Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология Г. Хофстеда




Голландский ученый, профессор антропологии, социальный психолог Г. Хофстед[8] с 1960 по 1980 г. исследовал национальные культуры 70 стран мира, на основе чего вывел многофакторную модель ценностей (объектом исследования являлась транснаци­ональная корпорация IBM).

Предлагаемая Г. Хофстедом терминология для описания на­циональной культуры включает в себя пять параметров (общих показателей), которые он назвал «измерениями», поскольку они встречаются почти во всех возможных комбинациях (рис. 3.5):

§ индивидуализм — коллективизм;

§ дистанция власти (большая — малая);

§ неприятие (избегание) неопределенности (сильное — сла­бое);

§ мужественность — женственность;

§ ориентация (долгосрочная — краткосрочная). Представляется, что эти параметры не зависят друг от друга.

Рис. 3.5. Показатели национальной культуры[9]

 

Данные, полученные в ходе обследования работников транс­национальной корпорации IBM, позволили Г. Хофстсду присвоить стране, представленной в базе данных, количественный рейтинг (от 0 до 100) по каждому из этих измерений. Указанные пять из­мерений были идентифицированы с помощью многомерного ста­тистического анализа (факторного анализа) и теоретических рас­суждений. Результаты сравнительного анализа переменных куль­туры некоторых стран и регионов приведены в табл. 3.5. Переменными являлись средние значения или процентные со­отношения ответов на различные вопросы о ценностях.

Рассмотрим подробнее эти параметры (измерения).

Индивидуализм — коллективизм. Это степень, с которой люди предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы, и наоборот.

Фундаментальным здесь является вопрос о связи индивиду­ума с окружающим обществом.

Таблица 3.5

Результаты сравнительного анализа переменных культуры некоторых стран и регионов[10]

 

Страна, регион Обозначение Переменные культуры страны
дв нн И — К М—А—Ж ДО
Австрия AUT М с и м с
Великобритания G8R М с и м в
Венесуэла VEN Б в к м с
Греция GRE Б в к А с
Германия GER М с и м с
Голландия GOL м с и ж в
Гонконг (Сянган) НОК В н к м н
Западная Африка WAF Б с к ж н
Италия ITA С в и м с
Индонезия   Б н к ж н
Канада CAN М н и А в
Китай CHINA Б с к ж в
Мексика МЕХ Б в к м с
Норвегия NOR М с и ж с
Россия BUS Б в к ж н
Сингапур SIN Б н к А в
США USA М н и м н
Франция FRA Б в и ж с
Финляндия FIN М с и ж с
Швеция SWE м н и ж с
Япония JPN с в к м в

 

Примечание.

Степень проявления: В —высокая,Н — низкая.Б —бспьшая,С — средняя, М —малая.

ДВ —дистанция власти;

НН — неприятие (избегание) неопределенности;

И — К — индивидуализм — коллективизм;

М —А —Ж —маскулинность (мужественность) — андроганность —женственность;

ДО — длительность ориентации.

 

Различия организационных культур по параметру «индиви­дуализм — коллективизм» («И — К») приведены в табл. 3.6.

Дистанция власти. Дистанция (зона) власти — это степень не­равенства между людьми, которую они считают допустимой или нормальной.

Фундаментальным здесь является вопрос о том, как общество справляется с фактом неравенства людей. По признаку «дистанция власти» характеризуется уровень демократизации (авторитаризации) стиля управления. Вводятся понятия низкого или высокого индексов дистанции власти, характеризующие глубокие различия в структуре управления организацией, системе распределения ролей и т.п.

 

 

Таблица 3.6

Различия организационных культур по параметру «индивидуализм- коллективизм»[11]

Организации с низкими показателями «И — К» («коллективистская» куль­тура) Организации с высокими показате­лями «И — К» («индивидуалист­ская» культура)
Работники ожидают, что организация будет заниматься их личными делами и защищать их интересы, поэтому жизнь организации в значительной степени влияет на самочувствие ее членов Сотрудники не желают вмеша­тельства организации в личную жизнь, избегают олени с ее сторо­ны; они надеются только на себя, отстаивают свои интересы; эмо­циональная независимость от ком­пании
Взаимодействие в организации осно­вано на чувстве долга и лояльности; моральные обязательства по отноше­нию к компании Организация слабо влияет на само­чувствие своих служащих, ее функ­ционирование осуществляется с расчетом на индивидуальную ини­циативу каждого члена
Менеджеры стремятся к послушанию и порядку, в качестве главных целей в жизни называют долг, опыт и пре­стиж Менеджеры стремятся к лидерству и разнообразию, в качестве главных цепей в жизни называют удовольст­вия и безопасность
Менеджеры оценивают свое положе­ние, ставя на первое место уверен­ность и стабильность Менеджеры оценивают свое поло­жение, ставя на первое место свою самостоятельность
Руководители придерживаются тради­ционных взглядов на формы поддер­жания активности подчиненных, не одобряя инициативы работников или групповой активности Руководство находится в курсе последних идей и методов, пыта­ется воплотить их на практике, придерживается современных взглядов на стимулирование ини­циативы работников или групповой активности
Групповые решения считаются более привлекательными, чем индивидуаль­ные; принятие решений на основе личных отношений Индивидуальные решения более привлекательны, чем групповые; главный упор делается на формаль­но-деловой принцип
Продвижение осуществляется в соот­ветствии со стажем работы; установ­лен более длительный период учени­чества, предшествующий получению определенной должности Продвижение по службе осуществ­ляется внутри или вне организации на основе компетенции и «рыночной стоимости» индивида; установлен менее длительный период учениче­ства, предшествующий получению определенной должности
Социальные связи внутри организации характеризуются сплоченностью Социальные связи внутри организа­ции характеризуются известной дис­танционностью
Организации с низкими показателями «И — K» («коллективистская» куль­тура) Организации с высокими показате­лями «И — К» («индивидуалист­ская» культура)
Отношения между администрацией и работниками базируются обычно на моральной основе, на основе личност­ных взаимоотношений (т.е. оценива­ется сама личность) Отношения между администрацией и работниками основываются обыч­но на учете личного вклада работни­ка (т.е. оценивается деятельность личности)

 

Каж­дая организация обладает своей степенью социально одобряемого неравенства статусов работников (табл. 3.7).

Анализируя содержание табл. 3.7, можно сделать вывод, что высокий индекс дистанции власти означает признание того, что иерархия — это природное неравенство, приказы не обсуждаются, сила преобладает над правом, высшее руководство недоступно, сотрудники опасаются выражать свое мнение, высказывать несо­гласие, не слишком доверяют друг другу.

Таблица 3.7

Основные отличительные особенности

организаций с низким и высоким показателем «дистанция власти» (ДВ)[12]

Организации с низким показате­лем ДВ Организации с высоким показате­лем ДВ
Тенденция к децентрализации, руко­водители склонны при принятии ре­шений советоваться с подчиненными Тенденция к централизации, руково­дители принимают решения на авто-кратичной и патерналистской основе
Постоянный надзор и контроль оце­нивается подчиненными негативно. Организация имеет форму сплюсну­той пирамиды Постоянный надзор и контроль оце­нивается подчиненными позитивно. Организация имеет вид высокой ост­роконечной пирамиды
Сильная производственная этика: не верят, что человек может не любить работать Слабая производственная этика: скорее верят, чем не верят, что чело­век может не любить работу
Менеджерам больше нравится на­чальник, непосредственно участву­ющий в работе Менеджерам больше нравится дирек­тивный и мотивирующий начальник
В отношении стиля принятия реше­ний менеджером предпочтения под­чиненных отданы консультативному, компромиссному стилю В отношении стиля принятия реше­ний менеджером предпочтения под­чиненных поляризованы между автократично-патерналистским стилем и правилом подчинения меньшинства большинству
Работники не боятся выражать несо­гласие с начальством Работники боятся выражать несогла­сие с начальством
Работники проявляют большую го­товность к кооперации Работники менее склонны доверять друг другу
Малочисленность управляющего состава Многочисленность управляюще-контролирующего персонала
Смешанные настроения по поводу участия подчиненных в процессе управления Идеологическая поддержка участия подчиненных в процессе управления
Рабочие обладают тем же статусом, что и служащие Служащие обладают более высоким статусом, чем рабочие
Относительно небольшая диффе­ренциация заработной платы Значительная дифференциация за­работной платы

 

Низкий индекс, в свою очередь, означает, что в организации до­вольно четко обозначено неравенство ролей, а иерархическое руко­водство ориентируется на удобный для работников стиль управления. Первенствует право, а не сила, высшие руководители доступны, для изменения существующей иерархии достаточно перераспределения власти; между управляющими и подчиненными существует скрытая гармония, а между рядовыми сотрудниками — солидарность.

Неприятие (избегание) неопределенности. Стремление избе­гать неопределенности — это степень предпочтения людей дей­ствовать как индивидуумы (находясь в условиях свободных со­циальных связей, сами заботясь о себе и своих близких), а не как члены какой-то группы, и наоборот. Исследования показывают, что, как правило, в организациях с высоким индексом стремле­ния к избеганию неопределенности руководители в большей степени заняты частными вопросами и деталями, ориентирова­ны на выполнение задания, используют более или менее посто­янный стиль управления, не любят принимать рискованных ре­шений и брать на себя ответственность; низкая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление. В организациях с низким значением данного индекса руководители предпочитают заниматься стратегическими вопросами, ориенти­рованы на людей и придерживаются гибкого стиля управления, готовы принимать рискованные решения и брать всю полноту ответственности на себя; высокая текучесть кадров рассматри­вается как нормальное и позитивное явление (табл. 3.8).

