КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология Р. Блейка и Д. Мутона
По мнению Р. Блейка и Д. Мутона[4], в культурах организации возможны два вектора ценностных ориентации: 1. ориентация на продукцию (услугу), эффективность, экономический результат; 2. ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей. В соответствии с этим возможно существование четырех типов культур (рис. 3.2): 1. самая жизнеспособная объединяет сильную ориентацию на личность с сильной ориентацией на экономическую эффективность. Характерная черта этого типа культуры — то, что залогом выполнения работы является преданность людей; взаимозависимость работников вследствие «общей установки» на достижение целей организации приводит к созданию атмосферы доверия и взаимного уважения; 2. самая нежизнеспособная объединяет слабую ориентацию на личность со слабой ориентацией на экономическую эффективность. Характеризуется приложением минимальных усилий, необходимых для выполнения конкретного объема работ и достаточных для сохранения коллективизма в организации; 3. промежуточная объединяет сильную ориентацию на личность и слабую экономическую эффективность. Отличительной чертой является то, что результатом внимательного отношения к потребностям людей в налаживании взаимоотношений с коллегами становятся дружеская атмосфера и высокие темпы работы в организации; 4. промежуточная объединяет сильную ориентацию на экономическую эффективность и слабую ориентацию на личность. Здесь эффективность выполнения работ является следствием создания условий труда, при которых человеческий фактор имеет минимальное значение. В зависимости оттого, на что в первую очередь ориентируется культура, разработана следующая классификация[5]: § «культура власти» — в организации, где господствует данный вид культуры, особую роль играют лидер, его личные качества и способности. В качестве источника власти используются ресурсы, находящиеся в распоряжении того или иного руководителя. Организации с такого рода культурой, как правило, имеют жесткую иерархическую структуру. Набор персонала и продвижение по ступеням иерархической лестницы часто осуществляются по критериям личной преданности. Данный тип культуры позволяет организации быстро реагировать на изменение ситуации, быстро принимать решения и организовывать их исполнение;
Рис. 3.2. Типология Р. Блейка и Д. Мутона
§ «ролевая культура» — характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, процедур и стандартов деятельности, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность. Основным источником власти являются не личные качества, а положение, занимаемое в иерархической структуре. Такая организация способна успешно работать в стабильной окружающей среде; § «культура задачи» — данный вид культуры сориентирован в первую очередь на решение задач, реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации. Эта культура эффективна в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности организации; § «культура личности» — организация с данным типом культуры объединяет людей не для решения каких-то задач, а для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться. Власть и контроль носят координирующий характер.
Классификация Т. Дила и А. Кеннеди [6] В результате исследования сотен корпораций и условий их деятельности Т. Дил и А. Кеннеди пришли к выводу, что культуры большинства корпораций можно разделить на четыре основные категории или типа (рис. 3.3). В качестве анализируемых параметров они выбрали уровень риска и скорость получения обратной связи. Риск, который берут на себя менеджеры, и тип обратной связи, возникающей вследствие их решений. Степень риска связана с деятельностью организации. Скорость получения организацией и ее работниками обратной связи сигнализирует о том, оказались ли успешными принятые решения или выбранные стратегии.
Рис. 3.3. Типы организационной культуры (по Т. Дилу и А. Кеннеди)
На основании сочетания этих параметров были выделены следующие типы организационной культуры. § Культура «крутых парней» или «культура мачо» или к ультура высокого риска и быстрой обратной связи. Это мир индивидуалистов, постоянно сильно рискующих и быстро получающих обратную связь о правильности или ошибочности своих действий. Данная культура характерна для индустрии развлечений, полиции, армии, строительства, управленческого консалтинга, рекламы. § Культура «усердной работы». Культура низкого риска и быстрой обратной связи. Риск здесь невелик, а обратная связь приходит быстро. Культура этого типа поощряет работников преуспевать, выполнять большие объемы работы с относительно низким уровнем риска.Служащие мало чем рискуют, их поощряют вести интенсивную деятельность с относительно небольшим риском. Все действия получают быструю обратную связь. Клиент правит бал и определяет все. Обслуживание клиента, стремление угодить ему является сутью этой культуры. Важна команда, а не отдельный человек (организации по сбыту, магазины розничной торговли, компании по вычислительной технике, высокие технологии, предприятия массовой торговли потребительскими товарами, такие как Макдоналдс, компании по страхованию жизни). § Культура «крупных ставок». Культура высокого риска и медленной обратной связи. Высокий риск, предельно высокие инвестиции, медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива — вот характерные черт предприятий с таким типом организационной культуры. Цикл принятия решений занимают часто годы. Девизом здесь являются слова «преднамеренность» и «делайте правильно», а не «действия любой ценой» (нефтяные компании, архитектурные фирмы, производители товаров производственного назначения, авиационные компании, коммунальные службы). Эта культура организаций, работающих в условиях, когда принимаются решения с очень крупными ставками и проходят годы, прежде чем работники узнают, были ли правильными эти решения. Это окружение с высокой степенью риска и медленной обратной связью. § Культура «процесса». Культура низкого риска и медленной обратной связи. Это мир слабой или отсутствующей обратной связи, когда работникам трудно измерить то, что они делают, и они концентрируются на том, как они это делают. Другое название культуры, в которой процесс становится самоценным, бюрократия. Небольшой риск, медленная обратная связь, внимание сотрудников и руководства концентрируется на техническом совершенстве, расчете степени риска, деталях. Дефицит обратной связи заставляет служащих сосредотачивать свою энергию на том, к; они что-то делают, а не на том, что они делают. Внимание уделяется памятным запискам, регистрации и подшивке документа записям и техническим усовершенствованиям. Четко видны символы статуса. Лозунгом такой фирмы может быть выражение «стремитесь к техническому совершенству в работе» (страхование, банковское дело, финансовые услуги, строительные общества, правительственные департаменты). Наибольшее воздействие на культуру организации оказывает социальное и деловое окружение, в котором она функционирует. Организационная культура вбирает в себя то, что помогает преуспеть в этом окружении. Если для достижения успеха необходимо активно торговать, организационная культура будет поощрять людей торговать и торговать активно; если требуются продуманные технические решения, культура будет способствовать этому. Типология У. Ноймана [7] У. Нойман определил американский тип организационной культуры на основе верований и ценностных ориентации. Все основные верования и ценности были сгруппированы им в шесть больших групп, которые отличаются друг от друга по их специфической роли в ориентации личности (рис. 3.4). При этом У. Нойман исходил из предпосылки, что существует целая группа ценностных установок, которая определяет все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу производственных отношений. Рис. 3.4. Группы характеристик организационной культуры по У. Нойману
Первая группа — верования, подтверждающие возможность влияния человека на будущее или его господство над судьбой: § вера в самодетерминацию; § моральная обязательность за взятые на себя обязательства; § использование реалистического анализа целей деятельности; § отношение ко времени как к решающему фактору: уважение своего времени и времени других людей. Вторая группа выделяется на основе предпосылки, согласно которой организация выступает как эффективный инструмент для реализации целей и задач индивидов. С этим связаны следующие характеристики американского типа организационной культуры: § эффективность предприятия в качестве особого самостоятельного института; § ответственность служащих перед организацией; § двустороннее право расторгнуть трудовые отношения; § уважение всей системы управления; § уклонение от конфликтов интересов. Третья группа характеристик организационной культуры — верования, подтверждающие необходимость отбора персонала на вакантные должности, основанного на личных заслугах. Этот принцип реализуется по четырем основным параметрам: § выбор лучшего претендента на пост; § увольнение сотрудника по причине низкой эффективности его деятельности; § многочисленные возможности для вертикального передвижения; § свобода горизонтального перемещения. Четвертая группа связана с верой в принятие решений на основе объективного анализа, влияющего на способ получения анализа, синтеза и распространения данных внутри организации. Эта группа включает следующие факторы: § помощь в рациональном принятии решений; § запас данных; § свобода выражения мнений. Пятая группа объединена принципом разделения ответственности за принятие решений. Требования этой группы установок реализуются через следующие три фактора: § вера в потенциал сотрудников; § желательность социального прогресса; § позитивная установка на труд. Шестая группа связана с верованиями, подтверждающими необходимость и возможность постоянного поиска прогресса. Эти верования раскрываются через установки на: § нормативность любых изменений; § установление статус-кво; § значимость результата, конструктивность оценки.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 5914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |