнестрельного ранения.

Больной в сознании, громко и много говорит, просит о помощи. Временами стонет, пытается соскочить со стола. Лицо бледное, покрытое "холодным" потом. Зрачки расширены, роговицы блестящие. Артериальное давления – 140/100 мм рт. ст. Пульс – 90 ударов в минуту, напряженный. Дыхание частое.

1. Какие признаки шока имеются у больного?

2. Для какой стадии травматического шока они характерны?

3. Каков механизм повышения артериального давления в этой стадии шока?

 

Задача № 3. Нижеприведенное яркое, четкое описание травматического шока, ставшеее классическим, принадлежит великому русскому хирургу Н.И. Пирогову.

"С оторванною рукою или ногою лежит такой окоченелый на перевязочном пункте неподвижно; он не кричит, не вопит, не жалуется, не принимает ни в чем участия и ничего не требует: тело его холодно, лицо бледно, пульс – как нитка, едва заметен под пальцем и с частыми перемежками. На вопросы окоченелый или вовсе не отвечает, или только про себя, чуть слышно шепотом: дыхание также едва приметно. Рана и кожа почти нечувствительны; но если больной нерв, висящий из раны, будет чем-нибудь раздражен, то больной одним легким сокращением личных мускулов обнаруживает признаки чувства".

Для какой стадии травматического шока характерна картина, описанная Н.И. Пироговым?


ОТВЕТ ОСТРОЙ ФАЗЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.