Таблица 3.8

Основные отличительные особенности организаций

с низким и высоким показателем «неприятие (избегание) неопределенности» (НН)[13]

Организации с низким показате­лем НН Организации с высоким показате­лем НН
Готовность жить сегодняшним днем Забота о будущем
Менее эмоциональное сопротивление переменам Более эмоциональное сопротивле­ние переменам
Меньший разрыв между поколениями Геронтократия: как правило, высо­кие посты занимают пожилые люди
Устойчивая мотивация на достижение целей; надежда на успех Низкая мотивация на достижение цепей; боязнь успеха
Большая готовность к риску Слабая готовность к риску
Более сильная ориентация на индиви­дуальные достижения Менее сильная ориентация на ин­дивидуальные достижения
Предпочтение карьеры менеджера карьере специалиста Менеджер должен быть специалис­том в той области, которой руко­водит
Предпочтение отдается более широ­ким директивам Предпочтение отдается четким тре­бованиям и инструкциям
Возможность нарушения правил из прагматических соображений Невозможность нарушения правил
Наличие конфликта в организации — нормальная ситуация Конфликт а организации нежела­телен
Соперничество и конкуренция между работниками — нормальное и продук­тивное явление; убеждение, что конку­ренция между работниками должна быть честной Соревнование и конкуренция между сотрудниками не приветствуются
Симпатии отдаются индивидуальному и авторитарному решению Требование консенсуса и консуль­тативного лидерства
Руководитель не является специалис­том в сфере управления Руководитель должен быть экспер­том в сфере управления
возможно полное делегирование пол­номочий подчиненным Инициативу подчиненных следует контролировать
Высокая готовность к достижению компромисса с оппонентами Низкая готовность к компромиссу с оппонентами
Более высокая толерантность к неяс­ности в оценке собственной работы (низкий уровень удовлетворенности) Низкая толерантность к неясности в оценке собственной работы (высо­кий уровень удовлетворенности)
Работники предпочитают небольшие организации Работники предпочитают крупные организации

 

Мужественность — женственность.

Общества с жестким со­циальным разделением ролей между полами Г. Хофстед назвал мужественными, а общества со слабым разделением ролей — жен­ственными.

Фундаментальным здесь является вопрос о распределении ро­лей между полами. Этот параметр организационной культуры от­ражает мотивационную направленность персонала на достижение цели или выполнение задания. Само название этого параметра связано с осмыслением традиционных семейных ролей мужчины и женщины. Мужчина, как правило, демонстрируя силу, должен обеспечивать жизнь семьи, а женщина — заниматься улучшением качества жизни. Следовательно, мужская роль применитель­но к организации предполагает «жизнь для работы», т.е. ориен­тацию на достижение цели, а женская роль — работу «ради жиз­ни», т.е. ориентацию на выполнение задания. Впервые эти различия (табл. 3.9) выявил американский социолог Ф. Херцберг.

Следовательно, в «мужских» организационных культурах гу­манизация труда понимается как возможность быть признанным, самореализоваться, сделать карьеру. В «женских» же организа­ционных культурах гуманизация труда рассматривается прежде всего как наличие постоянного внимания к сотрудникам, хоро­ших отношений между членами организации.

От характера организационной культуры зависят и способы решения конфликтов: в «мужских» организациях конфликт но­сит характер открытого и жесткого противостояния, которое обычно доводится до логического конца. В «женских» органи­зациях конфликт чаше имеет скрытый характер и урегулирова­ние отношений осуществляется путем переговоров.

Таблица 3.9

Различия между «мужской» и «женской» культурами[14]

«Мужская» культура «Женская» культура
Мужчина должен зарабатывать, а женщина — воспитывать детей Мужчина не обязательно должен зарабатывать на жизнь, он может заниматься воспитанием детей
Мужчина должен доминировать в лю­бой ситуации Различия между полами не влияют на занятие властных позиций
Успех — единственное, что значимо в жизни Качество жизни является важным моментом
Жизнь ради работы Работать, чтобы жить
Важным является наличие денег и хороших материальных условий Важным является наличие мужчин и окружения
Надо стремиться всегда быть луч­шим Ориентация на равенство, без попы­ток казаться лучше других
Независимость Приветствуется солидарность
Нацеленность на максимальную реа­лизацию своих претензий Нацеленность на оказание услуги
Решения принимаются на основе рационального размышления Решения принимаются на основе интуиции

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.