Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология Р. Акоффа




Р. Акофф. анализировал культуру организаций как отношение власти в группе или организации. Для исследования он выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению целей в группе (организации) и степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. На основании сравнения данных параметров было выделено четыре типа организационной культуры с характерными отношениями власти.

1. Корпоративный тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения автократии (традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой).

2. Консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения «доктор—пациент» (институты социальных и других услуг, лечебные и учебные заведения).

3. «Партизанский» тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения автономии (кооперативы, творческие союзы, клубы).

4. Предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения демократии (группы и организации, управляемые «по целям» или по «результатам», компании со структурой «перевернутой пирамиды»).

Типология С. Ханди [20]

Одну из наиболее развитых в настоящее время типологий органи­зационной культуры предложил американский социолог С. Ханди. Его выводы сделаны на основе анализа ряда крупнейших американских компаний. Его типология бази­руется на распределении власти и связанных с ней ценностных ориентациях личности, которые обусловливают специфический характер отношений индивида и организации, структуру организации и харак­тер ее деятельности на различных этапах эволюции. По этому критерию С. Ханди выделяет четыре типа организационной культуры, которые в западной литературе метафорически выражают­ся в виде четырех богов древнегреческой мифологии (рис. 3.8).

1. «Культура власти» («культура Зевса») - культура организации, в которой существенную роль играет момент личной власти.

2. «Ролевая культура» («культура Аполлона») - бюрократическая культура, характеризующаяся строгим функциональным распределением ролей и специализацией участников, деятельность которых координируется и направляется небольшим связующим звеном высшего руководства предприятия.

3. «Культура задачи» («культура Афины») - культура организации, ориентированная, прежде всего, на решение задач, реализацию проектов.

4. «Культура личности» («культура Диониса») - культура, ставящая в центр внимания интересы людей, объединенных в организацию.

 

Рис. 3.8. Метафорическая типология организационной культуры (по С. Ханди)

Культура власти, или культура Зевса.

Зевс, как известно, в мифологии олицетворяет образ царя богов. Культура власти — это, прежде всего культура организации с при­оритетом личной власти. В качестве источника власти заметное место принадлежит ресурсам, находящимся в распоряжении того или иного руководителя.

Схематический образ данного типа культуры лучше всего пред­ставить в виде паутины. Она зависит от центрального источника вла­сти: власть исходит лучами из центра и влияние распространяется в виде концентрических волн. Степень влияния определяется прибли­женностью к центру или ключевой фигуре организации (рис. 3.9).

 

Черты культуры власти
Доверие   Связи   Низкая степень бюрократии
Личная харизма   Быстрота принятия решения   Централизованный контроль за ресурсами
Эмпатия   Персональный отбор сотрудников   Интуитивность и целостность мышления
Деньги   Преемственность  
Личный успех   Отсутствие формальных властных полномочий   Сила ресурсов
Политичность   Минимальное количество служебной документации   Личность подчинена организации
Люди    

 

Рис. 3.9. Черты культуры власти[21]

 

Взаимоотношения с находящимся в центре лидером организации значат в этой культуре больше, чем формальная должность или зани­маемый пост.

Сильной стороной организаций с культурой власти является быст­рота принятия решений. В ситуациях, где скорость представляется жиз­ненно важной, подобный стиль управления приносит немалые выгоды.

Эта культура достигает своего быстродействия посредством весь­ма необычной формы коммуникаций — эмпатии.

Управление культурой власти не является дорогостоящим, посколь­ку доверие дешевле процедур контроля и эмпатия не стоит денег.

Этот тип культуры эффективен в ситуациях, когда скорость важ­нее корректности деталей или когда промедление дороже ошибки, которая может быть исправлена впоследствии. В этой культуре ценят личностей, предоставляют им свободу действий и вознаграждают их усилия.

Чтобы быть эффективными в рамках культуры власти, люди долж­ны ориентироваться на власть, интересоваться политикой.

Как показывает практика, если организация растет и развивается, кризис власти наступает через 3-4 года. В этом случае организация переходит (точнее: требует перехода) к культуре порядка.

Основные характеристики:

§ логика и рациональность, функциональность и специализация. На этом этапе эффективность организации начинает в большей степени зависеть от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей;

§ описание ролевых и коммуникационных процедур (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка и т.д.);

§ человек подбирается под конкретное рабочее место (профессиография и профотбор).

Культура роли, или культура Аполлона. Ее черты представлены на рис. 3.10.

Бог Аполлон связывается в древнегреческой мифологии с утверж­дением рационального начала по сравнению со стихийным эмоцио­нальным началом бога Диониса.

Культура Аполлона — это бюрократическая культура в веберовском значении этого слова.

Этой культуре графически соответствует изображение греческого храма.

Культура роли исходит из предположения, что человек существо рациональное и все вокруг может быть проанализировано логичес­ким путем.

Колонны представляют функциональные отделы и подразделе­ния ролевой организации. Они сходятся лишь наверху и связаны между собой невидимыми снаружи, вмонтированными вглубь строения ар­матурными конструкциями — правилами и процедурами.

Такой тип организации, вероятно, будет успешно действовать в стабильном окружении, со стабильным, предсказуемым и контроли­руемым рынком, в случаях, когда выпускаемый продукт имеет дли­тельный жизненный цикл.

И наоборот, культура роли плохо адаптируется к изменениям, недостаточно осознает необходимость изменений и медленно на них реагирует.

Культура порядка (бюрократия) является необходимым Этапом развития любой организации. Имея собственную логику развития, данная культура через 5-7 лет приводит организацию к кризису управления - организация хорошо работает в стабильной среде, но оказывается слабо адаптивной к меняющимся условиям.

 

Черты культуры роли  
 
Сильная власть   Защищенность персонала   Наличие атрибутов традиционного управленческого развития  
Стабильность производства   Четкие методы работы, оценки и контроля    
Стабильное внешнее окружение   Безопасность и предсказуемость    
Планирование карьеры  
Плохая адаптация к изменениям   Обязательное выполнение определенной роли в организации    
Долг  
Наличие определенных правил и процедур     Ритуальность  
Сильное администрирование  
Недостаточная осознанность необходимых изменений   Забота о личной жизни персонала    
Конкуренция за статусные символы  
Медленная реакция на внешнее воздействие   Логичность    
Ценность власти  
Высокая техническая компетентность   Последовательность      
Глубокая специализация   Аналитичность      

Рис. 3.10. Черты культуры роли[22]

 

На этом этапе культура порядка должна заменяться культурой задач, или культурой командной работы. Следует отметить, что для промышленно-производственных организаций культура порядка на сегодняшний день является оптимальной. Другие организации, например, консалтинговая или страховая компания также способны перейти к культуре задач.

Основные характеристики:

§ ориентация на решение конкретных задач;

§ власть эксперта. Центральная фигура в такой организации профессионал в какой-либо узкой области;

§ высоко адаптивная культура. Организация способна гибко приспосабливаться к новым требованиям, меняя уровень и класс решаемых задач;

§ работа носит групповой, командный характер. Сложно оценить вклад отдельного человека в общую работу команд.

Организации с данной культурой выдерживают высокую конкуренцию в финансовом, рекламном, страховом, маркетинговом и близких видах бизнеса.

Культура задачи, или культура Афины. Она представлена на рис. 3.11.

Афина в древнегреческой мифологии — это богиня войны. Сле­довательно, и данный вид культуры организации наиболее эффекти­вен в экстремальных условиях.

Черты культуры задачи  
 
Большая приспособленность для деятельности в экстремальных условиях   Взаимное уважение, основанное на способностях   Поощряется саморазвитие и инициатива  
Ценность результатов деятельности (число решенных проблем)   Оценка и вознаграждение по результатам   При принятии решений главенствующим являются рациональные доводы  
Сила опыта Повседневный контроль незначителен  
Малая значимость стажа, возраста, опыта работы Экспертная власть  
  Доступность ресурсов   Непрерывное и успешное решение проблем  
Интуиция Автономия групп  
Отождествление сотрудника с целями организации Объединение личных и групповых целей Умение работать в команде  
Приоритет результата работы команды   Индивидуальная свобода, независимость   Ценится компетентность и профессионализм  
Незначительность различий в статусе и индивидуальных целях Люди рассматриваются не как ресурс, а как перспективы Контроль и оплата по результатам групповой работы  
Малая значимость власти положения, включая руководителя   Групповое принятие решений   Проявление нерешительности в кризисных ситуациях  
Высокая степень адаптивности, быстрая реакция на изменения, гибкость управления Обучение посредством участия в проектах Основной метод распределения власти – контроль над ресурсами и профессионализм  
Создание и работа под определенные цели групп, проектных команд Небольшие различия в статусе  
Доминирующее значение кооперативного, группового эффекта  
Высокая степень автономности при решении проблем   Централизованный контроль за ресурсами    
Хорошие рабочие отношения внутри группы (коллектива)  

Рис. 3.11. Черты культуры задачи[23]

 

Графически эта культура может быть изображена в виде сети, по­скольку в ней ресурсы, привлекаемые из разных частей организации, концентрируются на разрешении определенных узловых проблем.

Власть находится внутри клеточек сети, а не наверху, как в куль­туре роли, или в центре, как в культуре клуба. Организация представ­ляет собой сеть взаимосвязанных подразделений-команд, каждое из которых в значительной степени автономно, но несет определенную ответственность в рамках общей стратегии организации.

Эта культура в качестве оснований для власти или влияния при­знает только опыт; возраст не имеет никакого значения, так же как стаж работы в организации и близость к руководству. Для того чтобы внести вклад в работу своей команды, человеку необходим талант, творческое мышление, свежесть взгляда и интуиция. В этой культуре процветают молодые таланты и творчество является наградой. Моло­дость, энергия и творчество, которые ассоциируются с Афиной, как нельзя лучше отвечают потребностям культуры задачи.

Организация с такой культурой стремится достичь наибольшей эффективности, соединяя необходимые ресурсы и подходящих со­трудников на нужном уровне организации и давая им возможность хорошо выполнять работу.

Культура задачи имеет высокую степень адаптивности. Группы, проектные команды или специальные бригады создаются под опре­деленные цели и могут быть реорганизованы, распущены или сохра­нены. Организация может быстро реагировать на изменения, так как каждая группа в идеале содержит все необходимые элементы, позво­ляющие принимать решения.

Культура личности, или культура Диониса. Бог Дионис в древ­негреческой мифологии связывается с импульсивным эмоциональ­ным началом. Основу организации составляют творческие личности.

В культуре личности (в отличие от других типов культур) органи­зация существует для того, чтобы помогать индивидуумам в достиже­нии их личных целей.

Это культура «коммуны», существующей для решения проблем ее членов. Эту культуру лучше представить в виде пчелиного роя или, как предлагал Ханди, в виде звездного неба.

Очень важно отметить, что эта картина существенно не изменит­ся, если одна или две звезды покинут совокупность, ведь звезды не являются взаимозависимыми. Следовательно, данная культура хоро­ша в тех ситуациях, когда талант и навыки отдельных личностей име­ют решающее значение для организации.

Эту культуру обычно предпочитают профессионалы, она позво­ляет им сохранять свою независимость, личную свободу, подлинность и стать частью организации. Такие организации правильней называть ассоциацией, состоящей из профессионалов, лишь потому, что это дает им дополнительные возможности, гибкость и поддержку.

Организация, где царит подобная культура, прекрасное место для профессионалов, но не для тех, кто должен их организовывать, уп­равлять и руководить ими. Менеджер фактически не состоянии при­менить против них какие-либо санкции: увольнения, поощрения или взыскания находятся вне его компетенции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 9400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.