КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология Г. Хофстеда
Голландский ученый, профессор антропологии, социальный психолог Г. Хофстед[8] с 1960 по 1980 г. исследовал национальные культуры 70 стран мира, на основе чего вывел многофакторную модель ценностей (объектом исследования являлась транснациональная корпорация IBM). Предлагаемая Г. Хофстедом терминология для описания национальной культуры включает в себя пять параметров (общих показателей), которые он назвал «измерениями», поскольку они встречаются почти во всех возможных комбинациях (рис. 3.5): § индивидуализм — коллективизм; § дистанция власти (большая — малая); § неприятие (избегание) неопределенности (сильное — слабое); § мужественность — женственность; § ориентация (долгосрочная — краткосрочная). Представляется, что эти параметры не зависят друг от друга. Рис. 3.5. Показатели национальной культуры[9]
Данные, полученные в ходе обследования работников транснациональной корпорации IBM, позволили Г. Хофстсду присвоить стране, представленной в базе данных, количественный рейтинг (от 0 до 100) по каждому из этих измерений. Указанные пять измерений были идентифицированы с помощью многомерного статистического анализа (факторного анализа) и теоретических рассуждений. Результаты сравнительного анализа переменных культуры некоторых стран и регионов приведены в табл. 3.5. Переменными являлись средние значения или процентные соотношения ответов на различные вопросы о ценностях. Рассмотрим подробнее эти параметры (измерения). Индивидуализм — коллективизм. Это степень, с которой люди предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы, и наоборот. Фундаментальным здесь является вопрос о связи индивидуума с окружающим обществом. Таблица 3.5 Результаты сравнительного анализа переменных культуры некоторых стран и регионов[10]
Примечание. Степень проявления: В —высокая,Н — низкая.Б —бспьшая,С — средняя, М —малая. ДВ —дистанция власти; НН — неприятие (избегание) неопределенности; И — К — индивидуализм — коллективизм; М —А —Ж —маскулинность (мужественность) — андроганность —женственность; ДО — длительность ориентации.
Различия организационных культур по параметру «индивидуализм — коллективизм» («И — К») приведены в табл. 3.6. Дистанция власти. Дистанция (зона) власти — это степень неравенства между людьми, которую они считают допустимой или нормальной. Фундаментальным здесь является вопрос о том, как общество справляется с фактом неравенства людей. По признаку «дистанция власти» характеризуется уровень демократизации (авторитаризации) стиля управления. Вводятся понятия низкого или высокого индексов дистанции власти, характеризующие глубокие различия в структуре управления организацией, системе распределения ролей и т.п.
Таблица 3.6 Различия организационных культур по параметру «индивидуализм- коллективизм»[11]
Каждая организация обладает своей степенью социально одобряемого неравенства статусов работников (табл. 3.7). Анализируя содержание табл. 3.7, можно сделать вывод, что высокий индекс дистанции власти означает признание того, что иерархия — это природное неравенство, приказы не обсуждаются, сила преобладает над правом, высшее руководство недоступно, сотрудники опасаются выражать свое мнение, высказывать несогласие, не слишком доверяют друг другу. Таблица 3.7 Основные отличительные особенности организаций с низким и высоким показателем «дистанция власти» (ДВ)[12]
Низкий индекс, в свою очередь, означает, что в организации довольно четко обозначено неравенство ролей, а иерархическое руководство ориентируется на удобный для работников стиль управления. Первенствует право, а не сила, высшие руководители доступны, для изменения существующей иерархии достаточно перераспределения власти; между управляющими и подчиненными существует скрытая гармония, а между рядовыми сотрудниками — солидарность. Неприятие (избегание) неопределенности. Стремление избегать неопределенности — это степень предпочтения людей действовать как индивидуумы (находясь в условиях свободных социальных связей, сами заботясь о себе и своих близких), а не как члены какой-то группы, и наоборот. Исследования показывают, что, как правило, в организациях с высоким индексом стремления к избеганию неопределенности руководители в большей степени заняты частными вопросами и деталями, ориентированы на выполнение задания, используют более или менее постоянный стиль управления, не любят принимать рискованных решений и брать на себя ответственность; низкая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление. В организациях с низким значением данного индекса руководители предпочитают заниматься стратегическими вопросами, ориентированы на людей и придерживаются гибкого стиля управления, готовы принимать рискованные решения и брать всю полноту ответственности на себя; высокая текучесть кадров рассматривается как нормальное и позитивное явление (табл. 3.8). Таблица 3.8 Основные отличительные особенности организаций с низким и высоким показателем «неприятие (избегание) неопределенности» (НН)[13]
Мужественность — женственность. Общества с жестким социальным разделением ролей между полами Г. Хофстед назвал мужественными, а общества со слабым разделением ролей — женственными. Фундаментальным здесь является вопрос о распределении ролей между полами. Этот параметр организационной культуры отражает мотивационную направленность персонала на достижение цели или выполнение задания. Само название этого параметра связано с осмыслением традиционных семейных ролей мужчины и женщины. Мужчина, как правило, демонстрируя силу, должен обеспечивать жизнь семьи, а женщина — заниматься улучшением качества жизни. Следовательно, мужская роль применительно к организации предполагает «жизнь для работы», т.е. ориентацию на достижение цели, а женская роль — работу «ради жизни», т.е. ориентацию на выполнение задания. Впервые эти различия (табл. 3.9) выявил американский социолог Ф. Херцберг. Следовательно, в «мужских» организационных культурах гуманизация труда понимается как возможность быть признанным, самореализоваться, сделать карьеру. В «женских» же организационных культурах гуманизация труда рассматривается прежде всего как наличие постоянного внимания к сотрудникам, хороших отношений между членами организации. От характера организационной культуры зависят и способы решения конфликтов: в «мужских» организациях конфликт носит характер открытого и жесткого противостояния, которое обычно доводится до логического конца. В «женских» организациях конфликт чаше имеет скрытый характер и урегулирование отношений осуществляется путем переговоров. Таблица 3.9 Различия между «мужской» и «женской» культурами[14]
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |