Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IX. Ситуационные задачи




VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Нарушения обмена витаминов

Витамины являются незаменимыми пищевыми факторами, которые обеспечивают нормальное развитие организма и адекватную скорость протекания биохимических и физиологических процессов. Знание закономерностей развития нарушений обмена витаминов, клинической картины этих состояний, а также биологической роли витаминов в метаболизме, необходимы каждому врачу для определения соответствующей тактики при разработке способов предупреждения и лечения различных форм расстройства обмена витаминов. К тому же в последние десятилетия описано большое число ранее неизвестных врожденных заболеваний, клиническая форма которых напоминает типичные авитаминозы. В настоящее время проблемы витаминологии обрели выраженный социально-экономический характер, что связано с рационализацией питания.

 

В результате самоподготовки студент должен знать:

– виды нарушения обмена витаминов в организме;

– проявления нарушения обмена жирорастворимых витаминов;

– проявления нарушения обмена водорастворимых витаминов;

– пути профилактики и лечения нарушений обмена витаминов.

Для усвоения материала студент должен знать из курсов физиологии и биохимии:

· классификацию витаминов и особенности обмена их различных групп;

· структуру витаминов и их участие в биохимических и физиологических процессах;

· биохимические и физиологические эффекты витаминов;

· основные источники витаминов в организме.

 

1. Общие причины и механизмы нарушения обмена витаминов в организме.

2. Проявления нарушения обмена жирорастворимых витаминов.

3. Проявления нарушения обмена водорастворимых витаминов.

4. Способы профилактики и лечения нарушений обмена витаминов

 

V. ЛИТЕРАТУРА:

1. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и
В.В. Новицкого. – Томск, 1994. – С. 192-200.

 

1. Виды нарушения обмена витаминов.

2. Основные причины нарушения обмена витаминов в организме.

3. Витамины, относящиеся к группе жирорастворимых.

4. Витамины, относящиеся к группе водорастворимых.

5. Роль витамина А в организме.

6. Причины, механизмы развития и проявления гипо- и гипервитаминоза А.

7. Роль витамина D в организме.

8. Причины, механизмы развития и проявления гипо- и гипервитаминоза D.

9. Роль витамина К в организме.

10. Причины, механизмы развития и проявления гипо- и гипервитаминоза К.

11. Роль витамина Е в организме.

12. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза Е.

13. Роль витамина С в организме.

14. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза С.

15. Роль витамина В1 в организме.

16. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза В1.

17. Роль витамина В2 в организме.

18. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза В2.

19. Роль витамина В6 в организме.

20. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза В6.

21. Роль витамина В12 в организме.

22. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза В12.

23. Роль витамина В9 в организме.

24. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза В9.

25. Роль витамина В3 в организме.

26. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза В3.

27. Роль витамина РР в организме.

28. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза РР.

29. Роль витамина Н в организме.

30. Причины, механизмы развития и проявления гиповитаминоза Н.

31. Возможности профилактики и лечения нарушения обмена витаминов.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЯ.

В процессе подготовки материала раздела студент должен составить:

· схему обмена жирорастворимых витаминов;

· схему обмена витаминов в печени;

· схему расстройств в организме при авитаминозе С;

· схему расстройств в организме при авитаминозе D.

 

VIII. Тестовые задания.

1. укажите правильные ответы!

Экзогенные причины гиповитаминозов:

1) недостаточное поступление витаминов с пищей

2) нарушение всасывания витаминов в ЖКТ

3) нарушение депонирования витаминов

4) повышенная потребность организма в витаминах при неизменном содержании их в пище

5) нарушение транспорта витаминов

 

2. укажите правильные ответы!

Эндогенные причины гиповитаминозов:

1) недостаточное поступление витаминов с пищей

2) нарушение всасывания витаминов в ЖКТ

3) нарушение отложения витаминов в депо

4) повышенная потребность организма в витаминах при неизменном содержании их в пище

5) нарушения превращения витаминов в активные формы

 

3. Укажите правильный ответ!

Группа жирорастворимых витаминов:

1) A, U, P, D

2) A, D, E, P

3) A, D, E, K

4) A, D, P, PP

5) A, P, PP, U

 

4. Укажите правильный ответ!

Большинство водорастворимых витаминов являются:

1) апоферментами

2) коферментами

3) транспортными белками

4) биологически активными веществами

5) структурными белками

 

5. Укажите правильные ответы!

Основные признаки пеллагры:

1) остеомаляция

2) дерматит

3) деменция

4) диарея

5) полиневрит

6) гиперкератоз

6. Укажите правильные ответы!

Симптомы полиневрита при бери-бери:

1) нарушения чувствительности

2) контрактуры

3) параличи

4) невралгии

5) нейрогенные дистрофии

6) гиперкинезы

 

7. Укажите правильные ответы!

Мегалобластическая анемия развивается при дефиците витаминов:

1) В1

2) В2

3) В6

4) В12

5) фолиевой кислоты

6) пангамовой кислоты

8. Укажите правильные ответы!

Основные эффекты витамина Е:

1) антиоксидантный

2) антистерильный

3) антидистрофический

4) участие в синтезе нуклеотидов

5) активация окслительно-восстановительных реакций

6) активация регенерации тканей

 

9. Укажите правильные ответы!

Признаки гиповитаминоза А:

1) гиперкератоз

2) гемералопия

3) остеопороз

4) геморрагии

5) остеомаляция

10. укажите правильные ответы!

Признаки цинги:

1) выпадение зубов

2) петехии

3) мегалобластическая анемия

4) полиневриты

5) гингивит

6) гиперкератоз

 

Задача № 1. Одним из наиболее ярких признаков цинги является расшатывание и выпадение зубов. Каковы механизмы данных симптомов?

 

Задача № 2. В последние годы широкое распространение получила профилактика ОРЗ и гриппа приемом высоких доз витамина С. Однако при этом отмечено, что через некоторое время после окончания приема витамина может развиться клиническая картина гипо- и даже авитаминоза С. Объясните возможные механизмы данного явления.

 

Задача № 3. Больному с целью снижения повышенного уровня холестерина в крови были назначены препараты из группы статинов. По окончании курса лечения анализ крови показал наряду со снижением уровня холестерина и уменьшение содержания протромбина.

 

Информационный материал к разделу

" нарушения обмена Витаминов"

Термин «витамины» (от лат. vita — жизнь) является в настоящее время общеприменимым, хотя далеко не все соединения, включенные в эту группу пищевых веществ, имеют в своем составе аминогруппу. К витаминам относятся 15 групп химических соединений органической природы, имеющих следующие общие черты:

· они играют известную роль в основных обменных процессах;

· не образуются в организме человека в необходимых количествах и должны поступать с пищей;

· относятся к микронутриентам, т.е. их суточную потребность выражают в микроколичествах (миллиграммах или микрограммах);

· их недостаточное поступление с пищей проявляется клиническими и (или) лабораторными признаками гиповитаминозных состояний.

Таким образом, витамины - это группа эссенциальных микронутриентов, участвующих в регуляции и ферментативном обеспечении метаболических процессов, но не имеющих пластического и энергетического значения.

Витамины классифицируют в зависимости от их растворимости в воде или жирах. К водорастворимым витаминам относятся аскорбиновая кислота (С), биофлавоноиды, витамины группы В - тиамин (В1), рибофлавин (В2), пиридоксин (В6), ниацин (РР), фолацин, витамин В12 и другие. Жирорастворимыми являются витамины А, Е, D, К.

Водорастворимые витамины участвуют в ферментативных клеточных процессах непосредственно в виде коферментов или регулируют динамику процесса за счет переноса функциональных групп или протонов и электронов. Жирорастворимые витамины включаются в обеспечение нормального функционирования биологических мембран, реализуя при этом своего рода гормоноподобные свойства. В последние годы активно изучаются возможные механизмы участия витаминов в генетической регуляции обменных процессов.

Причинами развития абсолютной или относительной недостаточности витаминов могут быть:

· алиментарный дефицит, т.е. низкое содержание их в основных пищевых источниках;

· нарушение абсорбции, транспорта и метаболизма витаминов;

· повышенная потребность в витаминах;

· поступление в организм человека антивитаминов, т.е. веществ, снижающих эффекты витаминов в результате их разрушения или конкуренции за рецепторное связывание;

· наследственные витаминзависимые и витаминрезистентные гиповитаминозы.

 

Алиментарный дефицит витаминов развивается чаще всего при недостаточном употреблении пищевых продуктов, являющихся их источниками, а также при разрушении витаминов в продукте в результате нерационального хранения и кулинарной обработки, наличия в пище антивитаминов (ферментов, разрушающих витамин).

В ситуации, когда гиповитаминоз развивается на фоне хорошего алиментарного обеспечения, наиболее частыми его причинами бывают нарушения абсорбции и метаболизации витаминов. В частности, всасыванию витаминов в желудочно-кишечном тракте могут мешать антиалиментарные факторы, присутствующие в пище: природные сорбенты или витаминконвертирующие соединения, такие как пищевые волокна, фитиновые соединения.

Снижение абсорбции витаминов может быть обусловлено также заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастритами, дуоденитами, холециститами, панкреатитами), изменяющими физиологические параметры кислотности, секреции, ферментативной активности, проницаемости мембран или сопровождающимися патологическими формами эвакуации содержимого желудочно-кишечного тракта (рвотой, диареей). При значительной разбалансированности рациона по макронутриентам, усвояемость витаминов может значительно снизиться. Например, резкое уменьшение употребления жира (менее 10% по калорийности рациона) тормозит усвояемость жирорастворимой группы витаминов Е даже при условии их дополнительного поступления. Усвояемость жирорастворимых витаминов может также резко снижаться при использовании некоторых фармакологических средств (например, статинов), блокирующих утилизацию жира.

Повышенная потребность в витаминах может быть обусловлена их дополнительным (сверх обычных физиологических потребностей) использованием в защитно-адаптационных механизмах при проживании и работе в условиях чужеродной (экологической или производственной) среды, особого климата, при интенсивной физической и эмоциональной нагрузке (стрессовые условия), избыточном поступлении основных макронутриентов, а также при беременности, лактации и при ряде заболеваний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.