КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология Ф. Харриса и Р. Морана
Ф. Харрис и Р. Моран (1991) предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик: § осознание себя и своего места в организации (одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие - поощряют их внешнее проявление); § коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации); § внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ, спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур); § что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии, дотация на питание, периодичность и продолжительность питания); § осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение распорядка и поощрение за это); § взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям и т.п.); § ценности и нормы (что люди ценят в своей организационной жизни и как эти ценности сохраняются). § вера во что-то (вера в руководство, успех, свои силы, справедливость, в этическое поведение); § процесс развития работников и научение (бездумное или осознанное выполнение работы, полагаются на интеллект или на силу, подходы к объяснению причин); § трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность за неё, качество и оценка работы, вознаграждение). Вышеотмеченные характеристики культуры организации, взятые вместе, отражают и придают смысл концепции организационной культуры. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работниками, помогает им понять и интерпретировать культуру организации, то есть придать свое значение событиям и действиям. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий. Типология С. Иошимури [27] С. Иошимури провел сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитетов, который, по сути дела представляет собой попытку социологического описания буддийского и христианского менталитетов. На деле же эта попытка не является плодом больших эмпирических исследований, научного анализа культуры предприятий, а представляет собой умозрительную идеологическую конструкцию, призванную доказать преимущество буддийской культуры по сравнению с западноевропейской (табл. 3.14). Таблица 3.14 Анализ менталитетов С. Иошимури
Анкета оценки организационной культуры представлена в Приложении 2. По результатам заполненной анкеты можно оценить шесть важнейших параметров оргкультуры, их теперешний и желательный уровни: 1. важнейшие характеристики; 2. общий стиль лидерства в организации; 3. управление наемными работниками; 4. связующую сущность организации; 5. стратегические цели; 6. критерии успеха. В соответствии с полученными данными вычерчивается профиль организационной культуры компании (рис. 3.14), который может иметь различную форму (сплошная линия — имеющаяся культура, пунктир —желательная): Из рисунка определяются: 1. тип культуры: квадрант, имеющий наивысшие оценки, показывает тип культуры; 2. различия: анализ площадей наибольшего различия профилей для нынешней и предпочтительной культуры дает возможность наметить путь изменений, совершенствования культуры; 3. сила: сила культуры определяется количеством пунктов оценки, отдаваемых определенному типу. Силой культуры определяются мощь и первичность воздействия культуры на все, что происходит в организации; 4. согласованность — акцентирование оценок различных параметров на одной и топ же культуре. Диаграммы различных параметров согласованной культуры выглядят весьма схожими. Наличие несогласованности культуры создаст ощущение утраты целостности и дискомфорт в организации. Согласованность ведет к росту сплоченности культуры, т.е. к одинаковому отражению культуры разными подразделениями организации; 5. сравнение культуры организации с усредненными профилями организаций топ же сферы деятельности. Участки расхождения могут указать на уникальные преимущества или недостатки, показать целесообразные пути совершенствования.
Рис. 3.14. Профиль организационной культуры компании
Каждая типология классифицирует оргкультуру компаний, выделяя различные признаки и особенности, т.е. зависимость от: § от специфики вида деятельности; § морально-психологического климата в коллективе; § особенностей взаимодействия с внешней средой; § тендерных особенностей; § риска менеджеров и типа обратной связи; § системы конкурирующих ценностей; § национальных особенностей. Такое разнообразие типологий обусловлено тем, что оргкультура компании определяется не одним или двумя факторами, а достаточно большой совокупностью взаимосвязанных элементов и характеристик. Можно привести типологии оргкультур, связанные со стилем лидерства и характером управления в компании; исходя из критериальных основ поведения персонала в этих культурах и строгости регламентации норм поведения; исходя из характера процесса целеполагания и т.п. Характерно, что по одному признаку две компании могут относиться к одному типу, а по другому признаку — к разным типам культур. Организационная культура — это многомерное пространство со множеством параметров и множеством измерений. На каждом уровне изучения — поверхностном, подповерхностном и глубинном — приоритет будет отдаваться различным характеристикам, которые порой могут быть противоречивыми в рамках одной культуры компании. Наиболее объективную, на наш взгляд, типологию можно получить, изучая именно глубинные слои этого пространства, базовые представления культуры, смысловые понятия, верования и убеждения. В зависимости от постулатов этого уровня вырабатываются все остальные элементы культуры: миссия, ценности, нормы поведения, тендерные установки, особенности взаимодействия с внешней средой, цели компании.
[1] По материалам: Рюттингер Р. Культура предпринимательства. — М.: ЭКОМ, 1992. — С. 147-158.
[2] По материалам: Рютгингер Р. Указ. соч. — С. 113-120.
[3] По материалам: Бокуш Л. Гендерная культура, или типология взаимоотношений полов в организациях. — СПб.: Наука, 2000. С. 29.
[4] По материалам: Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — С.421. [5] По материалам: Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. — С. 115. [6]По материалам: Deal Т., Kennedy A. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate// Ufe.— 1982. —Addison-Wesley, Reading. Mass.
[7] По материалам: Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 51.
[8] По материалам: Hofslede Geert. Culture's Consequences: International Differences in Work Related Values, Sage, Beverly Hills, Calif, 1980.
[9] По материалам: Козлов В.В. Корпоративная культура: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. С. 71. [10] Там же. С. 72. [11] По материалам: Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 55.
[12] По материалам: Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 56. [13] По материалам: Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 58. [14] По материалам: Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 60. [15] По материалам: Козлов В.В. Корпоративная культура: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. С. 78. [16] Эгалитарность — от фр. Egalitaire – уравнительный.
[17] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 67.
[18] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 68. [19] По материалам: Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. С. 62.
[20] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 60. [21] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 61. [22] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 62. [23] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 64. [24] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 66. [25] По материалам: Козлов В.В. Корпоративная культура: учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. С. 76-77. [26] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 66. [27] По материалам: Организационная культура: учеб. пособие для студентов / И.В.Грошев, В.М.Юрьев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 41.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 11996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |